Прежде чем понять какой человек считается истинно свободным, нужно узнать, что означает это затейливое слово – свобода. В этимологии в основе понятия «свобода» лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству. «…право, свойственное божеству» — думаю, это как нельзя лучше описывает мою позицию по отношению к мысли русского писателя Федора Глинка и к понятию «свобода» в целом.
Я считаю, что в наше время свобода непостижима для обыкновенного человека, ибо люди во все века были от чего или кого-либо зависимы. Если раньше существовал рабовладельческий строй и люди буквально были лишены физической свободы, то в наше время человек зависим не только от государства, но и от собственных пристрастий и социума. Есть люди, не раболепствующие чужим прихотям, таких много. Но тех, кто не пособничает собственным страстям лишь сотни, а то и десятки.
В литературе теме свободы уделяется особое место. Тема свободы была актуальна для А. Пушкина(«Кавказская пленница», «Узник»), М. Лермонтова («Мцыри»), М. Горького («Макар Чудра») и для многих других русских писателей. Однако лучше всего мою точку зрения характеризует Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». В романе я увидела зависимость общества: оно подчинено коммунистическому строю, гонится за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. Литературная деятельность также приобрела коммунистический уклон, здесь неважно — есть у тебя талант или нет, главное — угодить руководству страны, что неправильно.
Также, говоря о свободе, Воланд метко подмечает, что пусть человек и волен, но на протяжении всей своей жизни он не властен над обстоятельствами. Следовательно, именно они ограничивают нашу возможность делать что-либо по-своему.
Максим Горький в своем произведении «Макар Чудра» также подтверждает, что стремление быть полностью свободным, не противоречив другим человеческим ценностям, практически неисполнимо. Герои произведения вынуждены решать, что им дороже. Жажда личной свободы у Лойко и Рады так сильна, что даже на свое чувство они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко убивает Радду, а затем себя. Смерть дарит им освобождение от выбора между любовью и свободой.
Таким образом, я считаю, что в наше время человек не может быть полностью вольным, ибо он всегда будет зависим от законов государства, морали, общества и собственных прихотей. Возможно, смерть может даровать человеку свободу.