Герой, который совершает нравственный выбор, находится в состоянии внутреннего конфликта и борьбы с окружающим миром.
Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Младший сын главного героя Андрий предает Отчизну, семью, казачество и переходит на сторону ляхов из-за любви к прекрасной паночке. Тарас Бульба убивает своего сына. По законам Запорожской Сечи он не может поступить иначе. Но с общечеловеческой точки зрения убийство сына – преступление не менее страшное, чем измена. Сам Тарас Бульба умирает мученической смертью героя, утверждая верность родине и казачеству. Парадокс заключается в том, что и наказанием за измену, и наградой за верность является смерть, причина которой – любовь. Только Андрий умирает из-за любви к женщине, а Тарас Бульба – из-за любви к Отчизне.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» приводятся главы романа Мастера об Иисусе Христе. Один из персонажей библейской истории – Иуда, имя которого стало нарицательным для обозначения предательства. Будучи учеником Иисуса Христа, он поцеловал учителя, тем самым указав на него властям, и получил за это тридцать серебряников. Но не один Иуда предал Христа! Петр трижды отрекся от учителя за одну ночь, и Иисус это предсказал. По версии Мастера, Иуда покончил жизнь самоубийством, не успев истратить тех денег, что ему заплатили за измену. Петр же раскаялся и вновь уверовал. Он известен всему православному миру как апостол Петр. Из этого сюжета можно сделать вывод о том, что измена измене рознь. Тот, кто предает из корысти, за деньги, совершает подлость, которая уничтожает его духовно и физически. Тот, кто отрекается в минуту слабости, из-за страха или отчаяния, способен раскаяться и возродиться.
Любимая героиня Л.Н. Толстого из романа-эпопеи «Война и мир» Наташа Ростова тоже совершает измену. Будучи невестой князя Андрея Болконского, она увлекается Анатолем Курагиным и соглашается сбежать с ним из дома. Разумеется, Наташа совершает неправильный нравственный выбор, но причина этого – ее увлекающийся характер, неопытность, чувственность, восторженность, романтизм, способность безоглядно любить и увлекаться. Все эти качества составляют основу ее характера. Измена Наташи, за которой следует разрыв с князем Болконским, дает автору возможность показать глубину раскаяния и страдания героини. Совершив ошибку, Наташа не только получает огромный жизненный опыт, но и раскрывается как личность, и взрослеет. Эталоном верности в романе является Соня, которая проносит любовь к Николаю Ростову через всю жизнь, веря его обещаниям, освобождая его от данного слова, отвергая Долохова, который сделал ей предложение. Но эта верность не вызывает восхищения у автора и читателя. Живая, способная совершать ошибки Наташа гораздо ближе нам, чем Соня, оставшаяся верной первой детской любви на всю жизнь.
Правильный нравственный выбор предполагает, что, принимая решение, человек следует чувствам долга, верности, любви, а не корысти, мести, подлости. Но если приходится выбирать между изменой Родине и верностью любимой? Между изменой собственным чувствам и верностью интересам семьи? Между изменой другу и верностью Отечеству? В этих случаях нравственный выбор довольно сложен и однозначно определить, что правильно, а что – нет, практически невозможно.