Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Профессиональное развитие в концепциях Сьюпера и Ро»

Одна из наиболее известных зарубежных характеристик профессиональных типов личности принадлежит Э.Ро. Под профессией Э.Ро понимает ту деятельность, которой человек посвятил большую часть жизни (так, по ее мнению, ведение хозяйства, воспитание детей в семье — тоже профессия).

Написание доклада за 4 часа

Она предложила классификацию профессий, включающую восемь групп:

1) группа сервиса (работники службы быта, официанты и т.д.);

2) группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний и т.д.);

3) группа организаторов (администраторы, директора и др.);

4) группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства и др.);

5) группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники и т.д.);

6) группа профессий в области науки;

7) группа профессий в области искусства;

8) артистические профессии.

В каждой из этих групп Э.Ро выделяет шесть квалификационных уровней, к которым относятся специалисты, получившие различное образование, имеющие неодинаковую квалификацию. Для всех групп и уровней приведены данные о чертах личности, особенностях развития психики и психофизиологических различиях. На основе анализа и обобщения большого числа эмпирических исследований Э.Ро приводит наиболее общие характеристики личности профессионалов. Так, у представителей группы сервиса наиболее выражены проявления интереса к людям, взаимоотношениям между ними. Работников этой группы отличает легкое, участливое отношение к другим людям, внимание и забота, стремление оказать окружающим помощь и поддержку. Они религиозны и ценят это в других. А для людей, посвятивших жизнь техническим профессиям, характерен ярко выраженный интерес к интеллектуальной деятельности, связанной в первую очередь с их профессией. У них отсутствует интерес к другим людям, взаимоотношениям между ними, их мало занимают такие сферы, как культура, искусство, гуманитарные науки. В окружающих более всего они ценят волю, мужественность. Как правило, сами они не любят находиться в центре внимания, необщительны, в их поведении проявляется тревожность. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали.

Другой теорией профессионального развития является теория Д. Сьюпера.Эта теория профессионального развития объединяет феноменологические концепты и дифференциальную психологию и является самой популярной за рубежом. Профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности.

По мысли Д. Сьюпера, выбор профессии является длительным процессом, в результате которого ребенок увеличивает связь с жизнью. Основное внимание должно быть уделено изменению поведения человека в процессе профессионального развития, процесс которого индивидуально своеобразен и неповторим.

Сьюпер основывался на представлениях Ш.Бюлер о жизненном пути. На основе этого в процессе профессионального развития Д. Сьюпер выделяет следующие стадии:

  1. Стадия пробуждения (от рождения до 14 лет). Я-концепция развивается благодаря идентификации ребенка со значимыми взрослыми. На первой фазе данной стадии — фазе фантазии (4-10 лет) — профессиональные роли разыгрываются в фантазиях ребенка; в фазе интересов (11-12 лет) формируются профессионально-значимые предпочтения; в фазе способностей (13-14) лет опробываются индивидуальные способности, появляются представления о профессиональных требованиях и образовании.
  2. Стадия исследования (от 15 до 24 лет). Индивид пытается попробовать себя в различных ролях при ориентации на свои индивидуальные возможности. В тентативной фазе (15-17 лет) делается предварительный профессиональный выбор, оцениваются свои собственные возможности; на фазе апробации (20-24 года) ведется поиск поля деятельности в профессиональной жизни. Между этими двумя фазами есть еще одна — фаза перехода (17-20 лет). В этой фазе происходит попытка реализации Я-концепции.
  3. Стадия консолидации (25-44 года). Индивид стремится к устойчивому положению в профессиональном плане.
  4. В стадии сохранения (36-64 года) профессиональное развитие идет уже без выхода за рамки найденного профессионального поля, что возможно на предыдущей стадии.
  5. Стадия спада (с 65 лет) происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других.

Наиболее важным достижением представленной концепции является то, что профессиональное развитие понимается как длительный, целостный процесс развития личности.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Следует отметить недостаточно проработанные вопросы в концепции Д.Сьюпера. Он рассматривает процесс профессионального развития как количественное увеличение каких-то параметров, то есть понятие развития подменяется понятием увеличения; качественных различий между стадиями не вводится. И здесь, как и в других концепциях, стадиальность профессионального развития соотносится с этапами жизненного пути, то есть как жестко детерминированное возрастными рамками. Не рассматриваются внутренние противоречия, возникающие на каждой стадии, в результате разрешения которых возможен переход на следующую стадию. Одновременно с понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста. Принципиальное значение для автора концепции имеют индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер как способы реализации индивидом Я-концепции.

По мысли Д. Сьюпера, выбор профессии является длительным процессом, в результате которого ребенок увеличивает связь с жизнью. Основное внимание должно быть уделено изменению поведения человека в процессе профессионального развития, процесс которого индивидуально своеобразен и неповторим.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1517

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке