Анализируя причины подобного поступка, Д. Гранин приходит к выводу, что тем самым А.П. Чехов хотел показать своё несогласие с несправедливым решением царского правительства — аннулировать избрание Максима Горького в академики. Автор текста особо подчёркивает: поступая таким образом, знаменитый писатель, как истинно благородный человек, стремился защитить честь и достоинство собрата по литературному творчеству, который был несправедливо обижен властями. Писатель поступил по законам чести и справедливости, прекрасно понимая при этом, что принятое им решение может навредить собственной карьере.
Д. Гранин замечает, что для сохранения чести человек должен высоко ценить собственное слово. «Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово». Но, если дал слово помочь, «сделать», «привезти», «принять» и т.д., то необходимо его держать во что бы то ни стало.
Позиция Д. Гранина по поднятой проблеме становится понятной после внимательного прочтения текста. Писатель считает: фундаментом истинного благородства является стремление людей к честности, врождённое чувство отвращения к несправедливости, желание бороться со злом. Порядочный человек всегда поступает по законам своей совести и утверждает идеалы добра.
Я полностью согласен / согласна с позицией автора: благородство — это поступок, совершённый в ущерб себе, но направленный на помощь другим людям и на восстановление справедливости. Для этого необходимо обладать чувством собственного достоинства, великодушием, честностью.
В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Продолжая любить Онегина, в финале романа она всё же не может ответить на его внезапно вспыхнувшую страсть к ней, так как связана узами брака с другим. Татьяна считает: если сама, своей волей дала обещание нелюбимому ей человеку (генералу) быть ему верной женой, то обязана нерушимо хранить эту клятву. Героиня не может построить собственное счастье на несчастье своего мужа. Нравственное величие Татьяны состоит в том, что в своих поступках она руководствуется чувством долга. Пушкинская героина не способна к обману, к сделкам с собственной совестью. Это и делает её душевный облик таким привлекательным для читателя.
В заключение ещё раз подчеркну: душевное благородство — это то, что бережёт людей от душевной подлости, нечестности, возможности совершать безнравственные поступки. Поэтому каждый из нас должен воспитывать в себе это качество и помнить слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело». Тогда наш мир станет немного добрее и лучше.