Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Научно-техническое творчество»

Творчество есть деятельность человека, направленная на создание качественно нового, новых материальных, духовных ценностей. Творчеству противостоит деятельность репродуктивная, воспроизводящая существующие образцы по известным алгоритмам действий.

Написание доклада за 4 часа

Способность к творчеству является одной из самых главных и ярких особенностей человека как существа разумного и духовного. Человек – творец. Творческое мышление требует свободы от стереотипов, раскрепощенности, умения освободиться от любых привычных шаблонов и стандартов. В творчестве больше чем в других видах деятельности важны эмоции, важна страстная увлеченность и способность испытывать радость удовлетворения созданным. Для этого творчество должно быть не самоотчуждением и не результатом принуждения, а самореализацией человека.

Творчество, помимо философии, изучается многими науками: психологией, науковедением, искусствознанием, теорией информации, педагогикой и пр. Соответственно классифицируется и многообразие творческих проявлений: выделяют творчество художественное, научное, производственно-техническое. Техническое творчество – это особый вид творчества. Инженер – значит новатор, изобретатель. Техническая деятельность также может быть как продуктивной, так и репродуктивной. Как и в научно-исследовательской деятельности, в инженерно-конструкторской деятельности переплетены шаблонное, алгоритмичное, логическое мышление и эвристическое, творческое воображение, интуитивность, озарение, иррациональная способность находить нестандартные решения. Наряду с решением типовых теоретических и практических задач, когда заранее известен алгоритм решения, приходится сталкиваться и с неординарными проблемами, требующими творческого подхода и выработки принципиально новых решений. Наиболее творческий характер носит деятельность изобретателя. К сожалению, процесс обучения инженеров не всегда реализует задачу формирования таких способностей, как правило, ориентируясь на выработку навыков алгоритмичных действий [2]. Зачастую в наиболее сложных инновационных изобретениях, как и в научном открытии, главную роль играет интуиция, прорыв в неизвестное. Дальше – дело техники, методическая и планомерная проработка идеи, набор логических процедур.

Много лет назад в истории когнитивной психологии Грэхем Уоллес (Wallas Graham. The Art of Thought.  New York: Harcourt Brace , 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1) подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2) инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3) просветление (озарение): интуитивное проникновение в суть задачи.

4) проверка: испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения. Однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии». Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

1) творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил, неподвластных человеку;

2) творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности. В реальности в творческой деятельности присутствуют, возможно, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.
Методы делятся на две больших группы:

— психологические;

— алгоритмические.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне:

1)  применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи;

2) выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных;

3) изменена исходная задача, изменено привычное решение;

4) найдена новая задача и новое решение;

5) найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач [4].

.  Для эффективного решения творческих задач и уровня изобретательства — необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. Сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций — даже сотни). Обычно выделяют две группы методов:

— рациональные: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), морфоанализ, метод контрольных вопросов;

— иррациональные: мозговой штурм, обратный мозговой штурм, синектика.

В форме инженерного дела и творчества техническая деятельность оборачивает­ся на само себя, обеспечивая преобразование собственных предпосылок в условиях своего развития. Поскольку знание, являясь всеобщим моментом в тех­нической деятельности, приобретает здесь теоретическую форму, можно утверж­дать, что именно в ходе обособления инженерной деятельности начинается процесс зарождения научно-технической.

Научно-техническое творчество понимается, следовательно, как развитая фор­ма технического, превращающая все предпосылки своего формирования в условия собственного развития и совершенствования.

Востребованность инженерного творчества постоянно растет: все быстрее растут потребности в новых технологиях, все быстрее устаревают имеющиеся технологии, увеличивается сложность новой техники, усиливается требование к сокращению времени разработки инноваций. Возрастающая сложность технических устройств определяется увеличением количества деталей, используемых материалов и физических процессов.

Тем не менее, на данный момент мы крайне плохо разбираемся в природе творчества, мало знаем о его механизмах. Следовательно, эти тайны и неизвестность только мотивируют  пристально изучать природу творчества, в том числе с помощью рациональных и иррациональных методов творческой деятельности, которые в свою очередь могут видоизменяться и усовершенствоваться. Техническое творчество – это неразгаданный  дар, который нужно изучать и уметь им эффективно пользоваться для лучшего будущего.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2334

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке