Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Тема покаяния в вечернем и утреннем правиле»

Согрешили перед Господом и апостол Петр, и Иуда Искариот, первый – своим троекратным отречением от Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 26: 69–75;           Мк. 14: 66–72; Лк. 22: 56–62; Ин. 18: 15–18, 25–27), второй – тем, что предал Его  (Мф. 26: 14–16, 48, 49; Мк. 14: 10, 11, 44, 45; Лк. 22: 3–6, 47). Оба они раскаялись в содеянном. Однако раскаяние Иуды Искариота привело его к самоубийству          (Мф. 27: 3–8; Деян. 1: 18, 19) – он так и не смог переступить через свою гордыню и принести покаяние перед Господом, а покаявшемуся Петру Иисус Христос повелел: «Паси овец Моих» (Ин. 21: 15–17).

Написание сочинения за 4 часа

1.    О ПОКАЯНИИ И МОЛИТВЕ

Согрешили перед Господом и апостол Петр, и Иуда Искариот, первый – своим троекратным отречением от Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 26: 69–75;           Мк. 14: 66–72; Лк. 22: 56–62; Ин. 18: 15–18, 25–27), второй – тем, что предал Его  (Мф. 26: 14–16, 48, 49; Мк. 14: 10, 11, 44, 45; Лк. 22: 3–6, 47). Оба они раскаялись в содеянном. Однако раскаяние Иуды Искариота привело его к самоубийству          (Мф. 27: 3–8; Деян. 1: 18, 19) – он так и не смог переступить через свою гордыню и принести покаяние перед Господом, а покаявшемуся Петру Иисус Христос повелел: «Паси овец Моих» (Ин. 21: 15–17).

Следовательно, из–за отсутствия покаяния гибнет человек (Лк. 13: 5). Тогда со всей очевидностью становятся понятными призывы Иоанна Крестителя к покаянию (Мф. 3: 2, 8; Лк. 3: 8), суть его крещения в воде в покаяние для прощения грехов   (Мф. 3: 11; Мк. 1: 4;  Лк. 3: 3), и первая тема проповеди Господа – тема покаяния   (Мф. 4: 17; Мк. 1: 15).

Но каким образом приносить покаяние? Священное Писание дает нам однозначный ответ – в молитвенном обращении к Господу и яркий пример такого молитвенного покаяния явлен нам благоразумным разбойником (Лк. 23: 42). Некоторые мысли ряда святых отцов Церкви о молитве приведены в Прил. 1, а о покаянии – в Прил. 2.

Оставляя за скобками анализ приведенных в Приложениях суждений, отметим только, что из данных изречений со всей очевидностью следует, что в молитвенном обращении к Господу должна принимать участие не только наша мысль, наш ум, но главным образом наши чувства, наше сердце.

Профессор Московской Духовной Академии Е.К. Скурат, обобщая христианское учение о молитве, отмечает, что молитва относится к числу таинственных явлений духовной жизни человека, отсюда автор делает вывод о невозможности точного ее определения и указания всех ее видов [13].

Русский православный богослов и философ М.В. Лодыженский указывает на три главные элемента молитвы [7], которые кратко могут быть сформулированы как:

§ мысли и представления о Боге как Вседержителе, о Его свойствах, о счастье ощущать Бога и стремлении созерцать Его Божественную красоту;

§ мысли о своем несовершенстве, т.е. стремлении к чувству смирения и раскаяния через воспоминание о своих соделанных делом, словом или помышлением грехах;

§ обращение к Богу с мольбой помочь в борьбе со страстями, помочь в укреплении решимости не повторять грехопадений.

При этом автор акцентирует внимание на неотъемлемости совмещения в молитве акта христианского покаяния и упражнения в смирении [7].

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

О связи покаяния и молитвы замечательно говорит афонский старец Паисий: «Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию и ты будешь пребывать в ней. И чего бы ты ни попросил для своего спасения или для пользы других, то даст тебе Бог» [8, с. 16].

Духовник Свято–Успенской Пюхтицкой обители иеромонах Петр (Серегин)  (1895 – 1982 г.г.) так описывает необходимость совершения молитвенного правила: «Молитвенное правило надо совершать … для того, чтобы покаянием извергнуть из себя неправду, отраву греховную и причаститься животворящей благодати Божией» [9].

Но почему именно утром и вечером требуется совершать молитвенное правило? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии (Мф. 14: 23; Мк. 1: 35; 6: 46) – так молился Господь наш Иисус Христос. Утром, в полдень, вечером, в полночь и вообще ночью молился и ветхозаветный псалмопевец святой Давид (Пс. 54: 18;  6: 7; 118: 62). Также дополнительное обоснование мы можем найти в контексте высказывания свт. Игнатия (Брянчанинова) о смысле покаяния: «Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния» [4]. Именно так мы, христиане, должны вести себя на границе дня и ночи: вечером готовясь с чистым сердцем к встрече с Женихом, а утром – с открытым сердцем к принятию воли Господа на день грядущий.

Иеромонах Петр (Серегин) дает началу утреннего молитвенного правила «…восстав от сна, рцы» [6, с.289] следующий комментарий: «Это мудрое наставление дано для того, чтобы молитва утверждалась в душе, еще не обремененной житейскими попечениями … т.к. от греховного сердца рождаются такие же и мысли, пресекающие молитву» [10]. Он также говорит, что для того, чтобы «иметь доброе настроение на весь день», необходимо вечером усерднее молиться и как можно дольше хранить «утреннее целомудрие сердца».

Итак, молитвенные правила удерживает молящегося в спасительном покаянии и смирении, учит его непрестанному самоосуждению, питает христианина умилением, «укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердного Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и ближним» [4]. Подытожить сказанное можно образным высказыванием прп. Ефрема Сирина: «Если одежды твои нечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих … восстань и молитвою очисти одежды свои. Молитва есть матерь грешных, слезами исцеляет она язвы их и делает их здравыми, как врач» [3].

2. ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ И УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ

ПРАВОСЛАВНОГО МИРЯНИНА

2.1. ПОДХОД  К рассмотрению ТЕМЫ ПОКАЯНИЯ

Святые отцы Церкви подразделяют состояние естества человеческого на естественное, т.е. состояние по сотворении; нижеестественное, т.е. состояние по падении и сверхъестественное, т.е. состояние по искуплении.

Нас, разумеется, в первую очередь интересует состояние по искуплении, т.е. состояние после Крещения. Это состояние свт. Василий Великий определяет так: «Через Крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его» [18].

Однако, как подчеркивает свт. Игнатий (Брянчанинов), для большинства христиан эти изменения остаются до времени неизвестными, поскольку они крестились в младенчестве, «… с детства предавались занятиям, принадлежащим преходящему миру и падшему естеству» [5, с. 364].

Естественным же отношением частей человеческой природы является подчинение тела душе, души духу, дух же погружен в Бога. При этом сила духа над душой зависит от соприсущего ему Божества, сила же души над телом – от обладающего ею духа.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

При отпадении человека от Бога дух потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышенная духом, подчинилась телу. Человек из области духовного снизошел в область чувственного. Такое состояние и соотношение составных частей существа человеческого свт. Феофан Затворник сравнивает со зрительной трубой, когда ее части вдвинуты одна в другую [15].

Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета приписывает все зло преобладанию плоти, преданности человека ей (Быт. 6: 3; Пс. 48: 13; Гал. 6: 8;                   Рим. 7: 5;  8: 5 – 8; Еф. 2: 3; 2Пет. 2: 10; Иуд. 19). Аналогичным образом порицается и душевность человека, не принявшего благодати Божией или потерявшего ее              (1 Кор. 2: 14; Иак. 3: 15). «Слова: душевный, земной, не Божий, однозначительны…», – замечает свт. Феофан Затворник [15, с. 192]. Таким образом, для человека мертвящая сила греха состоит в:

§   отчуждении его от жизни Божией (Еф. 2: 12; 4: 18);

§   расстройстве гармонии во взаимодействии сил его природы, в делании мертвых дел   (Евр. 6: 1; 9: 14);

§   отравлении души и тела и, как следствие, в получении вечной смерти (Быт. 3: 19).

Путь исправления, восстановления гармонии в естестве частей человеческих, по мысли святых отцов [5, 15, 18], следующий. Приняв слово до разделения души и духа (Евр. 4: 12), человек должен взять свою душу и принести ее в жертву Богу             (Мф. 10: 39), удалиться от похотей (1 Пет. 2 : 11), подчинить душу спасительному слову (Иак. 1:21), и таким образом преобразовать ее всю, назидая ее духом через веру и послушание истине (1 Пет. 1: 22; Иуд. 1: 20), приучить ее предавать себя в благотворение (1 Пет. 4: 19). Работая Богу всею душою (Еф. 6: 6; Мф. 22: 37), человек обретает покой своей душе (Мф. 11: 29), достигая верою спасение для нее (1 Пет.1: 9). Следовательно, у такого человека духовная составляющая совершенно поглощает жизнь плотскую и душевную. Однако собственно исправление, восстановление гармонии в естестве частей и сил человеческих невозможно начать без принесения покаяния Господу в ежедневном молитвенном стоянии перед Ним [1 – 5, 12, 15].        В структуре же самого ежедневного покаяния протоирей Владислав Свешников выделяет:

§ искание милости Божией;

§ понимание своего преступления, вины и некой неизбежности нечистой жизни;

§ стремление очиститься от греховного прошлого и получить сверхъестественные силы на будущее;

§ обещание приложить старания, чтобы не грешить впредь;

§ ощущение обновления [1].

Итак, из сказанного в параграфе можно выделить три направления для исследования темы покаяния в утреннем и вечернем правиле:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

1.   Покаянное обращение христианина к Господу о прощении грехов, об очищении и избавлении его от мертвящей силы греха.

2.   Покаянная молитва к Господу нашему Иисусу Христу о восстановлении должного состояния и потерянной взаимопомощи сил естества человеческого и, прежде всего, сердца, разума и воли.

3.   Покаянное взывание к помощи Божией в исправлении, восстановлении гармонии в естестве частей человеческих, в принятии истинного состояния частей человеческого существа – совершенного духа, души и тела.

2.2. ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ ПРАВИЛЕ

«Разве двери покаяния туги и разве самим нам не отворить их себе?», – вопрошает протоиерей Родион Путятин и сам отвечает: «Действительно, туги они иногда для нас бывают, и самим нам, без помощи Божией, никак не отворить их» [12].

Молитвы вечернего и утреннего правил содействуют в «отворении дверей покаяния», помогают нам вспомнить о грехах наших, покаяться в них, омыв их своими слезами. Главное содержание молитвенного правила, как отмечают святые отцы [3, 5, 15] – это настроить душу христианина на частное общение с Богом, пробудить в нем покаянные мысли, очистить сердце от греховной скверны. Поэтому христианин должен тщательно исполнять положенное, научаясь молиться, по словам апостола Павла, «во всякое время духом  … со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6: 18).

В качестве основы для рассмотрения темы покаяния в вечернем и утреннем правиле мы используем Молитвы на сон грядущий и Молитвы утренние, напечатанные в Каноннике [6, с. 272 – 300].

Первый шаг к покаянию, к покаянной молитве – это прощение грехов              (Мф. 6: 14, 15; Мк. 11: 25, 26) и не случайно, что вступление в Великую Четыредесятницу предваряется Прощенным Воскресением, когда все верующие испрашивают прощение друг у друга. Но больше всего мы согрешаем перед своим Творцом. Именно по этому с самой предначинательной молитвы вечернего молитвенного правила мы молим Господа: «ГDи ї}се хrтE б9е нaшъ, поми1луй нaсъ». Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас Своим заступничеством перед Своим Сыном.

В молитвенном обращении к Святому Духу мы просим Его: «w6чи1сти ны2 t всz1кіz скве1рны», т.е. очистить нас от греха.

И вновь в Трисвятом, в этой Ангельской песне, обращаясь ко всем Лицам Пресвятой Троицы, мы покаянно умоляем Бога: «поми1луй на1съ».

В молитве к Пресвятой Троице мы покаянно обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе: «Прест7а1я трbце, поми1луй на1съ», а потом к каждому Лицу Пресвятой Троицы отдельно: к Богу Отцу: «w6чcти грэхи2 на1ша»; к Богу Сыну: «прости2 беззакw1ніz на6ша»; к Богу Духу Святому: «посэти2 и3 и3сцэли2 не1моwщи на1шz», фактически прося Пресвятую Троицу сделать нас достойными вхождения в Царство Небесное.

В молитве Господней мы сознавая всеведение Божие раскрываем перед Ним степень нашей готовности к покаянию: «и3 w6ста1ви на1мъ до1лги на1ша, я4коже и3 мы2 w6ставлz1емъ должникw1мъ на1шымъ», предваряя ее словами о своей готовности принять волю Божию и жить по ней: «да бу1детъ во1лz твоz1, я4ко на нб7си2 и3 на земли2».

Таким образом, в обычном полном начале молитвенного правила мы, грешные, покаянно умоляя Господа по Его милости спасти нас, свидетельствуем Ему о своей готовности к покаянию, усердно просим очистить нас от грехов наших, восстановить нашу падшую природу и привести ее в сверхестественное состояние – восстановить должное состояние и потерянную взаимопомощь сил и частей естества человеческого прежде всего за счет подчинения своей воли воле Спасителя. Необходимость последнего обусловлено тем, что само спасение возможно только с Божией помощью (Ин. 15: 5; Флп. 2: 12, 13), но не против воли людей, а только по их действенному желанию, вере (Мф. 11: 12; Иак. 2: 26). Соблюдение этих условий и подразумевает, прежде всего, отречение человека от своей воли, полное подчинение своего «я» воле Божией.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Итак, в начальных молитвословиях в сжатой, краткой форме сосредоточен весь смысл нашей покаянной молитвы к Господу о нашем помиловании и спасении.

Как бы обобщая, если можно так выразиться – резюмируя  покаянное обращение к Богу в обычном полном начале молитвенного правила мы взываем в тропарях к Господу: «Поми1луй нaсъ гDи, поми1луй нaсъ». Помилуй нас, потому что не находим мы себе никакого оправдания и надеемся только на Господа. В молитвенной помощи мы обращаемся и к Благословенной Богородице, т.к. Она «сп7сeніе р0да хrтіaнскагw».

Однако принять Божественную благодать наша природа может только тогда, когда все силы естества человеческого восстановят потерянную взаимную помощь, перестанут противодействовать друг другу, т.к.:

§ преобладание сердца ведет к слабости ума и непостоянству воли;

§ преобладающее  стремление   к   познаниям   ведет   к   ослаблению   деятельности, беспечности воли и холодности сердца;

§ преобладание воли всегда ведет к тому, что душа не слушает никаких убеждений и она недоступна для сердца [15].

Для дальнейшего рассмотрения темы прибегнем к понятийному аппарату, используемому свт. Феофаном Затворником на основе обобщенного им святоотеческого опыта для описания сил и частей человеческого естества. Данная святителем характеристика сил естества человеческого во взаимодействии с его частями приведена в Прил. 3.

Во 2–й молитве св. Антиоха к Господу нашему Иисусу Христу прося Пастыря: «спsща мS сохрани2 немерцaющимъ свётомъ, д¦омъ твои1мъ с™hмъ» мы также покаянно обращаемся к Господу, чтобы Он привел нашу природу в ее сверхестественное состояние, умоляем Его: «просвэти2 ќмъ м0й свётомъ рaзума с™aгw є3ђліа твоегw» – приведи силы познавательные в естественное их взаимодействие, чтобы разум управлял умом, а, следовательно, и душа управлялась духом и не была в подчинении у тела; просвети «дyшу люб0вію кrтA твоегw2» – помоги силы деятельные направить на выполнение воли Твоей, т.е. иметь христианскую совесть, жить по заповеди Любви (Ин. 13: 34); просвети «сeрдце чистот0ю словесE твоегw2» – чтобы чувства религиозные наполняли нас и, следовательно, тело не главенствовало над духом и не жили мы душевной жизнью, но духовной. В заключении же молитвы мы покаянно умоляем Господа помочь нам в нашем желании, в наших усилиях к недопущению в дальнейшем греховной жизни: «тёло моE твоeю стрaстію безстрaстною: мhсль мою2 твои1мъ смирeніемъ сохрани2».

В 3–й молитве ко Пресвятому Духу мы вновь возвращаемся к покаянной теме прощения наших грехов, сначала сегодняшних: «прости2 вс‰, є3ли6ка ти2 согрэши1хъ днeсь», а затем уже переходя как бы на другой, более общий уровень – умоляем простить и ранее совершенные: «вHльныz мо‰ грэхи2 и3 невHльныz, вёдwмыz и3 невёдwмыz: ±же t ю4ности», перечисляем их условия и обстоятельства совершения от «t нaгльства и3 ўнhніz» до «и3ли2 њ мlтвэ неради1хъ, и3ли2 и4но что2 содёzхъ лукaвое, не п0мню, т† бо вс‰ и3 бо1льша си1хъ содёzхъ». По сути же мы покаянно исповедуем грехи своего ума и сердца.

В 4–й молитве свт. Макария Великого мы как бы предварительно резюмируя ранее произнесенные покаянные прошения испрашиваем у Господа по Его благодати спасение нашей душе: «возстaви пaдшую мою2 дyшу, њскверни1вшуюсz въ безмёрныхъ согрэшeніихъ» и умоляем: «tими2 t менE вeсь п0мыслъ лукaвый ви1димагw сегw2 житіS», т.е. отклони от меня земное греховное помышление. Осознавая свою ничтожность мы вновь прибегаем к заступнической помощи: «…пречcтую бцdу мRjю, ю4же дaлъ є3си2 нaмъ грBшнымъ заступлeніе, и3 пріими2 сію2 молsщуюсz за ны2. Вёмъ бо, ћкw подражaетъ твоE чlвэколю1біе, и3 молsщисz не престаeтъ. ТоS заступлeніемъ, и3 чcтнaгw кrтA знaменіемъ, и3 всёхъ с™hхъ твои1хъ рaди, ўб0гую дyшу мою2 соблюди».

В 5–й, как и частично в 4–й, молитве мы просим прощения у Господа за согрешения сегодняшнего дня: «є4же согрэши1хъ во дни2 сeмъ сл0вомъ, дёломъ и3 помышлeніемъ, ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ прости1 ми», т.е. за греховные действия, проявившиеся во всех наших силах: познающей, деятельной и чувствующей.

В 6–й молитве мы покаянно молим Господа уже об исправлении частей естества нашего – души и тела, просим даровать им облегчение: «њслaбу души2 и3 тёлу» за счет избавления нас от страстей: «Ўстaви стремлeніе страстeй, ўгаси2 разжжє1ніz востaніz тэлeснагw».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 7–й молитве св. Иоанна Златоустого мы также покаянно обращаемся к Господу: «ГDи, ўм0мъ ли и3ли2 помышлeніемъ, сл0вомъ и3ли2 дёломъ согрэши1хъ, прости1 мz». Сознавая свою собственную неспособность, только своими силами, привести во взаимное согласование и взаимопомощь силы своего естества, мы фактически конкретизируем прошения 5–й и 6–й молитв, сначала покаянно испрашивая: «ГDи, просвэти2 моE сeрдце», т.е. помоги восстановить силы чувствующие; затем – силы познавательные, подтверждая «нeмощь и3 души2 моеS», т.е. неспособность рассудка внимать разуму; мы покаянно молим восстановить и силы наши деятельные: «дaждь ми2, по бlгодaти твоeй, положи1ти начaло бlг0е». Во второй части молитвы мы покаянно просим Господа помочь нам в наших действиях в восстановлении гармонии между силами нашего естества (фактически в молитве дается путь нашего исправления), сначала сил познавательных: «ГDи, дaждь ми2 мhсль бlгу», затем сил деятельных: «ГDи, спод0би мS … твори1ти во всeмъ в0лю твою2» и сил чувствующих: «ГDи, всели2 въ мS к0рень бlги1хъ, стрaхъ тв0й въ сeрдце моE … ГDи, спод0би мS люби1ти тS t всеS души2 моеS и3 помышлeніz».

Произнося  8–ю молитву ко Господу нашему Иисусу Христу мы прибегаем к заступнической помощи «чcтнёйшіz м™ре твоеS, и3 безпл0тныхъ твои1хъ ѓгGлъ, прbр0ка же и3 п®тeчи и3 кrти1телz твоегw2, бGоглаг0ливыхъ же ґпcлъ, свётлыхъ и3 добропобёдныхъ м§нкъ, прпdбныхъ и3 бGон0сныхъ nтє1цъ, и3 всёхъ с™hхъ» для избавления от нападения бесовского: «и3збaви мS настоsщагw њбстоsніz бэс0вскагw». Покаянно просим Господа: «Всади2 въ сeрдце моE твори1ти тво‰ повелBніz», т.к. в данном контексте рассматриваем сердце как сосредоточение всех действующих в нас сил.

В 9–й молитве ко Пресвятой Богородице, св. Петра Студийского мы каясь умоляем Владычицу нашу: «да поми1луеши, да u3крепи1ши, и3 бл7га6z твори1ти да пода1си ми», покаянно высказываем готовность принять для своего спасения волю Господа: «да бyдетъ во1лz сн7а твоего2 и3 бг7а моего2».

В 10–й молитве мы вновь прибегаем к молитвенной помощи Пресвятой Богородицы: «твои1ми мlтвами настaви мS на дэ‰ніz бlг†z, да пр0чее врeмz  животA

моегw2 без8 пор0ка прейдY, и3 тоб0ю рaй да њбрsщу».

После двух молитв, обращенных к Матери Божией мы в 11–й молитве приносим покаяние Ангелу хранителю: «вс‰ ми2 прости2». И также как у Пресвятой Девы покаянно просим и у Ангела хранителя молитвенной помощи перед Господом, Богородицею и всеми святыми: «моли2 за мS грёшнаго и3 недост0йнаго рабA, ћкw да дост0йна мS покaжеши бlгости и3 млcти всес™hz трbцы, и3 м™ре гDа моегw2 ї}са хrтA, и3 всёхъ с™hхъ».

Читая кондак Богородице мы также со смирением призываем Невесту: «ћкw и3мyщаz держaву непобэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2» и покаянно просим у Нее молитвенной помощи перед Сыном Ее и Господом нашим: «принеси2 нaшу мlтву сн7у твоемY и3 бGу нaшему, да сп7сeтъ тоб0ю дyшы нaшz».

В молитве св. Иоанникия мы покаянно признаем, что получить спасение мы можем только в Боге на Которого мы уповаем, к Которому мы стремимся и у Которого ищем покров.

Обычно начиная с молитвы св. Иоанна Дамаскина покаянная молитва приобретает как бы интимный, личностный оттенок – в монастыре с этого момента монах удаляется в свою келию и уже молится в ней один, без братьев.

В этой молитве мы покаянно признаемся в своей греховной природе: «ѕл0е же творS не престаю2: тебE гDа бGа моего2 всегдA прогнэвлsю, и3 пречcтую твою2 м™ерь, и3 вс‰ нбcныz си6лы, и3 с™aгw ѓгGла храни1телz моего2», но уповая на человеколюбие Божие и Его милость молим Господа: «гDи, … сп7си1 мz».

Далее мы поклонясь Пресвятой Троице и сознавая свое непотребство покаянно молимся Богу: «поми1луй мz».

Поклонясь Пресвятой Богородице мы молитвенно просим у Нее заступничество от всех бед и нужд душевных и телесных, молитвенной помощи перед Богом нашим.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Мы также покаянно молим о молитвенной помощи и заступничестве перед Господом:

§ всех 9–ти известных ангельских чинов: серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов;

§ великого Иоанна Предтече, Крестителя Господня;

§ всех святых всех степеней святости;

§ св. Иоанна Златоустого, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Николая чудотворца и  всех святых священноначальников;

§ свт. Михаила, свт. Петра, свт. Алексея, свт. Иоанна и свт. Филиппа, св. Романа, св. Давида и св. Владимира;

§ прп. Антония, прп. Феодосия, прп. Евфимия, прп. Феоктиста, прп. Савву, прп. Онуфрия, прп. Варсонофия, прп. Паисия, прп. Павла, св. Марка и всех преподобных;

§ вех святых жен и св. Варвару;

§ ангела хранителя.

В молитве Честному Кресту Господню мы, выражая веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство в прогнании бесов, покаянно испрашиваем помощи себе «на прогнaніе всsкагw супостaта» у Животворящего Креста Господня: «Q пречcтнhй и3 животворsщій кrте гDень, помогaй ми2 со с™0ю гпcжeю дв7ою бцdею, и3 со всёми с™hми во вёки».

Прочитав эту молитву перед самым сном и поцеловав носимый на груди крест мы произносим завершающие молитвы.

Покаянно просим Господа простить нам все наши вольные и невольные прегрешения совершаемые как днем, так и ночью, в слове и деле, с умыслом и без: «прости2, я4ко бл7гъ и3 чл7вэколю1бецъ».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Как бы подтверждая, что мы простили всех и с истинным покаянием просим прощения наших грехов, мы молитвенно обращаемся к Господу о прощении всех людей. В конце же молитвы мы покаянно просим как святой разбойник: «Помzни2, гDи, и3 нaсъ, смирeнныхъ и3 грёшныхъ и3 недост0йныхъ р†бъ твои1хъ», умоляем помочь нам подчинить духу жизнь души нашей: «просвэти2 нaшъ ќмъ свётомъ рaзума твоего2», т.е. привести части естества нашего в сверхестественное состояние: дух управляет душой, а душа управляет телом.

В конце вечернего молитвенного правила мы произносим исповедание грехов повседневное. В нем мы свидетельствуем перед Господом, что наше покаяние состоит не только в исповедании греховных дел, но более всего в желании и стремлении освободиться от пленяющих нас греховных состояний – страстей: «прешєдшаz же согрэшєніz моz милосердіемъ твоимъ прости ми, и разрэши t всэхъ сихъ». Исповедуемся же мы в разнообразных греховных действиях, которые проистекают от наших страстей и прежде всего в грехах против Бога, против ближних и против собственной души, хотя в самом молитвенном правиле их достаточно сложно разделить между собой.

Анализируя последовательность нашего вечернего покаянного молитвенного обращения к Господу в контексте внутренней логики самих молитв на сон грядущий можно, хотя и в первом приближении, проследить логику покаянного обращения к Богу перед нашим отходом ко сну.

В начальных молитвословиях, как мы уже указывали выше, в сжатой форме сосредоточен весь смысл нашей покаянной молитвы к Господу о нашем помиловании и спасении.

Основные молитвы можно разделить, естественно условно, на следующий ряд блоков:

1. Покаянное обращение к Господу о помиловании и о прощении совершенных нами грехов, источником которых в основном являемся мы сами (с 1–й по 7–ю молитву).

2. Молитва о защите нас от нападения лукавого (в 8–й молитве).

3. Раскаяние в своих грехах и взывание к молитвенной помощи всех угодников Божиих (с 8–й и до молитвы св. Иоанна Дамаскина).

4. С молитвы св. Иоанна Дамаскина и до окончания молитв на сон грядущий покаянная молитва, как мы отмечали выше, приобретает некий оттенок интимности, личностного общения с Богом – в монастырях с этого момента монах удалялся в свою келию и уже молится в ней один, без братьев. Эти покаянные молитвословия по своей сути повторяют логику молитв первых трех блоков.

Особый интерес для нас представляют молитвы первого условно–выделенного блока. Их, также условно, можно разделить на две части: первая – с 1–й по 3–ю, последовательное наше обращение ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы  (молитва 4–я как бы обобщает их) и вторая – с 5–й по 7–ю, наши молитвы ко Господу.

В покаянном аспекте логика построения первой части может быть представлена в следующей последовательности:

§ мы просим простить наши сегодняшние грехи и очистить душу (для принятия благодати), свидетельствуем о готовности жить по воле Божией, т.е. высказываем намерение отказаться от греховной жизни;

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

§ покаянно просим привести наши силы в гармоничное состояние;

§ сначала умоляя простить грехи сегодняшнего дня, просим простить и все ранее содеянные, фактически каемся в грехах ума и сердца.

Вторая часть:

§ покаянно молим простить грехи сегодняшнего дня;

§ просим исправить греховное взаимодействие частей природы нашей и прежде всего за счет избавления нас от страстей;

§ молим восстановить гармонию в силах естества нашего, обязуемся идти путем исправления, данным нам в этой 7–й  молитве Господом.

Итак, в молитвах на сон грядущий мы трижды (в начальных молитвословиях, в молитвах с 1–й по молитву св. Иоанникия, с молитвы св. Иоанна Дамаскина и до отпуста), как по числу Лиц Пресвятой Троицы, покаянно умоляем Господа по Его милости спасти нас. Свидетельствуем Ему о своей готовности к покаянию, усердно просим очистить нас от грехов наших, восстановить нашу падшую природу и привести ее в сверхестественное состояние – восстановить должное состояние и потерянную взаимопомощь сил и частей естества человеческого. Свидетельствуя о своей готовности принять волю Господа, мы также прибегаем к заступнической молитве угодников Божиих. При этом мы свидетельствуем, что восстановление нашей природы должно происходить той же последовательности, что и при приведении ее к греховному искривлению.

2.3. ТЕМА ПОКАЯНИЯ В УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ

Утреннее молитвенное правило, как и вечернее, начинается с обычного полного начала, молитвы которое было нами рассмотрено в предыдущем параграфе. Отметим только, что в тропарях после начального молитвословия мы, в отличие от молитвы на сон грядущий, покаянно обращаемся к Богу не просто помиловать нас, как это было в вечернем правиле, но сделать это и по молитвам Пресвятой Богородицы: «бж7е, бцdею поми1луй на1съ». Такой формой покаянной просьбы мы свидетельствуем, что помним о нашем молитвенном обращении к Божией Матери за помощью в вечернем правиле и показываем, что мы истинно верим в силу Ее заступнической молитвы, что Заступница не оставляет нас, т.к. есть «сп7сeніе р0да хrтіaнскагw».

В этих же тропарях, после Сла1ва, мы просим Господа: «u4мъ мо1й просвэти2 и3 се1рдце». Важно отметить, что постановка в прошении на первое место «u4мъ мо1й просвэти2» не свидетельствует о каком–либо преимуществе ума перед сердцем. Так, прп. Исаак Сирин указывает: «… первой преображается воля в стяжании терпения и смирения, вторыми упорядочиваются чувства в великой добродетели любви и только за тем приходит в совершенную меру ум, вступая в Богообщение и Богосозерцание» [18]. Однако свт. Григорий Палама в качестве первичного воздействия определяет страстной ум: «С него и надо начинать врачевание страстей» [18]. В другом же месте того же произведения (в трактате «К Ксении». – Ред.) святитель говорит о необходимости начинать врачевание нашей души с ее желательной составляющей: «…всеми ими (мыслительной, раздражительной, желательной способностями. – Ред.) больна (душа. – Ред.), и Христос, врач ее, естественно, с последней,  т. е. желательной начинает Свое врачество» [18].

Кажущиеся, на первый взгляд, противоречивыми приведенные суждения святых отцов на самом деле гармонично дополняют друг друга и следуют единой логике. Каждый человек имеет свои, присущие именно ему, индивидуально–психологические особенности. Так, одному требуется приложить больше усилий к исправлению своего ума, другому – своего сердца. Но в том и другом случае, если имя Божие начинает обладать мыслями, желаниями и делами человека (Мк. 8: 34), то и силы, действующие внутри человека, перестают противодействовать друг другу [15], если можно так выразиться, их векторы приобретают одностороннюю направленность. В двухмерной системе координат такое взаимовлияние можно изобразить следующим образом, см. Рис 1.

 

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Не трудно заметить, что как в Варианте А, так и в Варианте Б появляется третий, как бы центральный, результирующий вектор – «воля». И не случайно в следующей молитве мы покаянно обращаясь к Пресвятой Троице просим восстановить гармонию всех трех действующих в нас сил: познавательных – «разумёти зaпwвэди тв, деятельных – «твори1ти в0лю твою2», чувствующих – «пёти тS во и3сповёданіи сердeчнэмъ».

Переходя к рассмотрению  50–го  псалма, отметим, что он составлен пророком Давидом, когда тот каялся в великом грехе – в убийстве благочестивого Урии Хеттеянина и в овладении его женой Вирсавией (2 Цар. 11: 2–27). Псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Протоиерей Владислав Свешников рассматривает его как «образец психологической структуры покаяния» [1] и условно делит его на три части.

Первая часть псалма – характеристика греха. «Поми1луй мS б9е, по вели1цэй ми1лости твоeй и3 по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ њчи1сти беззак0ніе моE» – покаянно просим мы у Бога т.к. только помилование Божие спасает человека, Господь не только может простить кающемуся его грех, но и совершенно очистить его от греха.

Далее псалмопевец дает краткую характеристику греха, прибегая к которой и мы покаянно исповедуемся перед Богом: «Ћкw беззак0ніе моE ѓзъ знaю, и3 грёхъ м0й предо мн0ю є4сть вhну» и ясно осознавая, что больше всего мы согрешаем именно перед Богом: «ТебЁ є3ди1ному согрэши1хъ, и3 лукaвое пред8 тоб0ю сотвори1хъ».

Горечь подлинного покаяния не уменьшается, а усиливается от сознания родовой неизбежности греха – осознания природной склонности к греху и понимания значения грехопадения первых людей в контексте общей греховной истории, включающей грех каждого человека – «Сe бо въ беззак0ніихъ зачaтъ є4смь, и3 во грэсёхъ роди1 мz мaти моS». При этом мы должны понимать, обращаясь к опыту св. Давида, что тяжесть греха возрастает при дарованном Богом видении глубины духовной жизни: «безвBстнаz и3 т†йнаz премyдрости твоеS kви1лъ ми2 є3си» т.к. кому больше дано, с того и больше спросится.

Вторая часть псалма – учение о таинственном смысле покаяния. «Њкропи1ши мS v3ссHпомъ, и3 њчи1щусz: њмhеши мS, и3 пaче снёга ўбэлю1сz», т.е. Бог непостижимым не только для неверующего человека действием совершает внутреннее изменение, преображение человека, приводит в гармонию его части и силы.

Если в первой части псалма чувствуется печаль – главным трагическим следствием греха было разлучение человека с Богом, то со второй части мы начинаем испытывать радость, т.к. главным результатом покаяния является воссоединение покаявшегося человека с Богом.

Так как гр

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

611

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке