Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Создание Красной Армии»

Актуальность темы исследования. В период с конца XX и вплоть до сегодняшнего времени в России проходит военная реформа. Сокращение численности армии является проблемой для руководства страны. Тяжелая экономическая обстановка не позволяет сохранять большую численность, а внешнеполитические условия требуют создания высококвалифицированной армии современного типа на контрактной основе.

Содержание

Введение

Глава 1. Первый этап строительства Красной Армии. Правовое регулирование демобилизации старой армии

.1 Правовое обеспечение демобилизации старой армии

.2 Строительство Красной Армии на добровольных началах

Глава 2. Второй этап строительства Красной Армии. Создание регулярной Армии

.1 Строительство Красной Армии на основах всеобщей воинской повинности

.2 Создание новых органов управления Красной Армии

.3 Привлечение военных специалистов на службу в Красную Армию

.4 Институт военных комиссаров

Заключение

Список литературы

Введение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Актуальность темы исследования. В период с конца XX и вплоть до сегодняшнего времени в России проходит военная реформа. Сокращение численности армии является проблемой для руководства страны. Тяжелая экономическая обстановка не позволяет сохранять большую численность, а внешнеполитические условия требуют создания высококвалифицированной армии современного типа на контрактной основе. В современных реалиях это может обернуться лишь увеличением численности безработных.

Все эти вопросы встали и перед большевиками в период их прихода к власти. Необходимо было одновременно демобилизовать старую армию, уставшую от войны, и создать новую для защиты завоеваний революции. И большевикам удалось это сделать.

Именно армия, созданная в течении военных реформ 1917-1920 годов, с некоторыми изменениями будет существовать в течение всего XX века, а затем ляжет в основу современных российских вооруженных сил. И сейчас набор в армию осуществляется военными комиссариатами, созданными в тот период, на основе всеобщей воинской повинности, от которой правительство большевиков первоначально хотело отказаться, заменив его «всеобщим вооружением народа». Но этому проекту не удалось реализоваться. Стоит отметить также и то, что новую армию планировалось создавать на добровольных началах. Оценив условия отказа и от этой идеи, мы можем понять, почему контрактное комплектование современной армии имеет свои минусы. Руководство страны вовремя избавилось от нереальных политических догм и перешло к четкому и планомерному созданию новой армии. Именно благодаря созданию Красной Армии большевикам удалось удержать власть в своих руках и победить в Гражданской войне, что в итоге говорит об успешности военных преобразований.

Таким образом, современному законодателю, на наш взгляд, нужно учесть опыт строительства новой армии в тяжелейших экономических и политических условиях, да бы в дальнейшем избежать ошибок в процессе законотворчества.

Предмет исследования — правовые основы создания Красной Армии.

Цель исследования — анализ правовых актов, положенных в основу создания Красной Армии в 1917-1920 гг.

Задачи исследования:

-установить основные принципы создания Красной Армии; установить взаимосвязь изменений в актах государственной власти с изменением военно-политической обстановки; выявить характерные черты нормативного регулирования Красной Армии; показать сильные и слабые стороны военного права, его противоречивость; рассмотреть отдельные институты Красной Армии и охарактеризовать их. Степень разработанности темы. Одним из важнейших источников по данной проблематике является работа Молодцыгина М. А. Не менее значимы труды Базанова С. Н., Городецкого Е. Н., подробно исследовавшие тему демобилизации старой армии. Стоит отметить такие источники, как книги Кавтарадзе А. Г., Каминского В. В., разработавшие вопрос привлечения военных специалистов на службу в Красной Армии. Такими авторами, как Барабанов В. В., Бритов В. В., Кляцкин С. М., Побежимов И. Ф. освящались вопросы строительства армии как на ранних, так и на последующих этапах.

Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики, позволяющий учитывать взаимосвязи и взаимообусловленность рассматриваемых явлений, их противоречивость, а также логический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания, позволяющие сформулировать объективные, научно обоснованные выводы и предложения.

Глава 1. Правовое регулирование демобилизации старой армии. Первый этап строительства Красной Армии

.1 Правовое обеспечение демобилизации старой армии

Вопрос о демобилизации во время прихода большевиков к власти был одним из важнейших. Страна устала от мировой войны, заставить воевать дальше миллионы находящихся на фронте людей было невозможно. Да и одним из главных лозунгов большевиков был именно мир, после заключения которого солдаты должны были вернуться домой. Но демобилизация — очень сложный процесс, который нельзя провести одномоментно. Проблемой являлось также и то, что мир заключить не удавалось, а процесс роспуска армии сопровождался наступлением Центральных держав. Как же удалось за четыре месяца (с ноября 1917 г. по апрель 1918 г.) демобилизовать около 8 миллионов бойцов? Какие правовые основы заключал в себе этот процесс? Насколько удалось большевикам справиться с задачей демобилизации старой армии? Да и зачем необходимо было это делать? Не логичнее ли было осуществить частичную демобилизацию армии, оставив в ее рядах преданных борцов за дело революции? На эти вопросы мы постараемся ответить в этом разделе.

Существует версия, что старая армия, насчитывающая, как было сказано выше, около 8 миллионов человек, просто развалилась (в основном под давлением немецких войск), а большевики вообще не вмешивались в этот процесс самоликвидации1. В действительности слом старой армии занял несколько месяцев и потребовал больших усилий для законодателя, чтобы разработать механизм поэтапного роспуска армии.

Первые попытки демобилизации проводились в период правления Временного правительства. Однако осуществить эти проекты не удалось. Сказывалось то, что часть Временного правительства придерживалась позиции на продолжение боевых действий. Нерешительность, свойственная этому органу, проявилась и в этой проблеме.

Большевики решили перенести этот вопрос в практическую плоскость. 10 ноября 1917 года СНК издал Декрет «О постепенном переходе к демобилизации старой армии»2. По нему в запас переходили бойцы 1899 года призыва. Этот декрет был недостаточно четко сформулирован, в нем не было указано органа, который должен был контролировать процесс демобилизации. Сам процесс не был достаточно четко регламентирован. Все это привело к большому количеству недоразумений на фронте. Декрет отразил поспешность проводимой демобилизации, вызванную самовольным уходом бойцов с позиций. Провозглашение декрета о земле торопило солдат на родину к дележу помещичьих земель. Ведь распределение земли осуществлялось уравнительно в зависимости от количества «едоков». Да и сам законодатель понимал, что если не осуществить роспуск армии, то его постигнет участь Временного правительства. Дезертирство стало все более и более разрастаться.

Остановить массовое дезертирство было в тот момент невозможно: офицеры в большинстве своем потеряли все нити управления армией и дистанцировались от командования; солдатским комитетам, сконцентрированным на борьбе за власть и установлением перемирия, было не до демобилизации3. Массовое дезертирство, отсутствие органов, осуществляющих демобилизацию, вызвало наплыв самовольной демобилизации, санкционируемой местными солдатскими комитетами. Обстановку накалял разрастающийся транспортный коллапс, происходивший на всех железнодорожных магистралях, примыкавших к фронтам. Усиливавшийся экономический кризис в стране ставил армию в тяжелейшее положение — доставка продовольствия была крайне затруднена.

Отсутствовали конкретные указания СНК по поводу проведения демобилизации. Требовались дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие этот процесс. Но таковых не издавалось, в результате чего армии приходилось решать данный вопрос самостоятельно.

С конца ноября по начало декабря были проведены фронтовые и армейские съезды, одним из важнейших вопросов на которых была демобилизация. Так, состоявшийся в Пскове 28 ноября — 2 декабря 1 съезд солдатских депутатов Северного фронта солдат принял резолюцию по демобилизации армии, чтобы определить еѐ организационные принципы4. Было подчеркнуто, что она должна осуществляться в строгом соответствии с условиями призыва, начиная с самого старого возраста (1900 г.). Указывалась необходимость создания комиссии по демобилизации, которая должна была осуществлять руководство демобилизационными комиссиями.

Вскоре аналогичные съезды прошли на всех фронтах. 11 — 16 декабря работал общеармейский съезд при Ставке. Съезд принял важнейшее решение по формированию демобилизационных комиссий. Таким образом, армия сама начала решение вопроса по демобилизации. Но единого центра во главе системы так и не было установлено.

Но с 15 декабря в Петрограде начал свою деятельность Общеармейский съезд по демобилизации армии, проходивший до 3 января 1918 года. Его главной задачей было решение вопроса о демобилизации. Съезд был разделен на четыре отдела: первый занимался организационными основами новой армии, второй — общей демобилизации, третий — техническими вопросами демобилизации, четвертый — организацией управления. Таким образом удалось более детально разработать проблемные вопросы.

декабря Съезд принял решение о порядке демобилизации, в соответствии с которым процедура демобилизации проходила по старшинству, начиная с самых старших возрастов. Это должно было решить важный вопрос, который вызывал споры среди солдат: многие из них были мобилизованы только в 1916 году, поэтому ветераны требовали демобилизации в соответствии со сроком пребывания на фронте. Тем не менее, если бы этот принцип был принят, он, скорее всего, только затянул бы процесс демобилизации.

Впоследствии были объявлены сроки демобилизации отдельных возрастов призыва. Декретом от 10 ноября демобилизовались солдаты 1899 г. призыва, затем 1900 и 1901 гг., 3 января 1918 г. была осуществлена демобилизация солдат призыва 1902 г., 10 января — 1903 г., 16 января — 1904 и 1907 гг., 29 января — 1908 и 1909 гг., 16 февраля — 1910 и 1912 гг., 2 марта — 1913 и 1915 гг. солдаты последних четырех годов призыва (1916-1919 гг.) были демобилизованы до 12 апреля5. Принятые меры внесли организованность в демобилизацию и успокоили солдат.

Съездом также были разработаны и приняты важные решения, связанные с процессом демобилизации военного имущества, оружия и так далее, потому что в скором времени должна быть создана новая армия, всем обеспеченная. К тому же, с уходом бойцов с оружием оно могло попасть к контрреволюционным элементам. Но солдаты требовали, чтобы военное имущество было разделено, а личное оружие осталось за бойцами. Интересен вопрос, как планировалось разделять коллективное оружие (артиллерию, бронесилы и так далее)? В итоге, в своем решении от 2 января 1918 года Съезд постановил, что «при частичной демобилизации солдаты отправляются домой без оружия»6.

Работа Съезда позволила ввести ясность по многим вопросам, в результате чего процесс пошел намного быстрее. Если за ноябрь — декабрь были демобилизованы военнослужащие трех возрастов призыва, то за один январь — восемь возрастов призыва (с 1902 по 1909 гг.)

Принятые меры увеличили темпы демобилизации, что позволило еще до заключения Брестского мира демобилизовать около половины армии.

Но 18 февраля 1918 года войска Центральных держав перешли в наступление. Это еще более ускорило процесс окончательного развала армии, усилило дезертирство. 24 февраля ЦИК и СНК приняли немецкие условия. Четверной союз прекратил наступление.

После остановки немецкого наступления систематическая демобилизация армии продолжается, тем более, что этого требовали условия Брестского мира. 2 марта издается приказ Комиссариата по военным делам об одновременной демобилизации 1913-1915 гг. призывных возрастов. Последние призывные возраста демобилизовались в течение марта — апреля.

На линии разграничения оставались лишь отряды «завесы» из «отдельных отрядов, удерживающих указанные каждому из них районы и действующих во взаимной связи»7. Это будут первые оперативные соединения будущей новой армии, из которых в последующем станут формироваться дивизии, а затем — фронты.

марта постановлением СНК Крыленко был освобожден от должности Главковерха, таким образом, эта должность была упразднена.16 марта прекратила существование Ставка. 27 марта были расформированы штабы, управления и солдатские комитеты. На этом процесс слома старой армии был завершен.

Таким образом, стоит отметить, что демобилизация старой армии сопровождалась значительными трудностями. Отсутствие четкого плана демобилизации, главного органа, направленного на контроль за этим процессом, разработанной системы актов, направленных на ускорение процесса роспуска солдат, массовое дезертирство, а затем — немецкое наступление привели к тому, что СНК на короткий срок практически полностью потеряло контроль над процессом демобилизации. Это оборачивалось огромными материальными издержками. Но этот первый, необходимый шаг большевикам удалось сделать. Старая армия со всеми ее неподходящими для новой власти институтами была ликвидирована. Но почему нельзя было встроить эти институты в новый аппарат управления армией? Во-первых, армию планировалось заменить «всеобщим вооружением народа». Но в условиях Гражданской войны от этой идеи в скором отказались. Но пока (конец 1917 — начало 1918 гг.) данная идея еще жила. Во-вторых, исполнялись условия Брестского мира по демобилизации армии и флота. В-третьих, в большинстве этих органов находились враждебные для нового государства лица. Да, но почему бы не провести «чистку» состава и не ввести туда сочувствующих новой власти? Формирование Ставки и штабов не простой процесс: для этого требовались опытные кадры, прошедшие обучение в одной из пяти военных академий и имевшие за плечами годы прохождения строевой службы. А таких в распоряжении большевиков было крайне мало, ведь в основном это выходцы из социальных групп, которые являются противниками новой власти. Тем не менее, в последующем законодатель осознает острую потребность в военных специалистах. Как будет решаться проблема их недостатка, мы рассмотрим в последующих главах.

Несмотря ни на какие трудности, первый шаг в создании новой армии был сделан — окончательно прекратила свое существование Русская императорская армия. Желание миллионов людей было удовлетворено. Тем не менее, теперь нужно было создавать армию, которая бы стала твердой опорой новой власти в разгорающейся Гражданской войне.

.2 Строительство Красной Армии на добровольных началах

Демобилизация старой армии поставила перед большевиками потребность создания армии на новых основаниях. Поэтому 15 (28) января 1918 года СНК принял декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии»8. Именно с этого акта, на наш взгляд, можно вести отсчет существования Красной Армии. Цели создания новой армии были изложены в первом абзаце: оплот советской власти в настоящем и необходимость вооруженной поддержки мировой революции в будущем. В основу формирования был положен классовый принцип: «…из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов» (I. 1). Вступить в РККА мог гражданин Российской Республики, достигший 18-летнего возраста. Провозглашалось, что солдаты РККА состоят на полном государственном довольствии и получают 50 рублей в месяц. Устанавливались социальные гарантии для нетрудоспособных членов семей солдат Красной Армии, которые обеспечивались по местным потребительским нормам. По сути, акт закреплял добровольный принцип формирования армии: «Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции…». (I.2). То есть, защита Республики провозглашалась правом, а не обязанностью. Но конкретные указания на добровольческий метод комплектования армии были дважды вычеркнуты из проекта декрета9. Думается, что здесь отразилась неопределенность в решении этого вопроса законодателем: добровольчество в тот момент было единственно приемлемым способом комплектования новой армии, но всеобщая воинская повинность все же была ближе к форме всеобщего вооружения, чем добровольчество. Декретом создавалась специальная всероссийская Коллегия по формированию РККА. Также на этом заседании был решен вопрос об ассигновании 20 миллионов рублей на организацию РККА.

Таким образом, первый специальный законодательный акт указал на принципы построения Красной Армии: классовость, определяющая социальную основу формирования (I.1), и главный организационный принцип — регулярность, то есть введение единой и постоянной организации. Согласно этому принципу Красная Армия существует лишь до «замены постоянной армии всеобщим вооружением народа», как сказано в первом абзаце декрета. Таким образом, создание Красной Армии считалось временной мерой, от которой в скором правительство хотело отказаться.

января 1918 года был принят декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота10. Поступающий на службу во флот гражданин заключал договор, в котором определялись его права и обязанности. Все служащие флота были застрахованы на случай гибели и получения ранений.

Декретами 15 и 29 января были узаконены не только пути и принципы создания новой армии, но и решены вопросы руководства этим созданием, обеспечения его всеми средствами.

После провозглашения декрета о создании РККА началась запись в нее добровольцев, которых на май 1918 г. числилось около 300 тыс. человек11. С учетом того, что до этого на фронте находилось около 8 млн. человек, эта цифра выглядит крайне скромно. Развал фронта после наступления Центральных держав в феврале 1918 года показал, что требуется более тщательно прорабатывать вопрос об организации Красной Армии — нужна четкая система руководящих органов, которые смогли бы управлять большими и регулярными вооруженными силами.

Для руководства военными действиями по указанию СНК 4 марта 1918 года образовывался Высший Военный Совет (далее — ВВС) составе: М. Д. Бонч-Бруевича, военного руководителя, и двух политических комиссаров П. П. Прошьяна и К. И. Шутко12. ВВС поручалось руководство всеми военными операциями с безусловным подчинением всех без исключения военных учреждений и лиц.

Высший Военный Совет в течение нескольких дней представил программу усиления вооруженных сил, которую военных руководитель ВВС М. Д. Бонч-Бруевич представил председателю Совнаркома В. И. Ленину 9 марта13. В ней указывались неотложные меры, которые должны быть немедленно применены «для успеха формирования вооруженных сил». В пункте первом указывалось, что «все советы должны немедленно (подчеркивание М. Д. Бонч-Бруевича) приступить к формированию рот и батальонов, где по местным условиям возможно…». Особо отмечалось, что штаты для этих частей должны быть такими же, какие были в демобилизованной армии (пункт 1). Все сформированные части должны были иметь на командных должностях бывших кадровых офицеров (пункт 2). Указывалось, что для осуществления формирования необходимо управления уездных воинских начальников включить в военный отдел и усилить их людьми, «опытными в деле формирования» (пункт 3). Все сведения о числе сформированных частей сосредотачивались у командующего войсками в военных округах (пункт 4). Снабжение формируемых частей возлагалось на военные отделы местных советов из местных магазинов и складов. Наибольшее значение имел пункт 6, по которому назначения на высшие руководящие должности возлагались на Высший Военный Совет.

марта 1918 года СНК своим постановлением14 наделил конкретными функциями Высший Военный Совет. Этот высший орган военного управления был поставлен «во главе дела обороны страны», на него возлагались задачи руководства, планирования и координации деятельности военного и морского ведомств, а также подбора высших командных кадров «по их познаниям и боевому опыту». ВВС пользовался широкими командными полномочиями. Должности от начальника дивизии и выше замещались лишь с согласия Высшего военного совета. Управление военными действиями Высший Военный Совет осуществлял через свой штаб. Особое положение Высшего Военного Совета определялось также тем, что его руководству, и в частности военному руководителю М. Д. Бонч-Бруевичу, было предоставлено право обращаться по наиболее важным вопросам обороны страны лично к председателю СНК В. И. Ленину.

Характерно, что в Высшем Военном Совете практически все должности занимали бывшие кадровые офицеры, из них 13 человек были офицерами Генерального штаба15.

Против создания ВВС выступил верховный главнокомандующий Н. В. Крыленко. Именно им были предложены, а затем приняты СНК декреты об уравнении военнослужащих в правах и о выборных началах в армии. По первому в армии были отменены все звания, титулования, награды, знаки отличия. По второму власть в каждом войсковом подразделении концентрировали в своих руках соответствующие солдатские комитеты. Н. В. Крыленко был одним из главных проводников идеи о добровольном начале в создании красной армии на выборных, демократических основах без привлечения военспецов. С учреждением Высшего Военного Совета верховный главнокомандующий Н. В. Крыленко подал рапорт на имя В. И. Ленина с просьбой освободить его от исполнения этой должности16. Отставка Н. В. Крыленко была принята, а затем, как уже было сказано ранее, 15 марта 1918 г.

Ставка верховного главнокомандующего была расформирована, а должность верховного главнокомандующего упразднена.

апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству»17. В ней, помимо прочего, указывалось и на необходимость привлечения всех граждан к всеобщей трудовой и воинской повинности («Рабочее и Крестьянское правительство Республики ставит своею непосредственной задачей привлечение всех граждан ко всеобщей трудовой и воинской повинности».). То есть переход к всеобщей воинской повинности осознавался законодателем, но переносился на более поздний срок. Особо подчеркивался классовый подход к военному обучению — его могли проходить только рабочие и крестьяне («Но обучение военному делу и вооружение народа в ближайшую переходную эпоху будут распространены только на рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян»). После прохождения военного обучения граждане становились военнообязанными и оставались таковыми в возрасте от 18 до 40 лет («Граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения, будут взяты на учет как военнообязанные»). Все обучающиеся военному делу делились на три разряда: первый — школьный, низшая ступень которого определялась Народным комиссариатом просвещения; второй — подготовительная в возрасте от 16 до 18 лет; третий — призывной, в возрасте от 18 до 40 лет. Женщины также могли обучаться по их собственному желанию. Особо стоит отметить тот факт, что в примечании указывалось, что у лица, чьи религиозные убеждения не допускают применения оружия, привлекаются к обучению лишь по обязанностям, не связанным с использованием оружия (статья 1). Организацией обязательного обучения военному делу ведали военные комиссариаты (статья 4). Обучающиеся не получали никакого вознаграждения, но обучение должно было организовываться так, чтобы по возможности не отрывать призывных от обучения (статья 5). Срок обучения устанавливался в 8 недель (статья 6). Уклоняющиеся от обучения привлекались к ответственности (статья 9).

В тот же день ВЦИК принял декрет «О порядке замещения должностей в РККА».18 Это декрет, на наш взгляд, весьма важен в том плане, что благодаря ему выборности при назначении на должности был положен конец; лишь на самые низкие должности производились выборы командного состава (командир взвода, роты, неотдельного батальона (статьи 1, 4)). На остальные должности назначение производил Народный комиссариат по военным делам (статьи 9, 10). Кандидаты на должности командиров подразделений должны были иметь подготовку в специальных школах или зарекомендовать себя мужеством и умением управлять в боевой обстановке (статья 2). Такое отступление вызвано нехваткой специалистов, прошедших даже низшую степень военного обучения. По спискам командиры, совместно с военными комиссарами, допускали кандидатов к командованию.

Любая выборность командного состава исключалась при формировании штабов воинских частей и соединений (примечание к статье 10). Все вопросы, связанные с замещением существующих в них должностей, решались только их начальниками.

Таким образом, декрет «О порядке замещения должностей в РККА», ограничивший выборность командного состава в армии, способствовал укреплению в ней единоначалия и воинской дисциплины, что в конечном итоге способствовало усилению ее боеспособности.

Вместе с двумя указанными выше нормативными актами 22 апреля 1918 года ВЦИК принял и декрет «О сроке службы в Красной Армии»20. Согласно установленной норме, срок службы составлял 6 месяцев со дня подписания обязательства (статья 1). Гражданин, поступающий на службу, обязан был отслужить этот срок. В случае несоблюдения этого обязательства лицо привлекалось к юридической ответственности «по всей строгости революционных законов, вплоть до лишения прав гражданина Советской республики» (статья 2). Этот декрет должен был приостановить текучесть армии, ведь многие приходили туда лишь с тем, чтобы получить продовольствие на несколько дней, обмундирование, некоторые — задатки — и уйти из армии.

Таким образом, с принятием декрета «О сроке службы в Красной Армии» законодатель сделал первый шаг к переходу к всеобщей воинской повинности. Следующим шагом станет декрет «О принудительном наборе в Красную Армию», о котором будет сказано в следующей главе.

Что же заставило большевиков в конечном счете отказаться от принципа добровольности?

В-четвертых, в начальный период существования армии еще не сложилось четкой структуры вооруженных сил, поэтому не удавалось довести боевые единицы до надлежащего уровня боеспособности. Так, в «Списке частей, убывших на фронт из г. Петрограда и его окрестностей за время с 15 апреля по июнь 1918 года»25, указывалось более 50 различных боевых единиц с численным составом от 11 до 900 человек. Такая «отрядная» система не могла добиться побед над белогвардейскими частями с четкой структурой, перенятой у старой армии.

В-пятых, опасность вызывала «текучесть» личного состава, о которой было сказано выше.

В-шестых, важной и существующей до сегодняшнего времени проблемой добровольной армии является ее дороговизна. Большевистское правительство в условиях Гражданской войны не могло обеспечить достаточного материального стимула для солдат. В настоящее время, по мнению М. Моисеева, главный недостаток профессиональной армии в непомерно высокой стоимости содержания. По его оценке, такие вооруженные силы обходятся нашей стране в 5 — 8 раз дороже армии, основанной на всеобщей воинской повинности.

В-седьмых, была осознана невозможность создать достаточное количество резервистов. В наемной армии солдат служит без замены 10-15 лет. Такой аргументы против контрактной армии высказывается и сейчас27. В условиях агрессии нет возможности быстро нарастить армию.

Таким образом, большевики не могли осуществить свою идею по созданию армии чисто на добровольных началах. Это было вынужденное отступление в начальный период существования Советского государства. Было понятно, что создать по-настоящему сильную армию можно лишь на основе всеобщей воинской повинности.

Разрушив старую систему управления, законодатель начал создавать новую. В составе СНК был создан Комитет по военным и морским делам (затем переименован в Народный Комиссариат по военным делам), который занимался демобилизацией и снабжением армии. Декретом от 15 (28) января была создана Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной Армии, которая сконцентрировала в себе власть по созданию новой армии. Она осуществляла руководство над местными организациями по формированию и учету боевых единиц.

В феврале 1918 года Всероссийская коллегия создала инструкцию местным Советам и войсковым комитетам по созданию Красной Армии28. Согласно инструкции, Красная Армия подчинялась Совету Народных Комиссаров. Непосредственное руководство осуществлялось Всероссийской коллегией.

Комплектование частей новой армии и управление ими «…возлагается на местные, уездные, губернские и областные (краевые) Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, для чего при этих советах создаются военные отделы; в армии на армейские (фронтовые), корпусные и дивизионные комитеты, для чего при них создаются штабы Красной Армии».

Стоит отметить также орган государственной власти, в компетенцию которого входили также полномочия военного управления — Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем, которая была создана 6 декабря 1917 года. Позднее ей были подчинены специально созданные войска, вошедшие в состав войск вспомогательного назначения. Статус служащих ВЧК был приравнен к статусу красноармейцев29.

Таким образом, хотелось бы сделать вывод, что деятельность Советского государства по созданию новой армии отличалась рядом противоречий. Руководство страны стремилось избавиться от постоянной армии, заменив ее всеобщим вооружением народа.

Но жестокие жизненные реалии не позволили притвориться этому замыслу в жизнь. Если в XIX веке этот принцип еще хоть как то мог быть осуществим, то в XX веке, веке многомиллионных регулярных армий с новейшими достижениями науки и техники, выжить принципу добровольности было практически невозможно. Армия Великобритании вступила в Мировую войну как раз с добровольным принципом комплектования, от которого быстро отказалась.

Этот пример показывал бесперспективность добровольчества. Если для «небольших», колониальных войн армии хватало, то для мировой войны численности добровольцев явно было недостаточно. То же самое можно сказать и о Гражданской войне в России. Измученное мировой войной население не могло дать достаточного количества добровольцев. А ведь численность армии была для большевиков принципиально важна, так как по качественному показателю «белые» соединения превосходили Красную Армию.

Большевики осознали, что удержать власть возможно только благодаря сильной армии. Именно поэтому мы видим постепенный отказ от добровольчества, который в конце концов приведен к всеобщей обязательной воинской повинности.

Глава 2. Второй этап строительства Красной Армии. Создание регулярной Армии

.1 Строительство Красной Армии на основах всеобщей воинской повинности трудящихся

красный армия добровольный воинский

Усиление противостояния большевиков с их политическими противниками заставило их перейти к более интенсивным военным преобразованиям, направленным на создание мощной регулярной дисциплинированной армии на основе всеобщей воинской повинности. Именно эти реформы в конечном счете позволили большевикам одержать победу над их политическими противниками.

Декретом 4 мая 1918 г. образовывались военные округа30. Всего их было создано одиннадцать: Ярославский, Московский, Орловский, Беломорский, Уральский, Приволжский, Западно-Сибирский, Среднесибирский, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский и Туркестанский. Создание военных округов положило начало строительству централизованной системы пополнения армии.

Огромное влияние оказало принятое ВЦИКом 29 мая 1918 г. постановление «О принудительном наборе в Красную Армию»31. Оно закрепило переход от добровольческого принципа комплектования армии, показавшего свою несостоятельность, к всеобщей воинской повинности трудящихся. Сформированные на принципе добровольчества подразделения показывали в большинстве своем неустойчивость, а количество добровольцев не удовлетворяло потребности армии. Принудительному набору подлежали, в первую очередь, жители угрожаемых районов (так как в случае их потери мобилизационный потенциал этих регионов использовали бы белые), а также центры рабочего движения, ведь именно рабочие формировали «костяк» лучших подразделений Красной Армии.

Переход к мобилизационному принципу комплектования армии потребовал немедленного создания на местах военных комиссариатов. Поэтому 8 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об учреждении комиссариатов по военным делам»32. По нему учреждались комиссариаты по военным делам, главной целью которых являлось формирование на основании классового принципа вооруженных сил РСФСР. Данный принцип был положен в основу комплектования из-за того, что она была нужна ее создателям как орудие борьбы со своими политическими противниками. Законодатель не мог допустить проникновения в армию враждебных государственному строю элементов. В целях решения указанной выше задачи военные комиссариаты должны были осуществлять учет военнообязанных лиц, их обучение и призыв на службу и управление войсками, предназначенными «…для обслуживания местных нужд…» (первый абзац декрета). Декрет закреплял особенности формирования данных органов, их структуру и компетенцию. Так, все комиссариаты, кроме окружных, формировались соответствующими Советами рабочих и крестьянских депутатов, а окружной — Народным комиссариатом по военным делам (I. 1, II.1, III.1, IV. 1). Окружные военные комиссариаты создавались Народным комиссариатом по военным делам (IV. 1). Все эти органы имели в своем составе по два комиссара и по одному военному руководителю (I. 1, II.1, III.1, IV. 1). Указанные должностные лица на уровне волости, уезда и губернии утверждались местными Советами, на уровне округа — Народным Комиссариатом по военным делам. Выстраивалась четкая система подчинения, где нижестоящий комиссариат подчинялся вышестоящему: волостной комиссариат — уездный комиссариат — окружной комиссариат — Народный комиссариат по военным делам. Говоря о компетенции военных комиссариатов, стоит отметить, что их основные обязанности остались неизменными вплоть до настоящего времени: учет годных к несению военной службы лиц (I, 5, «по учету», A, а в современном законодательстве — глава II, статья 17, пункт 1 Положения о военных комиссариатах от 7 декабря 2012 года33 (далее — Положение)), учет перевозочных средств (I, 5, «по учету», Б, сейчас — глава II, статья 17, пункт 6 Положения), обучение военному делу (I, 5, «по учету», В, сейчас — глава II, статья 17, пункты 23, 24 Положения), медицинское освидетельствование граждан (I, 5, «по учету», Д, сейчас -глава II, статья 17, пункты 20, 21), вербовка и агитация (I, 5, «по вербовке и агитации», сейчас — глава II, статья 17, пункт 34), сбор информации и другие меры по проведению мобилизации (I, 5, «по мобилизации», А-Ж, сейчас — глава II, статья 17, пункты 5, 7, 9, 10, 11, 13-17 Положения). Таким образом, главные обязанности военный комиссариатов остались неизменными вплоть до наших дней.

Логическим продолжением актов, связанных с образованием военных комиссариатов, было несколько декретов Совнаркома о призыве граждан на военную службу. Например, декрет «О призыве на военную службу рабочих и крестьян в ряде уездов Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов»34 регулировал призыв и прием на военную службу рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян, родившиеся в 1893-1897 годах на соответствующих военных округах. Этот акт уточняло «Наставление о призыве на военную службу»35 этих округов. В наставлении подробно регламентировался порядок явки военнообязанных лиц, указывались документы, которые они были обязаны предоставить, предлагались меры, направленные на укрепление организованности в ходе призыва. В частности в нем говорилось о потребности в создании дополнительных призывных пунктов, об ответственности военных комиссариатов за своевременное их оборудование.

В наставлении также указывались лица, освобождаемые от призыва на военную службу.

От обязанности явиться на соответствующие призывные пункты освобождались лица, страдающие тяжкими болезнями, препятствующими их личной явке, а также железнодорожные служащие. От приема на военную службу наряду с указанными выше лицами освобождались и те, кто был недостоин служить в армии по своим нравственным качествам. Основанием решения комиссии об отказе в приеме лица на военную службу по данной причине могло служить заявление или иной документ, посланные с места его работы или учебы, а также любым органом, находящимся по месту занятий или жительства такового.

Наставление подробно регламентировало деятельность комиссий, осуществляющих прием на военную службу. После отбора документов у военнообязанных спрашивали о состоянии их здоровья. Если они заявляли, что считают себя годными к службе в армии, то после наружного осмотра их принимали на военную службу. Когда же призываемый заявлял, что неспособен к военной службе или просил предоставить отпуск по случаю болезни, или не имел документов, подтверждающих его возраст, комиссия должна была произвести тщательное освидетельствование. Оно осуществлялось согласно списку болезней, содержавшемуся в приложении к акту. Возраст лица определялся по его наружному виду. Лица, годные к службе, призывались в армию, больным предоставлялся отпуск, а о недовольных результатами освидетельствования принималось отдельное решение путем общего голосования. В сомнительных или затруднительных случаях дело передавалось в вышестоящие губернские (областные, окружные) комиссии, которые должны были принять окончательное решение, не подлежавшее обжалованию. Все принятые на военную службу лица направлялись на специальные сборные пункты, учреждаемые при комиссариатах, либо Советах, где действовали приемные комиссии. Те, кто не был годен к ней, получали специальное удостоверение. При освидетельствовании врачей, фармацевтов, фельдшеров и лиц, призываемых во флот, применялись особые правила.

Вышеуказанные акты имели большое значение для Красной Армии, поскольку они затем были распространены на все военные округа.

Ход военного строительства в Советской России нашел свое отражение на страницах Конституции РСФСР36, принятой в июне 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. В ней был закреплен принцип всеобщей воинской повинности. Но эта обязанность возлагалась «только на трудящиеся элементы». Как видим, классовый принцип был одним из основополагающих в формировании новой армии. На нетрудовые элементы возлагались «иные обязанности». Эти обязанности были перечислены в других декретах.

Так, 20 июля 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О тыловом ополчении»37. В ополчение подлежали призыву те, кто не подлежал призыву в РККА, в возрасте от 18 до 45 лет (а именно «нетрудовые элементы»). Лицо проходило службу в тыловом ополчении в течение года. Граждане, уклоняющиеся от призыва, подлежали ответственности в размере до двух лет лишения свободы с конфискацией имущества гражданина и тех лиц, кто способствовал уклонению от службы.

Формируемые из ополченцев рабочие части должны были участвовать в производстве дорог, строительстве фортификаций, их представители могли быть направлены на работу в военных мастерских, на складах, железных дорогах, а также использованы «для иных, вызываемых общегосударственными и местными потребностями назначений».

В целях упорядочения призыва Совнарком 29 июля 1918 г. принял специальный декрет «О всеобщем учете военнообязанных»38. Согласно его нормам, учету подлежали все годные к военной службе граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Безусловно, заслуживает внимания декрет Совнаркома «Об освобождении от воинской службы по религиозным убеждениям»39. Впервые в военном праве России указывалось на возможность альтернативной службы. Такое решение выносилось Народным Судом. Заменялась служба на определенный срок призыва в госпиталях или других общественно полезных работах.

2.2 Создание новых органов управления Красной Армии.

Помимо всего вышеперечисленного, менялась система управления армией. Так, декретом Совета Народных Комиссаров «Об объединении всех вооруженных сил Республики»40 от 19 августа 1918 г., все воинские части, находящиеся в распоряжении различных комиссариатов, теперь передавались Наркомату по военным делам в отношениях: укомплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и использования как военной силы. Руководство же вооруженными силами специального назначения при выполнении ими задач по их специальности должно было осуществляться на основе актов, издаваемых народными комиссариатами, которым они принадлежали.

Усиление боевых действий между оппозицией и большевиками летом и осенью 1918 г. заставило последних укрепить армейские органы власти. 2 сентября Постановлением ВЦИК «О превращении республики в единый военный лагерь» был создан Революционный Военный Совет Республики, возглавляющий все вооруженные силы Республики. Именно Реввоенсовет провозглашался высшим военным органом по организации обороны страны. Председателем Реввоенсовета был назначен Л. Д. Троцкий.

Наряду с Реввоенсоветом Республики были созданы также Реввоенсоветы армии и фронтов. Все эти органы военного управления были коллегиальными.

Они состояли из одного главнокомандующего и двух военно-политических работников. Реввоенсоветы могли контролировать деятельность командующих и военных специалистов. В реальной боевой обстановке это могло нанести и наносило вред в управление воинскими частями и соединениями.

ноября 1918 г. постановлением ВЦИК и СНК был создан Совет Рабочей и Крестьянской Обороны41. Декрет принимался в условиях обострения внешней опасности. Германия была разгромлена, и теперь было понятно, что интервенции Антанты в страну не избежать. Поэтому нужно было срочно принять меры по укреплению обороноспособности страны. Постановление отразило в задачах насущные проблемы: улучшить снабжение армии, обеспечить продовольствием крупные города и наладить транспортную сеть.

В состав Совета вошли председатели важнейших наркоматов и ведомств: председатель СНК, председатель Реввоенсовета, народный комиссар путей сообщения, заместитель народного комиссара продовольствия и представитель ВЦИК.

Совет Рабочей и Крестьянской обороны получил неограниченные полномочия в области мобилизации и сил и средств страны на дело обороны. Все постановления Совета были обязательны для всех учреждений и граждан.

Большое значение в деле укрепления единоначалия в армии имели положения о командующих крупных воинских соединений. 5 декабря 1918 г. СНК принял положение о главнокомандующем всеми вооруженными силами Республики42. Главнокомандующему давалась свобода в вопросах военно-стратегического характера, назначения на командные должности, распоряжения военными действиями, изменения состава войсковых подразделений (ст. 3). Он входил в состав Реввоенсовета с правом решающего голоса (ст.2, абзац 1). Единственным органом, контролирующем деятельность главнокомандующего, был Реввоенсовет. Главнокомандующий должен был представлять кандидатов на должности командующих фронтов, армий и начальников штабов в Реввоенсовет (статья 2, абзац 2). Приказы главнокомандующего должны были скрепляться подписью члена Ревоенсовета (статья 2, абзац 2). Особо подчеркивалось, что

«Никакое правительственное место, учреждение или лицо … кроме Революционного военного совета Республики и лиц, стоящих над этим учреждением, Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, не дает главнокомандующему предписаний и не может требовать от него отчетов» (статья 5). Также стоит отметить, что главнокомандующий мог изменять состав войсковых соединений (статья 8, пункт а), а также «устанавливать взаимоотношения начальников высших войсковых соединений действующей армии и флота и комендантов крепостей».

Одновременно с указанным положением в один день с ним были приняты еще два: «Положение СНК о командующем армиями фронта»43 и «Положение СНК о командующем армией, входящий в состав армий фронта»44. Данные акты устанавливали статус указанных должностных лиц и порядок их взаимоотношений с высшими органами военного управления.

Зимой 1918-1919 гг. была проведена реформа местного военного аппарата. Постановлениями Реввоенсовета Республики, объявленными в приказах от 28 декабря 1918 г., от 16 января 1919 г. и от 19 февраля 1919 г., были отменены все ранее изданные положения и штаты волостных, уездных и губернских военкоматов и введены новое положение и новые штаты данных органов военного управления. В результате этого структура, функции и штаты губернских и уездных военкоматов существенно изменились, а волостные военкоматы были слиты с исполкомами волостных Советов. В военкоматах было введено единоначалие, отсутствие которого негативно сказывалось на работе местных органов военной власти45.

Делу установления твердой дисциплины в армейских рядах способствовало принятие воинских уставов. 29 ноября 1918 г. ВЦИКом был принят Устав внутренней службы, определивший обязанности военнослужащих и особые обязанности должностных лиц Красной Армии. В этом же месяце был утвержден Устав гарнизонной службы. В декабре 1918 г. ВЦИК принял первую часть Полевого устава Красной Армии. Работа над созданием новых уставов продолжалась и в 1919 г. В этом году был введен в действие Строевой пехотный устав РККА. 30 января 1919 г. был издан декрет ВЦИК, вводивший в Красной Армии Дисциплинарный устав, имевший большое значение для укрепления воинской дисциплины46. Устав также упрочил позиции командного состава Красной Армии, в числе которого, как мы знаем, было много специалистов старой школы.

Все вышеперечисленные меры позволили Красной Армии постепенно нарастить свой численный состав и увеличить количество военных специалистов. Но создатели Красной Армии находились под серьезным давлением руководства страны. Многие нормативные акты вызывали резкую критику среди большевиков. Особенно остро разгорались споры по поводу привлечения военных специалистов и принципа единоначалия. Сказывались и поражения на фронтах Гражданской войны от более дисциплинированных и опытных частей Белых армий. Тем не менее, законодателю удалось отказаться от первоначальных идеологических догм и перейти к строительству армии на проверенных практикой принципах военного строительства с железной дисциплиной, строжайшим центризмом, назначением командного состава и единоначалием. Но подлинных успехов невозможно было добиться без всестороннего привлечения военных специалистов, имеющих опыт ведения боевых действий в период Первой Мировой войны.

2.3 Привлечение военных специалистов на службу в Красную Армию

Комплектование военными специалистами было одной из главных проблем Красной Армии. Кого же можно считать военными специалистами? Военный специалист (военспец) — это офицер старой русской армии и флота, привлеченный на службу в РККА и РККФ во время Гражданской войны47. Изначально планировалось, что офицерам не будет места в новой армии. Но поражения на фронтах Гражданской войны заставили большевиков обратиться к военспецам. Разрастание численности Красной Армии требовало увеличения количества опытных военных кадров. Подготовить их в короткие сроки было невозможно. Поэтому было положено начало разработки законодательства по вопросам привлечения на военспецов как на добровольных началах, так и их мобилизации, а также контролю за деятельностью этих лиц.

Здесь уместно отметить, что после разрушения старой армии офицерство осталось без средств к существованию. Оно не только было изгнано из армии, но и лишалось пенсионного обеспечения. Именно это, на наш взгляд, стало причиной того, что бывшее офицерство стало добровольно поступать на службу в Красную Армию.

марта 1918 года был создан Высший Военный Совет. Как уже было сказано выше, ВВС передавалось руководство всеми войсковыми операциями, контроль и руководство военным ведомством, организацией и укреплением Красной Армии. По мнению А. Г. Кавтарадзе, в Высшем Военном Совете абсолютное большинство должностей занимали бывшие высокопоставленные офицеры старой армии48. Именно ВВС стал первым органом, концентрирующем в себе военспецов бывшего Генерального штаба.

октября 1918 года Совнарком принял декрет «О призыве на действительную военную службу бывших офицеров и военных чиновников»49. По нему на действительную службу призывалось шесть возрастов перечисленных лиц: помимо офицеров, указывались врачи, фельдшера, лекарские помощники и военные чиновники, состоявшие на действительной службе или в запасе. Это говорит об острой нехватке не только собственно офицеров, но и лиц с узкой специальностью. Освобождались от призыва лица, имеющие явные признаки негодности к службе, а также «одержимые тяжкими болезнями».

Но здесь возникла другая проблема. Дело в том, что довольно большое число офицеров ушло после слома старой армии в различные гражданские учреждения с целью хоть как то прокормить себя и своих близких. Вскоре многие из них стали необходимыми специалистами, без которых трудно было обойтись на производстве. Поэтому 7 декабря 1918 года Совнарком принимает декрет «О призыве на военную службу всех бывших офицеров»50. По нему только лишь 10 процентов от всех офицеров, работающих на предприятии, могло освобождаться от призыва. Контроль за этим был возложен на местные ведомственные комиссии и Особую комиссию при Мобилизационном управлении (учрежденную 16 апреля 1918 года), которая должна была рассматривать ходатайства об оставлении в учреждении более 10 процентов офицеров и распространяла свою деятельность на территорию Московского военного округа.

Особая комиссия должна была выполнять проверки для определения количества годных к военной службе офицеров. Работа комиссии показала, что требуется поголовная проверка всех лиц, получивших отсрочку от призыва по каким-либо причинам на всей территории страны с целью использования всего потенциала офицерского корпуса императорской армии. В особенности это касалось так необходимых военных специалистов.

Поэтому 2 июля 1918 года постановлением Совета Рабочей и Крестьянской обороны была создана Особая комиссия по учету бывших офицеров при Реввоенсовете республики (Особкомучет). Задачей комиссии был поиск и мобилизация всех бывших офицеров русской императорской армии на территории РСФСР. Для этого ей подчинялись все местные отделы комиссии.

В последующем было принято Положение о Особкомучете, а также приказы № 1-3 Председателя Особкомучета, которые регулировали деятельность этого органа и его местных отделов51.

Особкомучет в своей работе испытывал значительные трудности, связанные с противостоянием интересов двух ведомств: народного комиссариата по военным делам, который хотел получить как можно большее количество офицеров, и Всероссийского совета народного хозяйства, стремившегося удержать специалистов на производстве.

Принудительной мобилизации подвергались, в основном самые «низы» офицерского корпуса, которые постоянно несли большие потери в своем составе. Но теперь хотелось бы сказать о той привилегированной части военных специалистов, которые, будучи самой немногочисленной группой из них, тем не менее оказали колоссальное влияние на ход Гражданской войны. Это бывшие офицеры Генерального штаба. Именно на их примере хотелось бы показать ту острую потребность в военных специалистах, которая существовала в Красной Армии. Кого же причисляли к этой группе?

Фамилии этих офицеров включались в «Список Генерального штаба», издававшийся ежегодно. В него входили офицеры, проходившие службу на должностях Генерального штаба или когда-либо служившие проходившие и перешедшие либо на другие должности в армии, либо ушедшие на гражданскую службу.

Для того, чтобы попасть в Генеральный штаб, необходимо было закончить Николаевскую академию Генерального штаба, в которую могли попасть обер-офицеры, имевшие выслугу лет в офицерском звании не менее трех лет, имевшие положительную характеристику, годные по состоянию здоровья и успешно сдавшие вступительные экзамены. Каждый год набиралось около 70 человек. В результате — очень сложные вступительные испытания (например, в 1914 г. из 823 офицеров, сдававших предварительные экзамены при штабах военных округов, их выдержали 420 человек (51%)). Обучение занимало два года и девятимесячный дополнительный курс52.

Все эти требования мы перечислили здесь с тем, чтобы показать, насколько ценными были специалисты Генерального штаба и как сложно было бы создавать институт этих специалистов заново и как много времени на это бы ушло. А они требовались немедленно, тем более что многие из военных специалистов находились в рядах белых.

Поэтому именно представители этой группы военспецов займут ведущие посты в Красной Армии. Генштабисты находились в более выгодных материальных условиях, чем другие категории комсостава РККА (оклад — не менее 700 рублей в месяц). Террор ВЧК не затронул практически военспецов этой категории: всего за 1918 год, по мнению В. В. Каминского, было арестовано около 4, 4 процента выпускников Николаевской академии. Условия заманивали офицеров Генштаба в Красную Армию: в результате, именно Красная Армия сконцентрировала в себе больше военных специалистов бывшего Генерального штаба, чем вместе взятые белые армии53.

Таким образом, разработка института военных специалистов оказала огромное значение на развитие Красной Армии. Именно эти лица позволят Красной Армии одерживать победы на полях сражений. Все перечисленные выше меры, предпринятые законодателем, в основном касались пополнения армии и управления ею. Но требовался аппарат, прошедший боевую школу Первой Мировой войны. Ведь войны XX века стали не только войнами больших людских масс, но и в первую очередь — техническими войнами. А это требовало специалистов высокого класса. Наконец, требовались и таланты — таланты организаторов, управленцев, полководцев. А такими могли быть лишь лица, обладающее определенными военными знаниями. И руководство страны поняло их ценность и откаталось от политики конфронтации, преследования бывших офицеров царской армии. Более того, законодатель пошел дальше — он попытался создать благоприятные условия для привлечения как можно большего числа военных специалистов. И в конечном счете это удалось — Красная Армия имела больше офицеров, чем ее противники.

2.4 Институт военных комиссаров

Контроль деятельности военных специалистов осуществлялся институтом военных комиссаров. Помимо контроля, комиссары занимались культурно — просветительской и воспитательной работой. Комиссары были созданы при Временном правительстве с целью наблюдения за нелояльным офицерством. Большевиками этот аппарат был сохранен и получил дальнейшее развитие.

Изначально происходила замена комиссаров Временного правительства представителями большевистской партии. С первых дней революции для подбора комиссаров и руководства ими в составе Петроградского ВРК образовалось Бюро комиссаров. 2 ноября ВРК принял решение о введение института «ревизоров над комиссарами». Указанные формы контроля, надо полагать, были вызваны не соответствием многих комиссаров своему назначению.

Для руководства деятельностью комиссаров на всей территории страны в апреле 1918 г. при наркомате по военным делам было создано Всероссийское бюро военных комиссаров по приказу Наркомата от 8 апреля 1918 г., в котором указывалось, что целью организации данного органа является согласование и объединение деятельности военных комиссаров и установления «контроля над ними во Всероссийском масштабе…»54.

Первоначально правовое положение военных комиссаров определялось Положением, утвержденным Высшим Военным Советом 6 апреля 1918 г. Военные комиссары назначались из числа преданных большевистскому режиму лиц и обязаны были контролировать деятельность военных специалистов, воспитывать их в духе преданности Советской власти и поддерживать воинскую дисциплину. Военные комиссары имели право отстранять военных руководителей от занимаемых должностей и, в случае надобности, арестовывать их. Приказы военспецов приобретали силу лишь после подписания их военным комиссаром.

В июне 1918 года на первом Всероссийском съезде военных комиссаров было принято Положение о военных комиссарах и комиссариатах55. Согласно положению военный комиссар являлся «непосредственным политическим органом Советской власти при армии и защитником завоеваний пролетариата и беднейшего крестьянства». Военный комиссар объявлялся лицом неприкосновенным, его оскорбление и насилие в отношении его при исполнении им служебных обязанностей приравнивалось к тяжким преступлениям против Советской власти. Он был ответственным за благонадежность военных специалистов и всего командного состава. Военный комиссар был обязан наблюдать за деятельностью военных специалистов, не вмешиваясь, однако, в их командную деятельность. За ним также сохранялось право временно отстранять от исполнения своих обязанностей военных специалистов и арестовывать их. В случае отстранения от должности какого- либо лица из-за несогласия с его оперативными распоряжениями военный комиссар был обязан составить о причинах его отстранения мотивированный доклад и направить его в вышестоящий военный орган. Копия доклада направлялась во Всероссийское бюро военных комиссаров. Это положение во многом защищало права военных специалистов, повышало ответственность военных комиссаров при принятии ими решений об отстранении от должности военных специалистов или об их аресте. Все собрания, в которых принимали участие военные специалисты, должны были проходить при обязательном присутствии комиссара или его заместителя. Военные комиссары обязаны были представлять в вышестоящие инстанции и во Всероссийское бюро военных комиссаров ежемесячные отчеты о своей деятельности и деятельности военных специалистов.

января 1919 г. председателем Всероссийского бюро военных комиссаров был издан приказ56, согласно которому при агитационно — просветительных отделах, созданных при окружных, губернских и уездных комиссариатах, образовывались совещательные коллегии из представителей местных военных, культурно-просветительных и партийных организаций. Этот акт был направлен на дальнейшую политизацию и идеологизацию армии, без которых она не могла быть средством борьбы в руках большевиков с их политическими противниками.

Таким образом, создание института военных комиссаров усилило контроль за армией со стороны государства. «Ненадежный» институт военных специалистов был прочно скреплен военными комиссарами.

Заключение

Взяв в октябре 1917 года всю всласть в свои руки, органы Советов начали проводить преобразования во всех сферах жизни общества. Не обошли стороной эти преобразования и армию.

Наступление армий Центральных держав вглубь России показало беззащитность Советской власти перед лицом внешней агрессии. У страны в данный момент армии фактически не было, что показывало ее крайнюю слабость. Поэтому большевики начинают процесс создания новой армии,

Красной армии, декрет об организации которой был принят в январе 1918 года. Первоначально упор был сделан на добровольный принцип комплектования армии; вступить в нее могли рабочие и не эксплуатирующие чужого труда крестьяне. Но начале 1918 года Красная армия имела вид отрядов с очень слабым уровнем взаимодействия, дисциплины и управления.

Разгорающаяся Гражданская война заставила руководство страны перейти к иным методам организации армии. Осуществляется переход к всеобщей воинской повинности трудящихся. Создается система призыва граждан на военную службу, основными органами которого являются военные комиссариаты. Приходит понимание того, что без привлечения высококачественных военных специалистов не обойтись. И вектор политики меняется на их широкое и всестороннее привлечение. В условиях Гражданской войны большевикам удалось создать более выгодные условия для работы военспецов, что в итоге предопределило их качественное и количественное превосходство над специалистами со стороны «белых». Для контроля за деятельностью военных специалистов учреждаются военные комиссары. Во многих случаях возникали конфликты военных специалистов и комиссаров, что не могло сказаться положительно на состоянии армии.

Осознавая, что при большей численности Красная армия терпит поражения от белогвардейских частей, законодатель меняет систему органов управления армии. Провозгласив республику единым военным лагерем, Советская власть бросает все силы на борьбу со своими противниками. Система органов управления позволяет большевикам прочно держать армию в своих руках и перераспределять их при необходимости, все возможные ресурсы страны на один фронт.

Созданная в Советской России многомиллионная регулярная армия смогла разгромить войска белогвардейцев и иностранных интервентов. Несмотря на некоторую противоречивость, законодателю удалось освободиться от многих

Список источников и литературы

I.Нормативно — правовые акты.

1.Декрет СНК от 10 ноября 1917 года «О постепенном переходе к демобилизации старой армии». Декреты Советской власти. Т.1., Гос. Издат-во политической литературы. М., 1957. С. 66. Декрет СНК от 15 (28) января 1918 года «Об организации Рабоче- Крестьянской Красной Армии». Декреты Советской власти. Т. I. Гос. издат-во политической литературы. M., 1957. С. 356-357. Декрет СНК от 29 января 1918 года «Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота» СУ РСФСР. 1918. №25. Гос. Издат-во политической литературы. М., С. 342. . Декрет СНК от 4 марта 1918 года «Об образовании Высшего Военного Совета». Декреты Советской власти. Т I. Гос. издат-во политической литературы. М., 1957. С. 523.

5.Постановление Совета Народных Комиссаров «О Высшем военном совете». Декреты Советской власти. Т.2. Гос. издат-во политической литературы. 1959. М., С. 569-570. Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «О порядке замещения должностей в РККА». Декреты Советской власти. Т. II. Гос. издат-во политической литературы. М., 1959. С. 154 — 155. Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «О сроке службы в Красной Армии». Декреты Советской власти. Т. II. Гос. издат-во политической литературы. М., 1959. С. 156. Директива Высшего военного Совета «О создании Северного и Западного участков завесы, Московского и Петроградского районов обороны». № 72. 5 марта 1918 г. Центральный государственный архив Советской армии. Директивы главного командования Красной Армии (1917 — 1920 гг.). Воениздат, М., 1969. С. 30. Инструкция местным Советам и войсковым Комитетам по созданию Красной Армии от 15 (28) января 1918 г. Правда. 1918. 10 февраля (28 января). Декрет Совета Народных Комиссаров от 4 мая 1918 г. «Об учреждении военных округов». СУ РСФСР. 1918. №37 С. 491. Декрет Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении Комиссариатов по военным делам». СУ РСФСР. 1918. №31. С. 413. Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 июня 1918 г. «О призыве на военную службу в некоторых уездах Приволжского, Уральского и Западно — Сибирского военных округов рабочих и крестьян, родившихся в 1893-1897 гг.». СУ РСФСР. 1918. №43. С. 528. Наставление о порядке приема на военную службу рабочих и крестьян некоторых уездов Приволжского, Приуральского и Западно-Сибирского военных округов, подлежащих призыву на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 12 июня 1918 года. Утверждено Народным Комиссариатом по военным делам и объявлено в приказе от 14 июня 1918 г. за №436. Сборник декретов, приказов и распоряжений правительства. М., 1918. С. 26-35. Декрет СНК от 29 июля 1918 г. «О всеобщем учете военнообязанных». Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 131 — 133. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об освобождении от воинской службы по религиозным убеждениям». Известия Народного комиссариата по военным делам. 1919. 16 января. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведение Народного Комиссариата по Военным Делам». СУ РСФСР. 1918. №61. С. 668. Постановление ВЦИК и СНК от 30 ноября 1918 г. «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны». Декреты Советской власти. Т.4. М., 1968. С. 92 — 94. Положение СНК о главнокомандующем всеми вооруженными силами Республики от 5 декабря 1918 г. СУ РСФСР. 1918. №94. С. 935. Положение СНК о командующем армиями фронта от 5 декабря 1918 г. СУ РСФСР. 1918. №94. С. 934. Положение СНК Положение СНК о командующем армией, входящий в состав армий фронта от 5 декабря 1918 г. СУ РСФСР. 1918. №94. С. 936. Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 октября 1918 г. «О призыве на действительную военную службу бывших офицеров и военных чиновников». Декреты Советской власти. Т. З. М., 1964. С. 38. Декрет Совета Народных Комиссаров от 7 декабря 1918 года «О призыве на военную службу всех бывших офицеров». Декреты Советской власти. Т. З. М., 1964. С. 161-162. Положение о военных комиссарах и комиссариатах. Из истории гражданской войны в СССР. Сборник документов и материалов. Т. 1. М., 1960. С.130 — 132. Приказ Председателя Всероссийского бюро военных комиссаров от 13 января 1919 г., №58. Известия Народного комиссариата по военным делам. 1919. 19 января.

1. Базанов С. Н. Демобилизация русской армии. Военно. — ист. Журн. М., 1998. №2. С. 31.

2.Барабанов В. В. Военная реформа в России в период Гражданской войны и военной интервенции (историко-правовой аспект). Дисс., С.-П., 2000. Бритов В. В. Рождение Красной Армии Гос. учебно-педагогическое издательство. М., 1961. Военно-исторический журнал. 1969. № 11. Гацко М. Ф. «Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации». Наука, М., 2008. Городецкий Е. Н. Демобилизация армии в 1917-1918 гг. История СССР. 1958. № 1. . Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. СЭ. 1983 г.

8.Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917-1941. Стэха, М., 2001. Кавтарадзе А. Г. Военные специалисты на службе республики Советов (1917- 1920 гг.). М., 1988. Каминский В. В. Русские генштабисты в 1917-1920 годах. Вопросы истории. 2002. № 12. С. 48. Кляцкин С. М. На защите Октября: Организация регулярной армии и милиционное строительство в Советской республике. М., Наука, 1965. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. Издательство политической литературы. М., 1969. Миллер В. И. Солдатские комитеты русской армии в 1917 г. М., 1974. Молодцыгин М. А. Красная Армия. Рождение и становление. 1917-1920 гг. Российская академия наук. Институт российской истории. М., 1997. Побежимов И. Ф. Правовое регулирование строительства Советской Армии и Флота. Госиздат. М., 1960. Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1976. Из истории Гражданской войны в СССР. Т. 1. М, 1960. Шлыков В. В. Принципы формирования армии: мировой опыт. Армия и общество. М., Прогресс, 1990.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

485

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке