Мы должны следовать законам и культуры, и природы. Часто мелькающий по ТВ рекламный слоган «Бери от жизни всё!» мне кажется очень опасным. Такое отношение к жизни может быть только у бездумного потребителя, эгоиста. Для меня это сродни поговорке «После нас- хоть потоп!» Ученые-экологи пришли к выводу, что из ста процентов нанесенного вреда природе человечеством на XX и XXI век выпадает девяносто девять! А что дальше? Есть ли будущее у нашей планеты хотя бы в том виде, какой мы знаем её сегодня? Что оставим мы своим детям и внукам? «Красота спасет мир»,- говорил устами своего литературного персонажа Ф.М.Достоевский. И, действительно, единственное проявление человеческой культуры, которое протягивает руку помощи, дружбы Природе,-это Искусство. Конечно, существуют мнения, что искусство может быть просто ради искусства, что искусство не обязано ничему учить и что понятие эстетического не всегда подразумевает что-то прекрасное. Но не стоит забывать, что искусство все равно вторично по отношению к природе.
Природа-мать, а искусство- только попытка подражать ей. И это хорошо, потому что по-другому не всегда можно примирить или познакомить человека с природой. Мы знаем, что такие виды искусства, как музыка, живопись и ,наконец, литература обладают огромной силой внушения, которой должны умело пользоваться художники.Но, наверно, Петр Ильич Чайковский, русский композиторXIX века, и не ставил себе такую задачу, когда создавал, например, «Времена года». Только силой своего таланта он заставляет слышать нас запах земляники в своём произведении «Июнь» или веселый звон первой капели- в «Марте».
Как же хочется, чтобы и в далеком будущем наши внуки в реальной жизни смогли ощутить и запах цветов, и радость купания в чистой реке — в общем все то, что даст вдохновение собственному творчеству. Больно замечать, что не все люди дорожат остатками сил природы. Как долго она еще сможет бороться с нами? Человек-венец природы — словно старается как можно быстрее дойти до точки невозврата.
Писателя В.П.Астафьева глубоко волновала эта проблема. В своём рассказе «Царь-рыба» он поднимает тему жадности наживы, человеческой расточительности по отношению к природным богатствам. Сюжет строится на том, как заядлый браконьер Игнатьич оказывается в ловушке, запутавшись в собственных снастях вместе с гигантским осетром, тянущего теперь его на дно. Эта рыба здесь символизирует силы всей Природы, которая мстит человеку за его преступную ненасытность. И только, когда главный герой осознает свои грехи и обращается к Господу: «Да разведи ж ты нас!»- все путы спадают. Размышляя над этим рассказом, вспоминаются строки стихов Р.Рожденственского:
Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце — сердце человечье.
Рассказ «Царь-рыба»- рассказ-предупреждение всем нам. Только тогда, когда мы научимся не разрушать, а созидать, мы избежим наказания со стороны Природы. Как и героиня одноименного рассказа А.И.Куприна Олеся, мы должны учиться у Природы умению отдавать, а не постоянно что- то брать. Олеся — тип естественного человека в литературе. Живя на лоне природы, не нарушая ее гармонии, она — часть ее. Пример естественного человека находим и в рассказе Астафьева «Васюткино озеро», и в романе
«Робинзон Крузо» британского писателя Даниэля Дефо, где герои сумели выжить в глухой тайге или на необитаемом острове, только поняв и приняв законы неизвестной и порой суровой природы, только сумев подружиться с ней.
Просыпаясь каждое утро, мы обязаны помнить, что вся наша жизнь
— это большой аванс, и говорить спасибо за то, что пока ещё у нас за окном- голубое небо, зеленая трава. А те, кто все-таки нас не услышат или не захотят понимать, пусть тогда не забудут хрюкнуть, бросая в очередной раз бумажку мимо урны.Закончить свое сочинение хочу вновь стихами Роберта Рождественского:
Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица!