Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Изменения в системе преподавания религиозных дисциплин в период Великой российской революции и гражданской войны»

Великая Российская революция 1917 года на сегодняшний день оценивается как один из ключевых этапов и эпохальных событий российской истории ХХ века. Возвращение к ее особенностям, политической и общественной жизни, отдельных проявлениях демократизации общества, особенностям военного времени в революционной повседневности — это те темы, которые являются одними из основных в трудах историков.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Великая Российская революция 1917 года на сегодняшний день оценивается как один из ключевых этапов и эпохальных событий российской истории ХХ века. Возвращение к ее особенностям, политической и общественной жизни, отдельных проявлениях демократизации общества, особенностям военного времени в революционной повседневности — это те темы, которые являются одними из основных в трудах историков. Однако, на периферии научного знания остаются особенности религиозного воспитания и религиозного мировоззрения общества в это время. Обращение к этому вопросу историков не интересовала до настоящего момента. Однако, 2017 год как год 100-летия Революции заставляет обращаться даже к таким, казалось, малопримечательным моментам, которые тоже волновали население России не только в годы Революции, но и на протяжении нескольких лет Гражданской войны. Педагогика в революционной повседневности, таким образом, продолжает выступать как элемент прививания определенных нравственных и духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Историки часто забывают, описывая отдельные сюжеты из жизни людей в дни Революции и Гражданской войны в России, что то, что видели маленькие дети в эти годы, накладывало на сознание детей различные виды психологических травм. Однако при этом педагогика продолжала существовать. Общественная жизнь в стране, противостояние политических группировок, образ «человека с ружьем», нивелированная ценность человеческой жизни — вот те вещи, которые могли видеть и видели на улицах российских городов, а также в российской глубинке маленькие жители России в это время. Религиозное мировоззрение большей части населения страны в это время также определенным образом накладывало свой отпечаток на восприятие реальности. Для школьников этого периода было достаточно обыденным явлением ходить в церковь на торжественные службы, ходить в церковь по воскресениям, отмечать любимый многими праздник Пасхи, поминать во время богослужения образ Императорской семьи и лично самодержца Николая II, возглашать молитва о здравии страны. Не менее банальными вещами для школьников было и изучение отдельных дисциплин религиозного характера в школе. Одной из таких дисциплин являлось изучение Закона Божьего. В школьной программе того времени изучение его составляло обязательную часть. Однако революционные изменения в целом накладывают определенные преобразования не только в обществе, но и в образовании. Поэтому изучение особенностей развития системы преподавания отдельных дисциплин в школе в это время крайне интересный и на сегодняшний момент неизученный сюжет в истории Революции 1917 года. После февральских событий 1917 года, Церковь, как известно, продолжала оставаться частью государственной структуры. Отделение, произошедшее уже при большевиках в 1918 году, было явлением больше организационного порядка. После Февраля 1917 года русские иерархи, которые достаточно лояльно восприняли революцию и свержение монархии в России, оказались перед достаточно острой дилеммой — насколько скоро созывать Поместный Собор, впервые за много веков истории Русской Православной Церкви. Начиная еще с 16 января 1906 года по указу Николая II начало работу Предсоборное Присутствие, основным итогом деятельности которого должно было стать подготовка и проведение Поместного Собора. Если практическая деятельность Присутствия лишь предложила для введения новый Приходской Устав, то деятельность предсоборных органов продолжала осуществляться. В 1912-1914гг. работает Предсоборное Совещание, которое распускается уже в силу военных событий. Новый же орган — Предсоборный Совет — уже орган революционных дней. Именно этот орган станет последний на пути созыва Поместного Собора. На протяжении всех этих организационных лет вопрос об изменении практики преподавания религиозных дисциплин не возникал. Даже Предсоборный Совет касался этого весьма вскользь. Деятельность же некоторых сессий Собора 1917-1918гг. была посвящена и этому важному вопросу.

Вот вопросам изменения в системе преподавания данных дисциплин и пойдет речь в данной работе.

Объектом исследования является организационная и педагогическая направленность работы предсоборных органов власти, Поместного Собора 1917-1918гг. и уже реализация принятых решений на местах в годы Гражданской войны в России.

Предметом настоящей работы является:

·деятельность Поместного Собора Российской Церкви в 1917- 1918гг. в отношении педагогических изменений в преподавании религиозных дисциплин;

·деятельность отдельных представителей священноначалия Русской Православной Церкви на местах;

·юридические и методические обоснования полезности изменений в системе образования;

·педагогические и методические рекомендации и особенности изменения преподавания религиозных дисциплин в русской школе;

Цель исследования — изучить особенности педагогической и методической работы в сфере изменений в преподавании религиозных дисциплин в годы Революции 1917 г. и Гражданской войны.

Для решения поставленной цели в ходе исследования требуется решить ряд задач:

·определить основные предпосылки изменения преподавания Закона Божьего в российских школах;

·проанализировать основные идеи изменений в работе русских педагогов и методистов в вопросе преподавания отдельных дисциплин религиозного характера;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

·выявить инициаторов изменений, как из среды педагогической сферы, но также и деятелей Русской Православной Церкви;

·изучить особенности влияния Гражданской Войны на преподавание религиозных дисциплин в российских школах.

Хронологические рамки исследования — 1917 — 1922гг. В данном случае хронологические рамки определяются по нижней границе как года Революции и деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, где поднимается вопрос об изменении в преподавании религиозных дисциплин в школе. Верхней границей исследования является год окончания Гражданской войны в России. Таким образом, данный период времени позволяет взглянуть на процесс преподавания в определенной эволюции.

Географические рамки исследования определяются территорией бывшей Российской Империи, а позже РСФСР. Отдельное внимание уделяется особенностям реализации проектов изменений на территории расположения антибольшевистских (Юг и Восток России) и национальных образований (Украина, Кавказ) в годы Гражданской войны.

Главной проблемой исследования является определение места и особенностей преподавания религиозных дисциплин в российских школах в годы Революции 1917 года и Гражданской войны в России. Влияние отдельных решений Поместного Собора по данному вопросу, а также реализация данных решений на местах в силу особенностей противостояния большевиков и антибольшевистских сил должно было наносить определенные изменения в преподавание дисциплин в школе. Кроме того, следует учитывать новые подходы в образовании, которые были предложены большевиками после прихода к власти в октябре 1917 года. Немаловажной проблемой следует также считать и обмирщение сознания жителей России, что также должно было влиять, как на образовательный процесс, так и на восприятие места религиозного образования в русских школах в ходе процесса изменений в образовании в целом.

Методологической базой исследования является метод историзма, метод риторического анализа, а также метод ситуационного анализа, предполагающий изучение события с учетом возможного развития исторической ситуации.

Источниковедческой базой исследования являются как источники личного происхождения (воспоминания, а также отдельные записки участников Поместного Собора и свидетелей его деятельности), так и официальная религиозная печать.

Основным комплексом наиболее важных документов являются материалы «Деяний» Собора, изданных уже в нескольких сериях. Первоначальная публикация этих материалов происходила параллельно с работой самого Собора в 1917 — 1918 гг.

Кроме того, для изучения деятельности Собора, а также оценки практического применения его решений необходимо обратить внимание на периодическую религиозную печать, к примеру, на «Епархиальные Ведомости». Примером таковых Ведомостей, могут считаться Архангелогородские Ведомости. Необходимо отметить, что большая часть периодических печатных органов епархий были закрыты в 1918 году и возрождены уже в конце XX — начале XXI вв.

В советский период публикация источников по деятельности Собора по понятным причинам не проводилась. Активная работа в этом направлении началась только в начале XXI в.

В 2012 году под редакцией А.Н. Кривошеевой в серии «Слово исповедников ХХ века» вышел сборник документов деятельности Священного Собора РПЦ в 1917-1918гг. посвященный вопросам о начале гонений на РПЦ со стороны большевистской власти. Как правило, документы подобных изданий ранее не вводились в научный оборот историческим сообществом и поэтому данные документы являются полезными для изучения вопросов о взаимоотношении Советской власти и духовенства РПЦ в первые годы становления первой и в рамках гражданского противостояния в России между «белыми» и «красными». В разделе «Благодать и мир вам…» впервые собраны в одном месте все послания, воззвания и обращения Собора к православному народу России. Раздел «Перед лицом мученичества…» включил в себя письма, пришедшие на Собор из различных епархий, от приходов, монастырей и отдельных лиц с сообщениями о случаях гонений на православное духовенство и мирян. В разделе «Молитву пролию ко Господу..» собраны отклики Собора на воздвигнутые гонения на Православную Церковь, выражающие его позицию в отношении гонений на Церковь.

Вопросам работы предсоборного совещания посвящена публикация журналов работы предсоборного присутствия в 2014 году, увидевшая свет издательстве Новоспасского монастыря. В «Высочайше утвержденном Предсоборном Присутствии 1906 года» были заложены основы подготовки к созыву Поместного Собора, к созыву которого готовилась государственная власть. Сам процесс подготовки к созыву Собора явился частью общей политики Императора Николая II по отношению к церкви. В документах соответствующим образом показаны проблемы, которые были поставлены в рамках подготовки к этому важному событию, как в истории РПЦ, так и в целом в истории России. Данный подход наглядно отражает те тенденции, которые господствовали в российском обществе и в определенных кругах РПЦ в начале ХХ века. Первая мировая война 1914-1918гг. должна была отсрочить созыв Собора, но не отменить его.

«Русская Церковь. Век ХХ. История Русской Церкви в свидетельствах современников. 1900-1917. Конец Синодального периода» — новое издание по истории русской церкви конца Синодального периода ее истории. В работе нашло отражение деятельность Предсоборного Присутствия, а также взаимоотношения церковной и светской власти, а также других не менее значимых вопросов истории русской церкви предреволюционных годов.

Изданиев основномсодержитматериалы писем,воспоминаний и др. материалов личного происхождения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В контексте подготовки к годовщине революции 1917 года и 100-летию созыва Собора и рассмотрения вопросов по истории Собора следует выделить продолжающуюся публикацию научно отредактированного сборника материалов Собора4. На данный момент данный сборник вышел в 3-х томах, однако последний том содержит протоколы работы Собора и доведен хронологически до сентября 1918 года. В тоже время историками продолжается использование материалов Собора, выпущенного в формате репринта в Москве в 1994 году. Он полностью повторяет деяния Собора, выпущенного в 1918 году в нескольких книгах.

Историографическая база исследования. В советский период изучение деятельности Поместного Собора РПЦ не проходило, т.к. в советской исторической науке данные аспекты духовной жизни России не имели важного значения, тогда как превалировали классовые подходы к истории нашей страны.

Поэтому особое внимание в данный хронологический период необходимо уделить русскому зарубежью.

Некоторые заметки о деятельности Поместного Собора 1917-1918гг. встречаются на полях эмигрантской печати, однако говорить о полноценных исследованиях данного события также не приходилось. Если же исследование деяний Собора и происходило в эмиграции, то на данный момент этот аспект в исторической науке остается неизвестным, т.к. историографией русской эмиграцией практически не занимаются отечественные ученые. Однако, среди общих трудов по истории Церкви можно выделить работы Л. Регельсона, а также Н.Д. Тальберга. В то же время заметим, что работа Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви 1917 — 1945» (Париж, 1977) носит комплексный характер и исследование деятельности РПЦ в первой половине ХХ века до окончания Второй мировой войны 1941- 1945гг. В работе о 1917-1918гг. особенно отмечается, что деятельности РПЦ не сводилась к активному участию в гражданском конфликте, а скорее к требованию мира и прекращения войны. Этой линии, а также требование к победителям в войне не осквернять себя пролитием крови соотечественников, и определялась вся политика церкви.

В своей работе, а точнее курсе лекций («История Русской Церкви», Нью-Йорк, 1954), прочитанных в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле Н.Д. Тальберг вообще не затрагивает деятельность Поместного Собора. В тоже время Николай Дмитриевич рассматривает историю церкви в длинной исторической ретроспективе и доводит ее историю как раз до момента созыва Поместного Собора в 1917 году. Позиция автора в этом смысле вполне понятна. Помимо занятия церковной историей Н.Д. Тальберг активно занимался общественной работой, в частности был занят в Высшем Монархическом Совете и вообще антибольшевистском движении. Поэтому с его стороны помещать материалы по наиболее болезненному вопросу было бы достаточно странно, но в тоже время это заставило бы его работу в этом ключе представлять субъективно процессы, проходившие в РПЦ, чем в других этапах истории Русской Церкви.

Таким образом, мы можем отметить, что исследовательских работ по деятельности Поместного Собора 1917-1918 гг. в Советский период ни на территории Союза, ни за его границами не выходило. Все работы, в которых Собор рассматривался, он был либо проходящим событием, либо его деяния давались в описательной форме.

Новая эпоха в исследованиях истории Русской Церкви наступила уже после падения СССР, а также в целом в дни расширения политики «гласности». Уже в 1990-х гг. начинается изучение Поместного Собора РПЦ, но эта работа вновь сводится к переизданию деяний Собора, а не активизации внимания к его постановлениям и решающим проблемам работы Собора. В это же время появляются обобщающие труды по истории РПЦ в ХХ веке. Одна из таких работ протоиерея В.А. Цыпина рассказывает о соборе как проходящем, но важном явлении в истории РПЦ. Рассмотрение деятельности Собора в данном случае происходит в рамках понимания проблем управления церкви после учреждения патриаршества, а также с введением митрополичьих округов, которые существуют и ныне в организационной структуре РПЦ.

Среди современных историков РПЦ периода 1917-1918 гг. выделяется д.и.н., профессор РГГУ М.А. Бабкин, который в своих работах рассматривает проблемы взаимоотношений РПЦ и царской власти накануне и в дни февральского переворота 1917 года. В контексте изучения созыва Поместного Собора 1917-1918гг. автором были опубликованы ряд статей, содержащих интересную информацию, как о деятельности правых в дни революции, так и об отношении правых к работе Поместного Собора РПЦ. Более или менее полно эти вопросы работы Поместного Собора у автора раскрыты в монографии «Священство и Царство» (М., 2011), где автор последовательно раскрывает основные вопросы и проблемы работы Поместного Собора. Глава V монографии полностью посвящена этим вопросам. В ней последовательно раскрыты основные вопросы работы Собора: о восстановлении патриаршества, о изменении богослужебных чинопоследований, титуловании Св. Синода и архиереев, отношении Патриарха Тихона к Николаю II и императорской семье, которая к тому моменту находилась в заточении и т.д.

В целом же литература об истории созыва и работы Поместного собора РПЦ в целом может быть сведена к двум группам: история подготовки и созыва Собора, и пособорном управлении и деятельности РПЦ.

В указанном выше разделении на разные периоды изучения вопросов, связанных с историей созыва Собора, важно выделить первый этап. Назовем его подготовительный этап к созыву Собора 1917-1918гг. В современной историографии в религиозных учреждениях в 2000-х гг. началась публикация работ светских и церковных историков в серии «Церковные реформы». В 2002 году в «Духовной библиотеке» состоялся выпуск книги С.Л. Фирсова

«Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918гг.)». Автор работы не только показывает положение Русской церкви накануне реформ, но и убедительно рассматривает вопросы взаимоотношения государственной власти и церкви, работу Предсоборного Присутствия, начало проведение реформ в русской церкви в годы Первой русской революции 1905-1907гг. В монографии исследуются Отзывы епархиальных архиереев (1905), Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совещания (1912-1917) и Предсоборного Совета (1917), материалы Поместного Собора 1917-1918 гг. В книге показано, что церковь серьезно готовилась к реформам, ее иерархи искренне желали восстановление канонического строя церковного управления, надеясь при этом в основном сохранить прежнюю симфоническую модель отношений с государством.

Приблизительно в этом же ключе написана монография С.С. Бычкова «Русская церковь и императорская власть» (1997), в которой дается очерк о взаимоотношениях церкви и государства в рамках единого организма, объединенного власть императора, вопросы системы назначения архиереев на места, взаимные проблемы и противоречия, которые существовали между церковными иерархами и обер-прокурорской системой контроля деятельности церковных структур и т.д. Аналогично описаны процессы взаимоотношения церкви и власти в работе протоиерея В. Рожкова, которые были переизданы и научно доработаны уже в 2000-х гг. Книга «Церковные вопросы в Государственной думе» также отчасти затрагивает процесс изучения подготовки созыва Поместного Собора 1917-1918гг.

В рамках упомянутой серии «Церковные реформы» также вышло еще ряд исследований, посвященных вопросам подготовки к созыву Собора. Так в 2011 году вышла работа церковного историка Саввы (Тутунова)

«Епархиальные реформы». В данной работе исследуются процессы церковных преобразований в решениях Поместного Собора 1917-1918гг. Автором исследуются отношения членов Собора к церковным преобразованиям, формам их проведения и т.д. В тоже время исследуется весьма дискуссионный вопрос о том, являлся ли Поместный Собор 1917- 1918гг. революционным. Данная дискуссия зародилась на волне изучения всего революционного процесса 1917 года. Роль архиереев РПЦ в ликвидации монархического института, его поддержка Временного Правительства и т.д. являлись моментами наиболее дискуссионными в историографии новейшего периода, хотя на данный момент недостаточное количество историков обращаются именно к истории РПЦ в дни революции. Рассмотрение революционных процессов в армии, на фронте, в губерниях, вопросы политической целесообразности и революционных преобразований затрагиваются историками достаточно чаще. Стоит предполагать, что грядущая годовщина революции 1917 года привлечет внимание историков и к вопросам внутрицерковных преобразований в дни «Русской смуты», как эти годы назвал А.И. Деникин.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В этой уже не раз упомянутой серии «Церковные реформы» в 2004 году также вышла монография Е. Беляковой, где на опубликованных материалах деятельности Собора и с применением материалы Государственной публичной исторической библиотеки проанализированы вопросы церковного суда и проблем церковной жизни в дни революции и в решениях Собора РПЦ 1917-1918гг.

Вопросы литургики исследованы в работе протоиерея Н. Балашова, в 2001 году выпустившем книгу «На пути к литургическому возрождению». В книге представлены материалы по истории изменений литургических текстов. Данные вопросы получили особое распространение в среде церковных историков в проблеме осмысления роли литургических текстов в дни Первой мировой войны и революций в России в начале ХХ века. В книге также представлены материалы архиереев, епархиальных съездов и рассмотрение указанных вопросов в рамках работы Предсоборного Присутствия, а также актуализация данных вопросов на самих заседаниях собора.

В 2012 году в этой же серии вышла работа А. Кравецкого «Церковная миссия в эпоху перемен. Между проповедью и диалогом». Процесс рассмотрения церковного обновления автором начат с изучения собор в Казани и Киеве 1880-х гг. В книге рассматриваются дискуссии о миссионерской деятельности РПЦ. Взаимоотношения с общественными силами: правыми, левыми, демократической интеллигенцией. Кроме того, в работе рассмотрены вопросы взаимоотношения с инородцами (исповедовавшими не христианскую и не православную религию).

В современной историографии также важно подчеркнуть издание комплексных трудов по истории РПЦ в ХХ веке. Среди таких трудов можно выделить курс лекций А.И. Яковлева по истории Христианской церкви. Хронологический охват работы (издана в 2011 году) от 988 до 2000 года. Понятно, что в данной случае Поместный собор РПЦ 1917-1918гг. является проходящим событием в истории России. Переизданы материалы русского ученого-эмигранта А.В. Карташева «Очерки по истории Русской церкви» (в 2-х тт.), бывшего в начале ХХ века обер-прокурором Святейшего Синода. В данном случае работа отражает его видение истории РПЦ и в частности Поместного собора не только как историка, но и как очевидца событий, что безусловно очень ценно. Поместный собор как лейтмотив изучения вопросов, связанных с Украинской православной церковью исследован в работе протоиерея Кирилла (Фотиева). Несмотря на то, что труд переиздан с работы изданной в Мюнхене в 1955, она до сих пор актуальна для исследователей. В

книгу, где был опубликован указанный очерк, также вошло исследование магистра богословия А.К. Свитича «Православная Церковь в Польше и ее автокефалия», опубликованное издательством «Наша страна» в Буэнос- Айресе в 1959 году. Таким образом, мы видим и переиздание работ эмигрантских ученых, историков и церковников, где хоть и вскользь, изучается деятельность Поместного Собора 1917-1918гг.

Глава 1. Система преподавания религиозных дисциплин до Революции 1917 года.

Религия в системе школьного образования

Одним из наиболее важных нововведений времен правления Александра III стало создание церковно-приходских школ. В данных учебных заведениях, деятельность которых должна была быть распространена на всей территории страны, требовалось проведение и создание условий для изучения религиозной и богословской литературы. К религиозной литературе, прежде всего, относился Закон Божий.

Как отмечают исследователи с момента отмены крепостного права в 1861 году в России происходит формирование и введение в процесс обучения нового предмета Закона Божьего. О введении данного предмета в преподавание в светских учебных заведениях еще до Александра II озаботился его отец Николай I, который и ввел в действие указ о преподавании данного предмета. Утверждение же религиозного и нравственного сознания произошло по «Положению о начальных народных школах» 1864 года, по которому Закон Божий должен был преподаваться в начальных школах. Известно, что согласно требованиям Синода и в соответствии с определенными программами Закон Божий стал преподаваться с 1851 года по плану протоиерея Стефана Райковского.

Закон Божий в свою очередь состоит из пяти частей: предварительные понятия, молитвы, Священная История Ветхого и Нового Завета, О вере и жизни христианской и раздел о богослужении в православной церкви. Таким образом, Закон Божий прежде всего нацелен на изучение общих и в тоже время отдельных элементов, связанных с церковной жизнью. Главным идеологом восстановления церковно-приходских школ в 1880-е гг. историки называют прежде всего педагога С.А. Рачинского, который был достаточно близок к К.П. Победоносцеву и Священному Синоду. В тоже время важно отметить, что с созданием церковно-приходских школ требовалось решить не только проблему преподавания отдельных дисциплин, но и снять влияние светских учебных заведений на религиозное воспитание. К.П. Победоносцев в своих проектах начала эпохи «контрреформ» отметил, что важно создать независимую от земских школ систему преподавания. Она могла бы существовать независимо от Училищного совета и местной земской опеки. Не смотря на долгое обсуждение, которое по приблизительной оценки заняло приблизительно более двух лет, в мае 1884 года окончательный проект был подан на рассмотрение Синода, который его утвердил и уже 13 июня 1884 года он был утвержден Александром III после ознакомления с докладом К.П. Победоносцева, который был представлен вместе с законом накануне.

В «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 года сказано:

«Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двуклассные с четверолетним курсом [это нововведение самого С.А. Рачинского, который считал, что на первоначальном этапе это будет невозможно для всех школ сразу. — Н.А.]. В них преподаются: 1) Закон Божий (а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются сверх сего начальные сведения из Истории Церкви и Отечества». Стоит отметить, что в начале ХХ века вместо четырехгодичных курсов были введены трехгодичные и таковыми оставались вплоть до революции. Здесь же мы видим, что содержание Закона Божьего XXI века несколько расходится с тем, что давали в преподавании в последней трети XIX века. В кратком катехизисе говорится в соответствии с требованиями кратко о том, какие источники являются основой для православной веры, какого православное исповедание веры (с перечислением составляющих Символа Веры), перечисляются священные таинства (крещения, миропомазания и т.д.), ветхозаветные заповеди, а также дана краткая часть Нового Завета. Отметим, что принятые Училищным советом при Священном Синоде программы преподавания Закона Божия должны были быть обязательны для всех, но они были приблизительными. Каждая школа вправе была составлять свою учебную программу по предмету. Изучение церковного пения является одним из важнейших элементов системы обучения в церковно-приходских школах. С одной стороны, в нашем понимании, достаточно стандартные уроки пения, которые были бы достаточно ясным и наглядным объяснением для понимания данного предмета для наших современников. Однако, церковное пение имеет особый смысл. Во-первых, дети с малых лет приучаются работе в команде. Во-вторых, с раннего возраста дети посещают духовные центры, где в определенной степени им также прививается культура пения и поведения в общественных местах. В-третьих, церковное пение — важный предмет в понимании близости к чему-то потустороннему, единственному, что ты не можешь объяснить, но принимаешь на веру. В этом смысле изучение церковного пения, не только в рамках школы, но и происходит практика пения в самом религиозном центре. Изучение чтения церковной и гражданской печати и письма — обязательный навык в принципе для взросления человека. В данном случае идет разговор об очевидном разделении между церковной и гражданской печатью по совершенно объективным причинам. Оно ведет за собой отдельные часы на изучение церковно-славянского языка, чтению которого в идеале требуется достаточно большое количество времени. Изучение письма всегда является системообразующим элементом в школьном преподавании. Сам К.П. Победоносцев говорил во Всеподданнейшем отчете за 1884 год, что церковно-приходская школа должна выполнять двоякую функцию: с одной стороны она должна заниматься духовно-нравственным воспитанием обучающихся (по последнему ФГОС данные требования реализуются в рамках развития личностных компетенций обучающихся), а с другой развивать практические навыки, полезные в жизни.

Среди видных деятелей церковно-приходских школ стоит выделять А.И. Анастасьева (1852-1919), который в своей педагогической практике основывался на идеях воспитания с целью стремления ребенка к мудрости, т.е. к Богу, но отнюдь это не должно было умалять того, что ребенок должен был воспитываться и физически, что также требовалось. Также к числу активных сторонников воспитания ребенка в этой логике следует отнести и С.И. Миропольского, который одной из задач воспитания детей ставил воспитание христианина и гражданина своей страны.

Стоит также обратить внимание и на проблему несоответствия для религиозного воспитания различных типов учебных заведений. Наиболее пригодной для преподавания религиозных дисциплин уже не считались школы со светским характером обучения, то есть земские школы. В организационном отношении также были определенные несостыковки. Земские учебные заведение входили в ведение Министерства народного просвещения, в то время как деятельностью церковно-приходских школ занимался училищный комитет, который был создан при Святейшем Синоде. Таким образом, даже соответствие программ преподавания в школах вело бы к организационной двойственности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Стоит также отметить, что основная ответственность за преподавание в школе указанных дисциплин была возложена на приходских священников, дьяков и диаконов. Требования к преподаванию в таких школах были достаточно строгие. Синельников в частности выделяет следующие положения: «В программе испытаний на звание учителя (1896 г.) отмечалось, что, помимо знания русского языка, счисления, истории и других преподаваемых предметов, учитель должен был проявить знания и по Закону Божию, который им хотя и не преподавался, но религиозная настроенность учителя обязывала к соблюдению требований, в число которых входило знание: 1) молитв (по учебному часослову, изданному по благословению Св. Синода); 2) священной истории Ветхого и Нового Заветов (по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ); 3) краткого катехизиса (по книге «Начатки христианского учения»); 4) учения о богослужении (по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ); 5) церковной истории». Таким образом достаточно длинный сам список требований к знаниям. Обратим внимание и на важную деталь — преподавание церковной истории. Важным элементом отличия церковной истории от светской является то, что главным объектом истории является сам институт церкви в ее историческом развитии. Отметим, что в силу православной традиции, где церковь достаточно сильна в отношении близости к государству, церковно-государственные отношения преподаются в значительной близости друг другу, но именно с точки зрения отношений отдельных иерархов церкви с представителями светской власти. Наиболее наглядный пример таких взаимоотношений являются отношения между преподобным Сергием Радонежским и великим князем Дмитрием Донским. В этом смысле подчеркнем, что церковная история преподается и учится на основе житий святых (т.н. агиография), а также других текстов подобного характера. Вслед за современником начала ХХ века А.Ф. Комаровым С.П.

Синельников называет следующие качества, которые необходимы законоучителю: «религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность, справедливость. На первом месте далеко не случайно стояла религиозность». Современники введения церковно-приходских школ отмечали, что чем более религиозен законоучитель, тем лучше, потому что его духовно-нравственный авторитет среди детей и среди паствы должен быть соответствующим.

О стихийном росте народного образования в первое десятилетие ХХ века в России говорил в начале 1913 года бывший депутат Государственной Думы I созыва И.И. Жилкин в «Вестнике Европы». Однако данный рост образования подчас не соответствовал религиозному чувству. Наиболее быстро светскими учебные заведения становились в городах. В силу активности общественной и политической жизни, разные элементы религиозности выходили из постоянного внимания современников. Стихийный рост образования в свою очередь требовал новых методов образования и воспитания. На рубеже веков такие новые методы предлагал в своих работах Архиепископ Фаддей (Успенский) (1872-1937). Будущий архиерей в 1897-1907гг. в сане иеродиакона и иеромонаха занимался

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

576

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке