В сфере туризма в последние десятилетия происходят существенные изменения, отражающие серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований в российском обществе. Туризм стал весьма привлекательной для предпринимательства отраслью. В России туристская отрасль в стадии структурного реформирования и институционального становления, на этапе когда формируются основы ее функционирования и межотраслевые взаимодействия.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы развития туризма в муниципальном образовании

1.1 Понятие, особенности и проблемы развития муниципалитетов Севера России

1.2 Значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципалитетов

1.3 Нормативное регулирование туристской отрасли

1.4 Особенности регулирования развития туризма на муниципальном уровне

2. Анализ туристской отрасли в городе мончегорск Мурманской области

2.1 Общая характеристика города Мончегорска

2.2 Анализ современного развития отрасли туризма города Мончегорска

2.3 Анализ региональной и муниципальной поддержки субъектов туристкой сферы города Мончегорск

2.4 Проблемы и перспективы развития туристской сферы города Мончегорска

3. Совершенствование муниципальной политики в области развития туристкой сферы в городе Мочегорск

3.1 Система мероприятий по развитию туристкой сферы города Мончегорск

3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления и финансирования туристкой отрасли города Мончегорск

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

3.3 Мероприятия, направленные на повышение эффективности информационного и маркетингового сопровождения отрасли туризма

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В сфере туризма в последние десятилетия происходят существенные изменения, отражающие серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований в российском обществе. Туризм стал весьма привлекательной для предпринимательства отраслью. В России туристская отрасль в стадии структурного реформирования и институционального становления, на этапе когда формируются основы ее функционирования и межотраслевые взаимодействия.

Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается и новая система государственного регулирования туристической деятельности. Возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма, само его развитие постепенно становится приоритетной национальной задачей.

Туризм включен в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, что является одной из важнейших составных частей политики современного российского государства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Туризм как динамично развивающаяся и высокодоходная отрасль хозяйства имеет огромное значение в развитии отдельных регионов и муниципалитетов, является источником доходов на местном и региональном уровнях, способствует созданию дополнительных рабочих мест и сохранению природных и культурных ценностей регионов.

Мурманская область входит в состав крупной рекреационной зоны Север России с богатым культурным наследием, стабильной политической обстановкой и относительно благоприятными природными туристическими ресурсами. Развитие туризма на её территории является одним из приоритетных направлений роста региональной экономики. Каждый из районов области — это самобытная природная и историко-культурная территория, туристический потенциал которой недостаточно изучен, а информация о туристических ресурсах носит разрозненный, фрагментарный характер, что приводит к стихийному туристическому освоению территории и сдерживает эффективное развитие туризма Мурманской области. В связи с этим существует объективная потребность в проведении комплексных исследований туристического потенциала Мурманской области в общем и отдельных ее муниципальных образований в частности.

Вопросы управления отраслью туризма активно обсуждаются современными российскими исследователями.

Значение и роль туристической сферы в социально-экономической системе муниципальных образований рассматривали такие исследователи как Кабанова Е.Е., О.В. Доронина, С.А. Селякова, Е.Н. Богачева, Т.Т. Тайгибова, Е.Д. Вершинина и другие. Вопросы регулирования и развития сферы туризма на различных уровнях были исследованы в работах таких авторов как Чехоев М.В., Медведева Л.Л., Волкова И.Г., Кудрявцева Л.В., Афисов В.В., Чиркин В.Е., Симонова М.М., Удалов Д.Э. Вопросы обоснования научно-методических подходов к оценке отраслей сферы туризма затрагиваются в работах В.В. Котилко, В.К. Романович, Н.Б. Щениковой.

По проблемам развития сферы туризма на муниципальном уровне существует довольно объёмный пласт недостаточно проработанных вопросов. Для развития туризма в муниципальных образованиях актуальной задачей становится создание стимулирующих условий и совершенствование механизмов регулирования развития туристической отрасли с целью максимального использования его потенциала, что предопределило выбор темы дипломного исследования.

Таким образом, целью дипломного проекта является исследование направлений совершенствования развития туристического бизнеса в муниципальном образовании.

Объектом исследования дипломного проекта является муниципальное образование город Мончегорск Мурманской области — небольшой промышленный город в Мурманской области с населением около 45 тыс. человек.

Предметом исследования является туристская отрасль в экономике муниципального образования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Поставленная цель требует решения следующих задач:

—       изучить теоретические основы развития туризма в муниципальном образовании, в том числе:

—       рассмотреть понятие, особенности и проблемы развития муниципальных образований Российского Севера;

—       выявить значение туристской деятельности с точки зрения ее влияния на экономику муниципалитетов;

—       изучить нормативно-правовую базу развития отрасли туризма.

—       дать характеристику муниципального образования город Мончегорск Мурманской области;

—       провести анализ современного состояния туристской отрасли в городе Мончегорске Мурманской области, для чего:

—       определить специфику сферы туризма в городе Мончегорске;

—       исследовать систему управления туристической отраслью в городе Мончегорске

—       проанализировать эффективность мер поддержки и развития туризма в городе Мончегорске;

—       определить направления совершенствования муниципального управления в сфере туристического бизнеса.

При написании дипломного проекта использованы методы и приемы системного и логического анализа, методы научной классификации объектов, специальные методы программно-целевого управления, методы сравнительной оценки, экспертные методы.

Информационной базой дипломного проекта являются нормативная база регулирования туристической сферы федерального уровня, Мурманской области и города Мончегорска, федеральные, региональные и муниципальные программы развития туристической отрасли, данные Росстат и Мурманскстата, данные Администрации муниципального образования города Мончегорск.

Структурно дипломный проект состоит из введения, трех глав основной части, заключения. Дипломный проект представлен на 89 страницах текста компьютерного набора, содержит 9 рисунков, 11 таблиц, 1 приложение. Список использованной литературы содержит 41 наименование.

региональный муниципальный туризм
1. Теоретические основы развития туризма в муниципальном образовании  

1.1 Понятие, особенности и проблемы развития муниципалитетов Севера России

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Понятие «Север» как высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Остаются действующими перечень районов Крайнего Севера, установленный еще в СССР (Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г № 1029 и от 3 января 1983 года №12 с уточнениями и изменениями [38]).

В Российской Федерации по действующим нормативным документам районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают 11.9 млн. км2, где на территории 27 субъектов Федерации проживает свыше 11 млн. чел. (7% населения России) [12, С. 17].

Регионы Севера исключительно неоднородны как по природно-климатическим факторам, так и по состоянию и условиям социально-экономического развития. Даже в рамках прибрежной зоны наблюдается относительно мягкий климат европейской части (в том числе под влиянием Гольфстрима) и суровый, жестко континентальный климат азиатской части. Уровень освоенности выражается в первую очередь в плотности населения, которая на Европейском Севере превышает 4 чел. на кв.км., а на азиатском составляет менее 1 чел. на кв.км. Не меньшие различия имеются и по уровню развития производительных сил, выражаемому, например, через валовый региональный продукт [12, С. 17].

Исследование особенностей муниципальных образований российского Севера необходимо рассматривать в контексте особенностей истории их образования, перспектив их дальнейшего развития и их места в экономике государства.

Быстрое развитие северных муниципальных образований приходится на советский период, которое было обусловлено решением геополитических стратегических задач. В этот период создавались крупные хозяйственные комплексы, монопрофильные города и поселки, многие из которых функционируют и в настоящее время. Рост числа северных городов и районов интенсивно осуществлялся в 50-е и 70-е годы. Однако возможности наращивания мощностей были не безграничны, и к началу 80-х годов достигли, по-видимому, своего предела. Следствием этого стала огромная растрата сырьевых ресурсов, огромная инвестиционная нагрузка для поддержания гражданской промышленности [22, С. 98].

Следует отметить, что в муниципальных образованиях российского Севера проживает менее 10 процентов населения страны, но производится около 20% ее валового внутреннего продукта, на предприятиях топливно-энергетического комплекса создается 2/3 объема всех энергоносителей страны [22, С. 99].

Развитие добывающих отраслей в экономике северных регионов и муниципальных образований определило и характер размещения их производственных комплексов, привязанность к крупнейшим центрам добычи и переработки природных ресурсов [22, С. 99].

В зависимости от экономической структуры на Севере РФ сформировалось несколько типов поселений. В наиболее общем виде это [17, С. 55]:

) ресурсно-базированные поселения (часто монопрофильные),

) поселения с традиционной экономикой, где проживают коренные народы,

) поселения с диверсифицированной экономикой.

Северные местные экономики, как правило, имеют ограниченную ресурсную основу и подвержены колебаниям, вызванным воздействием внешних сил (колебания мировых цен на ресурсы, решения крупных ресурсных корпораций и т.п.), что отражается и на их социальном развитии. Значительная часть населения российского Севера и Арктики живет в довольно крупных поселениях, однако большинство населенных пунктов относятся к малым (менее 5 тыс. чел.) [17, С. 55].

В настоящий момент северные муниципалитеты в процессе своего развития сталкиваются с большим количеством разнообразных проблем.

Объективным фактором, препятствующим реализации целей и задач развития и модернизации экономики, является типичная для большинства муниципальных образований РФ проблема недостатка собственных источников финансирования, высокая дотационность бюджетов, обусловленная как недостаточностью законодательно определенных источников бюджетных доходов, так и слабым развитием местной экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Специфика же ситуации в муниципалитетах Севера состоит в том, что на возможности их развития накладывает негативный отпечаток дискриминационный по отношению к северным территориям механизм распределения доходов от освоения северных природных ресурсов. Сложившаяся система работает главным образом в пользу федерального уровня и крупных промышленных корпораций. Это создает искусственную дотационность многих северных регионов и муниципалитетов [17, С. 55].

Несбалансированность располагаемых ресурсов и имеющихся полномочий органов местного самоуправления, ограниченность налоговой базы местных бюджетов обусловливает чрезмерную зависимость муниципалитетов от финансовой помощи со стороны государственных органов власти. Во многих муниципалитетах российского Севера и Арктики эта проблема усугубляется несправедливым по отношению к этим регионам распределением и перераспределением доходов, полученных от добычи природных ресурсов, которые изымаются преимущественно в пользу федерального центра и крупных ресурсных компаний. Это, в частности, порождает высокую дифференциацию доходов и, как следствие, социальную, что несовместимо с принципами местного самоуправления.

Для оценки уровня жизни населения следует опираться на показатель соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума. Фактические значения данного показателя по северным городам большую дифференциацию. Однако, в большинстве случаев они не обеспечивают уровень, который соответствует «пороговому значению» показателей развития, т.е. предельно-критических величин, несоблюдение которых приводит к формированию разрушительных тенденций в социальной, экономической и экологической сферах территории, угрожающих ее развитию. С учетом мирового опыта считается, что таким пороговым (предельно-критическим) значением соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума является 4: 1, а в регионах Крайнего Севера, где для компенсации тяжелых природно-климатических условий проживания необходимо обеспечивать работающим экономические преимущества жизни на Севере, такое соотношение должно быть выше (т.е. не менее 5:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

). В 2013 г. более чем по 95% северных муниципалитетов данный показатель не выполнялся [25, С. 19].

Что касается миграционного движения населения, то, практически во всех северных городах в последние два десятилетия наблюдается миграционная убыль.

Таким образом, анализ показателей северных городов и муниципальных районов выявил в качестве типичных проблем слабость ресурсно-бюджетной базы, продолжающуюся миграционную убыль населения, относительно низкий уровень доходов населения, слабое развитие малого бизнеса, что, в целом, значительно ухудшает предпосылки их устойчивого развития [25, С. 19].

Указанные проблемы российских северных муниципалитетов усугубляются рядом факторов, осложняющих формирование и реализацию местной социально-экономической политики в данном макрорегионе. Это особенности российского Крайнего Севера — тяжелые природно-климатические условия, отдаленность от экономических центров, неразвитость транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры населенных пунктов, что увеличивает стоимость жизни, текущие и капитальные затраты местных бюджетов, обусловливает обострение демографических проблем, ограничивает возможности развития предпринимательства и внедрения инноваций [27, С. 21-23].

Наряду с наличием острых социально-экономических проблем и ресурсных ограничений, которые еще более усугублены в настоящий момент негативным влиянием кризиса и санкций 2014 — 2015 годов, особенно в моногородах, у большого числа северных городов сохраняется потенциал постановки и реализации целей перехода к устойчивому развитию [25, С. 19].

Для преодоления существующих проблем и создания условий для их устойчивого социально-экономического развития необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих муниципалитетов. Меры со стороны государства должны включать, во-первых, совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении расширения доходной базы местных бюджетов, позволяющей формировать предпосылки для их перехода к устойчивому развитию, реализации принципов саморазвития. Во-вторых, необходимо осуществление мер прямой поддержки многих муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики, прежде всего моногородов, которые в условиях кризиса оказались в особо тяжелом положении [25, С. 19].

Определенные шаги со стороны федеральных органов власти по указанным направлениям предпринимаются, однако они пока недостаточны. Например, Министерство регионального развития РФ в последнее время усилило внимание к проблемам моногородов. Выработаны критерии такого статуса и на их основе составлен перечень моногородов, в который вошло 335 населенных пункта (из них 223 с численностью более 10 тыс. чел.). Принято решение о необходимости разработки такими городами стратегических плановых документов — комплексных планов социально-экономического развития на 5-10-летний период, после экспертизы которых, может быть принято решение о финансовой поддержке реализации инвестиционных проектов со стороны федеральных ведомств [25, С. 19].

Существующий хозяйственный механизм северных муниципального образования не обеспечивает своих основных функций и нуждается в совершенствовании, ориентации на северную специфику.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В настоящее время «локомотивами роста» муниципальных образований становятся высокая комфортность и благоприятные социальные условия проживания населения. Развитие систем образования, здравоохранения, культуры, туризма, спорта, высокий уровень благоустройства, чистая экология позволяют муниципальным образованиям привлечь высокообразованных и высококвалифицированных людей. В свою очередь это дает возможность обеспечить динамичное развитие экономики муниципальных образований, причем экономически основанной на инновациях, новых технологиях, современных методах управления [11, С. 15].  

1.2 Значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципалитетов

Внушительный территориальный, природный и социально-исторический потенциал России предполагает проведение активной туристической деятельности на территории основного большинства муниципальных образований.

Развитие туристической деятельности является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования [20, С. 402].

Туризм является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Во многих странах туристическая привлекательность играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса [20, С.402].

Такие высокоразвитые страны, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от эффективного формирования туристической привлекательности [20, С.402].

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Мексику, Бразилию, Перу, Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым развитым странам. Однако власти здесь давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помощью государства, способствует подъему всей экономики [19, С. 72-73]

В новых экономических и социальных реалиях эффективное развитие туристической деятельности способно стабилизировать экономическую ситуацию, смягчить социальные проблемы, выступить реальным фактором сохранения, воспроизводства и использования природного и культурно-исторического потенциала, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования [28, С. 97]

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Туризм как социально-культурная деятельность, как индустрия, производящая услуги, необходимые для удовлетворения интересов и потребностей, возникающих в процессе путешествий, представляет собой важнейшую составляющую экономики.

Развитие туристической деятельности оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития муниципального образования [20, С. 403].

Туристическая деятельности в муниципальном образовании способствует:

увеличению местных бюджетов;

развитию отраслей, тесно связанных с туризмом;

созданию рабочих мест;

активизации народных промыслов;

увеличению валютных поступлений;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

развитию производственной и социальной инфраструктур;

обеспечению достойной жизни граждан страны [31, С. 125-127].

Таким образом, туристическая деятельности может оказывать активное влияние на социально-экономического развитие муниципального образования. Основные направления такого влияния представлены в табл. 1.

Таблица 1. Влияние туристической деятельности на социально-экономическое развитие муниципального образования [20, С.403]

Туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов. Интересные маршруты, разнообразная тематика экскурсий (исторические, архитектурные, этнографические) расширяют кругозор, развивают интеллект, формируют эстетический вкус, помогают лучше осознать реальную картину мира. Значимость процессов формирования туристической привлекательности актуализирует необходимость совершенствования управленческой деятельности по данному направлению. Решение столь сложной задачи видится только в консолидации усилий государства, регионов, местного самоуправления и гражданского общества [33, С. 50].

Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения муниципальных образований, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая социальную, экономическую, хозяйственную деятельность муниципального образования [20, С. 404].  

1.3 Нормативное регулирование туристской отрасли

С начала 1990-х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент активно становится частью рынка международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, всеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права и законодательств ближайших государств — стран СНГ и Европы [35, С. 131].

Среди федеральных нормативно-правовых актов различного уровня и различной юридической силы, образующих систему правового регулирования общественных отношений в сфере туризма, представляется возможным выделить следующие акты [35, С. 131]:

Конституцию Российской Федерации (которая, как верно отмечено в юридической литературе, «формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма»). В ст.27 закреплено право каждого на свободу передвижения на территории Российской Федерации, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что развитие законодательства в области туризма было бы невозможно без создания для граждан определенных социальных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37 Конституции РФ). Также право на туризм вытекает из иных конституционных норм: при совершении туристской поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям (ст. 44); неотъемлемым условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация о ее состоянии (ст. 42); право на туризм не может быть обеспечено без гарантий. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61) [14, С. 14].

Гражданский кодекс РФ [1,2], который регламентирует основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте, «регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма»; в целом ГК РФ дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства как сердцевины рыночных отношений, в том числе в предпринимательской деятельности туристических организаций;

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [3], который является специальным законом по отношению к ГК РФ. Этот закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации;

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» [6];

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [4];

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. №452 [7], утвердившее Правила оказания услуг по реализации туристского продукта;

Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 г. №66 [10], приятие которого было обусловлено тем, что в ряде субъектов РФ в настоящее время приняты и реализуются региональные программы развития туризма, и процесс разработки таких программ требует упорядочения;

Важным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, является Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

С вступлением в силу Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утратили силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

Для повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став подобием знака качества. Как показывает международная практика, наличие «звезд» у гостиницы существенно повышает ее привлекательность для потенциальных клиентов. Сейчас эта система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей. Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться [35, С. 133].

Помимо федерального уровня, законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. Во многих субъектах РФ существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (как правило, такие законы носят названия «о туризме», «о туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «о поддержке развития туризма», «о развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). Кроме того, в настоящее время в субъектах РФ уже реализуется региональных целевых программ развития туризма. В пяти регионах приняты концепции развития туризма [35, С. 133].

Как отмечают современные исследователи, с сожалением приходится констатировать, что действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по тем же канонам, что и федеральный закон о туризме. Вместе с тем федеральные законы и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые — особенности применительно к конкретным территориям субъектов РФ [35, С. 133].

Следует отметить, что основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма [35, С. 134].

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.

В ст. 3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [3] рассмотрены принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

—       создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

—       содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

—       защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

—       лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

—       создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

—       содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

—       развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

—       содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

—       обеспечения картографической продукцией;

—       иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.   1.4 Особенности регулирования развития туризма на муниципальном уровне

В настоящее время повышается вклад муниципальных образований в реализацию национальной туристской политики, составляющей которой является туристская политика территориальных единиц органов местного самоуправления [15, С. 355].

Этому способствует концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 гг.», в которой учитываются широкие права местных органов власти в области управления сферой туризма на подведомственной им территории.

Разработка и утверждение программ развития туризма на уровне муниципального образования, его паспортизация, учет местными органами власти кластерного и инновационного подходов к управлению туристской сферой и др. — необходимые условия реализации эффективной национальной туристской политики [15, С. 355].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Территориальные органы власти получили широкие права в области управления хозяйством и социально-культурным строительством. Основная тяжесть в решении социальных проблем ложится на муниципальные финансы. Органы местного самоуправления выступают основными «опекунами» хозяйствующих субъектов муниципальной собственности, в том числе сферы культуры и искусства, имеющие высокую туристскую привлекательность. От них зависит эффективность реализации туристской политики на территории муниципального образования [15, С.355].

Никакие стратегические планы федерального и регионального уровней власти в области развития туризма не будут иметь должного социально-экономического эффекта для отдельных муниципалитетов при отсутствии инициативы с их стороны и деловой активности со стороны граждан, проживающих на территории того или иного муниципального образования [23, С.90].

В Конституции РФ не упоминаются непосредственно туризм и туристическая деятельность. Однако представляется логичным, что правовое регулирование туризма входит в социальную, культурную и национальную сферы, основы развития которых, согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ, входят в федеральную компетенцию [21, С. 31].

Вместе с этим, вопросы совместного ведения в соответствии с п. «е» ч. 1 ст.72 Конституции РФ включают общие вопросы культуры. Значит, реализация вопросов сферы туризма не относится к конституционным основам правового регулирования, но опосредованно гарантирована в нормах социального, культурного