Внедрение новых методов регистрации активности мозга человека при выполнении им каких-либо тестов позволяет решить эту проблему. Одним из таких методов является позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), позволяющая измерять локальное кровообращение и клеточный метаболизм, интенсивность которых отражает степень функциональной активности исследуемой ткани.
Оказалось, что повышенная активность кровотока в левом полушарии отмечалась при выполнении разного рода лингвистических задач. Напротив, при восприятии звуковых тонов и мелодий при исследовании мозга людей, не имевших музыкальных навыков, более высокая интенсивность кровотока наблюдались в правом полушарии. Конечно, особенности восприятия музыкальной информации у людей с музыкальным опытом могут существенно отличаться. Так, при патолого-анатомическом изучении мозга многих выдающихся музыкантов было обнаружено, что у большинства обследованных размер левой верхне-задней височной извилины (planum temporale) значительно превышал размер правой. Структурную асимметрию этого отдела мозга ранее связывали с доминирующей ролью левого полушария в обработке звуковой информации речи. Обнаружено, что planum temporale совпадает с центром Вернике, который, по клиническим данным, является центром речи. Наконец, структурная асимметрия этого отдела мозга коррелирует с предпочтением в употреблении определенной руки: у левшей асимметрия выражена менее ярко.
Результаты исследований с применением ПЭТ показали, что при обработке музыкальной информации кровоснабжение и метаболическая активность левой planum temporale у опытных музыкантов заметно вырастает. Более того, среди музыкантов наибольший размер planum temporale отмечается у тех, кто обладает абсолютным музыкальным слухом. Таким образом, получены прямые доказательства преобладания активности левого полушария в регуляции восприятия музыкальной информации у людей, имеющих профессиональную музыкальную подготовку.
Остаются все же непонятными причины возникновения такого рода структурной асимметрии мозга, ведь известно, что височная доля мозга формируется в течение 29-31-й недели внутриутробной жизни, и по-видимому, пренатальные факторы играют важную роль в ее развитии. Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что окончательное созревание коры мозга человека происходит уже после рождения, можно полагать, что музыкальное воспитание в раннем детстве, в так называемом чувствительном периоде, будет оказывать существенное влияние на формирование функциональных свойств коры мозга.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://learnbiology.narod.ru/