Однако, как представляется, эти внешние надсубъектные регулирующие институты, сколь бы хорошо они не были развиты, не в состоянии обеспечить приемлемое социальное поведение индивида в том случае, если он сам не хочет следовать тем или иным общественным нормам, не принимает их на личностном уровне.

Поэтому, на наш взгляд, ведущую роль в регуляции поведения человека (индивида, личности) играет его внутреннее чувство, которое следует назвать внутренним нравственным законом, нравственным чувством. Только высоконравственный человек может осознанно действовать в рамках общественной морали, а также воздерживаться от противоречащих ей поступков и решений. Т.е. не страх перед ответственностью, осуждением, наказанием со стороны общества должен определять в конечном счете поступки человека, а его нравственность как одна из основополагающих черт характера.

Вот почему важно так воспитать индивида, чтобы нравственность (нравственное чувство) лежала в основе его характера, была неотъемлемой чертой его личности. При этом нравственность должна быть не пассивным чувством осознания ценности социальных норм, а активным волевым чувством человека. Он должен не только понимать, оценивать те или иные свои поступки со стороны нравственного начала, но и волевым усилием подчинять свои желания нормам нравственности и морали, развивать в себе положительную (с точки зрения нравственности) мотивацию собственной деятельности.

Итак, мы определились с тем, что именно нравственность должна лежать в основе характера человека. Далее, следует обозначить сущностные характеристики нравственности и особенности процесса ее развития как внутреннего качества личности.

Что же представляет собой нравственность? По нашему мнению, под нравственностью следует понимать комплексное, сложное образование в структуре личности, сущность которого составляет осознание индивидом и реализация в собственном поведении установленных в данном обществе взаимоотношений между людьми, моральных норм, правил, обычаев и законов.

Нравственность в каждой конкретной жизненной ситуации (особенно в  ситуации «трудной» с психологической точки зрения, ситуации, требующей волевых действий), с которой сталкивается человек, определяет его моральный выбор. В силу этого, именно нравственные принципы, убеждения и нормы выступают в качестве основы формирующейся личности. Отсюда, нравственность можно представит средством духовно-индивидуального выживания индивида.

Нравственностью обуслена и внутренняя моральная позиция, которой человек руководствуется в жизни. Это качество личности не передается генетически (по наследству), а является продуктом долгого (на протяжении всей жизни)  процесса самосовершенствования и личностного развития индивида.

Развитие нравственности индивида начинается с самого раннего детства, когда перед ним постепенно встают простейшие нравственные альтернативы, когда он усваивает элементарные формы приемлемого поведения (что можно делать, а чего категорически делать нельзя). В дальнейшем происходит усложнение ситуаций и альтернатив морального выбора за счет формирования в структуре личности нравственных чувств, таких как чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия, обусловленных проявлениями высших социальных чувствх, основанных на интериоризированных нравственных ценностях и нормах.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена эссе

Проявляются отмеченные нравственные чувства посредством переживания личностью всего того, что происходит вокруг нее, а также собственного отношения ко всему тому, что она познаёт и делает.

Наконец, у личности появляются (формируются) собственные нравственные потребности, которые, в свою очередь, рождают определенные моральные эмоции, желания, стремления, побуждающие к активности при их удовлетворении. Так, нравственность из пассивного чувства становится чувством активным. И уже на основе нравственных потребностей – этого первичного источника нравственной активности, возникают «вторичные» нравственные психические образования – моральные (духовные) ценности и убеждения.

Формирование и развитие нравственных процессов личности, вне всякого сомнения, является продуктом осознанной деятельности человека. Только познавая внешний мир, все богатство окружающей его социальной жизни, а также участвуя в социальных и внешне опосредованных нравственных процессах (которые постепенно превращаются в индивидуальные, психологические и внутренние структуры), индивид формирует собственное нравственное чувство.

Таким образом, в рамках данного эссе мы отметили, что именно нравственность должна лежать в основе характера человека, обозначили сущностные характеристики нравственности, а также особенности процесса ее развития как внутреннего качества личности.

Мы выяснили, что  нравственность представляет собой комплексное, сложное образование в структуре личности, сущность которого составляет осознание индивидом и реализация в собственном поведении установленных в данном обществе взаимоотношений между людьми, моральных норм, правил, обычаев и законов.

Было подчеркнуто, что нравственность не передается генетически (по наследству), а является продуктом долгого процесса самосовершенствования и личностного развития индивида; а в основе формирования и развития нравственных процессов личности лежит осознанная деятельность человека.

Все вышесказанное говорит о том, что утверждение И. Канта «Нравственность должна лежать в характере» справедливо и имеет высокую социальную ценность.