Научная и общественная значимость изучения городской субкультуры связана с тем, что в городах рождаются и развиваются наиболее значимые социальные новации, закрепляются новые социальные отношения и традиции. Городская субкультура отражает систему ценностных, нормативных, символических форм, выражающихся в определенном образе жизни людей, проживающих на конкретной городской территории.
Под городской субкультурой обычно понимается субкультура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. В зависимости от типа городского поселения (малый город – средний город – крупный город – мегаполис, включая столичный город), варьирующегося по социокультурному потенциалу, образу жизни, видам профессиональной деятельности, моделям поведения, информации и др., обусловливается специфика городской субкультуры
На развитие городской субкультуры оказывает влияние система социальных субструктур, сформировавшихся в процессе исторического развития под воздействием функциональных ориентаций основных групп предшествующих поколений общества и создавших ряд субкультур. Наиболее сильными из них по воздействию на городскую субкультуру являются:
— во-первых, реликтовая этническая субкультура, отражающая установки сложившегося на территории населения;
— во-вторых, субкультура городской жизни, сформировавшаяся как система производства средств социального существования;
— в-третьих, элитарная субкультура, главной функцией которой является производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества.
В рамках современной городской субкультуры можно выделить три наиболее крупных типа, которые соответствуют основным этапам общественного развития. Первый наиболее общий тип – традиционная городская субкультура доиндустриального общества. Для России – это период не позднее конца ХIХ в. Второй тип культуры – городская субкультура индустриального типа – начинает формироваться в России в конце ХIХ – начале ХХ вв. на основе процессов первичной индустриализации, которая была непосредственно связана с переходом к машинному производству с широким использованием парового двигателя, электроэнергии и «первичной» урбанизации, связанной с резким ростом как численности городов, так и городского населения. Этот процесс продолжался в России до конца 50-х гг. ХХ в. Третий тип городской субкультуры – урбанистическая субкультура – является непосредственным результатом научно-технической революции и переходом к постиндустриальному развитию. Первые ростки этой культуры стали проклевываться и пробивать себе дорогу в нашем обществе в конце 1950-х – начале 60-х гг. Однако процесс формирования третьего типа городской культуры в нашем обществе находится на начальной стадии и весьма далек от завершения.
Основным носителем городской субкультуры является городское население, которое может рассматриваться в качестве особой социально-культурной общности.
В рамках социально-культурной стратификации городского населения выдел ются следующие социокультурные слои. Во-первых, слой «чистых» горожан, т.е. тех, кто всю или по крайне мере более 3/4 своей жизни прожил в городе. Часть лиц этого слоя – горожане второго, третьего и более поколения. По характеристике Л.В. Корель этот слой населения является «наиболее ярким представителем, а также транслятором и генератором стандартов и стереотипов урбанизированного образа жизни». На этот слой как самый приспособленный к городскому образу жизни, «видимо, должны ориентироваться в своем поведении остальные группы» и он является референтным и «демонстрирует эталоны и образцы поведения урбанизированного человека» . Второй слой – «преимущественно» горожане – объединяет лиц, которые провели в городе от половины до 3/4 жизни. Это – горожане первого поколения, фон традиционной аграрной культуры и образа жизни которых размыт и слабо сказывается на поведении, установках и образе жизни. Третий слой состоит из лиц, проживших в городских поселениях более четверти, но не более половины своей жизни. Это полусельские жители по своим социокультурным характеристикам, городские полуселяне. Этот слой образуют горожане первого поколения с заметно выраженными элементами традиционной аграрной культуры в поведении, установках и образе жизни в целом. По определению Л.В. Корель, «пока им удалось освоить… лишь «азы» городского образа жизни. Их ожидаемое поведение – это сплав, с одной стороны, традиционных аграрных поведенческих установок, присущих сельскому населению, с другой – сугубо городских стандартов и стереотипов поведения» (7; 327). Четвертый слой – по своей социально-культурной принадлежности городские селяне, т.е. лица, прожившие в сельской местности почти всю или более 3/4 своей жизни. «Они находятся на стадии вживания в новую городскую среду, перестройки нормативной ценностной структуры личности, образа жизни, т.е. на этапе начальной или незавершенной адаптации к городу и дезадаптации по отношению к селу. В своем поведении… они наиболее далеки от урбанизированного образа жизни и остаются носителями преимущественно аграрной культуры»
Городская субкультура имеет одно из самых важных отличий от сельской: оно состоит не в размерах занимаемой городами плошали, не в высоте зданий, не в количестве жителей, а в его социальной неоднородности. Принадлежащие к разным сословиям, классам, национальностям, конфессиям, профессиям горожане отличаются друг от друга уровнем образованности, идеологическими позициями; разные поколения существенно отличаются друг от друга психологией, интересами, вкусами, жизненными установками, формами общения
Социально-культурная неоднородность в городе определяется и влиянием микросреды, ближайшего окружения человека, которое сказывается на индивидуальных предпочтениях в культурной сфере, стереотипах поведения, стиле жизни. При чем структура культурных потребностей различных групп населения, их поведение в сфере досуга прямо зависит от условий среды проживания, уровня городской инфраструктуры. Одним из путей удовлетворения культурных запросов населения и выравнивания условий доступа всех к культурным благам является социально-культурная мобильность.