Чаще всего они говорят о том, что их согревали воспоминания о родном доме, о семье, о мирном труде, желание, чтобы всё это вернулось. Мне кажется, что Е. Г. Кригер размышляет именно об этой проблеме, ставит вопрос о том, какую роль играют воспоминания о мирной жизни в минуту военных испытаний.
Для писателя особенно важны эти воспоминания: он сам был участником Великой Отечественной войны. Вместе с ним мы попадаем на южную окраину Сталинграда, где «разбиты в щепы дома, вагоны, заборы», а цветущий прежде город превратился «в каменную, разжёванную снарядами пустыню». И вдруг среди этой пустыни – дым. «Это не был горький дым пожарища — дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. Это был плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым индустрии».
Забыв обо всем, воины побежали к трубе, из которой шёл этот дым. Двор, куда они примчались, изрыт воронками, здание- «обожжённое, закопчённое войной». Но когда они после тщательной проверки седым, строгим стариком спускаются в подвал, видят почти домашнюю обстановку: домашнего вида портьеру, ковры, скатерть с бахромой, книги, шахматы, мандолину. «Чувствовалось, что люди не только работают здесь, но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить». Это была Сталинградская электростанция. Мирный труд людей в условиях нечеловеческой бойни навеял на пришедших воспоминания «далёкого, забытого, милого прошлого».
Е. Г. Кригер не пишет высоких слов о том, что они, эти воспоминания, помогли солдатам воевать дальше, но мы сами приходим к выводу: эта «живая, работающая, излучающая свет электростанция» — символ той мирной жизни, которой лишили советский народ фашисты и которую непременно надо вернуть.
Очень часто, когда читаешь книги о войне, рядом с батальными сценами автор рисует воспоминания героев о доме, о семье, о близких. Когда во время Шенграбенского сражения Николай Ростов ранен, он вспоминает любовь семьи к нему, в забытьи он видел свою мать, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи.
Андрей Болконский накануне Бородинского сражения вспоминает Наташу Ростову, то, как она рассказывала ему о старичке, встреченном ею, когда она однажды заблудилась в лесу. Для него Наташа — воплощение жизни, радости и любви, символ мирной жизни, дома, покоя.
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» его главный герой Андрей Соколов в страшных испытаниях плена черпает силы в воспоминаниях о жене, детях, родном доме, он мысленно разговаривает с ними. Когда, побывав дома, он узнаёт, что долгое время мысленно беседовал с мёртвыми (в его дом попала бомба, когда дома были жена и дочери), новые силы, чтобы жить, он находит в мечтах о том, как закончится война, женится сын, он будет нянчить внуков…
Давным — давно прошла война, но мы не имеем права забывать о ней, о тех, кто ценой неисчислимых потерь, беспримерного мужества отстоял страну. Вела воинов к Победе любовь к Родине, желание во что бы то ни стало вернуть мир, счастье, покой.
Автор: Светлана