Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Русские паломники о государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв»

Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником.

Написание доклада за 4 часа

Введение

Приступая к работе, необходимо в первую очередь раскрыть, что представляет собой явление паломничества.

Пало́мничество (от лат. Palma — «пальма») — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы.

Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником.

Начало паломничества на Руси, по преданию, относится ко времени князя Владимира. Например, хорошо известна легенда о том, как «сорок калик с каликою» пошли в Иерусалим. Е. С. Евсеев приводит мнение А. Гиляревского, знатока древнерусского паломничества, который отмечает, что паломничество, особенно в начале его, было часто, и совершалось, не иначе, как группами во главе с известным авторитетном лицом. При Ярославе паломники находились под покровительством церкви. С этого момента мы имеем уже целый ряд паломников, оставивших после себя описания своих странствий.

Какими же чертами характеризуется древнерусское паломничество? Паломничество – факт религиозно-нравственной жизни народа. Древнерусское паломничество было, прежде всего, результатом сильнейшего религиозного чувства, потому что рассматриваемое нами время можно не без основания обозначить, как время господства религии, когда религиозный интерес составлял альфу и омегу, т. е. начало и конец всей жизнедеятельности человека.

Однако, помимо религиозных фактов, размышлений мы находим, что паломники в своих сочинениях подмечают и другие черты посещаемого ими региона иногда осознанно, а иногда совсем не задумываясь об этом. Порой данные совсем отрывочны, порой составляют связный текст. В любом случае, любого рода упоминания о государствах крестоносцев и Святой Земле  интересуют нас в работе, так как они дополняют наши знания об истории данной местности и дают возможность увидеть некоторые её тонкости жизни.

Меня интересует достаточно продолжительный отрезок времени XII –XV вв. в регионе Восточного Средиземноморья. Это период крестовых походов. Это период образования государств крестоносцев: графство Эдесское, княжество Антиохийское, Иерусалимское королевство, графство Триполи после  первого крестового похода; Кипрское королевство в результате третьего крестового похода; Латинская империя, королевство Фессалоники, княжество Ахейское, синьория Негропонта. Это время падения Византии, её возрождения и снова падения. К сожалению, на основе сообщений русских паломников невозможно восстановить всю историю государств крестоносцев и Святой Земли. Тем не менее, в этих сообщений порой скрываются крайне интересные данные, и в связи с этим, можно поставить ряд исследовательских задач:

  1. Выяснить, как с помощью данных русских паломников представляется исторический процесс в государствах крестоносцев и Святой земле в XII-XV вв.?
  2. Вторая задача дополняет первую: выяснить, какова экономическая, политическая, культурная, социальная, экологическая жизнь была в государствах крестоносцев и Святой Земле по сведениям русских паломников в XII-XV вв.?
  3. На какие моменты обращают внимание русские паломники, и как это помогает раскрыть историю государств крестоносцев и Святой Земли?
  4. Установить, насколько справедливы эти сведения?

Источники, используемые в работе, специфические, ориентированы лишь на описании святых мест. Однако же, в сочинениях русских паломников попадают другие моменты, отражающие не только религиозную сторону жизни в государствах крестоносцев, но и другие. Если такие вещи подметили паломники, значит, они были действительно важными, характерными для данного региона для того времени. Поэтому интересно узнать, на чём остановился взгляд русского паломника, что его зацепило, так как в источниках подобного характера подобные отхождения от религиозной стороны не желательны и редки. И если паломник считает нужным упомянуть какой-либо факт, следовательно, такой факт наиболее существенный, и значит, наиболее полно может отразить жизнь в данном регионе.

Цель работы – проведение комплексного анализа сочинений русских паломников, и на их основе попытаться дать общую картину, раскрывавшую, что представляли собой государства крестоносцев и Святая земля в XII-XV вв.

Обор источников.

Я считаю необходимым особо подробно остановиться на этом пункте.

Жанры используемых мною источников специфические. Они относятся к хождениям и летописным данным. Работать с ними нелегко, во-первых, в связи с тем, что некоторые источники не адаптированы к современному русскому языку , во-вторых, необходимая информация порой завуалирована, и нужно внимание, чтобы её вычленить, в-третьих, легендарное переплетено с реальным, в-четвертых, необходимо учитывать, что хождения не всегда содержат документальную, объективную информацию, которой можно сразу доверять, кроме того, источники не позволяют поэтапно проследить исторический процесс, так как хронологически они не сразу следуют друг за другом, и получается, что мы имеем отрывочные данные, а не целостную картину в государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв. Тем не менее, мои источники располагают полезными данными. В разной степени они показывают экономическую, политическую, культурную, социальную, экологическую жизнь в государствах крестоносцах и Святой  Земле.

О. А. Белоброва определяет хождения как особую форму очерковой литературы древней Руси. Эти записки о путешествиях, путевые очерки назвались кроме термина «хождения» («хожения»), «странниками», «путниками», «паломниками». Хождение как литературный жанр сформировывается на заре русской письменности – в самом начале XII в.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Выходцы из Руси описывали крестовые походы относительно беспристрастно. Эти повествователи, будучи свидетелями описываемых событий, сумели проявить острую наблюдательность, но в то же время не привнесли в свои рассказы столь откровенной «заинтересованности», как их собратья по перу из других стран: стремление возможно точнее воспроизвести увиденное, сдержанность в оценках, даже при освещении самых неблаговидных поступков «воинов крестовых», — таковы наиболее важные достоинства известий упомянутых путешественников. Правда, то обстоятельство, что Русь непосредственно не была замешана в войнах христианского Запада против мусульманско-византийского Востока, сказалось на свидетельствах названных писателей и иным образом: подчас они не знают в точности о каких-то событиях, недостаточно осведомлены о них, подлинные факты подменяют сконструированными на основе догадок или сведений от третьих лиц, поэтому трудно использовать отдельные показания этих писателей как источник фактических данных.

Самым ранним памятником является «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена 1105-1107 г.». Записки русского игумена  — едва ли не единственный русский литературный памятник, в котором освещается положение Иерусалимского королевства вскоре после его основания. В его произведении – переплетение сугубо религиозных реминисценций с вполне мирским подходом к палестинским святыням. Страницы, рисующие их, представляют определенный интерес для понимания собственно религиозной жизни в Иерусалимском королевстве в начале XII в., когда ещё не угас фанатический дух крестового похода 1096-1099 гг.

Игумен Даниил совершил свое путешествие в Иерусалим и по Палестине в самом начале XII в. (1106-1108 гг.). Путешествовал он не один, его сопровождали новгородцы и киевляне, своего рода «дружина» русских паломников. Даниил долгое время жил в Константинополе, подготавливаясь к хождению по Палестине. Путешествие его продолжалось более двух лет, только в Иерусалиме, откуда он выезжал в другие места Палестины, он прожил 16 месяцев. Его путешествие протекало в трудных условиях военного времени: в окрестностях Иерусалима, где бывал Даниил, происходили бои крестоносцев с мусульманами.

Даниил живо интересовался и всей окружавшей святыни землей. Он выступает весьма любознательным путешественником-географом. Такого рода наблюдения, само собой, представляют большую ценность для историка государства крестоносцев, помогая воссоздать тот «фон», на котором развертывались события. Главная ценность «Хождения» ─ в тех, пусть даже мимолетных, наблюдениях, которые характеризуют общее положение дел, сложившееся здесь к началу второго десятилетия владычества западного рыцарства. В описаниях увиденного Даниилом в Иерусалимском королевстве отчетливо проявляются острый глаз, внимание к деталям, стремление к точности и объективности. Автор «Хождения» внимателен, в частности, к хронологии событий, и некоторые его заметки, думается, весьма важны для уточнения данных латинских источников.

В данном докладе «Житие и хождение игумена Даниила» явилось самым полезным, так как дало больше всего сведений, и, следовательно, жизнь Иерусалимского королевства в самом начале его образования, начало XII в. в работе отражена полнее всего.

Спустя менее сто лет после написания «Хождения» выступил другой русский, которому довелось стать свидетелем деяний крестоносцев в  Византии: в 1204 г., обуреваемые жаждой разбогатеть, франки жестоко разгромили её столицу, а саму империю уничтожили, основав на её месте собственное государство – Латинскую империю. Очевидцами этих драматических событий был некий новгородец, находившийся в Константинополе в дни апрельского погрома. Вскоре после завоевания Константинополя он составил рассказ о виденном – «Повесть о взятии Царьграда фрягами», включенную затем в Новгородскую летопись.

Ценность «Повести», как исторического источника, несомненна. Она определяется относительной беспристрастностью, «нейтральностью» в изложении событий. «Повесть», по всей вероятности, написана очевидцем, непосредственно не пострадавшим от событий, не принимавших в них активного участия, а лишь наблюдавших их «со стороны». Автор «Повести» также говорит о преступлениях крестоносцев, но отнюдь не оправдывает и византийскую знать во главе с императорами. Поэтому к показаниям русского автора во многих случаях следует относиться с большим доверием, чем к остальным источникам (Виллардуэн, Никита Хониат).

Заслугу автора повести Заборов видит в наблюдательности летописца, отметившего немало любопытных деталей двукратной осады византийской столицы крестоносцами; точности хронологических и топографических данных. Эти характеристики придают памятнику значение одного из содержательных источников по истории четвертого крестового похода.

В «Повести» присутствует идея о губительности раздробленности, идеи были близкими и актуальными для русских, поэтому она приобрела популярность на Руси ещё в предмонгольский период.

В последней трети XIV в. создается ряд литературных хождений, как отражение действительных путешествий. Одно из них – «Хождение архимандрита Агрефения в Палестину» (около 1370 г.).

Хождение принадлежит к числу малоизученных литературных памятников нашей древней литературы. Прежде всего, мы не знаем настоящего имени этого писателя-путешественника. Разные точки зрения на автора и датировку.

Хождение по своему содержанию традиционно. В нем указываются расстояния от населенных пунктов на пути к Иерусалиму, начиная с Москвы, даётся краткое описание пути. Подробно описываются христианские святые места. Заметен интерес паломника к произведениям живописи и архитектуры, описания памятников даются в инженерно-экономическом аспекте. Полезные сведения у Агрефения можно почерпнуть из описания разрушений в Палестине, других христианских течений.

До нас дошло два хождения, созданных в первой четверти XV в.: хождение монаха Епифания, известное под названием «Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму» (без указания на время написания) и хождение иеродиакона Зосимы, озаглавленное «Книга глаголемая ксенос, сиречь странник диакон Зосимы о пути иерусалимском до Царьграда и да Иерусалима».

Первое хождение не представляет собой сколь-нибудь литературного значения. В нем содержится лишь деловое указание маршрута от Новгорода до Царьграда и Иерусалима, перечисляются города и населенные пункты и указывается расстояние между ними в верстах. Это памятник деловой письменности. Интересен только вопрос о его авторстве. Этот вопрос подробнее будет рассмотрен в разделе историографии.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Путешествие дьякона Троице-Сергиева монастыря Зосимы было совершено в 1419-1422 гг. Цель его путешествия, видимо, не определялось государственными задачами, а вытекали из его личного побуждения увидеть памятные места христианства, изучить их историко-культурные ценности и рассказать русскому читателю о путешествии и своих впечатлениях о поездке, опираясь на сложившуюся традицию паломнической литературы.

В хождении Зосимы описываются Царьград, Палестина, Иерусалим, Святая гора, Селунь, Кипр. В основе композиции лежит последовательность самого путешествия, нарушаемая обобщениями, и в которых даются перечни с краткой характеристикой монастырей, церквей, правителей и городов, описанием общего плана Царьграда и рассуждениями о личных переживаниях паломника.

Хождение Зосимы было составлено в окончательной редакции после совершения самого путешествия, оно не носит следов дневниковых записей. Зосима, как и предыдущие паломники, большое внимание уделяет христианским «святыням», которые не переставали интересовать русских людей в первой четверти XV.

Дьякон Зосима во время путешествия приглядывался и к экономическим сторонам жизни тех мест, которые ему пришлось посетить. Зосиме чуждо любование незнакомой природой.

Посещенные Зосимой места рассматриваются со стороны религиозной, экономической и политической. Иногда он ограничивается одной или двумя этими сторонами.

Во время путешествия Зосимы Палестина находилась во власти египетского султана. Она представляла собой территорию, где сталкивались экономические, политические и религиозные интересы многих стран Востока и ряда европейских государств. Зосима прежде всего рассказывает о религиозных и политических противоречиях, скопившихся в Палестине на протяжении веков. Он, естественно, не мог видеть социальных и классовых противоречий.

Последний источник по хронологии изложения событий – два хождения Варсонофия в Палестину, Египет и Синай, в 1456 и 1461-1462 гг.

В описании Палестины и Иерусалима Варсонофий в значительной части повторяет своих предшественников. Он рассказывает о тех же «святынях» и местах, о которых не мог не говорить каждый паломник, побывавший в Палестине. Варсонофий два месяца прожил в Иерусалиме. Ему нельзя отказать в умении выразительно и точно рассказывать о виденном.

Новое, что вносят хождения Варсонофия в содержание паломнической литературы, заключается прежде всего в расширении круга описаний мест Ближнего Востока. Варсонофий впервые в русской литературе пишет о путешествии по Сирии, Египту, и Синаю. Он посетил Латокию, Триполи и Дамаск, дал краткое, но выразительное описание Бейрута. Второе свое хождение Варсонофий посвящает Египту и Синаю. В Египте он прожил 6 недель, а затем отправился в Синай. Варсонофий пишет о Каире, о природных условиях и христианских «святынях» города и его окрестностей, о приеме, который оказали «сиряне» русским паломникам.

Итак, источники, которые я собираюсь использовать в работе, позволяют решить поставленные задачи.

Обзор используемой литературы

Отечественные историки анализировали в своих трудах русскую паломническую литературу с дореволюционного времени. С 1881 г. начал выпускаться «Православный Палестинский сборник».  Содержание Сборника составляли описания путешествий и «хождений» в Святую Землю, а также исследования, относящиеся к ее истории. Таким образом, мы получаем публикацию источников и первые исследования касаемой нас темы.

Д. В. Айналов, русский исследователь раннехристианского и византийского искусства, в статье «Некоторые данные русских о Палестине» признает довольно обширное знакомство русских авторов с историей Палестины и её достопримечательностями, несмотря на то, что они упоминают палестинские факты отрывочно и в связи с данными собственного изложения. Иногда такие отрывочные факты, упоминаемые летописцами и авторами хождений, позволяют установить истинное значение других, не менее отрывочных и даже на первый взгляд таинственных данных палестинской истории и древностей.

Я нашла интересное замечание в его работе: летописец, рассказывая о различных народах, приходивших ко Владимиру для проповеди своей веры, говорит также об иудеях. Владимир спросил у них: Где есть земля ваша»? они же реша: «разгневался Бог на отцов наших, и расточил нас по странам грех наших ради и предана бысть земля наша хрестеяномъ». Далее автор размышляет над содержанием термина «христиане». Уже Соловьев предположил, что христиане – это крестоносцы. Эти слова могли явиться в одной из первоначальных редакций летописи только после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Ясность в понимании источников внесли советские историки. Самой ценной для моего доклада является монография Н. И. Прокофьева «Русские хождения XII-XV вв.». В работе представлен анализ практических всех используемых в докладе источников. Из используемой мной литературы, Прокофьев единственный, кто подвергал анализу источники XIV-XV вв. Что касается жития и хождения игумена Даниила и государств крестоносцев и Святой земли, то Прокофьев отмечает внимательность паломника к архитектурным сооружениям, культовой живописи. Даниил обычно указывает размеры, материал, из которого сделано сооружение, общее впечатление от памятника, устройство пола и кровли. Кроме того, исследователь находит, что описанию природы принадлежит одно из ведущих мест в очерковых зарисовках. Южная природа, местами то благодатная, то знойно-суровая, поражала воображение игумена и вызывала огромный интерес и своей непривычностью, и своей связью с библейскими сказаниями. Прокофьев отмечает особенность Даниила в обращении к хозяйственной жизни иностранных земель. Основную идею книги Даниила Н. И. Прокофьев, основываясь на Н. В. Водовозове, видит в том, что восточное православие в завоеванной крестоносцами «святой земле» нигде не терпит притеснения. Бывает только затруднен доступ к святым местам обоюдный».

Переходя к анализу «Хождения архимандрита Агрефения», Прокофьев вначале показывает исторический фон, взаимоотношения Руси и Византии. Упор он делает на установление авторства источника, определение особенностей разрушений, произведенных в Палестине, связывает содержащееся в хождениях с происходившими историческими событиями, отмечает отсутствие веротерпимости у Агрефения.

Далее Прокофьев пишет о хождениях Епифания и Зосимы, относящиеся к первой четверти XV в. Первое он оценивает как не представляющее сколь-нибудь литературного значения. На втором же хождении исследователь подробнее останавливается в связи с его более насыщенном содержанием. В монографии отмечается, что конечно же, в первую очередь Зосиму интересуют христианские святыни, тем не менее, паломник обращает внимание и на экономические, религиозные, политические стороны жизни тех мест, которые ему пришлось посетить. В то же время, Прокофьев считает, что Зосима равнодушен к архитектуре, живописи, ему чуждо любование незнакомой природой. Историк также обращает наше внимание на отсутствии описывания социальных и классовых противоречий по естественным причинам.

Ещё один источник описывается в работе Прокофьева, это два хождения Варсонофия. С точки зрения исследователя, в описании Палестины и Иерусалима Варсонофий в значительной части повторяет своих предшественников. По мнению Прокофьева, новое, что вносят хождения Варсонофия в содержание паломнической литературы, заключается прежде всего в расширении круга описаний мест Ближнего Востока. Варсонофий впервые в русской литературе пишет о путешествии по Сирии, Египту, и Синаю.

Н. А. Мещерский концентрирует внимание на древнерусской повести о взятии Царьграда фрягами. В начале своей статьи Мещерский связывает историю Византии с историей Руси, показывает, что объединяло эти два государства. Исследователь отмечает беспристрастность, «нейтральность» в изложении событий. Он считает, что  «Повесть», по всей вероятности, написана очевидцем, непосредственно не пострадавшим от событий, не принимавших в них активного участия, а лишь наблюдавших их «со стороны». По Мещерскому, автор «Повести» говорит о преступлениях крестоносцев, но отнюдь не оправдывает и византийскую знать во главе с императорами. Поэтому к показаниям русского автора во многих случаях следует относится с большим доверием, чем к остальным источникам (Виллардуэн, Никита Хониат).

Важно, Н. А. Мещерский показывает, что паломник видел причину гибели империи в междоусобной борьбе императоров.

Интересно замечание историка по поводу того, что «Повесть» вообще сравнительно терпимо относится к крестоносцам и в особенности старается отвести обвинения от римского папы и немецкого императора. Дважды подчеркивается их запрещение рыцарям творить бесчинства в Греческой земле.

Продолжает анализировать сообщения русских паломников М. А. Заборов, крупнейший советский медиевист по истории крестовых походов, в статье «Известия русских современников о крестовых походах». Он останавливается на «Житии и хождении Даниила» и на «Повести о взятии Царьграда фрягами». В большей степени М. А. Заборов повторяет Н. А. Мещерского. Однако, по некоторым вопросам у них происходят расхождения во взглядах. Например, Заборов отмечает необоснованность мнения Мещерского, которое заключается в том, что автор «Повести»  якобы терпим к крестоносцам. И в оценке намерений папы Иннокентия III не сходятся мнения этих историков. В то время, как Н. А. Мещерский снимает вину с папы, М. А. Заборов, наоборот, обвиняет его в нелюбви к Константинополю, чем и объясняет его действия.

Исследовательница О. А. Белоброва затрагивает сообщения русских паломников исключительно  о Кипре. Указывается то, что кипрская тема появилась в древнерусской литературе не позднее XII в.. О. А. Белоброва, основываясь на сохранившихся описаниях Кипра очевидцев-паломников, показывает, что русские издавна достигали кипрские гавани, а во время стоянок путешественники имели возможность осматривать достопримечательности и наблюдать особенности и условия жизни на острове, невольно сравнивая их со своими.

Согласно О. А. Белобровой,  сообщения русских паломников позволяют охватить различные стороны жизни Кипра. Мы узнаём о природных богатствах, населении, церковной организации, достопримечательностях, особенностях политического управления на Кипре.

Кроме того, анализируя жанр хождения, О. А. Белоброва предпринимает попытку разделить древнерусские хождения на пять групп по особенностям содержания и организации формы, что опять же помогает понять специфику литературы в Древней Руси.

Более поздняя статья Е. С. Евсеева значима для моего доклада тем, что исследователь ставит перед собой задачу объяснить появление, значение паломничества, растолковывает суть этого явления с исторической и религиозной точки зрения.

Таким образом, предыдущими исследователями уже была затронута проблема изучения истории государств крестоносцев и Святой Земли по сочинениям русских паломников, ими уже намечены основные моменты, на которые следует обратить внимание при работе с предложенной мне темой. Тем не менее, мне представляется недостаточно подробно проработаны все источники, и необходим дополнительный анализ текста, чтобы дать более полное представление об историческом процессе в интересуемом регионе.

Глава 1. Политическая жизнь в государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв. по сообщениям русских паломников

Политическую жизнь я понимаю широко, как совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников. В этой главе я рассмотрю положение внутри государств,  их характерные черты, влияние внешних факторов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

При анализе XII в. мне поможет «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». Первое, что бросается в глаза, это характеристика «иерусалимского князя» Балдуина I, который правил во время путешествия Даниила. Первый раз мы встречаемся вместе с ним и с его воинами, когда те идут войной на Дамаск (тогда принадлежал туркам-сельджукам). Поход по данным Даниила длился 10 дней. О результате похода ничего не сообщается.

Этот поход Балдуина на Дамаск вызывал некоторые споры в историографии. М. Веневитинов в предисловии к «Хождению» пытается дать некий взгляд на проблему. Во-первых, неясна точно дата события. А. С. Норов, основываясь на Вильгельме Тирском и истории крестовых походов Мишо, приурочивал упомянутый поход Балдуина к 1115 году. В разрез ему позиция Г. Гагенмейера, который доказал в своих комментариях на изданную им хронику крестовых походов Еккегарда, что рассказ Даниила о походе Балдуина на Дамаск не может относиться к 1115 году. Поход Балдуина 1115 г. был направлен не против Дамаска, а напротив, в союзе с Дамасским эмиром Тогтекином и Балдуином Антиохийским, против турецкого вождя Бурзука. Кроме того, как пишет М. Веневитинов, этот поход продолжался не 10 дней, а целых 3 месяца.  И из летописей королевства Иерусалимского видно, что Балдуин вел с Дамасским эмиром постоянную войну с 1106 по 1108 год и неоднократно предпринимал в это время походы против Дамаска, что подтверждают Фульхерий Шартрский, Альберт Ахейский и Хамиль Алтеварх. В одном из походов и сопровождал Даниил Балдуина.

Удивляет благорасположение Балдуина к русскому паломнику. Он и обеспечивает безопасность на неспокойных территориях, разрешая пойти с собой и пристроив к своим слугам. Когда  Даниил просит поставить лампаду на Гробе Святом от всей Русской земли, Балдуин «серьёзно и с любовью» дал согласие и, к тому же, приставил лучшего слугу. Даниил называет «иерусалимского князя» мужем добродетельным, весьма смиренным, ничуть не гордым. А на праздник Пасхи в Великую субботу князь Балдуин, как и все, присутствует на службе. Князь оказал честь Даниилу, взяв его с собой к Гробу Господню.

Несмотря на такой тёплый приём, русский паломник так же показвает поступок иерусалимского короля, который опровергает идеальность Балдуина. Он применял силу, чтобы разогнать толпящийся народ на службе ради своего комфортного прохода к Гробу Господню.

Вообще, паломника гостеприимно встречают во время всего его путешествия. Он знакомится с хорошим проводником, показавшим ему все святые места, «поводил его, потрудился с ним, движимый любовью».  Даниил радуется тому, что ему повезло с попутчиками, и он без проблем может везде пройти. Но откуда же такое рвение помочь русскому паломнику у князя, у людей, населяющих Святую Землю? Неужели это объясняется исключительно нравственным порывом? Предположительно, Даниил мог быть материально выгоден, за посещение святых мест он, возможно, вносил какую-то плату.

А почему так важно было иметь хорошего проводника? На этот вопрос даёт ответ впоследствии сам Даниил. Регион, по которому путешествовал русский игумен был далеко не безопасный. Не раз на страницах «Хождения» встречаешь опасения автора разбойников. Например, «… лежит город Аскалон, вот оттуда-то и выходят поганые и многих избивают на той дороге нещадно». Или «… и место это страшное и негодное для прохода, ибо там живут сильные сарацины поганые и разбойничают на тех реках, на бродах». «Путь от Иерусалима к Иордану очень тяжел, страшен и безводен. Ибо горы здесь высокие каменные и разбойников много… ». Фраза «… обошел я святые места, не встретив нигде ни поганых, ни лютого зверя, не пришлось увидеть и иного зла никакого…» говорит о том, что не было ничего страшнее для странника, чем арабы-разбойники.

Отношения с арабами-мусульманами, как мы уже видели, остаются напряженными. Такой вывод можно сделать в связи с упоминанием о походе Балдуина против Дамаска. Более того, многие святыни были разрушены арабами. Они часто упоминаются в источнике. Их автор хождения называет «погаными». Например, монастырь Святого Евфимия был разорен погаными. Церковь недалеко от Ельмауса также разорена погаными. Но христиане и мусульмане сосуществуют на этой земле.

По замечаниям Даниила можно проследить влияние прибывшего западноевропейского населения. Создаются их церкви, монастыри, создаются их города, предпринимаются переименования (город  Опий получил новое фряжское название Яффа).

Далее будет рассмотрено уже другое государство: Византийская Империя. Внутренняя обстановка там постепенно накаляется, как нам сообщает уже другой источник, «Повесть о взятии Царьграда фрягами», что приводит к падению её столицы в результате четвертого крестового похода. Рассказ о том помещен в год 6712 (1204) в Новгородской летописи старшего и младшего изводов. Из этой истории мы получаем информацию о четвертом крестовом походе, как было отмечено выше. Благодаря «Повести» мы можем получить ответы на вопросы: что привело Византию к падению, каким образом был захвачен город, каковы были последствия захвата, кто были участниками событий. Имеет смысл изложить историю «Повести», так как вряд ли читатель с ней ознакомлен, а в ней содержится полезная информация, которая может дополнить наши знания о взятии Константинополя.

В начале повествования автор поясняет причины падения Константинополя. Описываются распри в византийской династии Ангелов между Алексеем III и его братом Исааком II и племянником Алексеем IV. Чтобы получить власть Алексей IV (Исаакович) бежит к своему родственнику, немецкому правителю Филиппу. Филипп не мог единолично принять решение в оказании помощи Алексею IV, поэтому обращается за советом к папе, который говорит: «посадив его (прим. – Алексея Исааковича) на престоле, отправляйтесь дальше, в Иерусалим, на помощь; а если не примут его, то приведите его обратно ко мне, а зла не причиняйте земле Греческой».

Далее по «Повести», не внимая словам Филиппа и папы, фряги всё равно разрушили Царьград. Согласно «Повести» фряги руководствовались желанием обогатиться, предпринимая такие действия. Алексей III бежит из города, оставляя царство своему брату Исааку. Однако, сын Исаака Алексей забирает власть у отца. Исаак постригается в монахи и вскоре умирает.

Эти ключевые слова папы «зла не причиняйте земле Греческой» вызвали полемику у некоторых историков. Оправдывает ли папу это изречение или нет? По мнению Мещерского – да, по мнению Заборова – нет, раз папа допустил само начало похода. Мне ближе позиция Заборова. Тем более папа мог предвидеть, что с Константинополем будет война, так как он не знал точных сведений о недовольстве правящем Алексеем III, и если и были какие-то донесения, то  только со слов Алексея IV, который сильно желал власти, т. е. эти сведения были субъективными, и папа должен был держать это в голове. Заботился ли папа на самом деле о благе народа Константинополя, отправляя войско, для того чтобы поставить нового правителя? Нужны ли были Византии эти перемены? Скорее всего, возведение Алексея IV на трон было лишь предлогом, чтобы захватить и разграбить богатую столицу Византии и распространить папское влияние. Хитрая политика папы. Официально было провозглашено, что необходимо помочь Алексею Исааковичу занять престол, что население Царьграда само этого желало, но не воевать со столицей Византии. Тем не менее, несмотря на официальные заявления, крестоносцы захватили город.

Далее описываются разрушения, которые творили воины четвертого крестового похода. Русский очевидец этих событий с горечью пишет о действиях, предпринятых крестоносцами и о печальных последствиях.  «Пострадали от пожара город и церкви несказанной красоты, которых нам не перечислить». Сильно пострадал храм Святой Софии.

Выяснив, что Алексей IV захотел ввести в город фрягов, бояре его свергли и венчали на царство Алексея Мурчуфла. После того как фряги получили мертвого Исааковича, они начали осаду города. Для штурма города приготовили корабельные реи, на кораблях установили тараны и лестницы, бочки со смолой, чтобы метать их через стены. Эти упоминания орудий осады предположительно говорят о её подготовленности, о том, что она возможно была даже запланирована.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Повесть» очень подробно описывает осаду города. Причина падения Царьграда кроется во внутреннем разложении общества. Защитники города не смогли дать соответствующий отпор крестоносцам. Бояре, народ, патриарх, сам царь, в итоге, бегут из города. Таким образом, город был захвачен. Разрушения, грабежи, мародерство, убийства, изгнания местного населения – последствия этого захвата.

Осада продолжалась с декабря по апрель. В мае крестоносцы поставили цесарем своего латинянина – графа Фландрского – решением своих епископов, власть была поделена: цесарю – город, маркграфу – Суд, дожу – десятина.

О последующем периоде, включая, XV в., из источников можно вычленить лишь отрывочные факты. Целостную картину нельзя представить на основе имеющихся данных.

Тем не менее, можно найти важные моменты. Например, Зосима неудачно сталкивается с арабами. Он пошел к Мертовому морю, и тогда напали на него злые арабы и нанесли сильные увечья, оставили в полумертвом состоянии и ушли восвояси. Отношения между мусульманами остаются непростыми. Упоминается об Иерусалиме «ключ града Иерусалима велел передать град Иерусалим нечестивым, сиречь Саракиномъ: уж 400 лет владеют Иеросалимом и гробом Божиим». Можно узнать о правителях в Египте, имя которого Тотарь, в Дамаске – Цемкак.

Глава 2. Социально-экономическая жизнь в государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв. по сообщениям русских паломников

Что касается социально аспекта, источники располагают крайне скудной информацией на этот счет. Однако, на их основе можно определить сословный состав, хотя неполный, можно узнать о некоторых отношениях между сословиями главным образом в Иерусалимском королевстве начала XII в. и в Византийской империи накануне четвёртого крестового похода.

Итак, во главе Иерусалимского королевства стоял правитель, игумен Даниил именует его иерусалимским князем. Мы имеем возможность говорить о том, что иерусалимский князь обладает большим авторитетом. По этому можно судить из случая, который описывает службу в Великую субботу перед церковью Святого Воскресения. Во-первых, процесс не начинается пока не придет князь с дружиной, во-вторых, князю выделяется самое почетное место у Гроба Господня, он обладает правом первым зажечь свечу от благодатного огня, освобождает себе проход к Гробу Господню при помощи дружины.

О функциях иерусалимского князя есть возможность судить по моменту, когда игумен Даниил встречает князя Балдуина с воинами, идущими войной на Дамаск. Таким образом, мы видим, как князь военным путем продолжает бороться с «погаными».

Рядом с князем мы замечаем дружину. Она также находится в неком привилегированном положении, сопровождая князя в его делах.

Упоминаются слуги князя. Им, например,  поручается сопровождать русского паломника. Но всё же конкретнее об их функциях не говорится. Всех остальных называют просто «люди».

Источники позволяют отдельно остановиться на духовенстве. Во главе греческой церкви стоял патриарх, далее по иерархии – митрополиты, епископы, попы, монахи. Нужно только отменить, что на территории Иерусалимского королевства также существовали и латинские монастыри, и латинские церкви со своей иерархией.

Далее нужно коснуться Византии накануне её падения. Правит государством цесарь. Однако, создаётся впечатление, что упоминаемые бояре довольно сильны. Такой вывод можно сделать, руководствуясь «Повестью о взятии Царьграда», а именно моментом, который описывает, как бояре сместили Алексея IV и венчали на царство Алексея V Мурчуфла. В Царьграде проживал патриарх на тот момент. Население, таким образом, разделено на цесаря, духовенство во главе с патриархом, бояр и людей.

Кроме того, что ещё характерно для населения в государствах крестоносцев – оно неоднородно по национальному признаку. Встречаются сарацины, латиняне, местное население, армяне и т. д.

Население, более того, было расколото в духовной сфере. Для государств крестоносцев характерно существование различных еретических течений в христианстве на протяжении всего рассматриваемого периода. Даниил упоминает несториан, Агрефений враждебно относится к ересям, говоря о несторианах, арианах, монофизитах.

Суммируя, благодаря специфике моих источников нельзя полно и точно говорить о населении государств крестоносцев и Святой Земли, краткие сообщения дают лишь поверхностные знания.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Иное дело с экономической жизнью в землях крестоносцев. Она отражена в источниках более полно. Мы получаем сведения об устройстве города, о торговле, какими природными ресурсами богата та или иная территория, о процессе и продуктах производства.

Итак, города были разных размеров: большие (Иерусалим, Самария) и маленькие (Вифания, Назарет). Некоторые города были укреплены стенами, как Иерусалим, некоторые естественными преградами «Самария стоит между двумя высокими горами».

Город обычно занимает выгодное географическое положение: недалеко от моря, имеет естественные преграды. Возьмем, например, город Ефес. «Город же Ефес расположен на суше, в четырех верстах от моря, в горах». «Святой город Иерусалим расположен в теснине, вплотную около него – высокие каменные горы». «Яффа – город на берегу недалеко от Иерусалима».

Город – центр религиозный. В центре города обычно располагается большая церковь, красиво расписанная и украшенная, связанная с известным святым.

Город – центр производства. Города обычно располагаются на плодородных почвах. К примеру, Иерусалим. Здесь урожай славится и качеством, и количеством. «Родятся изрядно пшеница и ячмень: ведь одну кадь посеяв, берут девяносто кадей, а другой раз сто кадей за одну кадь». Развито садоводство. «Много виноградников около Иерусалима и деревьев фруктовых многоплодных, смокв, шелковиц, маслин, рожков…».  Если рассматривать Иерихон: «Земля же вокруг Иерихона хорошая и плодоносная, и поле красивое и ровное, а около него фиников много стоит высоких и всяких деревьев многоплодных..». «Земля около Вифлеема очень красива среди гор, и деревья многоплодные фруктовые стоят по пригорьям тем красиво: маслины, и смоквы, и рожки – много, без числа; виноградников много вокруг Вифлеема; и нив по долинам много». Что касается Самарии, «деревья плодовые всяческие там без числа: смоквы, орешник, рожки и маслины».

Выделяется Хананейская земля. «Ныне поистине земля та Богом обетованна, и благословенна от Бога всем добром: пшеницей, и вином, и маслом, и всяким плодом обильна весьма, и множеством скота богата, и овцы и скот дважды родятся летом, и пчел много…, также и виноградников много, и деревьев много плодовых стоит – без числа: маслины, смоковницы, и рожки, и яблони, и черешни, и прочие».

Можно сделать вывод, что города были действительно богатыми. Сельское хозяйство занимало ведущее место. Судя по источникам, на территории государств крестоносцев и Святой Земли помимо зерновых культур (ячменя, пшеницы), успешно выращивали плодовые деревья, делали масло, занимались пчеловодством, скотоводством, овцеводством. Хозяйственный уровень в начале XII в. в рассматриваемом регионе был весьма высоким.

Если отойти от континента, нам представится множество островов Средиземного моря. Это также далеко не отсталые населенные территории, каждый из найденных в источниках островов специализируется на определенной отрасли. К примеру, остров Ахия славился мастичной смолой, хорошим вином, разнообразными плодами. Сам-остров специализируется на рыболовстве. На Тилосе добывают и варят серу. На острове Род получают черный фимиам гомфит. Кипр также славится фимиамом, ладаном.

Острова ведут торговлю между собой, экспортируя товары, которые у них в избытке и импортируя необходимые.

Дополняют картину источники, описывающие интересующие нас территории в XIV, XV вв. Например, город Давидов. «Градок мал, крепок, окопан рвом», занимает выгодное положение, так как находится между Иерусалимом и Святым Сионом. Обратив внимание на земли близ реки Иордан, увидишь уже другую специализацию. «Тут рождаются много овощей, яблок райских, дыни, нараньзи и сахар». На острове Стихиа «ражается мастикая», на Кипре много сахара (стр. 2). «Рамле село велико, торы в нем силень», в Галилее «орють, сеють пшеницу и ячмен промежоу масличья и мигдалов», т. е. миндальных деревьев. Он говорит также, что вблизи Хеврона (в Палестине) саракини делают много стекла.

Из рассказа Зосимы мы узнаём, что рядом с Константинополем существовало торжище, куда съезжались турки, греки и «фрязове» и торговали между собой. В наше внимание попадает остров Хиос, который был известен мастикой, шелком, овощами. На Кипре за века не меняется специализация, остаётся традиционной. Там «родится черный ладан», в городе Киринея производят сахар, аспиди. Напротив острова, в городе Кротурийский выращивали черный тимьян.

От Варсонофия мы узнаем некоторые факты о сельском хозяйстве в Египте. Например, там выращивали финики, «видех же древеса, на них же растет мед дивий, и иных древес много видех, ихъ же имеа не свем». Из животных упоминаются верблюды, которые использовались, как средство передвижения. Варсанофий видит их использование в караване, путешествуя из Египта до Синайской горы.

Сельское хозяйство – не единственное занятие, которое было распространено в государствах крестоносцев. Мы сталкиваемся с множеством памятников, архитектурных сооружений причудливых форм, размеров. Есть упоминания о различного рода строительных материалах (мрамор, стекло, кровля, свинцовые покрытия). Это говорит о развитом зодчестве. В хождении Агрефения мы впервые в русских источниках сталкиваемся с упоминанием профессии кузнеца.

Глава 3. Культура в государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв. по сообщениям русских паломников

Оговорюсь опять же в начале нового раздела, что полной картины развития культуры в государствах крестоносцев сочинения русских паломников не дают, но отдельные моменты крайне интересны.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

В источниках описано много памятников архитектуры. Складывается впечатление, что на каждом шагу находится святыня. Такое место обычно огораживают.

Источники в большей степени затрагивают композиционное строение церквей: размеры, форма, храмовое устройство, внешняя и внутренняя отделка.

Русским паломникам любопытны, в первую очередь, большие значимые церкви, маленькие их не так сильно интересуют.  По форме они могут быть круглой, как Церковь Воскресения Господня и Церковь Святая Святых, могут быть в форме креста (крестово-купольный храм), как Церковь Рождества Христова. Для внутреннего украшения характерна мозаика с изображениями святых или сюжетами из Библии. Снаружи церкви тоже украшаются: расписываются, стены облицовываются мраморными плитами, церковь может быть покрыта оловом. Купол обивали позолоченной медью.

Переходя к Константинополю, главный храм столицы Византии – собор Святой Софии. Из печальных последствий захвата города – разрушение и ограбление Святой Софии. Среди церковных убранств, богатств, которые пострадали – оборванные и разбитые двери, окованный серебром амвон, 12 серебряных столпов, дивный жертвенник с драгоценными камнями и жемчугом, неисчислимые серебряные светильник, бесценные праздничные сосуды, служебное Евангелие, тайник, содержащий до сорока бочонков чистого золота и другие богатства. Видно, какие драгоценности содержала церковь и как здание, и как организация, и какие предмета искусства хранились там.

В источнике также есть упоминание о скульптуре в Константинополе. Эта скульптура изображает царя Юстиниана на коне, держащего правую руку распростертую, смотрящего на восток и горделиво обращающегося к сороцинским царям, принесшим ему дань. Вся скульптура вылита из меди. Интересный сюжет заложен в основу скульптуры.

«Фряги» принесли в Восточное Средиземноморье свою религиозную традицию. На Кипре замечаем такую необычную вещь, как орган, под который поют на великие праздники во фряжских церквях.

О культуре можно ещё судить разве что по литургиям в храмах. Они красочно описываются, особенно в дни праздников. На них зажигали свечи, пели, проводили обряды. На службы собиралось большое количество человек.

Глава 4. Экология в государствах крестоносцев и Святой Земле в XII-XV вв. по сообщениям русских паломников.

Ещё один интересный аспект, который позволяют раскрыть источники – это экология. Данный аспект важен, на мой взгляд, так как он влияет на все остальные. От природных условий во многом зависит жизнь человека и государства, вспомним из отечественной истории концепцию Милова о важности природно-географического и климатического факторов.

Русские паломники обращают внимание на природные объекты, ландшафты, климат, рельеф местности, характер почв, обеспеченность территории водными ресурсами, растительностью, животными. Снова же большего всего информации даёт сочинение игумена Даниила, значит, в основном мы рассмотрим экологию Иерусалимского королевства.

Итак, ландшафт неоднородный, присутствуют как высокие горы, даже заснеженные, ущелья, так и поля, равнины.

Обеспеченность водными ресурсами также неоднородна. Больше повезло тем землям, которые располагаются вдоль главной реки Иордан. «Иордан река течет быстро, берега же её с той стороны круты, а с этой пологи. Вода очень мутная и вкусная для питья». К югу же от Иерусалима в лавре святого Саввы, напротив, безводное место, где нет ни реки, ни ручья, ни колодца, спасает лишь дождевая вода. То же можно утверждать о Гельвунских горах, которые «сухи, безводны, ибо нет росы на них никогда». Однако, встречались и другие водоёмы, на рассматриваемой территории. Там  располагалось Тивериадское море/озеро, вода которого вкусна, рыбы в котором много; Генисаритское озеро, больших размеров, круглое по форме, богатое рыбой. Упоминаются и другие водоемы, правда, без названия. Можно сделать вывод, что водоёмы играли существенную роль в Иерусалимском королевстве, так как климат там сухой, жаркий, а вода необходима не только для удовлетворения собственный потребностей, но и для развития сельского хозяйства. Поэтому часто в источниках мы сталкиваемся с колодцами, которые искусственно создавались людьми. Интересно замечание про экологию Иерихона: «и воды во множестве текут, разведенные по всей земле той». Видимо, в Иерусалимском королевстве существовала система ирригации.

Отдельно стоит сказать о Мёртвом море, как раньше его называли Содомское море, и его округе. Рядом находятся каменные высокие горы, пустыня, обитают там барсы, дикие ослы. Сам водоем «не содержит в себе ничего живого: ни рыбы, ни рака, ни устрицы… исходит из того моря смола красная на поверхность воды, и лежит по берегу тому смола та во множестве; и смрад исходит из моря того, как от серы горящей».

Как уже было замечено выше, климат на большей территории сухой, жаркий, знойный. Правда, из-за различий в рельефе местности, видимо, не на всей территории климатические условия одинаковые. Были местности с более благоприятным климатом. Например, вдоль реки Иордан рос лес: «деревья невысокие, похожие на вербу, росла лоза, тростник». Много зверей там обитало: дикие свиньи, барсы, львы.

Таким образом, мы имеем общее представление о природных условиях в Иерусалимском королевстве. Экология повлияла на экономику, а она, в свою очередь, на политику и культуру. Эти знания необходимы, чтобы полностью понять историческую модель государства.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Заключение

Итак, в работе была предпринята попытка рассмотреть в разных аспектах государства крестоносцев и Святую Землю в XII-XV вв. Источники, авторами которых явились русские паломники, позволили увидеть наиболее характерные черты исследуемого региона.

В связи с тем, что авторы используемых источников были не заинтересованными лицами, так как Русь не вела активную политику на территории государств крестоносцев и Святой Земле, их сообщения представляются довольно объективными и достоверными.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

803

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке