Желание любого художника заключается в том, чтобы с наибольшей полнотой и по-новому изобразить сложность жизни, правду человеческого бытия, подлинную картину своего времени. Поэтому и появляются великие творения, от века к веку сохраняющие свою высокую ценность и со временем обретающие актуальность и новизну.  Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»-одно из таких произведений, которое  занимает  достойное место в русской литературе второй половины девятнадцатого века.

Свою сатиру на уходящее дворянство Чехов «решил» в приемах комедии. Перед нами не злобные «мракобесы», не яростные «крепостники», а совершенно безвредные, даже забавные в своей внутренней пустоте и ничтожности, добродушные люди. Старшее поколение , представленное Раневской и Гаевым, видит в вишневом саде свое детство, свое счастливое прошлое. Но они не способны осмыслить ответственности: они всю жизнь были на иждивении, уверовали свое право безраздельно пользоваться плодами вишневого сада. Но их время прошло. Теперь, когда суд нуждается в заботе и опеке, они бессильны что-либо предпринять. Раневская и Гаев – это прошлое России. Они не хозяева, а паразиты, живущие за счет других. Эти люди – «недотёпы» вредны, потому что способствуют не созданию, не «приумножению» богатств родины, а разрушению.

Прошлая мещанская жизнь врывается в пьесу вместе с Лопахиным Ермолаем Алексеевичем, который вырубает прекрасный вишневый сад. Даровитый выходец из народа, «буржуа новой формации», он не удовлетворен своей жизнью. Мы не можем не отметить, что идеи Лопахина умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. Ему, с его страстью к труду, необходимо заниматься «большим делом», но приходится приобретать вишневый сад. При многих своих положительных чертах Ермолай Алексеевич – человек нажива.  Желая по доброте душевной помочь кому-либо, он всем предлагает деньги, потому что мыслит только категорией «купли-продажи». Для Лопахина покупка сада- лишь выгодное вложение денег. Он не может оценить красоты, оказавшейся в его руках, поэтому так безжалостно разоряет вишневый сад. Лопахин живет настоящим, одним днем, одной минутой, не думая о будущем. Это «хозяин на час»

Будущее в пьесе представлено Аней и Петей Трофимовым. Для них вишневый сад не является ценностью. Аня говорит матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».  Молодые люди с легкостью предают свое прошлое, не понимая, что нет будущего там, где забыты «корни». Настораживают и сами персонажи.  Петя Трофимов – человек без дела, без профессии, без дома. Разве может «вечный студент» и «облезлый барин» изменить жизнь? Выдвинуть интересные идеи, построить будущее и увлечь за собой остальных могут только умные, энергичные, образованные, уверенные в себе люди.  А Петя больше говорит, чем действует. Замученный жизненными обстоятельствами, полный сострадания к тем, кто беден и несчастен. Петя зовет за собой в будущее, которого не видит сам. «Смешной чудак», падающий с лестницы и теряющий калоши, не способен вести за собой никого, тем более юную Аню, не знающую жизнь. Такое будущее не обнадеживает, не внушает уверенности.

Показывая в пьесе «Вишневый сад» «нескладную» жизнь героев-«недотёп», А. П. Чехов заставляет нас, читателей, без сожаления проститься со старым, пробуждает веру в счастливое будущее России. На широком литературном полотне драматург рисует и экономический крах дворянства, и его моральную опустошенность, и неспособность к жизни в новых условиях. Нет в произведении человека, который бы смог спасти вишневый сад, нет на земле хозяина. Хочется верить, что мы, молодежь двадцать первого века, будем настоящими хозяевами своего времени, своего дома, своей страны.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

998

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке