Она предложила классификацию профессий, включающую восемь групп:
1) группа сервиса (работники службы быта, официанты и т.д.);
2) группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний и т.д.);
3) группа организаторов (администраторы, директора и др.);
4) группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства и др.);
5) группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники и т.д.);
6) группа профессий в области науки;
7) группа профессий в области искусства;
8) артистические профессии.
В каждой из этих групп Э.Ро выделяет шесть квалификационных уровней, к которым относятся специалисты, получившие различное образование, имеющие неодинаковую квалификацию. Для всех групп и уровней приведены данные о чертах личности, особенностях развития психики и психофизиологических различиях. На основе анализа и обобщения большого числа эмпирических исследований Э.Ро приводит наиболее общие характеристики личности профессионалов. Так, у представителей группы сервиса наиболее выражены проявления интереса к людям, взаимоотношениям между ними. Работников этой группы отличает легкое, участливое отношение к другим людям, внимание и забота, стремление оказать окружающим помощь и поддержку. Они религиозны и ценят это в других. А для людей, посвятивших жизнь техническим профессиям, характерен ярко выраженный интерес к интеллектуальной деятельности, связанной в первую очередь с их профессией. У них отсутствует интерес к другим людям, взаимоотношениям между ними, их мало занимают такие сферы, как культура, искусство, гуманитарные науки. В окружающих более всего они ценят волю, мужественность. Как правило, сами они не любят находиться в центре внимания, необщительны, в их поведении проявляется тревожность. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали.
Другой теорией профессионального развития является теория Д. Сьюпера.Эта теория профессионального развития объединяет феноменологические концепты и дифференциальную психологию и является самой популярной за рубежом. Профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности.
По мысли Д. Сьюпера, выбор профессии является длительным процессом, в результате которого ребенок увеличивает связь с жизнью. Основное внимание должно быть уделено изменению поведения человека в процессе профессионального развития, процесс которого индивидуально своеобразен и неповторим.
Сьюпер основывался на представлениях Ш.Бюлер о жизненном пути. На основе этого в процессе профессионального развития Д. Сьюпер выделяет следующие стадии:
- Стадия пробуждения (от рождения до 14 лет). Я-концепция развивается благодаря идентификации ребенка со значимыми взрослыми. На первой фазе данной стадии — фазе фантазии (4-10 лет) — профессиональные роли разыгрываются в фантазиях ребенка; в фазе интересов (11-12 лет) формируются профессионально-значимые предпочтения; в фазе способностей (13-14) лет опробываются индивидуальные способности, появляются представления о профессиональных требованиях и образовании.
- Стадия исследования (от 15 до 24 лет). Индивид пытается попробовать себя в различных ролях при ориентации на свои индивидуальные возможности. В тентативной фазе (15-17 лет) делается предварительный профессиональный выбор, оцениваются свои собственные возможности; на фазе апробации (20-24 года) ведется поиск поля деятельности в профессиональной жизни. Между этими двумя фазами есть еще одна — фаза перехода (17-20 лет). В этой фазе происходит попытка реализации Я-концепции.
- Стадия консолидации (25-44 года). Индивид стремится к устойчивому положению в профессиональном плане.
- В стадии сохранения (36-64 года) профессиональное развитие идет уже без выхода за рамки найденного профессионального поля, что возможно на предыдущей стадии.
- Стадия спада (с 65 лет) происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других.
Наиболее важным достижением представленной концепции является то, что профессиональное развитие понимается как длительный, целостный процесс развития личности.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Следует отметить недостаточно проработанные вопросы в концепции Д.Сьюпера. Он рассматривает процесс профессионального развития как количественное увеличение каких-то параметров, то есть понятие развития подменяется понятием увеличения; качественных различий между стадиями не вводится. И здесь, как и в других концепциях, стадиальность профессионального развития соотносится с этапами жизненного пути, то есть как жестко детерминированное возрастными рамками. Не рассматриваются внутренние противоречия, возникающие на каждой стадии, в результате разрешения которых возможен переход на следующую стадию. Одновременно с понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста. Принципиальное значение для автора концепции имеют индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер как способы реализации индивидом Я-концепции.
По мысли Д. Сьюпера, выбор профессии является длительным процессом, в результате которого ребенок увеличивает связь с жизнью. Основное внимание должно быть уделено изменению поведения человека в процессе профессионального развития, процесс которого индивидуально своеобразен и неповторим.