Данные пьесы отвечают важнейшему требованию, предъявленному Брехтом современному театру, а именно: театр должен стремиться «изображать природу человека как поддающуюся изменению и зависящую от классовой принадлежности». Насколько авторов интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера Шоу сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион», а Горький поставил жителей ночлежки в тупик человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя.
Человек создается человеком — таков урок этих пьес. Это тот самый урок, к которому призывал Брехт, требуя, чтобы «построение одной фигуры проводилось в зависимости от построения другой фигуры, ибо и в жизни мы взаимно формируем друг друга».
Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о социальной детерминированности индивидуума. Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием, в котором рассматривается проблема детерминизма. Даже сам автор считал ее «выдающейся дидактической пьесой». Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую. Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа. Так же, прочитав «На дне», мы можем увидеть те же идеи, что и в «Пигмалионе». Как только появляется проповедник Лука, люди столь давно привыкшие чувствовать себя отбросами, начинают верить ему, верить в себя, верить, что все может измениться. Что бы произошло, если бы Лука не покинул их? Могли ли они измениться? Мне кажется, что каждый человек может измениться, нужно лишь немного веры в себя. Но оставив их, он обрек их на самоуничижение.
В обоих произведениях авторы ставят волнующую тему социального неравенства. Эта тема до сих пор актуальна. Как важно добиваться поставленных целей, не смотря на происхождение. «Человек – это звучит гордо!».