Вместе со многими молодыми людьми своего поколения А. Твардовский поверил в новую жизнь, в то, что она будет для крестьян лучше прежней. В своих стихотворениях середины 1920-х годов и последующих лет воспел колхозную деревню. Большую известность имела в свое время его поэма «Страна Муравия», герой которой — Никита Моргунок — мечтал найти свое крестьянское счастье. Подобно героям поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Никита отправляется в путь искать страну счастья — Муравию, где «земля в длину и в ширину — / Кругом своя. / Посеешь бубочку одну, / и та — твоя». Однако в отличие от некрасовских героев Моргунок понял главное — что счастье может быть только в колхозной жизни. Не усомнился в правильности выбранного народом, а вернее, за народ пути А. Твардовский и после того, как семья его — отец, деревенский кузнец, мать, братья были раскулачены, сосланы на север, натерпелись много горя. Лишь спустя десятилетия, с обостренным чувством личной вины поэт вернется к тем годам, напишет о них иначе, чем в молодости.
Уже в ранних стихотворениях поэта ощущается его незаурядный талант. В полную силу он проявился в годы Великой Отечественной войны. В те годы А. Твардовский разделил горе народа, особенно больно ему было сознавать, что родная его сторона, Смоленщина, захвачена врагами. Стихи. А. Твардовского военных и послевоенных лет — образец высочайшей лирики. Поэт видит войну глазами рядового ее участника, герои его стихов — солдаты, беженцы, крестьяне, дома которых случились на фронтовых путях. В стихотворениях этих лет у А. Твардовского отчетливо звучат народно-поэтическое традиции, иногда они близки к народным песням, иногда прямо их используют. Так, начиная свое стихотворение строками известной народной песни «Позарастали стежки-дорожки», автор далее пишет свой, фронтовой ее вариант: «Позарастали / Мохом-травою / Окопы наши / Перед Москвою». Народная песня, оставаясь близкой читателю, переосмысливается поэтом.
Одной из вершин лирики А. Твардовского стало его стихотворение «Я убит подо Ржевом», датированное 1945-1946 годами. Не случайно здесь упоминание Ржева — именно там шли самые кровопролитные за всю войну бои, были самые страшные потери. Само это слово стало символом трагедии войны. Стихотворение А. Твардовского — это страстный монолог, который мертвый адресует живым. В нем звучит и полное горечи осознание необратимости случившегося: И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.
Но в этом же стихотворении есть и другой мотив — чувство того, что долг перед Родиной выполнен до конца, что «…недаром боролись / Мы за Родину-мать». И по праву человека, который отдал все, что у него было, мертвые зовут живых к ответу: Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье – Эта кара страшна.
В этих строках поэт опирается на очень глубокие народные традиции, восходящие к древним временам. Не случайно здесь и обращение — «братья», в нем — тоже определенная традиция.
Судьба народная отразилась в самом известном произведении А. Твардовского военных лет — поэме «Василий Теркин». Это «Книга про бойца», как назвал ее сам автор, книга о народе и для народа, адресованная не избранному кругу любителей поэзии, а рядовым бойцам. Этим определяется и ее художественный язык — доступный и понятный.
Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русским языке… — так сам поэт обозначает свою задачу. Его герой, Василий Теркин, обладает завидной литературной судьбой. Он сошел со страниц поэмы, активно вошел в жизнь, многие бойцы писали автору, что знали Теркина лично, а иногда и письма ему адресовали. Созданный А. Твардовским образ — это воплощение народного характера в его лучших проявлениях. При этом он не являет собой отвлеченный идеал, это живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его характере соединились черты героя народных сказок о лихом и находчивом солдате, героя народных песен — есть в народном творчестве специальный жанр — солдатские песни, героя народных преданий и легенд о богатырях и черты, восходящие к литературным традициям — например, чем-то похож он на персонажей «Севастопольских рассказов» Л. Толстого. Теркин — это стойкий боец, закаленный трудностями жизни, труженик, мастер на все руки — и плотник, и печник, и часы починить умеет, лихой гармонист и балагур, слово которого жадно ловят слушатели. Войну он воспринимает как трудную, но необходимую работу, не проявляет показного геройства, не говорит громких слов — даже о самом высоком, о своей любви к родине. Он говорит обыденно-просто и вместе с тем с поразительной искренностью, глубиной чувства: …Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят. Сколько лет живем на свете? Тыщу?.. Больше? То-то, брат! Герой поэмы не отделяет свою жизнь от жизни страны — отсюда и эти слова о том, что живем на свете больше «тыщи» лет.
Новой вершиной творчества А. Твардовского и всей русской поэзии XX века стали его стихи и поэмы 1950-60-х годов. В них автор вновь и вновь обращается к теме народной судьбы, заново переосмысливает многое случившееся в жизни его соотечественников за полвека. Обращается он и к самому сокровенному — судьбе своих близких, с которыми так жестоко расправилась когда-то власть. Эта тема пронизывает и лирику А. Твардовского, и его поэму «По праву памяти». «Памяти матери» — так назван один из циклов его стихов, датированный 1965 годом. Не только о своей матери, о трагической судьбе всего русского крестьянства пишет в нем автор. Время вмешалось в жизнь людей, которые от веку жили и работали на земле, сорвало их с родных мест. И если в народной песне пелось о том, как «…прощалась / Навек с матерью родной, / Если замуж выходила / Девка на берег другой», то в XX веке русским крестьянкам досталась иная судьба, «иные перевозы / В жизни видеть привелось». Разрушен веками складывавшийся лад народной жизни, все лучшее, что было в деревенской жизни, истреблено, настоящие труженики, такие как отец автора поэмы «По праву памяти», оказались врагами на родной земле.
Подводя итог, можно сказать, что судьба народа стала ведущей темой в творчестве А. Твардовского, сделав его значительным явлением русской литературы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/