Писать я буду несколько сумбурно и при этом достаточно абстрактно. Дело в том, что тема эта продумана не до конца, в ней много неясного, многое не опробовано. Но даже несмотря на это, в моей жизни подход, изложенный в статье, уже работает, о чём я обязательно скажу ближе к концу статьи.
Итак…
От туристов старой школы я часто слышал: «Если походы мешают работе — брось… работу!».
В каждой шутке, как вы понимаете, есть доля шутки, и остальная доля этого высказывания прямо влечёт за собой вывод:
Такую работу надо бросать как можно скорее независимо от походов. Это не работа — это рабство.
Одновременно старая туристическая шутка указывает на два из трёх крупных блоков, из которых, по мнению некоторых западных социологов, выстраивается жизнь современного человека. Это работа и хобби. Третий блок — семья.
Специально скажу про хобби. Для меня называть спортивный туризм хобби диковато, но это правда. Слово hobby английское, есть старая английская пословица — every man has his hobby-horse. Вот это hobby-horse, да и само hobby означает маленькую лошадку — может, пони, может, лошадь-качалку, а может, просто палку с фанерной лошадиной головой. С одной стороны, слово намекает на детскую игру, но с другой — на древний архетип коня, воссев на которого, человек становится всемогущим. Хобби — это «конёк», то, с чего человека прёт, и в чём он ас, и, «сев» на что, он может генерить часами и сутками.
Между этими тремя блоками — работой, семьёй и хобби — свободно размещаются остальные части нашей жизни — например, старые друзья, вредные привычки, отношения с дальними родственниками и т. п. Но эти три блока — системообразующие.
Почему они существуют, и почему мы в них вкладываемся?
Очевидно, мы с них что-то получаем. Каждый имеет пользу и от работы (тут это очевиднее всего — работа даёт деньги), и от семьи (семья организует и оптимизирует быт, например), и от хобби (например, именно хобби чаще всего даёт возможность самореализации), да и от любого второстепенного блока выгода для нас есть тоже.
Кратко подводя итоги сказанного: трудноопределимая штука «жизнь» может быть разбита на функциональные блоки, и спортивный туризм может работать как один из трёх системообразующих блоков жизни. Каждый функциональный блок жизни несёт выгоду его обладателю. Со спортивного туризма турист тоже имеет определённую выгоду — например, самореализацию.
Старая шутка показывает не только наличие блоков. Второй важный вывод из неё: между блоками может идти конкуренция. И она действительно идёт: в большинстве случаев это конкуренция за время. Семья забирает время у хобби и работы, работа — у хобби и семьи, хобби… — сами понимаете.
Блоки могут конкурировать не только за время. Очевидно, семья и хобби конкурируют за деньги, которые вы добываете на работе.
В качестве ресурсов может выступать, кроме времени и денег, почти что угодно, вплоть до живых людей. Вы, например, можете раздумывать, что с этим человеком сделать лучше —- пойти с ним в серьёзный горный поход или заключить договор на выполнение работ. Одновременное развитие тех и других отношений вы можете просто не вытянуть — разорвётесь. Иногда так случается. Иногда говорят ещё — не работайте с друзьями, это лучший способ их потерять.
Однако между блоками возможны не только конкурентные отношения. Запросто возможны петли с положительной прямой связью и отрицательной обратной. Например, чем больше мы работаем, тем больше у нас есть денег на хорошую снарягу и походы по хорошим районам. Но чем больше мы вкладываемся в походы, тем меньше остаётся шансов уделить внимание заработку. Туризм выступает в роли своего рода «хищника» в отношении работы-«жертвы». Ведь и в самом деле, между лисами и зайцами, например, отношения такие же: чем больше зайцев, тем больше лис, но чем больше лис, тем меньше зайцев.
Возможны и отношения с положительной связью в обе стороны. Это крайние ситуации типа «муж-турист, жена-туристка»: пока не родились дети, хобби поддерживает семью, а семья — хобби. В биологии такое называется симбиозом. При этом симбионты — хобби и семья — совместно потребляют деньги, время, внимание и многие другие ресурсы; любая туристическая семья, да и любая семья, живущая совместным увлечением, может составить собственный список этих ресурсов.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Краткие выводы из написанного выше могут быть следующие. Между блоками жизни могут существовать разные отношения — назовём их «конкуренция», отношения типа «хищник-жертва» и «симбиоз». Каждое из этих отношений может возникать по поводу разных производимых и потребляемых ресурсов.
Теперь о динамике этих отношений.
Отношения конкуренции неустойчивы и оканчиваются, как правило, вытеснением одного конкурента другим. Человек может, например, бросить туризм, потому что семья победила. Или бросить работу и уйти в случайные заработки, чтобы можно было срываться в любой поход и ходить по пять-шесть высококатегорийных походов за год (совсем бросить работу сложно — даже в стародавние советские времена туризм стоил денег, которые надо было где-то добыть — так что победа туризма над работой не окончательна, и чистой конкуренцией эти отношения не назовёшь).
Отношения симбиоза достаточно устойчивы сами по себе, но их может разрушить разный «выход», разный profit, который получает человек с основных блоков своей жизни. В хобби мы самореализуемся, но самореализацией противоестественно заниматься без денег, которые даёт работа, и самореализация оказывается мертворожденной без продолжения себя в детях, которое даёт семья. Как бы муж-турист и жена-туристка ни сливали в едином порыве семью и хобби, семье нужны дети. А коммерческий проводник, у которого получилось слить воедино хобби и работу, рано или поздно встанет перед выбором: либо ему нужны деньги, либо самореализация, либо вести по маршруту коммерческую группу идиотов, либо плюнуть и хорошо погулять самому.
Отношения с петлёй отрицательной обратной связи (типа «хищник-жертва») довольно устойчивы в длительной временной перспективе, но порождают трудно устранимые волны. После каждого похода нужно восстанавливать финансовое состояние и входить обратно в рабочий ритм — чтобы заработать на новый поход. Так происходит снова и снова.
Настоящая стабильность достигается путём выстраивания известной в мировой политике «системы сдержек и противовесов». Связей между функциональными блоками жизни должно быть много, они должны быть разнообразны, среди них важную роль должны играть отношения типа «хищник-жертва», в которых один функциональный блок потребляет то, что производит другой. Но этого недостаточно, это только самые общие правила.
Стабильную систему выстраивать нужно, хорошо и полезно. Потому что нестабильная система жизни рано или поздно приведёт вас к тому, что какой-то из функциональных блоков (не обязательно системообразующий) захиреет. Например, жена (или муж) запретит вам заниматься туризмом, и вы ничего не сможете возразить. Или начальник совсем перестанет давать отпуска на походы. Да мало ли.
Краткие выводы: разные типы отношений между функциональными блоками жизни имеют разную устойчивость и разную динамику развития. Из некоторого количества разных отношений можно выстроить устойчивую систему.
Дальше попробую сказать нечто чуть более конкретное.
Сказав о самореализации, которую мы находим в туризме, я сказал не всё. В разные времена спортивный туризм играл очень разную роль в жизни туриста, от него был разный profit.
Например, по слухам, в Советском Союзе спортивный туризм был единственной областью деятельности, которую госструктуры, включая силовые, финансировали, но не контролировали. В туризме не было стукачей. Они были везде — среди хиппи, среди фарцовщиков, среди рокеров, среди даже КСП-шников. Туризм был чист — и при этом на поход (по крайней мере, на детский поход) можно было получить дотацию.
В таких условиях спортивный туризм был способом убежать от повсеместной пропаганды. В походе человек мог быть собой. Возвращаясь в город, он поневоле снова оказывался строителем коммунизма.
При этом принцип «если походы мешают работе — брось работу» срабатывал вполне. Работу по специальности человек найти мог. А вот найти какую-то иную свободу от промывания мозгов и тотального контроля — видимо, нет. Чего не хватало советскому человеку — так это свободы. И именно в спортивном туризме её можно было найти.
Сейчас ситуация вокруг спортивного туризма несколько иная. Финансировать его, в общем-то, перестали, пасти — так и не начали. В спортивный туризм пришла коммерция — он до того коммерциализировался, что спам от «Альпиндустрии», «Сплава» или «Канта» может приходить на ваш мобильник чаще, чем спам от «Эльдорадо». И свободу в туризме больше искать не обязательно — вместо этого можно открыть собственный бизнес.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
При этом пропаганда из политики плавно переместилась в бизнес — пропаганда стала рекламой. Рекламу гораздо проще отключить, она не столь навязчива, куда более приятна, и за ней нет поддержки силовых структур. Никто не вызовет вас повесткой в головной офис Билайн за то, что вы не перешли на новый тариф сотовой связи.
Разумеется, туризм сегодня может работать как бегство от рекламы и вообще от информационной перегрузки. Но есть и другие способы бегства — бегите хоть в себя, хоть в ашрам, хоть в литературную тусовку, силовым структурам всё равно.
Поэтому спрос на туризм как хобби резко упал. Он упал настолько, что в Московском Городском турклубе не набирается отчётов о категорийных лыжных походах на то, чтобы устроить соревнования между маршрутами.
Но если туризм как поиск свободы больше не нужен — как он работает в качестве социального института?
У меня есть гипотеза, которая никак не следует из всего вышеизложенного. Она заключается в том, что в России туристские клубы и группы могут работать примерно так же, как на Западе гольф-клубы и яхт-клубы. Туристские клубы могут быть местом поиска бизнес-партнёров, сотрудников для совместной работы и т. п.
Судя по всему, искать сотрудников через headhunter, superjopb и подобные ресурсы — занятие опасное. Ни одно резюме не опишет вам, каков человек в деле, а со стремительным увеличением числа бизнес-проектов неясно становится и то, что это было за дело. А вот поведение человека на маршруте скажет о нём многое.
Можно оспорить то, что я написал в предыдущем абзаце, можно попытаться это сделать, но в любом случае ясно одно: туризм может быть связан с работой отношениями типа «хищник-жертва», причём в роли хищника выступает уже не туризм, а работа или собственный бизнес.
При этом между спортивным туризмом и работой выстраиваются довольно любопытные отношения: работа безотказно поставляет туризму деньги, а туризм время от времени поставляет работе ценные кадры. В турклубах могут заключаться соглашения, которые подпитают доход обеих согласившихся сторон. А доход с работы или бизнеса, в свою очередь, подпитает туризм.
По большому счёту в том, что между хобби и другим крупным функциональным блоком жизни могут существовать связи такого рода, нет ничего нового. В советское время было очевидно (хотя официально никем не отмечалось), что занятия туризмом могут положительно повлиять на формирование семьи.
Старики говорили: «Альпинизм — школа мужества, а туризм — замужества».
Другой разговор, что семья чаще всего выступала по отношению к туризму абсолютным хищником: созданная на предложенных им ресурсах, она его вытесняла и занимала собой всё жизненное пространство бывших туристов.
А вот то, что спортивный туризм может подпитывать работу — может быть, и новость. Причём имеется в виду вовсе не неустойчивый на сегодня заработок вроде промышленного альпинизма, а куда более серьёзное дело.
Работа, в отличие от семьи, сама по себе кадры не рожает, поэтому туризм может служить источником постоянной подпитки для работы. И работа, которая кормится кадрами от туристического клуба, никогда не вытеснит туризм. И бизнес, ключевые соглашения по которому заключаются у костра в зимнем лесу или у горелки в весенней тундре, никогда не вытеснит собой туризм, как транснациональный оружейный или банковский бизнес никогда не вытеснит собой площадки для гольфа или элитные охотничьи домики, а порты, где швартуются нефтяные танкеры, никогда не подменят собой целиком яхт-клубы.
Я готов утверждать это потому, что именно в Перовском турклубе нашёл себе двух сотрудников. Одна из них не только продолжает со мной работать, но и однажды приезжала в лес за зарплатой по одному из проектов.
Пожалуй, статью пора завершать. Если бы я говорил всё это у доски в клубе, я наговорил бы гораздо меньше — но интонации, жесты и картинки на доске позволяют упаковывать информацию гораздо плотнее, чем только буквы.
Мне очень хочется, чтобы все, кто читает эту статью, попробовали применить заложенную в ней идеологию к своим занятиям туризмом. Мне кажется, это сделает и нашу лыжную секцию, и Перовский турклуб, и спортивный туризм в целом явлением куда более прочным и куда глубже укоренённым в жизни, чем он есть сейчас по старой советской памяти.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
И если ваши походы до сих пор мешают работе — может быть, то, что я изложил здесь, позволит вам стронуть ситуацию в сторону, в которой принято не мешать, а помогать друг другу не только среди людей, но и среди функциональных блоков жизни.
Просто подумайте, чем наша секция может быть полезна вам в работе. Или в семье. Или для отношений с вашими старыми друзьями, дальними родственниками и даже вредными привычками.
А потом извлеките эту пользу из секции.