Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Инквизиция в Средние века и ее борьба с ведовством»

«Средние века» — это термин, придуманный гораздо позже времени, им обозначенного. Введен он был изначально, для того, чтобы определять время строгого запрета на все, что было связано с Античностью. Это был период, последовавший за распадом Западной Римской империи, и продолжавшийся до начала эпохи Возрождения Приблизительно он ограничен VI и XVI веками, и это тысячелетие принято называть Средневековьем.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

Глава 1. Тайная история инквизиции

.1 Понятие термина «инквизиция»

.2 Инквизиция — причины возникновения

.3 Инквизиционная система

Глава 2. Цели и жестокость инквизиции

.1 Иннокентий III — первый инквизитор

.2 Инквизиторский суд

Глава 3. Самые известные жертвы инквизиции

.1 Святая Орлеанская Колдунья — Жанна Дарк

.2 «Молот Ведьм» Генриха Краменра и Якоба Шпренгера, как трактат по демонологиии о надлежащих методах преследования ведьм

Заключение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников и литературы

Введение

«Средние века» — это термин, придуманный гораздо позже времени, им обозначенного. Введен он был изначально, для того, чтобы определять время строгого запрета на все, что было связано с Античностью. Это был период, последовавший за распадом Западной Римской империи, и продолжавшийся до начала эпохи Возрождения Приблизительно он ограничен VI и XVI веками, и это тысячелетие принято называть Средневековьем. Учитывая то, как зверствовала инквизиция в средние века, как жестоко она подавляла даже намек на инакомыслие, то окончанием этого времени необходимо считать уравнение в правах представителей разных конфессий.

Средние века — это господство церкви. Она была ядром всей западной цивилизации, она сплотила вокруг себя народы, и она же была средоточием культуры.

В данной работе будет рассматриваться история инквизиции конца XIII — начала XVI веков. Основной угрозой католической церкви в Средние века стали еретики — отступники, которые поставили под сомнение учения Папы Римского, толкование Евангелия и святость духовенства. Свои идеи они несли в народ, повсеместно вызывая волнения и вспышки восстаний. В этот период церковное расследование в борьбе с еретиками стало одним из основных инструментов устранения инакомыслящих.

Средневековье — период расцвета и небывалого могущества церкви. На рубеже XII-XIII веков Папой Римским был Иннокентий III. Он провозгласил себя наместником Христа на земле и, будучи образованным, умным и ловким дипломатом, всеми силами содействовал укреплению позиций своего престола. Он сделал церковное расследование в борьбе с еретиками выше светского (королевского) суда, организовал Четвертый Крестовый поход, умело использовал францисканский орден нищенствующих монахов и орден Святого Доминика, которые были очень популярны среди простого народа и ловкостью Иннокентия III укрепляли авторитет церкви. В дальнейшем церковное расследование в борьбе с еретиками (инквизиция) стало использоваться для устранения просвещенных, ученых и просто неугодных лиц. Дети с отклонениями в физическом развитии были объявлены детьми сатаны, красивые женщины — ведьмами, знахарки и повитухи обвинялись в сговоре с дьяволом. Все они также стали жертвами инквизиции.

Существуют документы, подтверждающие, что за несколько веков, пока продолжалась борьба церкви с еретиками, было уничтожено 12 миллионов жителей Европы.

Актуальность данной работы заключается в роли данного периода на всемирную историю, а также изучение и анализ фактов связанных с деятельностью папы Иннокентия Ш, как первого инквизитора в мировой истории и значение трактата «Молот Ведьм» Генриха Краменра и Якоба Шпренгера, по демонологиии о надлежащих методах преследования ведьм.

Цель работы: исследование исторических фактов инквизиции в средние века ее борьба ведовством.

В соответствии с целью определяются следующие задачи:

определить понятие «инквизиция»

исследовать причины возникновения инквизиции

изучить цели и жестокость инквизиции

проанализировать деятельность Иннокентия Ш

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

исследовать деятельность инквизиторского суда.

исследовать историю инквизиторского суда над Святой Орлеанской Колдуньей.

провести анализ трактата «Молот Ведьм» Генриха Краменра и Якоба Шпренгера

исследование инквизиции в работе производиться путем анализа исторических материалов и документов.

Степень научной разработки. Почти не разработана научная периодизация истории инквизиции, отсутствует цельная картина массовых еретических движений средневековья, против которых был в первую очередь направлен террор инквизиции. Мы мало знаем о деятельности инквизиции в колониях, до сих пор не написана история папской инквизиции — конгрегации священной канцелярии.

В качестве источников при написании работы использовались ряд трудов по истории инквизиции, источники: Арну А. История Инквизиции, 1926 г, «История инквизиции» французского автора А. Арну вводит в мрачный мир средневековых «гонений на ведьм», под своды судилищ, в атмосферу пытки и ужаса. Используя документы ватиканских архивов, автор показывает вынужденность любых самообвинений перед лицом процедуры дознания.

Григулевич И.Р. История инквизиции 1980 г.. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.

Авторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Крамер (латинизированное Инститорис) и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes. Некоторые цитаты из этой буллы могут дать картину того, какой властью обладал данный документ и какую власть он давал своим владельцам.

Монографии: Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках./ Сост. Н. Горелов. М., Азбука-класс, 2005.Будур Н. Повседневная жизнь инквизиции в средние века. М., 2011.Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. М.- Л. 1934, ч. I.

В 1911 -1912 гг. был издан перевод монографии американского ученого Генри-Чарлза Ли «История инквизиции в средние века», в переводе А. В.

Башкирова, под редакцией известного историка С. Г. Лозинского, который, в свою очередь, на основе собранных им в Испании архивных материалов написал ценную работу по истории испанской инквизиции. (Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. Спб, 1914.).Книга М. М. Шейнмана «Огнем и кровью во имя бога», Парнах В. Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции. М.- Л., 1934; Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. М.- Л., 1934, ч. I; Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция. М., 1955; Шахнович М. И. Гойа против папства и инквизиции. М., 1955

Научная значимость: данная тема неоднократно поднималась в исследованиях историков, однако до сих пор остаются моменты до конца не изученными, например, о влиянии данного периода на дальнейшее мировое развитие.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности данного материала на уроках истории в школах.

Структура и содержание работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, связанных между собой параграфами, заключения и списка использованной литературы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Глава 1. Тайная история инквизиции

1.1 Понятие термина «инквизиция»

В религиозной истории инквизиция является самым странным явлением, о котором ходят легенды. Она была серьезным инструментом в антирелигиозной деятельности. Инквизиция — это расследование путем допросов с применением силы. В средние века святая инквизиция стремилась осудить верующих и отлучить от церкви, если их считали еретиками. Основной ее целью было доказательство, что обвиняемый человек является еретиком. Папская церковь могла решать, какая вера и какие высказывания о Господе считаются правильными, а какие — ложными (то есть еретическими).

Основной угрозой католической церкви в Средние века стали еретики — отступники, которые поставили под сомнение учения Папы Римского, толкование Евангелия и святость духовенства. Свои идеи они несли в народ, повсеместно вызывая волнения и вспышки восстаний. В этот период церковное расследование в борьбе с еретиками стало одним из основных инструментов устранения инакомыслящих.

Римско-католическая церковь в Средние века представляла собой один из самых могущественных общеевропейских институтов. Именно благодаря ее усилиям удавалось согласовывать противоречивые интересы западноевропейских стран, а регион, в котором они находились, превратился в довольно целостную и монолитную общность.

Церковь делила всех людей на сословия. Высшим сословием объявлялось духовенство, средним — король и дворянство, низшим — народ. Дело высшего сословия — защита души мирянина от греха, вымаливание у Бога прощения всех живущих на земле. Дворянство должно было защищать короля и духовенство от внешнего врага, а задача народа — кормить и содержать тех и других.

На проповедях священнослужители призывали всех к смирению и кротости, учили «знать свое место» и не противиться воле Всевышнего, не собирать богатства на земле, заботясь более о спасении души. Тем не менее сами они сосредоточили в своих руках огромные богатства, облачались в дорогие одежды и окружили себя комфортом. Не бедствовало и дворянство. Народ же загибался в нищете. Такая полярность не могла не вызвать возмущений. Появились те, кто громко осуждал двуличие «божьих слуг», высказывал сомнения относительно их учений и святости. Это сильно подрывало авторитет Папы Римского. Такие смелые инакомыслящие были объявлены отступниками, еретиками (несли ересь, оскорбляли Святое учение). Началась настоящая борьба католической церкви с еретиками. Свирепо уничтожали не только самих отступников, но и их семьи, вырывая с корнем потенциальную угрозу.

Еретиков ненавидели сильнее, чем иноверцев (людей другой веры). Их презирали даже больше, чем мусульман. И все это потому, что еретики считали себя настоящими христианами. Это были особо опасные внутренние враги церкви, которые подрывали ее авторитет и устои. В средние века в Западной Европе постоянно пылали костры инквизиции — специально созданной организации, боровшейся с тайными врагами католицизма.

В средние века сознание людей было очень скудным. Они охотно верили в ведьм, драконов, колдунов и прочую нечисть. Наука не была так развита, как сегодня. Каждый человек, который имел свой собственный взгляд на устройство этого мира, а также был в чем-то не согласен со священниками средневековья, невольно получал клеймо «еретик». Социальный статусом, которым он был наделен — вельможа, гений, ученый, целитель или ясновидец, не имел значения.

Церковнослужители, прикрываясь своим положением, постоянно ссылались на то, что только их трактовка Священного Писания, только их мнения по этому поводу — единственные верные и правильные. Прикрываясь Господом Богом и «святой инквизицией», эти люди уничтожили огромное количество несогласных с ними. Ведь в средние века существовало суровое правило, что еретик — это практически всегда приговоренный на казнь человек. Ярлык еретика в подавляющем большинстве случаев означал сожжение на кострах или повешение на виселицах инквизиции2.

Основой этой борьбы стали карательные меры. Инакомыслящие объявлялись отступниками (еретиками), их бросали в тюрьмы, содержали в нечеловеческих условиях, подвергали жутким пыткам, в конце концов, приговаривали к ужасной казни — сожжению заживо на костре. Как правило, церковный служитель был в одном лице и прокурором, и следователем, и судьей. Проводя церковное расследование в борьбе с еретиками, за основу обвинения брали в основном доносы, большинство из которых было получено опять же под пытками. В 99 случаев из 100 те, кто попадал в застенки инквизиции, живыми оттуда не выходили. Их имущество конфисковалось и делилось в основном между церковью и королем. Какая-то часть доставалась местному дворянину, из волости которого был родом еретик.

Сведения, когда появился первый еретик, не сохранились, однако самым известным из них является Джордано Бруно. Это средневековый ученый-астроном. Он вычислил, что наша планета круглая, а не плоская, как тогда было принято считать. Однако общество не разделило его взглядов, более того, его открытие вызвало гнев священнослужителей, за что ученый и был подвергнут сожжению на костре3.

Слово «инквизиция» в средние века означало «розыск», «сыск». Ее мощь, влияние и сила распространялись не на какое-либо одно государство, а на целую Европу.

На определенном этапе в XV веке история инквизиции стала тайной. У церковнослужителей были особые права: обвинить и уничтожить. Однако это была борьба не только церкви, но и дворянства за власть и господство над простыми людьми.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средневековье было уникальной эпохой. Люди воспринимали мир по- своему, так как они не могли понять многие явления, которые происходили в их жизни. Не было научных доказательств того, почему идет дождь или светит солнце, почему происходят землетрясения или стоит страшная засуха. Все это люди пытались приписать темным силам: богам, феям, демонам, призракам. Жители в средние века больше всего не хотели стать жертвами колдунов и боялись темных сил, которые, по их мнению, могли вмешаться в их жизнь.

Именно поэтому колдуны и ведьмы пользовались большим вниманием не только простого человека. История инквизиции ведьм показывает, что даже в разгар охоты на них, они спокойно жили в домах богатых людей. Колдуны и ведьмы нужны были людям, но если их обвиняли в превышении своего могущества, их сурово наказывали. Инквизиция ведьм — это мера наказания, которой пользовались, если их признавали виновными в нанесении порчи в процессе колдовства.

Святая инквизиция объявляла колдуна виновным и чаще всего его убивали. В определенных случаях они должны были возместить. Священное писание помогало служителям церкви выступать в роли палачей, так как они ссылались именно на этот источник в процессе казни.

Основные этапы развития этого карательного органа: додоминиканский, ( преследование еретиков до XII века), доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.), испанская инквизиция.

В первый период суд над еретиками составлял часть функций епископской власти. В первом периоде преследование еретиков не имело постоянного характера. Во втором создаются специализированные трибуналы инквизиторов. В третьем святая инквизиция тесно связана монархической системой и служит орудием борьбы за власть.

В целом она пагубно влияла на интеллектуальный прогресс Европы. В XVI веке она начала оказывать воздействие на цензуру книг.

Инквизиция в средние века не щадила практически ни одного еретика. Если инквизиторы приходили к общему мнению, что угрозы, уговоры и хитрость не действуют на обвиняемого, то приходилось прибегать к насилию. Считалось, что физические пытки и муки более ясно просвещают разум инакомыслящего. В то время существовал целый список пыток, узаконенных инквизицией.

Пытки инквизиции имели около сотни разновидностей. изощренность ума и вымысел изобретателей того времени просто поражает своей жестокостью.

Башмаки с шипами. Это железная обувь, под пяткой которой находится острый шип. Жертве приходилось стоять на пятках с выкрученным вверх шипом, пока его силы не иссякали.

«Вилка еретика». Это зверское приспособление представляло собой четыре острейших шипа — по два с каждой стороны. Верхние два впивались еретику в подбородок, а нижние — в грудину. Это полностью обездвиживало жертву, не давая ей совершать какие-либо движения головой. Голова затекала, начиналось кровоизлияние в мозг.

«Ведьмино кресло». Потенциальную ведьму привязывали к креслу, которое было подвешено на длинную жердь, опуская его в воду на определенное время. Затем ведьме давали возможность сделать небольшой глоток воздуха, после чего опять опускали под воду… Особенно жестокой эта пытка была в зимний период. Во льду делали прорубь, что позволяло ведьме не просто задохнуться, но и покрыться коркой льда.

«Кошачий коготь». Его вонзали в еретика, плоть которого разрывалась медленно и болезненно. Доходило до того, что этот же крюк вырывал из жертвы не только внутренние органы, но и ребра. Это было самое жестокое древнее орудие пытки, при помощи которого слуги инквизиции пытались получить признание еретика6.

Среди прочих пыточных мер, придуманных изощренными умами того времени был так называемый «испанский сапог». Это специальное крепление на ноге жертвы со специальной фиксирующей пластиной, которая при каждом отказе еретика отвечать на вопросы, затягивалась с еще большей силой. В конце концов, кость в ноге ломалась. В итоге еретик оставался с раздробленными костями ниже колена.

Одним из средневековых пыточных приспособлений является так называемая «дыба». Человек подвешивается под потолком с вывернутыми назад плечевыми суставами, а на его ноги постепенно вешают более тяжелый груз. В результате возникает нестерпимая адская боль вплоть до разрыва мускулов и суставов плечевого пояса.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В XIII веке папа Григорий IX передал функции преследования ересей от епископов инквизиторам. В Европе были учреждены трибуналы, в чьи полномочия входило расследование дел, вынесение приговоров и их исполнение в отношении еретиков.

Испанская инквизиция была особо жестокой. Она поддерживалась королевской властью, поэтому имела самые крепкие позиции в Европе. Только за время деятельности главного инквизитора Испании Торквемады в XV веке заживо было сожжено более десяти тысяч человек.

Слава инквизиции Испании затмила все остальные. Здесь она достигла апогея развития и стала эталоном для подражания в других странах, где существовала инквизиция. Пытки отличались разнообразием, изобретательностью и предельной жестокостью.

В XV веке деятельность ее была особенно активной. К концу века в стране изменилась обстановка под влиянием объединения в Испанское королевство Кастилии и Арагона, освобождения от мавританского господства юга Иберийского полуострова и воссоединения его с Испанией и завоевания Америки, которое превратило Испанию в крупнейшую колониальную державу7.

Испанская корона продолжила укрепление позиций за счет контрреформы, с помощью иезуитского ордена. Идеальным средством для этого стала испанская инквизиция.

Инквизиция лишала сословия города средневековых вольностей. В XV веке была учреждена «новая» инквизиция (1478-1483 гг.). Изабелла I и Фердинанд V объединила Арагон, Кастилию и Сицилию, а затем и весь юг Испании. Сицилийский инквизитор Барберис получил подтверждение чрезвычайных полномочий от супружеской четы.

В 1478 г. папа Сикст IV учредил инквизицию в Кастилии (где ее до этого не было). Начались массовые казни. Совершенствовались орудия пыток и техника смерти. В Севилье от переполненности тюрем разразилась чума. Когда эпидемия утихла, «кровавая жатва» продолжилась. Испанская инквизиция приняла новых размах с назначением нового инквизитора Томаса Торквемады. Фердинанд V в это время (1483 г.) создал Верховный совет инквизиции (Супрему), который занимался конфискацией имущества еретиков. Главными жертвами испанской инквизиции были иудеи, марраны («новые христиане») и мориски (обращенные в христианство мавры). Их официально обвиняли в неискренности по отношении к христианству и продолжении проповедования прежней веры (то есть в ереси). Цель их преследования заключалась в стремлении завладеть их имуществом, ослабить сословие крестьян и ремесленников как поддержку влиятельных грандов, чтобы подорвать могущество последних.

Испанская инквизиция действовала всеобъемлюще, она соединяла в себе черты церковной и государственной (политической) полиции, которой управляли католические монархи. Испанский абсолютизм напоминал по жестокости деспотии Востока. Однако инквизиция не помогла добиться национального единства страны и ликвидировать все городские вольности. Эта политика по сути была антинациональной, она сделала все, чтобы не допустить возникновения между людьми общих интересов, которые являются основой объединения нации.

1.2 Инквизиция — причины возникновения

Самый скромный священник обладал сверхъестественным могуществом, которое ставило его выше окружающих людей. Как бы ни были велики его преступления, он не был подсуден светскому суду — рука мирянина не могла коснуться его. В подобном же исключительном положении находилась и недвижимость духовных лиц, которая образовывалась из добровольных пожертвований многих поколений набожных мирян; значительная часть плодородных земель Европы принадлежала церкви. Связанные с этими владениями сеньориальные права включали в себя очень широкую светскую юрисдикцию, которая предоставляла их пользователям те же права над личностью, которыми обладали и феодальные сеньоры.

Ставший обязательным после долгой борьбы обет безбрачия резко отделил священников от мирян, всецело закрепил за церковью обширные владения и предоставил к ее услугам бесчисленную армию служителей, для которых она стала и семьей и домом. Человек, посвящавший себя служению церкви, переставал быть гражданином; он не имел ни забот, ни семейных связей; церковь была для него новым отечеством, и интересы ее стали его интересами. В качестве возмещения того, чего они лишились, служители церкви получали уверенность в завтрашнем дне и освобождались от всех забот о хлебе насущном; от них требовалось лишь одно — не выходить из повиновения.

Церковь принимала в свои ряды любого человека, не интересуясь ни его происхождением, ни его социальным положением, тогда как в феодальном обществе с его классовыми перегородками возвышение и переход из одного сословия в другое был почти невозможен. Правда, в церкви происхождение тоже облегчало доступ к высшим должностям, но все же в ней можно было выдвинуться благодаря энергии и природным дарованиям.

Церковь, стоявшая, так далеко от своего идеала и так небрежно относившаяся к своим обязанностям, очутилась почти неожиданно для себя перед новыми опасностями, грозившими подорвать в корне ее могущество.

Ересь первоначально распространялась среди массы простого народа. Удары, поставившие существование церковной иерархии в действительную опасность, были нанесены людьми, проповедовавшими между бедными и угнетенными, которые чувствовали, что церковь не выполняет своего назначения, видели, что служители ее суетны, понимали, что в ее учение вкралось немало заблуждений.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ереси, привлекавшие к себе толпы последователей, делились на два разряда: секты, твердо сохранявшие все основные положения христианского учения, но отрицавшие священство; и манихеи, или дуалисты. Почти всегда сведения о них мы черпаем из сочинений противников ереси; за исключением нескольких вальденских трактатов и служебника катаров, вся литература еретиков погибла. Один инквизитор, объясняя причины успеха ереси, отмечает нравственную грязь духовенства, его невежество и заблуждения, бессодержательность его проповедей, презрительное отношение к таинствам и ненависть, которую питали к нему почти многие верующие. Излюбленными аргументами еретиков против церкви были заносчивость, алчность и распущенность духовенства.

Нищенствующие ордена вполне годились для работы, которая была не под силу епископским судам. Ведь необходимы были постоянные суды исключительно для подавления ереси, совершенно изъятые из-под влияния местных страстей и личных счетов. Следователями и судьями должны были стать люди, специально подготовленные для раскрытия и обращения еретиков. Огромная популярность нищенствующих монахов обеспечивала усердное содействие населения, на какое не могли рассчитывать епископы, обычно находившиеся во враждебных отношениях со своими духовными чадами. Нищенствующие ордена были особенно преданы папству, и они сделали из инквизиции могущественное орудие для увеличения влияния Рима и уничтожения последних остатков независимости местных церквей.

Постепенно совершенствовалось и светское законодательство против ереси. В Англии и в Арагоне уже в XII веке появились соответствующие эдикты. Император Генрих VI в 1194 году предписал отбирать имущество еретиков, накладывать на них суровые наказания, разрушать их дома и подвергать крупным штрафам общины и отдельных лиц, если они не будут содействовать их задержанию; в 1210 году эти предписания были подтверждены Оттоном IV. В 1217 году граф Русельона объявил еретиков вне закона; в 1228 году король Арагонский последовал его примеру. Французский король Людовик VIII предписал за ересь конфискацию имущества и лишение всех прав, а государственные чиновники получили приказание карать всех, кто будет уличен в ереси. Подействовавшим в 1227 году статутам Флоренции епископ во всех случаях преследования ереси должен был действовать совместно с городской администрацией. В Милане в 1228 году были приняты новые законы по настоянию папского легата Готфрида; еретиков надлежало изгнать из пределов республики, дома их разрушить, имущество конфисковать; крупному штрафу подвергался каждый человек, давший им пристанище.

Для розыска еретиков, которых должны были допрашивать и судить архиепископ и городские власти, была учреждена полусветская-полудуховная инквизиция; всех, кто будет уличен в ереси, следовало в десятидневный срок предавать смертной казни. Люди, которых только подозревали в ереси, должны были подвергнуться искуплению вины. Все еретики, без различия их учений, объявлялись вне закона; если они были осуждены церковью, их следовало выдать светским властям для сожжения живыми. Если из страха смерти они отступали от своих верований, их следовало заключить в тюрьму на всю оставшуюся жизнь.

1.3 Инквизиционная система

Особую известность получила деятельность папских инквизиторов премонстранта Конрада Марбургского в Германии (назначен в 1227) и доминиканца Роберта Бугра (Болгарина) в Лангедоке (назначен в 1233), впосл. в Шампани, в Пикардии и во Фландрии. Оба были раскаявшимися катарами и стали известны своей жестокостью в борьбе с бывшими единоверцами, в 1239 по приговору Роберта Бугра в замке Монт-Эме (Шампань) за один раз было сожжено 183 человек. Папские инквизиторы действовали в тесном союзе со светскими и с местными церковными властями: Конрада Марбургского поддерживал епископ Хильдесхаймский, Роберта Бугра — французского короля Людовик IX Святой, вероятно, именно по настоянию короля в 1239 папа Григорий IX отстранил инквизитора от должности и приговорил к тюремному заключению.

В 1233 г. папа Григорий IX поручил расследование дел, связанных с ересями и преследованием вероотступников доминиканцам, в 1254 г. папа Иннокентий IV буллой «Licet ex omnibus» от 30 мая разделил Иннокентий Ш на доминиканскую и францисканскую. Эти монашеские ордены представлялись идеальными кандидатами в деле разыскания еретиков в силу независимости от местных церковных иерархов и растущей — благодаря исповедуемым этими орденами принципам бедности, бескорыстия и аскезы — популярности в народе, которая могла соперничать с популярностью еретических проповедников и должна была обеспечить содействие населения в разыскании еретиков. Хотя в делах о ересях доминиканцы и францисканцы получили юрисдикцию, аналогичную юрисдикции епископских судов, местные епископы также сохраняли ответственность за искоренение ересей: они должны были сотрудничать с инквизиторами и ратифицировать инквизиционные приговоры, прежде всего те, согласно которым еретики приговаривались к тюремному заключению и к смертной казни. Инквизиторы наделялись обширными полномочиями: отвечавшие непосредственно перед папой Римским, они не подчинялись ни местным церковным властям, ни папским легатам; руководство ордена могло воздействовать на них только как на монахов, но не как на инквизиторов. Инквизиторские полномочия давались пожизненно, и к кон. XIII в. сместить инквизиторов с должности или отлучить их от Церкви стало практически невозможно. И. были подсудны все; однако в случае осуждения монархов, епископов и папских нунциев решение могло быть принято только Римским папой.

К середине XIII в. в каноническом праве окончательно оформилось положение о том, что для приведения приговора о смертной казни в исполнение осужденные еретики должны передаваться светским властям, а последние обязаны прилагать все усилия для истребления еретиков, выявленных Церковью. В случае отказа от исполнения этих обязанностей светский правитель отлучался от Церкви, на его владения налагался интердикт, его вассалы освобождались от присяги, а земли передавались тем, кто были готовы преследовать еретиков (3-й канон IV Латеранского Собора; булла папы Григория IX «Excommunicamus» от февр. 1231).

Согласно Падуанскому эдикту (1224) и Мельфийским конституциям имп. Фридриха II Штауфена, действовавшим в Сев. Италии и на Сицилии, еретики приговаривались к сожжению на костре. Решением судьи это наказание могло быть заменено вырыванием языка. В 1238 г. эта норма (без возможности замены более мягким наказанием) была распространена на германские земли, а затем вошла в Саксонское и Швабское зерцала. В 1226 г. французский король Людовик VIII предписал карать еретиков лишением прав и конфискацией имущества, а к 1270 г. в качестве основной меры наказания утвердилось сожжение (Etablissements de St. Louis, 1269).

Булла папы Римского Иннокентия IV «Ad extirpanda» от 15 мая 1252 г., адресованная городам Ломбардии, Тревизской марки и Романьи, предусматривала организацию в городах советов для борьбы с ересью из 12 «честных мужей» (boni viri), которых назначали епископ и приоры нищенствующих орденов в этой местности. Согласно постановлению, подеста и правители городов, отказывавшиеся бороться с еретиками, не имели права оставаться на своей должности. В булле содержалось требование вписать законы против еретиков в статуты итал. городов-коммун (требование будет повторено папой Климентом IV в 1266). Т. о., согласно документу, в епиствах создавались постоянные инквизиционные трибуналы.

Доминиканская Инквизиция была создана и наделена обширными полномочиями для борьбы с северофранцузской ересью вальденсов и широко распространившейся в Южной Франции ересью альбигойцев. После крестовых походов против альбигойцев, расправы над ересиархами и их покровителями и захвата основных оплотов еретиков в 1209-1244 гг. количество еретиков значительно уменьшилось, но ересь не исчезла полностью.

В Лангедоке была создана сеть трибуналов; центральный из них, в Тулузе, в 1307-1323 гг. возглавлял доминиканец Бернар Ги, автор руководства для инквизиторов «Ведение розыска еретической скверны» (Practica inquisitionis heretice pravitatis), где описывались основные ереси того времени и давались указания, как преследовать еретиков, обнаруживать их, допрашивать и т. д. Сохранились собрания записи допросов, которые рые могут служить историческим источником сведений как об инквизиционном судопроизводстве, так и о мировоззрении еретиков (например, «Регистр Жака Фурнье», 3 тома документов инквизиционных слушаний в графстве Фуа — Le Registre de l’Inquisition de Jacques Fournier, évêque de Pamier.

В Северной Франции инквизиторская активность доминиканцев началась с 1233 г. и была связана с именем Роберта Бугра. Инквизиция встречала пассивное сопротивление епископов, но пользовалась поддержкой, в т. ч. финансовой, французский король Людовика IX Святого, прежде всего на территории королевского домена. В середине XIII в. рядом папских постановлений была проведена реорганизация доминиканской Инквизиции в Южной и Северной Франции. Так, к 1266 г. все инквизиторы, включая членов трибуналов в Лангедоке, были подчинены парижскому провинциалу доминиканского ордена.

Помимо вальденсов и катаров французская Инквизиция преследовала отступников в иудаизме, с 20-х гг. XIV в.- бегардов и бегинок, свободного духа братьев, спиритуалов, составлявших радикальное крыло францисканцев, и др.

Со второй четверти XIV в. деятельность французской Инквизиции стала менее активной, чем в предыдущие годы, из-за сокращения числа еретиков в связи с уничтожением основных очагов альбигойской ереси, из-за финансовой убыточности (конфискация имущества осужденных перестала покрывать затраты), а также из-за тягот Столетней войны (1337-1453).

Кроме того, слабость папства в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378) и последовавшая за ним схизма в католической Церкви (1378-1417) способствовали подчинению доминиканской Инквизиции французской короне: из-за конфликтов с местной королевской администрацией (сенешалями) инквизиторы обращались за помощью к королю и со временем стали нуждаться в постоянном покровительстве монарха и Парижского парламента. Имели место назначения инквизиторов королем, а не Римским папой14.

Французская Инквизиция участвовала в крупных средневековых политических процессах: против ордена тампли

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1802

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке