Картин получилось три. Первая – это картина С.Н. Рериха «Вечная жизнь», затем две картины Н.К. Рериха: «Ведущая» и «Звезда героя».

«Вечная жизнь». На переднем плане ребёнок. Он рассматривает в своих руках цветок. О чём он думает? Его привлекла красота цветка? А, может быть, в нём звучит зов предков к этой красоте? Усилия, которые спрессованы в функциональную тенденцию и ждущие своей реализации? Ребёнок без одежды, как напоминание о свободе, которая жизненно необходима для правильного развития. В гармонии внешнего равновесия притаились три страсти: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Сможет ли мать правильно решить эти педагогические задачи? Они не просты. Наверное, поэтому взор матери направлен в небеса. Что она хочет сохранить и передать своему ребёнку? Не ту ли весть о Высшем Начале, которую следует сохранить в земных условиях и которая позволит лучше осмыслить слова мудреца: «Роль паруса надо понять». Может быть, сердце матери помнит, что самая главная возможность, интегрирующая все остальные, — это стать полезным человеком для общества, в котором ему придётся жить. Поэтому и ребёнку нужны родители, которые выполнят закон духовной общности, постараются, чтобы он стал самим собой, а не будут обтёсывать его сущность на основе собственного эгоизма. Явят личный пример истинной любви и заботы, чтобы их усилия не отвели его от Чаши, которую он несёт возле своего сердца.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Размышления и сама картина позволяют отринуть мысль о Природе, как о пассивном начале. Как могла бы быть она вечной, если бы лень в ней преобладала? Вся её окружающая действительность напоминает нам о движении, о чередовании разных периодов, в которых есть своя логика развития, свои причинно-следственные связи. Ребёнок часть Природы. Активность Природы живёт в нём, проявляет себя. Импульсы, унаследованные от Природы, несущие в себе природно-активное начало определяются Шалвой Александровичем как стремление, как страсть стать человеком, познающим мир. У Елены Ивановны Рерих есть образное сравнение акта воплощения с чувством голодного человека, стремящегося к пище. И это сравнение даёт возможность ещё раз подчеркнуть активность рождающейся души. Есть неудержимое стремление вновь продолжить путь познания самого сложного – Божественного Начала. А оно не может осуществиться вне человеческого общества. Поэтому и педагогика должная быть более оптимистичной. Активное начало, приходящее вместе с ребёнком, его задатки, пытаются найти в окружающей среде возможность для своей реализации. И здесь судьба может сложиться по-разному: одни не найдут возможности, другие реализуются найдя благоприятное окружение, третьи реализуются даже при самых неблагоприятных условиях. Не случаен совет у кроватки малыша: «Ты всё можешь!». Какой будет культура Слова, которая будет окружать растущего младенца? Ведь она должна помочь ему выразить свой субъективный, личностный мир, самого себя в целом и сформировать характер Ребёнка. Ах, какой удивительно тонкий инструмент дан для воспитания с самого раннего детства – Слово!

Но в Детстве, как и в Природе, есть определённые сроки для созревания. Упустишь – не увидишь плодов. В Детстве наиболее интенсивная фаза развития приходится на возраст от двух до 9-11 лет. Правда, и здесь для функций есть свои стадии. Для одних чуть больше отпущено времени, для других чуть меньше. Поэтому нужно очень зорко наблюдать за проявлениями растущего малыша. Мы должны ему помочь, а для этого мы сами должны изменяться, утончать своё восприятие, учиться любить эту хрупкую жизнь. Непрестанно выполняя завет: уча – учись.

Очень важная мысль Шалвы Александровича о концепции функциональных тенденций – активность в Ребёнке заложена изначально, Природой. Ребёнок сам в себе несёт источник движения, энергию активности, деятельности. Эта энергия, эти импульсы сами приводят в движение нужные процессы, не дожидаясь зова среды. Поэтому и вспоминается картина Н.К. Рериха «Звезда героя». Фактически, каждая душа, после Небесной Школы, должна реализовать свои знания в земных условиях. Это индивидуальный, субъективный подвиг, но ради Общего Блага. Ибо развитие задатков не происходит вне человеческого общества и без деятельности. Капли психической энергии не отложатся в Чаше вечности без труда, без преодоления трудностей. Но мудрость Учителей позволяет не забывать о целесообразности. Трудности не должны превышать возможностей: «Нельзя против младенца поставить льва». Поэтому и существует учитель, который мог бы соизмерить разницу между актуальным развитием и наиболее высокой ступенью, на которую может подняться ученик с его помощью.

Картина «Ведущая», несомненно, имеет множество трактовок. Но касаясь нашей темы, она напоминает, что именно учитель даёт возможность преодолеть трудности, без которых нет развития, и подняться ещё на одну ступеньку в своём становлении. Обучение становиться ведущим началом, если оно способствует развитию. Сложность на пределе возможностей позволяет развиваться тем самым задаткам, функциям, о которых мы не всегда имеем полное представление.

Д.Н. Узнадзе прекрасно понимал, что Ребёнку одному не справиться с задачей, для решения которой он ещё не готов. Поэтому учитель — посредник между возможностями. А Л.С. Выготский считал, что это посредничество наиболее эффективно осуществляется в форме сотрудничества, которое предлагает взрослый человек Ребёнку. В книге «Сердце» (§86) мы встречаем такие слова: «Сотрудничество может быть украшением сознательного духа. Не принуждение, меньше всего соревнование, но усиление энергий посылает понятие сотрудничества». При сотрудничестве усиливаются энергии ребёнка и учителя, поэтому ближайшая ступень становится возможной. Сотрудничество позволяет Ребёнку подниматься выше самого себя. И ещё один немаловажный момент открывается в таком методе обучения. Это то, что нынче модно называть здоровьесберегающими технологиями. Обучение, ведущее за собой развитие, позволяет сохранить здоровье детей. И это очень важно. Не безделье несёт здоровье, а труд на пределе возможностей. Конечно, детство Ребёнка не обойдётся без игры. Ведь это одна из главных форм практики детства. Осмыслить эту практику пытались многие учёные. Но наиболее точная, имеющая в себе синтез разнородных взглядов, мысль принадлежит Д.Н. Узнадзе. Наблюдая за игрой Ребёнка, мы взрослые, должны помнить, что в ней реализуется природная сила, её активность. Ребёнок в игре активизирует биологически неактуальные возможности, а импульс функциональной тенденции, который передан по наследству от всего человечества. Конечно, формы и виды игры будут зависеть от среды, но важно то, что именно игра позволяет подготовиться к взрослой жизни.

Страсть к взрослению Ребёнка не избавит нас от конфликтов. О чём нам может напомнить Гуманная Педагогика в таких случаях? Даже плохое не запрещать, но умело предложить альтернативу. По сути это и есть решение педагогических задач, которые надо решить здесь и сейчас. Воспитание не повторяется. Но наш личный настрой должен быть искренним и доброжелательным. Мы должны помнить, что решение таких педагогических задач должны вести к тому, что и мы и ребёнок должны стать лучше. Не забывать, что Ребёнок меняется внутри и сам прикладывает усилия для этих изменений, а только помогаем Он такой же самостоятельный хозяин в своём внутреннем мире, как и мы, взрослые. В этом тоже проявляется закон внутренней свободы. Закон права на выбор – поступить так или иначе.

Ни развитие, ни функциональные тенденции, ни сотрудничество совершенно не нуждаются в насилии. Тем более в этом не нуждается страсть к свободе. Только бы не перепутать её со своеволием или вседозволенностью. Не спутать пропасть беспредела с Беспредельностью. Человек не становиться человеком вне общества. Поэтому у каждого из нас уже есть определённый моральный долг перед обществом. Тогда в чём же свобода? В полной свободе выбора. Ребёнок должен чувствовать, что он выбирает, а не его заставляют. Но свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или злу? И здесь нам помогут законы соизмеримости, целесообразности и непреложности. Но раз есть такие законы, то легко ли научиться свободному выбору? Нет. Наверное, поэтому Л.Н. Толстой предлагал изучать в первую очередь смысл и назначение человеческой жизни, в осмысление которой огромный вклад внесли Учителя, мыслители, мудрецы разных стран и народов. Лев Николаевич указывал, что методы и приёмы не должны заслонять личности ребёнка. Ребёнок – Путник Вечности.

А вот начало несвободы начинается гораздо раньше появления на свет Ребёнка. Свобода или несвобода начинает проявляться в мыслях родителей, с какими чувствами или желаниями они ожидают прихода Ребёнка. Мысли и чувства становятся своеобразным духовным питанием для их будущих детей. Человечеству предстоит осознать самую величайшую энергию Вселенной – Мысль, и восполниться чувством ответственности за свои мысли. Ведь всё живое знает, что ему надо делать. И не обрываем ли мы нить памяти и знаний своими эгоистическими мыслями перед приходом в жизнь ЧУДА?! Лучше попытаемся учить счастью красоты, счастью знания, счастью любви, счастью слияния с Высшим. Тому, что ведёт к Вечной Жизни.