Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Процесс становления и развития регулирования прав и свобод женщин в сфере трудовых отношений»

Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в России, требую нового осмысления положения граждан в сфере трудовых отношений. В настоящее время одним из важнейших факторов построения в России правового государства является, несомненно, конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Однако простое декларирование самых широких прав еще не означает, что у человека появилась реальная возможность пользоваться лежащими в их основе благами в полной мере.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

1. Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда женщин

1.1 Историко-правовой анализ прав женщин на труд

1.2 Международные нормы в области прав женщин на труд и их соотношение с трудовым законодательством РФ

. Гарантии и льготы в области труда женщин по законодательству РФ

2.1 Гарантии и льготы права на труд беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при трудоустройстве

.2 Гарантии и льготы права на труд беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при увольнении

. Ответственность за нарушение права женщин на труд

3.1 Роль и место профсоюзов в обеспечении права женщин на труд

.2 Виды ответственности за нарушение права женщин на труд

Заключение

Список литературы

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Введение

Актуальность исследования. Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в России, требую нового осмысления положения граждан в сфере трудовых отношений. В настоящее время одним из важнейших факторов построения в России правового государства является, несомненно, конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Однако простое декларирование самых широких прав еще не означает, что у человека появилась реальная возможность пользоваться лежащими в их основе благами в полной мере. Для реального обеспечения всех прав и свобод человека необходим действенный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, содержащий гарантии их обеспечения и защиты. Одной из важнейших групп среди прав и свобод человека и гражданина выступают трудовые права.

Современное положение трудящихся в общей массе может быть охарактеризовано как критическое. По оценкам различных государственных и общественных организаций, осуществлявших социологические исследования по данному вопросу, нарушения трудового законодательства имеют место на 65-80% предприятий. Основные виды нарушений касаются задержки выплаты или необоснованных снижений заработной платы, необоснованных переводов или увольнений работников, нарушений правил охраны труда, нарушений прав женщин, имеющих детей, и др.

Нарушения конституционных прав граждан в сфере труда ведут к росту недоверия людей в правильность и социальную значимость экономических реформ Российского государства.

Отсутствие действенных норм определяет слабость государственной защиты прав и свобод граждан, а также порождает мнение о бессилии правоохранительных органов и судебной системы. Все это является крайне благоприятными факторами для дальнейшего развития криминогенной обстановки в России.

Происходящий процесс реформирования трудового законодательства пока не дал должного, положительного результата, так как продолжают отсутствовать эффективные административные механизмы государственной защиты трудовых прав граждан.

В настоящее время ни для кого не секрет, что российская экономика находится в стадии становления. Многие предприятия перешли в частные руки, и являются субъектами предпринимательской деятельности. А целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. При этом работодатели зачастую идут на нарушение прав трудящихся, ставя при этом во главе своих интересов снижение материальных затрат на реализацию этих прав, тем самым пытаясь увеличить долю чистой прибыли.

Следовательно, существует объективное противоречие между правами трудящихся в сфере трудовых отношений и основной целью предпринимательской деятельности, заключающейся в извлечении максимальной прибыли. В данном случае законодатель становится на защиту прав трудящихся. Трудовой кодекс РФ, имеет множество механизмов защиты прав трудящихся, но как показал опыт его применения, к сожалению, он не решил всех проблем.

В последние годы руководство страны уделяет вопросу равноправия в сфере трудовых отношений особое внимания, разрабатывая новые концепции и законопроекты, регулирующие труд женщин.

Целью исследования Основной целью работы является комплексный анализ процесса становления и развития регулирования прав и свобод женщин в сфере трудовых отношений, изучение механизма реализации и системы защиты трудовых прав женщин, а также выявление направлений дальнейшего совершенствования законодательства в области прав и свобод женщин.

Постановка указанной цели исследования предопределило необходимость решения следующих задач:

проведение историко-правового анализа прав женщин, в том числе в сфере трудовых отношений в России;

конкретизация и содержание социальных прав женщин на основе анализа международных правовых актов;

анализ конституционных основ социально-трудовых прав женщин в РФ;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

исследование государственного механизма обеспечения социально-трудовых прав женщин Российской Федерации в современных условиях, в том числе с учетом соответствующего международного опыта;

— рассмотрение проблем в области гражданско-правовой, административной и уголовно-правовой защиты трудовых прав женщин и выработка предложений по их решению.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования труда женщин, в т.ч. беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Предметом исследования являются международные, конституционные и других правовые акты, регулирующие права женщин в сфере трудовых отношений и их практическая реализация в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования: при проведении исследования использовались современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные на практике использовались такие как: общенаучные (диалектический, системный) и частные методы (исторический, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный и другие).

Степень научной разработанности. Данной теме посвятили свои труды многие учёные, специализирующиеся в различных отраслях права. Правовой статус личности исследовался в работах представителей общей теории права: С.С. Алексеева, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, А.В. Мицкевича, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.С. Мордовца; права и свободы граждан и гарантии их реализации разрабатывались в работах представителей конституционного права: Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Ф.М. Рудинского, О.Е. Кутафина, А.И. Лепёшкина, В.О. Лучина, О.О. Миронова, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева; механизм защиты прав и свобод обоснован и в других отраслях права, в работах: С.Н. Братуся, В.М. Жуйкова, В.И. Иванова, В.А. Карташкина, А.М. Ларина, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Н.Ю. Хаманёвой.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года (в том числе утратившие силу конституции РСФСР); международные правовые акты в области прав женщин в сфере трудовых отношений; Федеральные законы РФ; а также Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Эмпирической основой дипломной работы послужили данные Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 201 и 2007 годах, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Практическое значение исследования. Теоретические, практические аспекты дипломной работы и анализируемые нормативно-правовые положения российского и международного законодательства о социально-трудовых правах женщин могут:

использоваться в преподавании курсов трудового права;

способствовать повышению уровня международно-правовой культуры юристов и будущих специалистов в области права.

Структура квалификационной работы обусловлена объектом, предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка используемых нормативно-правовых источников и научной литературы.

В первой главе обозначен историко-правовой аспект развития гендерного равноправия в России, приведен перечень трудовых прав женщин, представленных в международных актах, а также действующего российского законодательства.

Во второй главе исследованы нынешние основы социально-трудовых прав женщин в РФ: понятие и содержание гарантий и льгот, предоставляемым беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также юридические гарантии и государственный механизм их обеспечения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В третьей главе проведен обзор ответственности за нарушение прав трудовых прав женщин и полномочий органов, способствующих защите нарушенных прав.

1. Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда женщин

1.1 Историко-правовой анализ прав женщин на труд

В рамках данного параграфа автор проводит анализ исторического аспекта становления и развития прав женщин в трудовой сфере. Безусловно, развитие трудовых отношений не может рассматриваться отдельно от общего положения женщин в России, становления их статуса и приобретения гражданских прав, поэтому автор косвенно затрагивает и данные аспекты. Кроме того, в рамках данного параграфа автор приводит данные, касающиеся положения прав трудящихся женщин на современном этапе, т.е. в рамках данного параграфа автор предпринимает попытку вкратце провести историко-правовой анализ прав трудящихся женщин от Древней Руси до наших дней. право трудовой законодательство

Правовой статус женщины на протяжении всего существования Российского государства постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости развития гендерного равноправия. В целом в истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с развитием гендерного равноправия в монархический период, второй — в республиканский период.

Термин «гендер» вошел в научный оборот в 70-х гг. прошлого века на волне мощного женского движения в Европе. Дословно — gender переводится как «род» в лингвистическом смысле слова. В дальнейшем этот термин стал применяться расширительно и отождествляться с понятиями «социальный пол», «социальные отношения полов». Термин «пол» означает, прежде всего, физические, физиологические, биологические различия между женщинами и мужчинами, тогда как термин «гендер» (гендерное равенство) употребляется, когда речь идет о социальных, культурных, психологических и иных поведенческих особенностях каждого пола.

Истоки гендерных аспектов развития права при капитализме следует искать еще в Древней Руси. Правовое положение женщины на Руси было достаточно тяжелым, что проявляется при анализе как гражданского, так и уголовного законодательства. «По древнерусскому праву, дочери не получали наследства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае, они оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община или они должны были нищенствовать».

В период Российской империи законодательство продолжало ограничивать права женщины, защищая привилегии ее мужа. Прежде всего, законодательство устанавливало практически полную зависимость жены от мужа, обязывало ее «повиноваться мужу как главе семейства». Так, например, паспортный устав установил правило, что замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу. Беспаспортные считались бродягами, которых по этапу высылают на место жительства.

Как отмечает профессор О.А. Хасбулатова, «в соответствии с законодательством женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы».

февраля 1914 года Государственная Дума в согласии с Государственным Советом приняла Закон, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа.

Профессор С.В. Поленина пишет: «Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора — первой женщины-адвоката в России Е.А. Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией, по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства. Такое не могло бы нынче прийти в голову даже самому закоренелому бюрократу».

Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах Министерства путей сообщения, вообще не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей. В остальные учреждения государственной службы женщин вообще не брали.

Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами.

Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Первый этап начинается сразу после Октябрьской революции. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего, это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, с предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос.

Фактически уже через месяц после Октябрьской революции женщины России были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт.

Несмотря на то, что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, в реальности ее положение отличалось от продекларированного. Это отчетливо видно на примере трудового законодательства.

В декабре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде. Для данного документа было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Статья 1 данного Кодекса устанавливала трудовую повинность для всех граждан РСФСР, кроме детей, стариков, инвалидов, беременных женщин с 7-го месяца. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в 8 дневных или 7 ночных часов, а в «особо тяжких» отраслях труда и для несовершеннолетних — 6 часов. Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кодекс допускал многосменную работу, сверхурочная работа разрешалась в виде исключения в случае необходимости. При этом сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать четырех часов в течение двух суток подряд.

Кодекс законов ВЦИК о труде 1922 г. закрепил в ст. 130 положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ, что соответствовало программе коммунистической партии 1919 г. Но примечание к данной статье разрешало Народному комиссариату труда разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью. Профессор А.А. Тилле в связи с этим отмечает: «Естественно, уже в 1925 г. НКТ разрешил ночной труд женщин. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин». Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя.

Как отмечает С.Г. Айвазова, идеи перестройки социальных отношений между полами использовались властью для формирования системы тотального господства. Верховная власть вникала во все мелочи жизни, решала вопросы рождений и абортов, браков и разводов. По мере усиления этого господства постепенно уходит в прошлое свобода семейных отношений, продекларированная Александрой Коллонтай на заре советской власти. Власть начинает поддерживать женщину с помощью ряда льгот, что снова влияет на изменение гендерных ролей. Формально женщина стоит уже выше мужчины, если муж «нарушает семейную дисциплину» — пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия, и будут приняты соответствующие меры.

Несмотря на усиление значения материнства, на исчезновение из законодательства термина «отцовство», фактически происходит обезличивание полов, стирание граней между ними.

Главные гендерные роли женщины при социализме — это роли труженицы и матери. Их интерпретация со временем менялась, и это получало закрепление в законодательстве. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем-то одним женщине приходится жертвовать.

В конце 20-х годов начинается второй этап развития гендерных отношений в России. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей. Кроме того, наступил этап поворота от космополитических к традиционалистским ценностям и установкам, что постепенно проявилось во всех сферах жизни, включая гендерные отношения.

В середине 30-х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом данного периода стала Конституция СССР 1936 г., которая провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Ст. 122 Конституции гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов». В Конституции (ст. 137) особо подчеркивалось: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».

Почти одновременно с Конституцией, 27 июня 1936 года, было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах». Данный правовой акт, по мнению С.Г. Айвазовой, фактически подводил черту под прежней практикой и теорией «свободной любви» и «свободной семьи». Государство начинало брать под свою опеку семью как ячейку общества. Оно нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья.

июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Этот нормативно-правовой акт означал закрепление поворота в государственной политике в подходе к гендерным отношениям, к семье и браку. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Запрещалось добровольное установление отцовства в незарегистрированных брачных союзах, вся тяжесть последствий ложилась на женщину.

После смерти И.В. Сталина в 1953 г. общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений также наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. Реформа образования, предпринятая в 1954 году, восстановила смешанное образование; в 1955 году вновь был легализован аборт, а в 1965 году — значительно облегчена процедура развода. В 1968 году был принят новый документ — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.

Этот документ, имевший достаточно общий характер, говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Статья 3 заявляла о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Таким образом, исторический опыт развития гендерного равноправия в России свидетельствует о наличии постоянного дисбаланса в регулировании гендерных отношений, об ущемлении одного из участников этих отношений — женщины. Сегодня ситуация не изменилась. Как справедливо отмечает Л.Т. Шинелева, «реформирование политической системы со всей очевидностью выявило двойной стандарт в отношении общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях повседневной практики. Закрепленное в Конституции равенство прав женщин и мужчин оказалось не тождественным равенству возможностей».

Ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации во многом сохранил нормы ранее действовавшего Кодекса Законов о труде 1971 года в данной сфере правоотношений, но многое и изменил с учетом социальных реформ, происходящий в России в последние годы.

Первым отличием сравниваемых законодательных актов, на которое необходимо обратить внимание, является то, что в ранее действовавшем КЗоТ труду женщин, а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей, была посвящена отдельная X глава. В ныне действующем же ТК РФ, данные нормы отнесены к разделу XII части IX, касающемуся особенностей регулирования труда отдельных категорий работников. Считаем, что такое построение Трудового кодекса является более удобным и отвечающим реалиям современности.

Далее постатейно можно отметить следующее:

по нашему мнению, более приемлемой и защищающей права женщин в большей степени в сфере трудовых отношений является редакция прежнего кодекса, накладывающая прямой запрет на применение труда женщин при отдельных категориях работ. Ныне действующий же ТК РФ гласит лишь об их ограничении, а следовательно возникает большая возможность нарушения данной нормы;

к сожалению, вовсе не нашла своего отражения в действующем ТК РФ норма, касающаяся ограничение труда женщин на работах в ночное время;

нормы статей 162 и 163 КЗоТ (Запрещение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Ограничение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей) нашли свое отражение в ст. 259 ТК РФ (Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни). Главным новшеством данной статьи является наличие запрета на направление в командировки беременных женщин, а не только женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

при переводе на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в отличие от ранее действовавшего КЗоТ, требуется предоставить заявление, что подтверждает желание женщины на осуществление такого перевода;

существенным новаторством, закрепляющим дополнительные гарантии для женщин, явились изменения, регулирующие отпуска по уходу за ребенком. Так, за женщиной, работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохранено право на получение пособия по государственному социальному страхованию;

в действующем ТК РФ, по нашему мнению более детально проработаны нормы, касающиеся гарантий беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора;

к сожалению в настоящем кодексе не нашли отражения следующие гарантии: при прохождении обязательного диспансерного обследования беременными женщинами, по выдаче беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха и оказание им материальной помощи, на обслуживание женщин на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда. Но при этом настоящий кодекс ввел новую норму, касающуюся предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми.

В настоящее время в России сделана определенная попытка заложить принципы равноправия в сфере трудовых правоотношений. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».

Но это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства».

Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепции отмечается, сто «невостребованность в политики, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда.

Следует отметить, что Концепция затрагивает только публичную сторону жизни женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере занятости на рынке труда (и не только они) — эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства.

В заключительной части Конвенции говориться также, что «в целях реализации Концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в РФ в разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы».

Однако эта Концепция практически не нашла места в государственных программах, посвященных в той или иной мере проблемам занятости населения и принятых позже.

Нормы нынешнего российского законодательства по обеспечению равноправия женщин и мужчин близки к европейским стандартам и не предлагают какой-либо дискриминации по признакам пола. Однако принятые документы еще не скоро станут отражать нашу российскую действительность, особенно в социально-трудовой сфере.

Женщины у нас по-прежнему подвергаются явной или скрытой дискриминации. Теперь руководители предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам. При реорганизации предприятий и сокращении штатов увольняют первыми под разными предлогами женщин, из-за сложившихся стереотипов мышления работодателей им сложнее вновь устроиться на работу, а оплата труда, как правило, на 30-50% меньше, чем у мужчин, выполняющих аналогичную работу.

Женщины вытесняются в сферу менее квалифицированного и менее престижного труда. Они составляют большинство среди частично занятых, имеющих лишь формальные гарантии работодателей. Зарплата в «женских» отраслях составляют лишь 44-48% от прожиточного минимума. Но это при условии, что ее еще платят.

Пользуясь непростой ситуацией на рынке труда и снижение в связи с этим требований работниц к условиям и оплате труда, работодатели повсеместно стали меньше уделять внимания вопросам охраны труда и экологии, практиковать заключение срочных трудовых договоров, снижать заработную плату, подчас и вовсе не платить ее месяцами.

Критическая демографическая ситуация в стране, низкая рождаемость, высокая младенческая смертность в значительной степени обусловлены нарушениями репродуктивного здоровья женщин. А одна из основных причин роста патологии репродуктивного здоровья женщины — вредное влияние условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса.

Резкое сокращение сети детских дошкольных учреждений и удорожание стоимости бытовых услуг вынуждают женщин много времени уделять семейным делам. Зачастую такая двойная, отнимающая непомерно много сил нагрузка, приводит к обратному процессу — уходу от решения семейных проблем или невозможности их совмещения со служебными обязанностями. Как следствие — демографические провалы и общий кризис семьи как общественного института.

Женщина, как личность, находится в постоянном противоречии в плане реализации способности к труду, так как ей надо трудиться в двух сферах — производственной и домашней.

Работодатели нередко не обеспечивают право работниц на труд в условиях, гарантирующих им сохранность жизни и здоровья, допуская работать на технически неисправных механизмах.

Значительное число женщин занято на рабочих местах, запрещенных для них санитарными нормами: в гальванических участках и цехах, в травильных отделениях, в ряде химических и металлургических производств, что сопряжено с контактом с вредными веществами 1-го и 2-го класса опасности. Во многом это обусловленною необходимостью иметь заработок, отсутствием возможностей получить более благоприятные альтернативы в выборе профессии и места работы.

На текстильном производствах Ивановской области, где работают в основном женщины, уровни шума, запыленности, освещения в цехах в 36% исследований значительно превосходят допустимые санитарные нормы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В целом 28,4% работающих в текстильной промышленности трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Общая картина складывается невеселая. Работодатели часто не соблюдают ограничения по применению женского труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2002 №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», а также постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 06.02.93 г. №105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещение тяжестей вручную», а также гигиенические нормы по вредным производственным факторам. Как следствие — ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Вряд ли можно ожидать, что женщины, занятые на вредных и тяжелых работах, смогут родить здоровых детей, на что так рассчитывает государство и общество.

По мнению специалистов института медицины труда РАМН, профилактика нарушений репродуктивного здоровья работающих мужчин и женщин становится одной из приоритетных проблем государства в современных условиях. Воспроизводство здорового населения и, в частности, трудовых ресурсов зависит от решения вопросов улучшения условий труда, выполнения государством социальных гарантий по защите и реабилитации здоровья работающих, в том числе женщин, особенно в период беременности, а также эффективности работы системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на произ

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

679

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке