Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Заметки по социальной философии спортивного туризма в современном мире. (Сергей Алхутов)»

То, что изложено в этой короткой статье, я собирался рассказать вчера вечером 29 декабря 2014 года на занятии нашей лыжной секции перед тем, как Наталья Сашова будет рассказывать об организации питания в лыжном походе. Но вышло так, что я пишу это здесь. Потому что не пришлось говорить, и потому, что я человек письменной культуры.

Написание доклада за 4 часа

Писать я буду несколько сумбурно и при этом достаточно абстрактно. Дело в том, что тема эта продумана не до конца, в ней много неясного, многое не опробовано. Но даже несмотря на это, в моей жизни подход, изложенный в статье, уже работает, о чём я обязательно скажу ближе к концу статьи.

Итак…

От туристов старой школы я часто слышал: «Если походы мешают работе — брось… работу!».

В каждой шутке, как вы понимаете, есть доля шутки, и остальная доля этого высказывания прямо влечёт за собой вывод:

Такую работу надо бросать как можно скорее независимо от походов. Это не работа — это рабство.

Одновременно старая туристическая шутка указывает на два из трёх крупных блоков, из которых, по мнению некоторых западных социологов, выстраивается жизнь современного человека. Это работа и хобби. Третий блок — семья.

Специально скажу про хобби. Для меня называть спортивный туризм хобби диковато, но это правда. Слово hobby английское, есть старая английская пословица — every man has his hobby-horse. Вот это hobby-horse, да и само hobby означает маленькую лошадку — может, пони, может, лошадь-качалку, а может, просто палку с фанерной лошадиной головой. С одной стороны, слово намекает на детскую игру, но с другой — на древний архетип коня, воссев на которого, человек становится всемогущим. Хобби — это «конёк», то, с чего человека прёт, и в чём он ас, и, «сев» на что, он может генерить часами и сутками.

Между этими тремя блоками — работой, семьёй и хобби — свободно размещаются остальные части нашей жизни — например, старые друзья, вредные привычки, отношения с дальними родственниками и т. п. Но эти три блока — системообразующие.

Почему они существуют, и почему мы в них вкладываемся?

Очевидно, мы с них что-то получаем. Каждый имеет пользу и от работы (тут это очевиднее всего — работа даёт деньги), и от семьи (семья организует и оптимизирует быт, например), и от хобби (например, именно хобби чаще всего даёт возможность самореализации), да и от любого второстепенного блока выгода для нас есть тоже.

Кратко подводя итоги сказанного: трудноопределимая штука «жизнь» может быть разбита на функциональные блоки, и спортивный туризм может работать как один из трёх системообразующих блоков жизни. Каждый функциональный блок жизни несёт выгоду его обладателю. Со спортивного туризма турист тоже имеет определённую выгоду — например, самореализацию.

Старая шутка показывает не только наличие блоков. Второй важный вывод из неё: между блоками может идти конкуренция. И она действительно идёт: в большинстве случаев это конкуренция за время. Семья забирает время у хобби и работы, работа — у хобби и семьи, хобби… — сами понимаете.

Блоки могут конкурировать не только за время. Очевидно, семья и хобби конкурируют за деньги, которые вы добываете на работе.

В качестве ресурсов может выступать, кроме времени и денег, почти что угодно, вплоть до живых людей. Вы, например, можете раздумывать, что с этим человеком сделать лучше —- пойти с ним в серьёзный горный поход или заключить договор на выполнение работ. Одновременное развитие тех и других отношений вы можете просто не вытянуть — разорвётесь. Иногда так случается. Иногда говорят ещё — не работайте с друзьями, это лучший способ их потерять.

Однако между блоками возможны не только конкурентные отношения. Запросто возможны петли с положительной прямой связью и отрицательной обратной. Например, чем больше мы работаем, тем больше у нас есть денег на хорошую снарягу и походы по хорошим районам. Но чем больше мы вкладываемся в походы, тем меньше остаётся шансов уделить внимание заработку. Туризм выступает в роли своего рода «хищника» в отношении работы-«жертвы». Ведь и в самом деле, между лисами и зайцами, например, отношения такие же: чем больше зайцев, тем больше лис, но чем больше лис, тем меньше зайцев.

Возможны и отношения с положительной связью в обе стороны. Это крайние ситуации типа «муж-турист, жена-туристка»: пока не родились дети, хобби поддерживает семью, а семья — хобби. В биологии такое называется симбиозом. При этом симбионты — хобби и семья — совместно потребляют деньги, время, внимание и многие другие ресурсы; любая туристическая семья, да и любая семья, живущая совместным увлечением, может составить собственный список этих ресурсов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Краткие выводы из написанного выше могут быть следующие. Между блоками жизни могут существовать разные отношения — назовём их «конкуренция», отношения типа «хищник-жертва» и «симбиоз». Каждое из этих отношений может возникать по поводу разных производимых и потребляемых ресурсов.

Теперь о динамике этих отношений.

Отношения конкуренции неустойчивы и оканчиваются, как правило, вытеснением одного конкурента другим. Человек может, например, бросить туризм, потому что семья победила. Или бросить работу и уйти в случайные заработки, чтобы можно было срываться в любой поход и ходить по пять-шесть высококатегорийных походов за год (совсем бросить работу сложно — даже в стародавние советские времена туризм стоил денег, которые надо было где-то добыть — так что победа туризма над работой не окончательна, и чистой конкуренцией эти отношения не назовёшь).

Отношения симбиоза достаточно устойчивы сами по себе, но их может разрушить разный «выход», разный profit, который получает человек с основных блоков своей жизни. В хобби мы самореализуемся, но самореализацией противоестественно заниматься без денег, которые даёт работа, и самореализация оказывается мертворожденной без продолжения себя в детях, которое даёт семья. Как бы муж-турист и жена-туристка ни сливали в едином порыве семью и хобби, семье нужны дети. А коммерческий проводник, у которого получилось слить воедино хобби и работу, рано или поздно встанет перед выбором: либо ему нужны деньги, либо самореализация, либо вести по маршруту коммерческую группу идиотов, либо плюнуть и хорошо погулять самому.

Отношения с петлёй отрицательной обратной связи (типа «хищник-жертва») довольно устойчивы в длительной временной перспективе, но порождают трудно устранимые волны. После каждого похода нужно восстанавливать финансовое состояние и входить обратно в рабочий ритм — чтобы заработать на новый поход. Так происходит снова и снова.

Настоящая стабильность достигается путём выстраивания известной в мировой политике «системы сдержек и противовесов». Связей между функциональными блоками жизни должно быть много, они должны быть разнообразны, среди них важную роль должны играть отношения типа «хищник-жертва», в которых один функциональный блок потребляет то, что производит другой. Но этого недостаточно, это только самые общие правила.

Стабильную систему выстраивать нужно, хорошо и полезно. Потому что нестабильная система жизни рано или поздно приведёт вас к тому, что какой-то из функциональных блоков (не обязательно системообразующий) захиреет. Например, жена (или муж) запретит вам заниматься туризмом, и вы ничего не сможете возразить. Или начальник совсем перестанет давать отпуска на походы. Да мало ли.

Краткие выводы: разные типы отношений между функциональными блоками жизни имеют разную устойчивость и разную динамику развития. Из некоторого количества разных отношений можно выстроить устойчивую систему.

Дальше попробую сказать нечто чуть более конкретное.

Сказав о самореализации, которую мы находим в туризме, я сказал не всё. В разные времена спортивный туризм играл очень разную роль в жизни туриста, от него был разный profit.

Например, по слухам, в Советском Союзе спортивный туризм был единственной областью деятельности, которую госструктуры, включая силовые, финансировали, но не контролировали. В туризме не было стукачей. Они были везде — среди хиппи, среди фарцовщиков, среди рокеров, среди даже КСП-шников. Туризм был чист — и при этом на поход (по крайней мере, на детский поход) можно было получить дотацию.

В таких условиях спортивный туризм был способом убежать от повсеместной пропаганды. В походе человек мог быть собой. Возвращаясь в город, он поневоле снова оказывался строителем коммунизма.

При этом принцип «если походы мешают работе — брось работу» срабатывал вполне. Работу по специальности человек найти мог. А вот найти какую-то иную свободу от промывания мозгов и тотального контроля — видимо, нет. Чего не хватало советскому человеку — так это свободы. И именно в спортивном туризме её можно было найти.

Сейчас ситуация вокруг спортивного туризма несколько иная. Финансировать его, в общем-то, перестали, пасти — так и не начали. В спортивный туризм пришла коммерция — он до того коммерциализировался, что спам от «Альпиндустрии», «Сплава» или «Канта» может приходить на ваш мобильник чаще, чем спам от «Эльдорадо». И свободу в туризме больше искать не обязательно — вместо этого можно открыть собственный бизнес.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При этом пропаганда из политики плавно переместилась в бизнес — пропаганда стала рекламой. Рекламу гораздо проще отключить, она не столь навязчива, куда более приятна, и за ней нет поддержки силовых структур. Никто не вызовет вас повесткой в головной офис Билайн за то, что вы не перешли на новый тариф сотовой связи.

Разумеется, туризм сегодня может работать как бегство от рекламы и вообще от информационной перегрузки. Но есть и другие способы бегства — бегите хоть в себя, хоть в ашрам, хоть в литературную тусовку, силовым структурам всё равно.

Поэтому спрос на туризм как хобби резко упал. Он упал настолько, что в Московском Городском турклубе не набирается отчётов о категорийных лыжных походах на то, чтобы устроить соревнования между маршрутами.

Но если туризм как поиск свободы больше не нужен — как он работает в качестве социального института?

У меня есть гипотеза, которая никак не следует из всего вышеизложенного. Она заключается в том, что в России туристские клубы и группы могут работать примерно так же, как на Западе гольф-клубы и яхт-клубы. Туристские клубы могут быть местом поиска бизнес-партнёров, сотрудников для совместной работы и т. п.

Судя по всему, искать сотрудников через headhunter, superjopb и подобные ресурсы — занятие опасное. Ни одно резюме не опишет вам, каков человек в деле, а со стремительным увеличением числа бизнес-проектов неясно становится и то, что это было за дело. А вот поведение человека на маршруте скажет о нём многое.

Можно оспорить то, что я написал в предыдущем абзаце, можно попытаться это сделать, но в любом случае ясно одно: туризм может быть связан с работой отношениями типа «хищник-жертва», причём в роли хищника выступает уже не туризм, а работа или собственный бизнес.

При этом между спортивным туризмом и работой выстраиваются довольно любопытные отношения: работа безотказно поставляет туризму деньги, а туризм время от времени поставляет работе ценные кадры. В турклубах могут заключаться соглашения, которые подпитают доход обеих согласившихся сторон. А доход с работы или бизнеса, в свою очередь, подпитает туризм.

По большому счёту в том, что между хобби и другим крупным функциональным блоком жизни могут существовать связи такого рода, нет ничего нового. В советское время было очевидно (хотя официально никем не отмечалось), что занятия туризмом могут положительно повлиять на формирование семьи.

Старики говорили: «Альпинизм — школа мужества, а туризм — замужества».

Другой разговор, что семья чаще всего выступала по отношению к туризму абсолютным хищником: созданная на предложенных им ресурсах, она его вытесняла и занимала собой всё жизненное пространство бывших туристов.

А вот то, что спортивный туризм может подпитывать работу — может быть, и новость. Причём имеется в виду вовсе не неустойчивый на сегодня заработок вроде промышленного альпинизма, а куда более серьёзное дело.

Работа, в отличие от семьи, сама по себе кадры не рожает, поэтому туризм может служить источником постоянной подпитки для работы. И работа, которая кормится кадрами от туристического клуба, никогда не вытеснит туризм. И бизнес, ключевые соглашения по которому заключаются у костра в зимнем лесу или у горелки в весенней тундре, никогда не вытеснит собой туризм, как транснациональный оружейный или банковский бизнес никогда не вытеснит собой площадки для гольфа или элитные охотничьи домики, а порты, где швартуются нефтяные танкеры, никогда не подменят собой целиком яхт-клубы.

Я готов утверждать это потому, что именно в Перовском турклубе нашёл себе двух сотрудников. Одна из них не только продолжает со мной работать, но и однажды приезжала в лес за зарплатой по одному из проектов.

Пожалуй, статью пора завершать. Если бы я говорил всё это у доски в клубе, я наговорил бы гораздо меньше — но интонации, жесты и картинки на доске позволяют упаковывать информацию гораздо плотнее, чем только буквы.

Мне очень хочется, чтобы все, кто читает эту статью, попробовали применить заложенную в ней идеологию к своим занятиям туризмом. Мне кажется, это сделает и нашу лыжную секцию, и Перовский турклуб, и спортивный туризм в целом явлением куда более прочным и куда глубже укоренённым в жизни, чем он есть сейчас по старой советской памяти.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И если ваши походы до сих пор мешают работе — может быть, то, что я изложил здесь, позволит вам стронуть ситуацию в сторону, в которой принято не мешать, а помогать друг другу не только среди людей, но и среди функциональных блоков жизни.

Просто подумайте, чем наша секция может быть полезна вам в работе. Или в семье. Или для отношений с вашими старыми друзьями, дальними родственниками и даже вредными привычками.

А потом извлеките эту пользу из секции.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

766

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке