В чем заключается истинная свобода человека? Надо этой проблемой размышляет С. Соловейчик. В своем тексте автор приводит пример внешней свободы — свободы от внешнего угнетения и принуждения. Однако, даже в самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. Это говорит о том, что независимость от внешних обстоятельств не всегда является показателем свободы человека. Внутренняя же свобода доступна человеку во всех условиях. Она проявляется в неподконтрольности стереотипам мышления, толпе, страху перед людьми и перед жизнью и т. д. Действительно, именно это даёт полное ощущение свободы. Так С. Соловейчик приводит два совершенно разных понятия свободы, каждое из которых воплощает в себе определённое отношение к окружающему миру.

Автор, размышляя над проблемой, полагает, что единственным регулятором внутренней свободы является совесть, в то время как внешняя имеет огромное множество регуляторов. Также он считает: «Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.»

Я полностью согласна с мнением С. Соловейчика, внешняя свобода не является показателем свободы внутренней. Вспомним произведения М. А. Булгакова «Мастер Маргарита «. Понтий Пилат могущественный прокуратор Иудеи, думает что миром правит сила. Но после разговора с арестантом Иешуа мы убеждаемся, что, несмотря на величие и власть, прокуратор свободен только физически, в отличие от не боящегося сказать правду страдающего от побоев Иешуа.

Таким образом, именно тот, кто способен на свой, личный взгляд, является истинно свободным человеком.