Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Повседневность учащихся Вологодской губернской гимназии в начале ХХ в.»

В последнее время история повседневности получает все большую популярность. Ее изучение дает возможность погрузиться в исторические реалии. В центре внимания истории повседневности исследование привычного образа жизни представителей разных социальных слоев, повторяющегося изо дня в день. В учебном заведение она включает в себя: распорядок дня, уроки, домашнее задание, экзамены, быт, внешний вид, увлечения и интересы учащихся, их отношение к учебным дисциплинам.

Написание диплома за 10 дней

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время история повседневности получает все большую популярность. Ее изучение дает возможность погрузиться в исторические реалии. В центре внимания истории повседневности исследование привычного образа жизни представителей разных социальных слоев, повторяющегося изо дня в день. В учебном заведение она включает в себя: распорядок дня, уроки, домашнее задание, экзамены, быт, внешний вид, увлечения и интересы учащихся, их отношение к учебным дисциплинам.

Обратиться к данной теме побуждает интерес к истории народного образования. При этом интерес вызывает образовательный процесс изнутри Вологодской губернской гимназии, взглянуть на жизнь учащихся их глазами. Захотелось оживить историю нашего региона, приблизиться к жизни простых, обычных людей с их переживаниями, проблемами, радостями и достижениями, отодвинув на задний план политические и экономические проблемы истории.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия повседневности. Направление, которое повернулось лицом к простому человеку начал в России Арон Яковлевич Гуревич. В одной из своих работ он писал : «Предмет истории ‒ процесс жизни людей, обществ и социальных групп, народов и наций ‒ легко подменялся в этих сочинениях социологическим и политико-экономическим исследованием. Сама жизнь индивида и коллективов, в которое он входил, человеческих поколений, в ее конкретной предметности, с реальными потребностями и интересами людей, с их страстями и мыслями (не с одними только идеями великих носителей «общественной мысли», но и с побуждениями и эмоциями «простого человека») этим экономико-социологическим подходом исключались из рассмотрения как «бесконечно малая величина». Реальная жизнь в общепринятую понятийную схему не укладывалась, рассказ об ее проявлениях мог только помешать формационному анализу, отвлечь внимание от «существа дела». Повседневность ‒ то, что и составляет жизнь человека, ‒ бесследно исчезла из истории, вернее, она в нее и не допускалась».

В распространении данного направления в России большую роль сыграли переведенные на русский язык сочинения исторической антропологии Марка Блока, Жака Ле Гоффа, К. Гинзбурга. Историческая антропология, которая зародилась во Франции, стала своеобразным толчком для появления близких по методам, объектам, источникам направлений в других странах. Данные школы появились в Италии, США, Великобритании, Германии во второй половине XX века и получили название «истории повседневности».

Огромный вклад в создание «истории повседневности» внес сотрудник Института истории Макса Планка Альф Людтке. В одной из статей он дает свое понимание данному понятию. А. Людтке считал, что «повседневность» не является полным, исчерпывающим, но за неимением другого, более подходящего, именно оно было принято как наиболее верно отражающее новые тенденции в изучении истории. Он говорил, что исследования повседневной жизни и их презентация делают упор на поступках и страданиях «маленьких, простых, рядовых людей».

В историографии, посвященной теме гимназического образования, которая в разной степени затрагивает историю повседневности можно выделить три периода: дореволюционный (70˗е гг. XIX в. ‒ 1917 года), советский (1917 ‒ 90˗е гг. XX в.) и постсоветский (90˗е гг. XX ‒ начало XXI вв.). Дореволюционный период представлен рядом работ известных исследователей: И. А. Алешинцев, А. Г. Небольсин и другие. Авторы работ характеризуют политику государства на протяжении XIX века в области образования, раскрывают и характеризуют реформы гимназий и прогимназий 1828, 1849, 1864 и 1871 гг. Отмечают наиболее существенные изменения в системе среднего образования. В работах приводятся учебные планы и количество часов на преподаваемые предметы, однако исследователи не дают пояснений в изменениях учебных планов.

Изучением образования занимались и вологодские исследователи такие как: С. А. Дилакторский, Н. А. Иваницкий, А. А. Карелин, П. Кторский, Х. И. Пахолков, И. Н. Суворов, Е. И. Чернобаев, К. А. Четверухин, М. Н. Швецов. Коллектив авторов освещает вопросы деятельности Вологодского Губернского Земства по народному образованию в области материальной поддержки учащихся и образовательных учреждений, помощи в подготовке преподавательского состава для уездных школ. Особенно важно подчеркнуть, что данный обзор затрагивает и проблемы, стоящие перед учебными заведениями в конце XIX века.

К юбилейным датам гимназии подготавливались исторические очерки и записки. Данные труды написаны на богатом архивном материале. В сборнике отражена история развития Вологодской губернской гимназии с 1786 ˗ 1886 годы, содержатся данные о здании учебного заведения, приложены списки служащих и лиц окончивших образовательный курс в гимназии с 1850 ˗ 1886 годы.

Исследования дореволюционного периода произвели первоначальный сбор материала, его систематизацию. Труды данного периода имеют большой фактический материал, затрагивают часть проблем образования. В наименьшей мере в этот период затронуты вопросы, относящиеся к понятию повседневной жизни учащихся, но некоторые моменты данного явления труды отражают.

Советская историография представлена исследованиями таких авторов, как Ш. И. Ганелин, Н. А. Константинов, Н. Н. Кузьмин, В. З. Смирнов, С. А. Черепанов.

Наиболее детальный анализ учебных планов гимназий и реальных училищ в XIX ˗ начале XX в. провел С.А. Черепанов. Исследователь показал, как менялась система среднего образования на протяжении ста лет. Писал о том, что многие либеральные идеи в уставах продолжали носить чисто декларативный характер. Автор в работе указывал на то, что процесс исторического развития средних учебных заведений шел к созданию единой общеобразовательной школы, но такой школы не было создано.

Ш. И. Ганелин в своем труде представляет целую энциклопедию школьной жизни XIX века. В работе автор ставит вопрос о постановке учебного процесса в мужских гимназиях. Детально изучены учебные программы, методика преподавания в дореволюционной гимназии, самостоятельные работы учащихся, система повторения и т.д. Автор показал в труде значение преподавателей, как выдающихся, так и рядовых, сделавших многое для развития гимназии и русской школы в целом.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В региональной историографии советского периода сохранились труды А. В. Смирнова. Автор в своей работе возвращается на сто лет назад и анализирует развитие народного образования. Показывает как общественное движение 60˗х годов XIX века плодотворно повлияло на развитие русской школы. Исследователь говорит о том, что в этот период происходит знакомство учащихся Вологодской губернской гимназии и семинарии с трудами Добролюбова, Белинского, Чернышевского, Герцена и других. Приводит воспоминания самих учеников, писавших о влиянии этого круга чтения на формирование их взглядов. Общественное движение 60˗х годов XIX века способствовало открытию в 1863 году первой частной публичной библиотеке, что также повлияло на развитие образования Вологодской губернии и русской школы в целом. Также в этот период вышла книга «Имена вологжан в науке и технике», в которой представлены биографии выдающихся вологжан, в том числе обучавшихся в Вологодской губернской гимназии.

Историография советского периода рассматривает различные стороны жизни средних школ, более четко говорится об их сословности. На исследования этого времени оказал влияние классовый подход, поэтому выводы в данных трудах более прямолинейны относительно итогов развития средних школ.

Последний постсоветский период также представлен широким рядом работ исследователей: М. В. Егорова, Н. В. Флит.

В работе Н. В. Флита подробно рассмотрены структуры школьной системы и финансирования образовательных учреждений конца XIX ‒ начала XX вв. Автор критикует открытие гимназий и частных школ в современный период развития образования наподобие тех, что существовали в России до 1917 года. Считает, что прежнюю систему образования излишне идеализируют в настоящие дни. Поэтому, пособие Н. В. Флита направлено показать, как положительные, так и отрицательные стороны образования в дореволюционный период.

Российские историки проявляют все больший интерес к частной жизни людей разных социальных слоев. Появляется множество конференций, статей, монографий и исследований, передач, а также небольших фильмов, посвященных жизни отдельного города, поселка или социальной группы. Одним из таких исследований является книга М. В Егоровой «Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX ‒ начале XX веков», в которой она раскрывает многие аспекты частной жизни данных социальных классов. Уделяет внимание бытовым вопросам, в которых велось обучение, насколько школы были обустроены, жизнь учащихся в школьном коллективе и вне его. Автор поднимает вопросы причин выбора учительской профессии, их трудовую и научную деятельность, уделяет внимание внешкольной жизни учителей .

Региональная историография современного периода, посвященная вопросу образования представлена работами Н. С. Воротниковой, Н. И. Голиковой, Г. Н. Козиной, Л. Н. Колос, Ф. Я. Коновалова.

Состояние начального образования в регионе рассматривает Ф. Я. Коновалов, считающий, что существовал прогресс в начальном образовании в Вологодской губернии, несмотря на то, что материальная база школ была слабой, учительский контингент имел низкую профессиональную подготовку, шел процесс идеологического давления на школу.

Н. И. Голикова дает сравнительную характеристику количества начальных школ до открытия земских учреждений и после, делая вывод, что вологодское земство положило начало созданию системы начальной народной школы, подготовки учительских кадров для нее, заложило основы для перехода ко всеобщему начальному образованию в губернии. Вопросами образования занимается Г. Н. Козина, писавшая о Вологодском купечестве и школе (XVIII ‒ начало XX века).

Объектом данной работы выступает история повседневности, которая включает в себя деятельность человека со всеми ее особенностями, мотивами поведения, некоторой спецификой обычной обыденной жизни. Предметом исследования является повседневная жизнь учащихся Вологодской губернской гимназии, отражающая учебный и внеучебный процессы, питание, здоровье, школьную форму, а также интересы и увлечения гимназистов.

Хронологические рамки охватывают середину XIX ‒ начало XX века. Нижняя граница связана с реформами Николая I в образовании, с которыми наблюдается упадок классицизма, что было вызвано революциями в Западной Европе 1848 году. Верхняя грань ‒ 1918 год, когда Вологодская губернская гимназия была упразднена.

Необходимо отметить, что специально изучением повседневной жизни учащихся Вологодской губернской гимназии ни в дореволюционный период, ни позднее исследователи не занимались. В историографии имеются работы, которые в той или иной степени затрагивают некоторые проблемы повседневности дореволюционной школы.

Однако, на сегодняшний день так и не появилось исследование, которое бы показало целостную картину повседневной жизни учащихся Вологодской губернской гимназии. Нераскрытыми остаются еще многие проблемы. Так, например, влияние окружающего и внешкольного быта на учебу, становление учащихся. Большой вопрос вызывает что интересовало учеников кроме учебы. Какие увлечения предпочитали учащиеся?

Изучение всех вышеперечисленных вопросов данной темы позволяет создать целостную картину повседневной жизни учащихся Вологодской губернской гимназии середины XIX ‒ начала XX веков, что и является целью этого исследования. Благодаря чему можно внести небольшую лепту в историю родного края.

Главными задачами работы являются:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

‒ охарактеризовать численность, возраст, социальный состав и вероисповедание учащихся Вологодской губернской гимназии;

‒ исследовать времяпрепровождения и досуг учеников;

‒ рассмотреть увлечения и интересы гимназистов;

‒ разобрать вопрос о питании и здоровье воспитанников Вологодской губернской гимназии;

‒ охарактеризовать внешний вид и школьную форму учащихся;

‒ изучить условия обучения учеников гимназии;

‒ исследовать перечень учебных дисциплин Вологодской губернской гимназии;

‒ проанализировать подготовку домашнего задания и систему экзаменов;

‒ разработать элективный курс на тему «Образование в Вологодской губернии в середине XIX — начале XX веков».

Источниковую базу исследования включают опубликованные и архивные материалы. В работе использован фонд 453 Государственного архива Вологодской области ( ГАВО), который включает в себя описи 1 и 2.

Нормативно-правовые акты регламентируют развитие учреждений среднего образования на общероссийском уровне. В исследовании используется законодательные акты ‒ уставы гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения 1828, 1864 и 1871 годов.

Вторая группа источников представлена материалами делопроизводства, которые отражают деятельность местных органов власти в сфере среднего образования. Данные документы представляют собой циркуляры попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, учебные планы, годовые отчеты, протоколы заседаний педагогических и родительских советов, списки учителей и учащихся, свидетельства об успехах, кондуитные списки, отчеты о состоянии гимназии за разные годы, программы и планы учебных предметов. По данным материалам можно проследить, как правительство контролировало деятельность отдельных учебных заведений, проследить реальное состояние образовательного учреждения на местах. Вся делопроизводственная документация содержится в фонде 453 ГАВО.

Документы государственной статистики отражают информацию о количестве школ, учеников, соотношении учащихся обоих полов, сословной принадлежности. Они представлены в сборниках, издававшимися Вологодским губернским статистическим комитетом, в памятных книжках Вологодской губернии.

Четвертая группа представлена источниками личного происхождения (дневники, воспоминания, мемуары). Наибольший интерес вызывает дневник гимназиста Кирилла Антоновича Березкина, помещика, коллежского секретаря, события в котором ведутся с 1 января 1849 года, а заканчиваются 12 сентября этого же года. Достаточно подробно в своем дневнике учащийся описывает родных, друзей, преподавателей Вологодской губернской гимназии, а также балы, пиры, ярмарки. Этот источник дает яркое представление о мыслях, мечтах, интересах ученика. Также не меньший интерес вызывают и воспоминания учащихся о Вологодской губернской гимназии, о внутренних сторонах образовательного учреждения. Николай Федорович Бунаков, русский педагог, получивший среднее образование в Вологодской гимназии с 1846 ‒ 1854 годы, в своей книге описывает преподавателей, своих однокашников, порядки и правила учебного заведения, а также учебный процесс. Лонгин Федорович Пантелеев оставил после себя воспоминания о гимназии 50˗х годов XIX века, в которых подробно описывает распорядок дня, учебные дисциплины, учебную литературу, систему наказаний, жизнь в пансионе. Павел Владимирович Засодимский, русский писатель, закончивший гимназию в 1863 году, уже более детально описывает пансионную жизнь, взаимоотношения учащихся друг с другом, с учителями. Рассказывает о своих эмоциях и переживаниях, о понятии дружба, делится интересами, увлечениями, радостями и горестями. Еще одним учащимся был Александр Васильевич Круглов, который учился в гимназии в 60˗е годы XIX века в последствии стал русским писателем. В своих воспоминаниях он рассказывает о внеурочной деятельности гимназистов, в частности о любви к литературе, отечественным писателям и поэтам, о том, какое влияние оказывали произведения на учеников. Александр Васильевич Верещагин, русский генерал ˗ лейтенант, писатель. Учился в 60˗е годы в Вологодской губернской гимназии. Рассказывает об отношении к учебе, учителям, о внеурочной жизни гимназиста, об интересах кроме чтения. Владимир Алексеевич Гиляровский получал среднее образование в гимназии города Вологды, в своих воспоминаниях он пишет о начальстве учебного заведения, его учителях, нравах внутри учреждения, о том, как ученики делали каверзы учителям и сторожу, а также о внеучебных интересах. Иван Александрович Порошин в 80˗х годах учился недолго в Вологодской губернской гимназии, в дальнейшем стал русским писателем. Описывает внутреннюю жизнь учебного заведения, отношения между учениками и начальством, о круге чтения гимназистов. О гимназии и некоторых аспектах повседневной жизни учащихся в начале XX века пишет Варлам Тихонович Шаламов, русский прозаик и поэт, учившийся в Вологодской гимназии с 1914 ˗ 1917 годы. В своих воспоминаниях автор описывает вступительные экзамены в приготовительный класс, о порядках внутри учебной учреждения в военное время, о внеурочной деятельности. Данная группа источников позволяет восстановить не только жизненный путь бывших учеников гимназии, но и экономическую, политическую и культурную ситуацию в государстве в тот период времени.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Методология исследования опирается на принцип историзма, который позволяет рассмотреть развитие среднего образования и истории повседневности Вологодской губернской гимназии с учетом конкретных исторических условий, в хронологической последовательности. Принцип объективности позволяет рассмотреть историю повседневности, избегая политизированных оценок. Благодаря широкому кругу источниковой базы имеется возможность воссоздать целостную картину истории повседневной жизни гимназистов. В соответствии с целью и задачами исследования использован системный метод, который позволил осуществить сбор и систематизацию архивного материала по данной теме, классифицировать источники по их внутреннему содержанию.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Результаты дипломного исследования прошли апробацию на 45-й Студенческой научно-практической конференции , Международной научной конференции «Молодые исследователи ‒ регионам» в апреле 2016 года, где автор выступил с докладом «Повседневность учащихся Вологодской губернской гимназии (середина XIX ‒ начало XX века)». Также в марте 2015 года была апробирована тема «Вологодская губернская гимназия в первой половине XIX века» на Студенческой научно-практической конференции .

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ГИМНАЗИИ

.1 ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОЗРАСТ, СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

На основании источниковой базы можно составить представление об ученическом составе практически за каждый год обучения.

В отчетах, начиная с 70-х годов XIX века представлены таблицы, в которых содержится информация об учащихся. Таблицы сообщают информацию об их сословии, вероисповедании и возрасте, месте проживания, в целом о численности учащихся за каждый год обучения и численности по классам, а также именные списки гимназистов и списки учеников, удостоенных наград.

Ученический состав был многочисленный и число учащихся гимназии ежегодно увеличивалось. Известно, что гимназия открылась в 1804 году при 51 ученике, с преобразованием ее в 7 классную, в 1833 году число учащихся возросло до 100 человек, в сороковых годах XIX века число гимназистов в большинстве случаев переваливало 200, а в 1870 году насчитывалось свыше 250, в 1890 — 1900 — числилось более 300 человек, 1910 году ‒ 545 гимназистов, 1917 год ‒ 629 учеников состояло при Вологодской губернской гимназии.

Во второй половине XIX ‒ начале XX века после реформ Александра II в образовании, после отмены крепостного права по-прежнему почти половину всего числа учеников составляли дети дворян и чиновников. Число детей городских сословий с каждым годом постепенно увеличивалось, но не превышало число дворянских детей. Учащиеся сельских сословий и духовенства составляли чуть меньше половины от общего числа учащихся.

В данном учебном заведение обучались гимназисты, проживающие в большей части в городе, что составляло три четверти всех учеников. Иногородних гимназистов было совсем мало около 15%, иногда их состав не превышал и одного лица.

По вероисповеданию учащихся самую большую часть составляли православные около 95% всех учеников. Лютеране, католики и евреи составляли совсем незначительное число учащихся.

В гимназию можно было поступать не старше 10 лет и не моложе 8. Для этого нужно было знать главные утренние и вечерние молитвы, умение читать и писать по-русски, а также по-церковнославянски. Так, например, поступая в приготовительный класс необходимо было решить задачу по арифметике: Продано 4505 пудов кофе и сахару, пуд кофе стоил 25 рублей. Сколько выручено, если сахару было вчетверо больше, нежели кофе, и 427 пудов кофе стоят столько, сколько 1586 пудов сахару.

Годовые отчеты дают возрастную картину учащихся, рамки которой варьируется от 8 до 24 лет. Количество лиц, достигавших 20 и более лет было немногочисленно, порой не достигало 10 человек. Наличие таких учеников говорит о том, что гимназический курс был довольно сложным, и в силу различных причин не все могли его усвоить, поэтому зачастую таких гимназистов оставляли на второй год.

Некоторые гимназисты, окончившие курс и получившие аттестат зрелости, продолжали свое образование и занимали должности государственной и общественной службы: ученики Вологодской гимназии занимали и профессорские кафедры, были и в числе председателей палат, в окружном суде, в числе педагогов преподавателей и в земстве. Из гимназии выходили учителя уездных училищ, женских гимназий и прогимназий, образовался первый комплект педагогического состава Вологодского реального училища.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Таким образом, социальный состав учащихся на протяжении середины XIX ‒ начала XX века постепенно расширялся и к 1917 году увеличился в три раза. Количество детей не дворянского сословия росло, но сохранялась тенденция доминирования учащихся дворянского происхождения в образовательном учреждении. Неизменным оставалось вероисповедание учеников, большую часть которых составляли православные. В наибольшей своей части, гимназисты проживали в городе со своими родителями или родственниками.

.2 РЕЖИМ ДНЯ И ДОСУГ

Гимназия жила по своему распорядку учебного дня. Занятия в гимназии проходили в первую смену. Учебный процесс строго подчинялся гимназическому уставу. В гимназии существовал свой распорядок дня. Этот распорядок был различным у учеников, проживающих в пансионе, в ученических квартирах и с родителями.

Пансион при гимназии был открыт на 10 воспитанников в 1826 году. В 1835 году состоялось торжественное открытие благородного пансиона для детей дворян и чиновников, учрежденного на средства вологодского дворянства и было увеличено количество пансионеров до двадцати человек. В июне 1864 года пансион был закрыт. Позднее, по распоряжению попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Министерства народного просвещения в августе 1894 года при гимназии было открыто общежитие на двадцать учеников, содержавшееся на плату за проживание с пансионеров. В 1899 году для общежития на сорок учеников было построено отдельное здание в виде пристройки к гимназии. За плату в двести рублей в год учащиеся были обеспечены проживанием, питанием, бельем и учебниками.

В пансионе проживали как полные пансионеры, так и полупансионеры. Отличие их состояло в том, что полные пансионеры круглосуточно проживали в пансионе и получали от него еду, одежду и учебные принадлежности. А полупансионеры оставались в пансионе до восьми часов вечера, питались здесь и выполняли домашние задания, проживали же они у родителей или на частных квартирах. К. Березкин в своем дневнике рассказывает о том, как он был полупансионером: «На другой день привели меня в пансион, тут я можно сказать в первый раз расстался с папенькой. В классе я увидел новых своих товарищей в форменных сюртуках, как у меня. Раздался звонок и в миг все стихло, меня поставили как новичка и полупансионера назади первоклассных, которые все были больше меня целыми головами. Вечером за мной пришла нянька и мы ушли».

День в пансионе, по воспоминаниям одного из гимназистов, П. Засодимского, начинался в шесть утра со звона колокольчика гувернера. Далее около семи часов утра выходили из спальни и шли в залу, где один из пансионеров по очереди читал молитву, после чего все садились за занятия. В половине восьмого сторожа начинали накрывать на стол. В это время гувернер заканчивал рапорт за день своего дежурства. В восемь часов по звонку гувернера садились завтракать. После завтрака перед уроками давался отдых. За несколько минут до девяти часов ˗ опять звонок, становились в пары: маленькие ˗ впереди, большие ˗ сзади, и расходились по классам. К этому времени уже обыкновенно являлись инспектор и классный надзиратель, а приходящие ученики были уже почти все в сборе.

С девяти до половины двенадцатого проходило два урока, по воспоминаниям Л. Пантелеева, длившиеся 1 час 10 минут (в приложении к § 46 Устава гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 г. речь идет об уроке в 1 час 15 минут. Высочайшим правлением 27 сентября 1865 года урок сокращен до 1 часа) и разделенные пятиминутной переменой, так называемой «малой переменой», а с половины двенадцатого до двенадцати была «большая перемена», во время которой пансионеры уходили в залу завтракать. В двенадцать часов опять шли в классы и оставались там до половины третьего; за это время опять проходили два урока, разделенные «малой переменой». Возвратившись из классов, садились обедать. Впоследствии продолжительность урока сократилось до 1 часа 15 минут, а к концу рассматриваемого периода ‒ 55 минут.

С трех часов и до пяти пансионерам давался отдых. В это время желающие — весной и осенью — могли идти во двор, а зимой иногда ходили гулять по улицам в сопровождении гувернера. Во время отдыха одни играли, другие занимались чтением, иные мастерили что-нибудь. В пять часов по звонку ученики садились за приготовление уроков к следующему дню и это длилось до восьми часов. В это время нельзя было ни разговаривать громко, ни увлекаться посторонним делом, ни расхаживать по зале. В восемь часов учащиеся садились за чай. Дальше до девяти следовал отдых. В девять часов становились на молитву и затем шли в спальни. Так заканчивался день в пансионе.

В начале XX века, а именно в 1914 году все помещение общежития было отдано под лазарет Всероссийского Земского Союза для раненых солдат, а пансионеры были переведены в другие комнаты учебного учреждения. В целом, помещение не отличалось ни в санитарном, ни в педагогическом отношении. Правда, у учеников не было специальной комнаты для вечерних занятий, поэтому им приходилось готовить уроки в классах гимназии.

И все же, вспоминая годы, проведенные в пансионе, бывшие ученики в своих воспоминаниях говорили о забавных, интересных ситуациях, сохранившихся в их памяти. Несмотря на все притеснения, на всю строгость пансионного режима, пансионеры умели, отдаваясь живости своего детского характера найти для себя «отдушину» в играх и шалостях. Вот как вспоминал об этих забавах П. Засодимский: «Несколько учеников составили заговор, накупили игрушечных ружей, барабанов, наделали воинских значков и знамен- и задумали в одно прекрасное утро взять приступом гимназию. И, действительно, в субботу на шестой неделе великого поста заговорщики в начале девятого утра собрались и с шумом и гиканьем ворвались в гимназию, оттеснили сторожей, и с торжествующими, победными криками пронеслись по широкой парадной лестнице, проникли в коридор и, стреляя из ружей, с барабанным боем прошли по коридору взад и вперед, стуча в двери классов древками значков и знамен. Несколько стекол было разбито, вешалки для платьев свалены. Некоторые пансионеры страстно желали присоединиться к нападающим, но гувернеры воспрепятствовали этому». Храбрецы торжествовали победу, однако расплата за баловство была скорой А военачальников в тот же день высекли Были и другие шалости и игры.

Гимназия стремилась укрепить в учащихся дух религии и божественного учения, воспитать в них чувство служения Государю и родине и вызвать гуманные дружелюбные взаимоотношения.

Что же касается правил поведения учащихся гимназии. Все эти правила ничем не отличались от других учебных заведений. В первую очередь ученики должны соблюдать чистоту, аккуратность и опрятность; с собой должны иметь тетради, карандаши и другие учебные пособия.

Каждый день по звонку они вставали и проводили утренние молитвы. После уроков занимались гимнастикой, гуляли в саду, читали книги, готовили уроки. В свободное время в основном занимались дополнительными необязательными уроками. День обязательно заканчивался вечерней молитвой.

В гимназии существовало нравственное воспитание. Во время богослужений в церкви и за общей внутренней молитвой законоучитель обращался к ученикам со словом назидания; в дни исторических воспоминаний в гимназии устраивались патриотические празднества и чествования; полезное чтение библиотечных книг; иногда ученикам доставлялись развлечения воспитательного характера в виде музыкально-литературным вечеров.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Также наряду с нравственным и физическим развитием гимназия следила и за поведение учащихся, как в часы их классных занятий, так и во внеурочное время и прежде всего в отношении к живущим на частных квартирах.

Помимо нравственного и физического развития гимназия уделяла большое внимание эстетическому воспитанию учащихся. Ученики могли посещать театры, концерты и лекции, а также своих знакомых. Гимназия пыталась развить у гимназистов любовь к школе и доверий к ней, стремилась к тому, чтобы ученики были откровенны.

Таким образом, пансионеры практически все свое свободное время тратили на обучение. День их был расписан поминутно, что сказалось на формировании личностей данных учащихся.

Не все ученики средних учебных заведений проживали со своими родителями или родственниками. Так как среднее учебное заведение- Вологодская губернская гимназия находилась в крупном уездном городе, то в ней учились и иногородние дети. У учеников, проживающих с родителями и на ученических квартирах время провождения было отличным от пансионерских гимназистов. Часть дня, а именно, с девяти утра и до двух или трех часов дня была у них одинаковой, так как это время они проводили в стенах учебного заведения. А дальше их жизнь так строго не регламентировалась.

За ученическими квартирами и их обитателями следил классный наставник, причем лишь за прикрепленным к нему районом. Наставники следили за санитарными условиями квартир, а также за занятиями и поведением гимназистов. Для этих учеников выдвигались определенные требования. Были установлены определенные часы для гуляния в вечернее зимнее время до восьми часов вечера и в летнее время до десяти часов, для посещения танцевальных вечеров и театра также было оговорено время.

Условия проживания везде были разными. Среди этих квартир были и очень дешевые, присмотра со стороны хозяев квартир за учащимися не было. Съем таких квартир служил доходной частью для многих вологодских скромных хозяйств. На Педагогическом Совете Вологодской губернской гимназии вопрос об ученических квартирах был крайне важным. Старались улучшить положение гимназистов на съемном жилье, хотели распределить учеников по возрастам, по конкретным учебным заведениям. Но это было невозможно, так как жилье снимали исходя из финансовых возможностей, а также бывало, что в одной ученической квартире проживают братья и сестры из разных учебных заведений Вологды. Квартирная плата за этот период была от 16 до 25 рублей в месяц. Некоторые ученики, более обеспеченные, питались у хозяев, а другие готовили себе сами из продуктов в виде муки, масла, привезенных родителями. Для гимназистов, проживающих на съемном жилье необходимо было посещать гимназическую церковь.

На ученических квартирах наибольшее число учеников доходило до пяти, на некоторых же было по одному гимназисту. Большею частью, съемное жилье сдавалось неподалеку от Вологодской губернской гимназии. В начале XX века численность таких квартир варьировалась от 76 до 18.

Так описывает жизнь на ученической квартире учащийся Вологодской губернской гимназии, А. Верещегин: «В городе Вологде я жил «на хлебах» в одном скромном семействе. Отец платил за меня 16 рублей в месяц; тут уже все: и стол и квартира, чай, сахар, прислуга, отопление, освещение. Жил я как хотел: за поведением и учением моим никто не присматривал».

После уроков учащиеся, проживающие на ученических квартирах, попадали в другую атмосферу повседневной жизни. Хотя они продолжали находиться под надзором начальства и вне школы, все ж

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

574

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке