Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований. Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше. «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», — признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь. Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе «Муму» И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека. Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима — ни в чем не повинную собаку Муму. В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей: искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом, грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.