Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Архитектурная среда планеты Харбин»

Архитектурная среда жизнедеятельности российской диаспоры в дальневосточном зарубежье являлась одним из важнейших факторов сохранения ее русских культурных традиций на чужбине.

Написание доклада за 4 часа

Иллюзия родного края, как пишет живой свидетель событий Харбина Елена Таскина, создавалась из многих реалий быта и граней духовной жизни россиян, оказавшихся в Китае (Неизвестный Харбин,1994). И, несомненно, сама материально-пространственная среда играла в этом созидательном процессе исключительную роль.

То значение, которое придавалось архитектурному облику зоны обустройства КВЖД, а также чрезвычайно краткие сроки, в течение которых проектировались и осуществлялись города, станции и их застройка, свидетельствуют об архитектурно-строительной деятельности российских специалистов как одном из активнейших и важнейших направлений в структуре занятости эмиграции в целом.

Всю духовную и материальную среду обитания россиян в Маньчжурии один из бывших харбинцев сопоставил с образом Планеты, имя которой — Харбин. Планета Харбинъ как средоточие всего, что объединяло и способствовало сохранению национального облика, а не отдельный конкретный город. Географическое положение неважно: сам ли Харбин, трехреченская глубинка, Хакэ, Дальний или даже Шанхай (Л.Чугуевский. Мы с одной планеты. Харбин.1993.4). В этой формулировке важна фиксация некой отдельной субстанции Планеты, родившейся в особых условиях и развивающейся по своим законам.

Все, без исключения, очевидцы отмечали в свое время чрезвычайно богатое стилистическое разнообразие Харбина. Оно являлось производной редкого многонационального конгломерата города, с явным преобладанием российско-китайских поданных ( Н.А. Василенко. Русское население в Маньчжурии( конец ХIХ- начало ХХ вв.).Во всей Восточной Азии в начале ХХ в. Харбин занимал 2-е место после Шанхая по количеству проживающих в нем представителей различных народов по некоторым данным до 35. Неизвестный нам автор в статье Город архитектурных стилей в газете Время за 1943 год характеризует Харбин с точки зрения архитектурного многообразия как самый интересный город во всем Китае. Поделив все время существования Харбина на три стилистических периода, автор характеризует первый этап период официального строительства Харбина,1898-1916гг. — как эпоху модерна, причем в его европейской интерпретации, т.н. венского модерна. Второй этап, продолжившийся по предложенной хронологии до 1930-ых гг., являл собой возрождение классицизма и ренессанса. В эти годы в Харбин приехало много архитекторов-беженцев из России, которые, не будучи ограничены в своей творческой работе, украсили Харбин его теперешним разнообразием стилей, включая и магометанский, мавританский, ближневосточный, китайский и т.д., — пишет автор. Третий этап после 1932 г. — был отмечен появлением многочисленных построек в конструктивистском стиле, который, по свидетельству журналиста, в1940-е годы был наиболее популярным. Автор статьи, в унисон многочисленным мемуарным высказываниям его современников, выделял православные культовые сооружения в общем типологическом ряду застройки: многочисленные русские церкви в Харбине являются ярким примером русской церковной архитектуры, особо придававшие городам русский облик. А разнообразие объемно-пространственных композиций и художественного оформления церквей, храмов, часовен позволило ему выделить несколько условных стилистических направлений традиционно-национальной архитектуры: так называемые древневологодский, псковский, шатровый, византийский, владимирский стили и стиль средней полосы России. Ясно, автор статьи не являлся профессиональным архитектурным критиком, но, несомненно, и то, что дух архитектурной среды Планеты Харбинъ он передал не только образно, но и объективно.

В традициях русской архитектурной культуры конца ХIХ — начала ХХ вв. возводились не только культовые сооружения, но и самые разнообразные здания: жилые дома и больницы, вокзалы и гостиницы, административные и торговые здания. Так, например, торговый дом Чурина и Ко, являющийся для горожан не просто магазином, а зеркалом всей городской жизни Харбина, по своей архитектуре был типичным образцом общественного здания российского губернского города руб. ХIХ-ХХ вв.

Район Пристани, в свою очередь, имел колорит североевропейской архитектуры, Елена Таскина, например, находит его схожим с привокзальными райономи Риги. В мемуарном романе Кувшин из раскопа Лариса Кравченко вспоминает улицу Китайскую — главную торговую улицу Пристани — как некое подобие Кузнецкого Моста в Москве или Петербургского Невского в уменьшенном масштабе. В вышеуказанной статье о Харбине Город архитектурных стилей выделены такие, условно говоря, стили как стиль Людовика ХIV, шведский замковый, что свидетельствует о существовании в архитектурном облике застройки ретроспективизма и в духе западно- и североевропейской архитектуры.

Большой проспект в Новом Городе являлся одним из главнейших символов Харбина, и представлял, по выражению Ларисы Кравченко, его кавэжэдэвское лицо, Одно перечисление культовых сооружений и мемориальных комплексов Большого проспекта говорит о многом как в архитектурном отношении, так и о духовно-религиозной жизни мультинационального города: Свято-Николаевский кафедральный собор, японский синтоистский храм, Старое православное кладбище с Покровской церковью, квартал лютеранской кирхи, квартал католического костела, конвента Святой Урсулы, буддийский храм и китайское кладбище с пагодой-памятником, Успенское или Новое кладбище, еврейское кладбище.

Таким образом, естественно историческое сочетание самых различных в стилистическом отношении зданий и сооружений в одном архитектурном городском фасаде является главной чертой архитектурной среды русского Харбина.

Архитектурные новации России на КВЖД по-разному проявились в двух сферах архитектурной деятельности: так называемой объемной и градостроительной. В объемной архитектуре они выразились прежде всего в формировании методов синтезирования русских и китайских архитектурно-строительных традиций. Градостроительные новации выразились в разработке новых методов, соответствующих общему руслу архитектурно-градостроительных поисков и идей европейской России. Конкретная реализация этих методов на малоосвоенных землях дальневосточного зарубежья имела свои неповторимые особенности.

Архитектурно-планировочная структура Харбина к 1915 году представляла собой совокупность отдельных районов, поселений, городков, постепенно сросшихся в ходе исторического развития: Старый Харбин (первое местоположение русских на территории будущего Харбина), Новый Город или Новый Харбин (административный район), Пристань (коммерческий район), район Модягоу; поселки Мостовой (профессиональный), Алексеевка (военный), и др., китайский район Фу-дзя-дянь и др.; городки: сунгарийский, атаманный, корпусный, госпитальный, московские казармы и др.

Генеральный план Нового Харбина 1904 года (территория, заключенная между речкой Модягоу и ж/д направлением ДальнийМаньчжурия) представляет собой регулярную планировочную структуру, частью радиально-кольцевую, частью прямоугольную с развитой, композиционно оформленной системой площадей, бульваров, открытых зеленых пространств. Территория, в пределах которой был разработан план, поделена на три части: западную (слева от ж/д направления на пограничный Владивосток), центральную (единственно реализованную в натуре и сохранившуюся по большей части до сих пор) и восточную. Центральная и западная части запроектированны как единое композиционное целое. Планировочная структура западной зоны Нового Харбина композиционно полностью подчинена природному очертанию речки Модягоу, а центральной зоны очертанию ранее проложенной ж/д. Генеральный план Нового Харбина отразил как традиционные для России классицистические методы, так и новые методы градостроительного проектирования, характерные для рубежа ХIХ-ХХ вв. Центричное размещение крупных общественных зданий на площадях, ориентированных на главную плвнировочную ось Нового Харбина, симметричность объемно-планировочных решений зданий и сооружений, значимых для пространственной структуры города; регулярная планировка всех зеленых пространств; многократное применение приема трехлучья улиц, сквозные планировочные оси и т.д. традиционные методы прошедшей эпохи классицизма. Тонкий учет природных планировочных границ, многочисленность открытых зеленых общественных пространств, разнообразие приемов планировки кварталов и размещения рядовой застройки и т.д. свидетельствуют о творческом подходе авторов проекта генерального плана проблемам преемственности архитектурных традиций России в дальневосточном зарубежье.

Таким образом, особые условия Планеты Харбинъ это условия инокультурного мира, которые обусловили, с одной стороны, необходимость сохранения своих культурных (в данном случае, архитектурных) традиций, а с другой — способствовали активному созиданию и развитию новых культурных традиций.

Список литературы

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Левошко С.С. Архитектурная среда планеты Харбин.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

229

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке