Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения (КСО),разработанном В.К.Дьяченко? КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
- наличие у всех учащихся общей цели;
- разделение труда, функций и обязанностей;
- работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
Труд — важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
Наша школа в течении нескольких лет ведёт работу в соответствии с требованиями трудового воспитания и обучения («Профессиональная ориентация школьников с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях сельской школы-интерната. В ходе работы в детском коллективе трудовое обучение и воспитание детей с ОВЗ обеспечивает коррекционно-развивающее влияние на учащихся, которое способствует формированию положительных личностных качеств и профессиональных умений, а это на данный момент самая актуальная проблема в трудовом воспитании личности.
Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.
Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель — формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
— развитие трудовых навыков;
— включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
— воспитание положительного отношения к труду.
Цели и задачи трудового воспитания.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников .
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.
Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.
Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Формами трудового воспитания являются:
— индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
— коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
— групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж— применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, работа столярными инструментами. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Профориентационная беседа— наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии» (столяр-плотник, швея и другие); тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках и факультативах. Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности .
Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья.
Виды общественно полезного труда:
1. Самообслуживание (практические занятия):
— дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе ;
— уход за растениями в комнатах, коридорах;
— работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)
2. Работа для школы:
— мелкий ремонт школьной мебели.
3. Участие в производительном труде:
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— сельскохозяйственные работы по учебному плану
— факультативные занятия.
4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и воспитательному плану):
— охрана зелёных насаждений, уход за ними;
— посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
Вывод: только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы. В данном случае, по тем изменениям, которые постепенно происходят в трудовом развитии и профессиональном самоопределении подростка. Узнать о качестве трудового воспитания, уровне сформированности трудовой культуры воспитанников помогут разные способы. Это может быть наблюдение за организованностью, трудолюбием, коллективизмом подростков во время выполнения тех или иных работ, трудовых работ; анализ тестов, на которые отвечали воспитанники; анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений; анализ продуктов совместной трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.
Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Обобщая сказанное , считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.