Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Формирование грамматических понятий у учащихся 5 класса с тяжелыми нарушениями речи»

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил, а, следовательно, и осознанные, обоснованные действия учащихся. Понятие — основная форма познания, система понятий — основа, фундамент любого систематического знания.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил, а, следовательно, и осознанные, обоснованные действия учащихся. Понятие — основная форма познания, система понятий — основа, фундамент любого систематического знания.

Теоретическим ядром школьного курса родного языка служит грамматика. В методике обычно говорится о формировании грамматических понятий, хотя сущность явления более полно раскрывается в термине «формирование языковых понятий» у учащихся.

Грамматическое понятие — форма и результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных фонемам, морфемам, словам, лексемам, словосочетаниям, предложениям, текстам. Таким образом, материал, на основе которого создано «грамматическое понятие», абстрактен.

Такие исследователи как М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Т.П. Сальникова, изучая особенности формирования грамматического строя и грамматических понятий у школьников, отмечают, что усвоение описываемых категорий — длительный процесс, требующий систематичной и планомерной работы, в ходе которой школьники испытывают некоторые затруднения.

Исследователи Т.Н. Бессонова, Р.Е. Левина, О.Е. Грибова, Н.Л. Ипатова, С.Н. Шаховская отмечают, что для учащихся с тяжелыми нарушениями речи формирование грамматических понятий представляет собой более сложный и длительный процесс в связи со структурой нарушения данной категории детей.

В исследованиях сферы специальной педагогики отмечается своеобразие усвоения детьми с нарушениями речи грамматических понятий. Однако достоверных данных об особенностях усвоения и способах формирования грамматических категорий учащимися школы для детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно. Разработка способов и методик освоения грамматических понятий на уроках русского языка учащимися с тяжелыми нарушениями речи в 5-6 классах является значимым условием повышения эффективности коррекционного обучения.

Глагол как наиболее сложная часть речи, обладающая множеством характеристик и признаков, имеет сложную грамматическую систему, которая представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Большое место в школьной программе занимает изучение данной части речи. «Глагол — грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не только семантической, но и грамматической, и стилистической емкостью. Глагол в совокупности своих категорий и форм является самой сложной грамматической категорией русского языка», — отмечает В.В. Виноградов. Это делает важным всестороннее изучение глагола на разнообразном материале.

Эти положения определяют актуальность нашего исследования.

Остается актуальным поиск разнообразных приемов коррекции формирования грамматических понятий в рамках школьного курса русского языка в подразделениях школ, в которых осуществляется обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проблема исследования заключается в определении путей и способов формирования грамматических понятий у учащихся 5-6-ых классов с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из проблемы исследования, была выдвинута цель.

Цель научной работы: выявить особенности формирования грамматических понятий у учащихся 5-6-ых классов с тяжелыми нарушениями речи на материале темы «Глагол».

Объект исследования: грамматические понятия у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Предмет исследования: особенности формирования грамматических понятий у школьников с тяжелыми нарушениями речи по теме «Глагол» и возможность оперирования ими в учебном процессе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс формирования грамматических понятий по теме «Глагол» у школьников с ТНР имеет ряд специфических особенностей, обусловленных несформированностью грамматических обобщений в речи учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования грамматических понятий у школьников с ТНР.

2.Разработать схему и содержание констатирующего исследования уровня овладения грамматическими понятиями учащимися с ТНР и учащимися, не имеющими нарушений речи.

3.Выявить и проанализировать особенности овладения грамматическими понятиями учащимися с нарушениями речи.

4.Определить методику формирующего эксперимента и провести работу по формированию грамматических понятий у школьников с ТНР на уроках русского языка.

5.Определить результативность проведённого экспериментального обучения.

В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической);

эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент, включающий в себя обследование, направленное на изучение особенностей овладения грамматическими понятиями учащихся 5-6ых классов с тяжелыми нарушениями речи; формирующий эксперимент, направленный на формирование грамматических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 5-6ых классов;

интерпретационные: анализ результатов экспериментального исследования.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в получении экспериментальных данных, свидетельствующих о специфике усвоения грамматических понятий учащимися пятых классов с тяжелыми нарушениями речи.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию грамматических понятий в рамках темы «Глагол» на уроках русского языка в 5-6ых классах в подразделениях школ, в которых осуществляется обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2017 года на базе ГБОУ Школа № 1297 (коррекционное подразделение).

В эксперименте приняли участие школьники 5-6 классов экспериментальная группа (ЭГ) — 25 учащихся с ТНР, сравнительная группа (СГ) — 25 детей с нормальным речевым развитием.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Овладение учащимися с тяжелыми нарушениями речи грамматическими понятиями на основной ступени обучения зависит от степени выраженности рече-языкового недоразвития школьника.

2.Формирование грамматических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, по сравнению с нормально развивающимися их сверстниками, протекает особым образом и требует соблюдения ряда условий в процессе школьного обучения.

3.Условиями успешного формирования грамматических понятий на уроках русского языка в школе, реализующей адаптированную программу для детей с нарушениями речи, являются работа с текстом теоретического материала, преобразование текста в наглядное пособие, повторение теоретического материала в разных видах работ, сравнение и дифференциация грамматических понятий по мере усложнения речевого материала, систематизация полученных знаний при письменном объяснении грамматических понятий, обобщение грамматических понятий, абстрагированная работа с речевой единицей.

Глава 1. Проблема формирования грамматических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в психолого-педагогической литературе

.1 Теоретические представления о грамматических понятиях в современной литературе

Понятия представляют собой особую форму мышления, отражающую обобщенное знание о предметах и явлениях окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В «Новейшем философском словаре» понятие определяется как «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств». Основная функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса [15, 26].

В логике понятие рассматривается как «мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак». По мнению ученых, понятие представляет собой одну из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

Функция понятий состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области [15].

В методической литературе понятие определяется как логически оформленная мысль о предмете, явлении, в которой указаны существенные его признаки [32].

Овладеть каким-либо языком- значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Русский язык принадлежит к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи.

Раскрывая сущность грамматических понятий, Т. Г. Рамзаева отмечает, что в грамматическом понятии, так же как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явления. Его специфика обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Т. Г. Рамзаева рассматривает грамматическое понятие как результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п. [29] Высокая степень абстрактности языковых категорий, по мнению ученых, является причиной затруднений, которые возникают у младших школьников при освоении понятий. В связи с этим указывается на необходимость развития абстрактного мышления учащихся, использования специальных упражнений, направленных на овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.

Н. П. Каноныкин и Н. А. Щербакова выделяют следующие показатели усвоения школьниками грамматического понятия: умение отличить данную категорию от сходной, подвести под общие правила отдельные частные случаи (привести примеры), пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах [22].

Этапы формирования грамматических понятий определены в трудах М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой и других. По мнению ученых, усвоение младшими школьниками грамматических понятий представляет собой длительный, сложный процесс. При организации работы над понятием рекомендуется учитывать лингвистическую сущность изучаемого понятия, психолого-дидактические особенности процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленность речевого и умственного развития учащихся, а также роль грамматических знаний в речевой практике [27, 33].

Т.Г. Рамзаева выделяет четыре этапа формирования языкового понятия. Па первом этапе проводится анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. Следует обеспечить абстрагирование от лексического значения слова и смысла предложения, а также выделение того, что является типичным для данного языкового явления. Учащиеся овладевают анализом и абстрагированием как умственными операциями. На втором этапе имеет место обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение термина. Учащиеся овладевают такими операциями, как синтез, сравнение. На третьем этапе необходимо обеспечить осознание детьми формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. На данном этапе учащиеся должны уметь точно формулировать определение понятия. На четвертом этапе происходит конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. У школьников формируется умение распознавать изучаемое понятие среди других, применять свои знания в речевой практике. Важно научить детей оперировать понятием в целях решения практических задач [33].

Обязательным компонентом процесса формирования понятия Т.Г. Рамзаева считает работу над лексическим значением слов, их сочетаемостью с другими словами в составе предложений. В результате у учащихся формируется умение точно употреблять слова в устной и письменной речи. Ученый указывает на необходимость развития у детей умения абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов определенной лексико-грамматической группы [31, 33].

Использование способа введения языковых понятий обусловлено лингвистической сущностью изучаемого понятия, особенностью учебной задачи в каждом конкретном случае, а также психологическими и возрастными особенностями учащихся. В начальных классах преобладает индуктивный способ введения грамматических понятий, который позволяет сформировать у учащихся умение анализировать факты языка, делать обобщения и выводы.

Е. С. Антонова предложила схему построения лингвистического понятия индуктивным способом:

1)обнаружение слов — носителей признаков понятия;

2)выделение существенных признаков предмета исследования;

)классификация и группировка выделенных признаков;

)обобщение, выводы и формулировка определения понятия;

)определение способа действий по «построению» понятия.

По мнению ученого, индуктивным способом познаются сложные понятия, в содержании которых представлены другие (простые) понятия. К числу таких сложных понятий относятся части речи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В тех случаях, когда невозможно организовать наблюдение над признаками грамматического понятия, используется дедуктивный способ. Е. С. Антонова предлагает последовательность работы над понятием дедуктивным способом [7]:

1)знакомство с определением понятия в учебнике;

2)выделение понятий, составляющих определение; воспроизведение их существенных признаков;

3)исследование дидактического материала в связи с конкретной целью обнаружить слова — носители признаков понятия;

4)проговаривание существенных признаков понятия у обнаруженных слов-носителей;

5)тренировка умения находить единицы языка, имеющие признаки изучаемого понятия [7].

Эффективность формирования грамматических понятий обусловлена соблюдением ряда методических условий. Первым условием является организация активной умственной деятельности учащихся, сохранение в течение урока активного отношения к изучаемому материалу. По мнению Т. Г. Рамзаевой, репродуктивный метод не обеспечивает активной познавательной деятельности учащихся, в основном ориентирует их на запоминание. Опираясь на исследования ученых-психологов (Л. В. Занкова, Ю. Н. Бабанского, В. П. Стрекозина и других), Т. Г. Рамзаева высказывает мысль о необходимости использования в процессе обучения частично поисковых методов, которые обусловливают заинтересованность учащихся в познании, побуждают их к самостоятельному выбору способа решения [12]. К частично поисковым методам относятся методы проблемного обучения: проблемные ситуации, вопросы, задачи. Т. Г. Рамзаева отмечает, что установка на активную умственную деятельность должна быть ведущей для учителя и при подборе упражнений. Материал упражнений и характер заданий должны способствовать овладению учащимися не только содержательной, но и операционной стороной знаний. Активное владение материалом возрастает, если учащиеся сами устанавливают, какие действия надо выполнить, чтобы правильно решить ту или иную лингвистическую задачу [33].

Второе условие обеспечения эффективности формирования грамматических понятий — развитие у учащихся лингвистического отношения к языковым единицам. По мнению Т. Г. Рамзаевой, сознательное овладение языком происходит во взаимосвязи с формированием лингвистического отношения к таким единицам языка, как морфема, слово, словосочетание, предложение, что выражается в осознании учащимися взаимодействия семантической и грамматической сторон языка. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется в процессе усвоения младшими школьниками теоретических знаний и развития их абстрактного мышления. Эффективному развитию у младших школьников лингвистического отношения к языковым единицам способствуют различные виды разбора слов и предложений: морфемный, морфологический, синтаксический.

Третье условие — осознание учащимися существенных и несущественных признаков грамматического понятия. Т. Г. Рамзаева отмечает, что выделение несущественных признаков направлено на предупреждение формирования у учащихся ложных, неточных обобщений. В этом случае несущественный признак принимается учеником за существенный, используется в качестве ориентира при определении понятия.

Четвертое условие — включение нового понятия в систему ранее изученных понятий. По мнению Т. Г. Рамзаевой, установление связей между понятиями составляет фундамент осознанного владения языком. Ученый считает, что связи между понятиями обеспечивают мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.). Без установления связей между грамматическими понятиями, приведения их в систему невозможно познание языка. Т. Г. Рамзаева выделяет связи, которые должны усвоить школьники. Таковыми являются:

1)часть речи — член предложения;

2)род, число, падеж имени существительного — род, число, падеж имени прилагательного;

3)предлог — падеж; род имени существительного, окончание в именительном падеже — тип склонения;

4)личное местоимение — лицо глагола; существительное в именительном падеже — подлежащее;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

5)в косвенном падеже — второстепенный член предложения и др.

Пятое условие — раскрытие сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения повой категории. Т. Г. Рамзаева отмечает, что изучение любого грамматического материала имеет практическую направленность, служит речевому и умственному развитию учащихся. В связи с этим важно не только раскрыть сущность зависимости одной языковой категории от другой, но и научить младших школьников пользоваться знаниями о связях между ними при решении практических задач (при написании слов, построении предложений, анализе слов). Указывается на необходимость опираться в процессе формирования грамматических понятий на речевую практику учащихся и направлять процесс применения знаний. Т. Г. Рамзаева считает, что установление связи между компонентами знаний способствует приведению их в определенную систему, повышает эффективность применения знаний в речевой практике. Научно обоснованная последовательность изложения лингвистического материала в школьных учебниках обеспечивает системность знаний в процессе обучения русскому языку и позволяет учащимся наблюдать и устанавливать связь изучаемого материала с изученным ранее. Например, ознакомление со спряжением глагола осуществляется на основе знаний о настоящем и будущем временах глагола, личных местоимениях, изменении глагола по числам. С целью раскрытия сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории необходимо проводить сопоставление и противопоставление языковых понятий.

Шестое условие — использование наглядного материала в процессе изучения нового понятия. К средствам наглядности относятся таблицы, схемы, конкретные предметы, рисунки, плакаты, а также языковой материал (слова, пары слов, словосочетания, предложения, тексты). Т. Г. Рамзаева отмечает, что на начальном этапе ознакомления с существенными признаками грамматического понятия наглядность используется с целью четкой подачи признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи. На последующих этапах наглядность способствует уточнению, систематизации или обобщению знаний учащихся об изученном понятии [33].

Языковой материал должен соответствовать следующим требованиям:

а) информативность, познавательность его содержания; б) соответствие языковой природе изучаемого понятия; в) направленность на речевое развитие учащихся;

г) возможность организации работы над орфографическим навыком младших школьников [33].

Такая внутренняя наглядность создает возможность абстрагировать признаки изучаемого языкового понятия, распознать изучаемое языковое явление среди других, сходных с ним.

В целях активизации и повышения результативности учебно-познавательной деятельности языковой материал для наблюдений подбирается самими учащимися. Т. Г. Рамзаева считает, что такого рода работа повышает эффективность наглядности не только признаков понятия, но и процесса их выделения.

На этапе систематизации и обобщения признаков понятия широко используются таблицы, которые должны иметь четкую структуру. В таблицах должны быть наглядно представлены не только существенные признаки понятия, но и процесс их выделения. С целью повышения результативности усвоения понятия Т. Г. Рамзаева рекомендует составлять таблицу вместе с учащимися, что способствует усвоению материала [32,33].

Таким образом, грамматика языка — это его формальный строй, противопоставленный звуковому (фонетическому) и словесному (лексическому) строю, который представлен такими основными единицами языка, как слово и предложение, выступающими в своих абстрактных формализованных значениях.

.2 Методические аспекты формирования грамматических понятий

Усвоение грамматических понятий современная программа русского языка предполагает с курса начальной школы. В начальных классах при усвоении грамматики учащийся начинает разбираться в явлениях и нормах русского языка.

Понятия, которые изучает грамматика, абстрактны (предмет, признак, действие), усвоение которых протекает поэтапно.

Школьный курс грамматики помогает учащимся практически овладеть навыками устной и письменной речи, навыкам выразительного чтения, орфографическим, пунктуационным, орфоэпическими, стилистическими навыками [50].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Усвоенные правила грамматики одинаково захватывают как устную, так и письменную речь. Тем не менее, сфера и способы использования их в той или иной форме речи не совпадают, так как существуют разные стили высказывания [54].

И письменная, и устная речь должны быть оформлены в соответствии с теми правилами изменения слов и согласовании их в предложении, являющимися обязательными с точки зрения грамматического строя русского языка: определенный порядок слов, согласование слов в предложении. Однако для письменной речи должны быть соблюдены сложившиеся и принятые правила правописания, как орфографии, так и пунктуации, которые основываются на правилах грамматики и тесно связаны с ними. Например, обозначение на письме безударных личных окончаний глаголов второго лица, единственного числа (-ешь, -ишь), обусловленное грамматическим правилом о правописании флексий глаголов [54].

Грамматика составляет основное содержание школьного курса русского языка, а также занимает ключевое место в учебном процессе. Содержанием учебного курса грамматики является совокупность основных сведений по морфологии и синтаксису, составляющих грамматический строй русского языка.

При изучении грамматики в школе в среднем звене учащиеся:

¾знакомятся с грамматическим строем русского языка, морфологией, синтаксисом, которые являются частями грамматики;

¾усваивают важнейшие грамматические правила об изменении слов и сочетании их в предложениях;

¾систематизируют полученные раннее знания, касающиеся грамматики русского языка;

¾применяют на практике в устной и письменной речи изученные правила, касающиеся грамматики русского языка, также применяют их при усвоении орфографии и пунктуации [54].

Успешное усвоение грамматики в курсе средней школы обеспечивается соблюдением учителем как общедидактических, так и специфических принципов и условий.

1.Принцип единства формы и содержания предполагает всесторонний подход к анализу языковых явлений;

2.Принцип поэтапности формирования грамматических понятий как элементов, представляющих единую систему, лежащую в основе грамматического строя русского языка;

3.Принцип единства учебных действий и развития языка, рассматривающий грамматические явления как явления живого русского литературного языка, исторически сложившегося, но в то же время изменяющегося в зависимости от развития социума.

4.Принцип взаимосвязи разделов русского языка при обучении. Например, морфологические явления рассматриваются на синтаксической основе с учетом роли их в предложении (падежи, как способ связи слов в предложении).

5.Принцип, указывающий на необходимость представлений учащихся о составе слова и способах словообразования: написание слова с опорой на морфологический его состав и объяснение написания путем определение словообразовательной модели [40].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Помимо общедидактических и специфических принципов при формировании грамматических понятий необходимо соблюдать общие принципы изучения морфологии:

1.Лексико-грамматический принцип — составление лексического значения слова и общего смыслового значения части речи.

2.Парадигматический принцип — составление косвенной формы и исходной формы слова.

3.Морфолого-синтаксический принцип — сопоставление части речи и члена предложения [53].

Грамматика оперирует определенной суммой грамматических правил и терминологией. Осознание грамматических понятий происходит путем конкретизации их в сознании учащихся, предполагающее выделение признаков, сторон, из совокупности которых складывается представление о грамматическом явлении.

При проектировании урока педагог исходит из правил, законов, дающих сначала общие представления, затем более частные признаки данного грамматического понятия. Например, при изучении темы «Глагол» сначала дается общее понятие («глагол — это часть речи…»), объем данного понятия сначала ограничивается одним существенным признаком («…обозначает действие»), затем другим («… и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?»).

Понятие «Глагол» по отношению к общему понятию «часть речи» является «отдельным», а по отношению к различным форма глагола, оно является «общим» [54].

После выявления существенных признаков изучаемого явления устанавливается связь между этими признаками, соотносятся понятия и свойства, вводится термин.

В некоторых случаях, осознание грамматических понятий учащимися (формы, явления) может достигаться при опоре на совокупность существенных, ведущих признаков. Например, при изучении темы

«Причастие» учащимся дается такое грамматическое понятие: «Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы какой? какая? какие?». То есть, одновременно обозначает признак предмета («имя прилагательное»), но такой признак, который указывает на действие предмета («глагол»). Таким образом, успешное усвоение темы «Причастие» подразумевает осознание учащимися в совокупности грамматических явлений и об имени прилагательном, и о глаголе [53,54].

Применение знаний, составляющих совокупность признаков грамматических понятий, достигается путем постепенного накопления представлений о разных явлениях, путем многочисленных упражнений, выполняемых в длительный срок. К осознанию совокупности признаков учитель должен привести учащихся в результате работы над данной грамматической категорией.

Наиболее типичными являются такие упражнения:

-определение части речи или той или иной грамматической категории;

-подбор слов определенной части речи или слов, относящихся к определенной грамматической категории;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

-постановка слова в указанную форму;

-составление парадигм слова;

различение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

группировка слов по сходному признаку;

составление и заполнение таблиц;

морфемный разбор слова;

морфологический разбор слова [57].

Грамматические правила и определения являются результатом обобщения языковых явлений и фактов. Показателем усвоения грамматического понятия являются умения отличать данную категорию от сходной, повести под общее правило отдельные частные случаи, пользоваться грамматическими знаниями при выполнении самостоятельных и практических работ [33].

Таким образом, процесс формирования грамматических понятий условно можно разделить на четыре этапа:

1.Анализ языкового материала. На данном этапе происходит выделение существенных грамматических признаков понятия, осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления или языковой категории. Таким образом, на данном этапе работы происходит овладение учащимися такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2.Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина. На данном этапе происходит овладение операциями сравнения и синтезирования.

3.Осознание и формулировка определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4.Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Практические работы, направленные на установление межпонятийных связей [31, 33].

М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева отмечают, что обязательным компонентом процесса формирования понятия является постепенное уточнение лексического значения слов, их сочетаемости с другими слова в составе предложения, а также развитие умения стилистически точного употребления слов в устной и письменной речи. Данный подход реализуется в ознакомлении учащихся с такими понятиями, как «многозначность слова», «прямое и переносное значения слов», а также закрепление понятий «слова- синонимы», «слова-антонимы» [33].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Таким образом, для успешного формирования грамматических понятий необходимо развивать умения абстрагироваться от лексического значения конкретного слова, синтезировать общее, грамматическое, что характерно для слов определенной лексико-грамматической группы.

В общеметодической и специальной литературе отмечается, что для успешного усвоения грамматических понятий необходимы следующие условия [30].

1.Активная умственная деятельность учащихся. Результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности, а ориентирует учащегося на запоминание.

Более эффективным является поисковый метод. Ситуация поиска обуславливает заинтересованность в познании нового, а также поиск и выбор способа решения.

Активность учащихся в процессе учебной деятельности предполагает успешное овладение учебным материалом.

2.Целенаправленная работа по развитию лингвистического отношения к слову и предложению, которое формируется в процесс усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления, а также предполагает осознание взаимосвязи семантической и грамматической сторон языка.

Сознательное овладение школьниками языков идет в параллели с формированием лингвистического отношения к языковым единицам (к морфеме, слову, словосочетанию, предложению). Развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у учащегося формируется следующие умения: выполнять звуко-буквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую основы слова, проводить морфемный анализ и понимать роль морфем в «передаче» лексического значения слова, профодить грамматический анализ слова и понимать связь между принадлежностью слова к определенной части речи по грамматическим признакам.

Лингвистические отношение формируются постепенно, в процессе всего школьного обучения.

3.Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Для успешного формирования грамматических понятий учащийся должен владеть не только существенными, но и несущественными признаками

понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия.

Осознание учащимися существенных и несущественных признаков понятия — это предупреждение ошибок, способствующих неусвоению грамматических понятий.

4.Включение нового понятия в систему ранее изученных — умение, показывающее возможность применения полученных знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет основополагающее осознанное владение языком. Развитие межпонятийного обобщения обеспечивает мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач.

Познание языка невозможно без установления межпонятийных связей. Основные направления, устанавливающиеся учащимися 5-6-ых классов при изучении грамматических

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1038

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке