Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Эссе на тему «Мы все родом из детства»

Осознанно вернуться в детство, не только в воспоминания собственного периода, а  попытаться осмыслить «колыбель» всего человечества под новым углом зрения – это уникальная возможность. Знакомясь с мыслями Шалвы Александровича, постепенно появлялись картины, которые сжимали эту информацию до конкретных образов.

Написание эссе за 4 часа

Картин получилось три. Первая – это картина С.Н. Рериха «Вечная жизнь», затем две картины Н.К. Рериха: «Ведущая» и «Звезда героя».

«Вечная жизнь». На переднем плане ребёнок. Он рассматривает в своих руках цветок. О чём он думает? Его привлекла красота цветка? А, может быть, в нём звучит зов предков к этой красоте? Усилия, которые спрессованы в функциональную тенденцию и ждущие своей реализации? Ребёнок без одежды, как напоминание о свободе, которая жизненно необходима для правильного развития. В гармонии внешнего равновесия притаились три страсти: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Сможет ли мать правильно решить эти педагогические задачи? Они не просты. Наверное, поэтому взор матери направлен в небеса. Что она хочет сохранить и передать своему ребёнку? Не ту ли весть о Высшем Начале, которую следует сохранить в земных условиях и которая позволит лучше осмыслить слова мудреца: «Роль паруса надо понять». Может быть, сердце матери помнит, что самая главная возможность, интегрирующая все остальные, — это стать полезным человеком для общества, в котором ему придётся жить. Поэтому и ребёнку нужны родители, которые выполнят закон духовной общности, постараются, чтобы он стал самим собой, а не будут обтёсывать его сущность на основе собственного эгоизма. Явят личный пример истинной любви и заботы, чтобы их усилия не отвели его от Чаши, которую он несёт возле своего сердца.

Размышления и сама картина позволяют отринуть мысль о Природе, как о пассивном начале. Как могла бы быть она вечной, если бы лень в ней преобладала? Вся её окружающая действительность напоминает нам о движении, о чередовании разных периодов, в которых есть своя логика развития, свои причинно-следственные связи. Ребёнок часть Природы. Активность Природы живёт в нём, проявляет себя. Импульсы, унаследованные от Природы, несущие в себе природно-активное начало определяются Шалвой Александровичем как стремление, как страсть стать человеком, познающим мир. У Елены Ивановны Рерих есть образное сравнение акта воплощения с чувством голодного человека, стремящегося к пище. И это сравнение даёт возможность ещё раз подчеркнуть активность рождающейся души. Есть неудержимое стремление вновь продолжить путь познания самого сложного – Божественного Начала. А оно не может осуществиться вне человеческого общества. Поэтому и педагогика должная быть более оптимистичной. Активное начало, приходящее вместе с ребёнком, его задатки, пытаются найти в окружающей среде возможность для своей реализации. И здесь судьба может сложиться по-разному: одни не найдут возможности, другие реализуются найдя благоприятное окружение, третьи реализуются даже при самых неблагоприятных условиях. Не случаен совет у кроватки малыша: «Ты всё можешь!». Какой будет культура Слова, которая будет окружать растущего младенца? Ведь она должна помочь ему выразить свой субъективный, личностный мир, самого себя в целом и сформировать характер Ребёнка. Ах, какой удивительно тонкий инструмент дан для воспитания с самого раннего детства – Слово!

Но в Детстве, как и в Природе, есть определённые сроки для созревания. Упустишь – не увидишь плодов. В Детстве наиболее интенсивная фаза развития приходится на возраст от двух до 9-11 лет. Правда, и здесь для функций есть свои стадии. Для одних чуть больше отпущено времени, для других чуть меньше. Поэтому нужно очень зорко наблюдать за проявлениями растущего малыша. Мы должны ему помочь, а для этого мы сами должны изменяться, утончать своё восприятие, учиться любить эту хрупкую жизнь. Непрестанно выполняя завет: уча – учись.

Очень важная мысль Шалвы Александровича о концепции функциональных тенденций – активность в Ребёнке заложена изначально, Природой. Ребёнок сам в себе несёт источник движения, энергию активности, деятельности. Эта энергия, эти импульсы сами приводят в движение нужные процессы, не дожидаясь зова среды. Поэтому и вспоминается картина Н.К. Рериха «Звезда героя». Фактически, каждая душа, после Небесной Школы, должна реализовать свои знания в земных условиях. Это индивидуальный, субъективный подвиг, но ради Общего Блага. Ибо развитие задатков не происходит вне человеческого общества и без деятельности. Капли психической энергии не отложатся в Чаше вечности без труда, без преодоления трудностей. Но мудрость Учителей позволяет не забывать о целесообразности. Трудности не должны превышать возможностей: «Нельзя против младенца поставить льва». Поэтому и существует учитель, который мог бы соизмерить разницу между актуальным развитием и наиболее высокой ступенью, на которую может подняться ученик с его помощью.

Картина «Ведущая», несомненно, имеет множество трактовок. Но касаясь нашей темы, она напоминает, что именно учитель даёт возможность преодолеть трудности, без которых нет развития, и подняться ещё на одну ступеньку в своём становлении. Обучение становиться ведущим началом, если оно способствует развитию. Сложность на пределе возможностей позволяет развиваться тем самым задаткам, функциям, о которых мы не всегда имеем полное представление.

Д.Н. Узнадзе прекрасно понимал, что Ребёнку одному не справиться с задачей, для решения которой он ещё не готов. Поэтому учитель — посредник между возможностями. А Л.С. Выготский считал, что это посредничество наиболее эффективно осуществляется в форме сотрудничества, которое предлагает взрослый человек Ребёнку. В книге «Сердце» (§86) мы встречаем такие слова: «Сотрудничество может быть украшением сознательного духа. Не принуждение, меньше всего соревнование, но усиление энергий посылает понятие сотрудничества». При сотрудничестве усиливаются энергии ребёнка и учителя, поэтому ближайшая ступень становится возможной. Сотрудничество позволяет Ребёнку подниматься выше самого себя. И ещё один немаловажный момент открывается в таком методе обучения. Это то, что нынче модно называть здоровьесберегающими технологиями. Обучение, ведущее за собой развитие, позволяет сохранить здоровье детей. И это очень важно. Не безделье несёт здоровье, а труд на пределе возможностей. Конечно, детство Ребёнка не обойдётся без игры. Ведь это одна из главных форм практики детства. Осмыслить эту практику пытались многие учёные. Но наиболее точная, имеющая в себе синтез разнородных взглядов, мысль принадлежит Д.Н. Узнадзе. Наблюдая за игрой Ребёнка, мы взрослые, должны помнить, что в ней реализуется природная сила, её активность. Ребёнок в игре активизирует биологически неактуальные возможности, а импульс функциональной тенденции, который передан по наследству от всего человечества. Конечно, формы и виды игры будут зависеть от среды, но важно то, что именно игра позволяет подготовиться к взрослой жизни.

Страсть к взрослению Ребёнка не избавит нас от конфликтов. О чём нам может напомнить Гуманная Педагогика в таких случаях? Даже плохое не запрещать, но умело предложить альтернативу. По сути это и есть решение педагогических задач, которые надо решить здесь и сейчас. Воспитание не повторяется. Но наш личный настрой должен быть искренним и доброжелательным. Мы должны помнить, что решение таких педагогических задач должны вести к тому, что и мы и ребёнок должны стать лучше. Не забывать, что Ребёнок меняется внутри и сам прикладывает усилия для этих изменений, а только помогаем Он такой же самостоятельный хозяин в своём внутреннем мире, как и мы, взрослые. В этом тоже проявляется закон внутренней свободы. Закон права на выбор – поступить так или иначе.

Ни развитие, ни функциональные тенденции, ни сотрудничество совершенно не нуждаются в насилии. Тем более в этом не нуждается страсть к свободе. Только бы не перепутать её со своеволием или вседозволенностью. Не спутать пропасть беспредела с Беспредельностью. Человек не становиться человеком вне общества. Поэтому у каждого из нас уже есть определённый моральный долг перед обществом. Тогда в чём же свобода? В полной свободе выбора. Ребёнок должен чувствовать, что он выбирает, а не его заставляют. Но свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или злу? И здесь нам помогут законы соизмеримости, целесообразности и непреложности. Но раз есть такие законы, то легко ли научиться свободному выбору? Нет. Наверное, поэтому Л.Н. Толстой предлагал изучать в первую очередь смысл и назначение человеческой жизни, в осмысление которой огромный вклад внесли Учителя, мыслители, мудрецы разных стран и народов. Лев Николаевич указывал, что методы и приёмы не должны заслонять личности ребёнка. Ребёнок – Путник Вечности.

А вот начало несвободы начинается гораздо раньше появления на свет Ребёнка. Свобода или несвобода начинает проявляться в мыслях родителей, с какими чувствами или желаниями они ожидают прихода Ребёнка. Мысли и чувства становятся своеобразным духовным питанием для их будущих детей. Человечеству предстоит осознать самую величайшую энергию Вселенной – Мысль, и восполниться чувством ответственности за свои мысли. Ведь всё живое знает, что ему надо делать. И не обрываем ли мы нить памяти и знаний своими эгоистическими мыслями перед приходом в жизнь ЧУДА?! Лучше попытаемся учить счастью красоты, счастью знания, счастью любви, счастью слияния с Высшим. Тому, что ведёт к Вечной Жизни.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1356

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке