Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Экологическое налогообложение в РФ»

Проблемы экономического роста приобретают особую актуальность в периоды кризисных явлений в экономике стран мира, так как экономический рост является важной характеристикой страны.

Курсовая работа с гарантией

Оглавление

Введение

. Понятие экономического роста

. Сравнительная характеристика экологического налогообложения в России и Германии

. Направления совершенствования экологического налогообложения в РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Проблемы экономического роста приобретают особую актуальность в периоды кризисных явлений в экономике стран мира, так как экономический рост является важной характеристикой страны.

Й. Шумпетер определял экономический рост как количественные изменения, выраженные в увеличении производства потребления со временем одних и тех же товаров. Экономический рост имеет тесную взаимосвязь с уровнем и качеством жизни населения, включающим такие показатели как рост продолжительности жизни, качество медицинского обслуживания образования, безопасности граждан и т.д. Главными факторам экономического роста, согласно теории роста и развития, являются человеческий капитал и инновации.

В настоящее время научное сообщество проводит широкое обсуждение влияния экономического роста на экологическую обстановку в мире, делая акцент на том, что зачастую экономический рост может привести к разрушению экосистемы. В связи с этим, на первый план выходит задача достижения экономического роста с учетом сохранения экологического баланса.

В последние десятилетия мир сталкивается с большим количеством вызовов и проблем, касающихся как финансово-экономической, так и социальной сферы. Одной из наиболее значимых проблем является проблема сложной экологической ситуации. Это обусловлено широким проникновением экологических проблем во все сферы жизни общества, оказывая влияние на уровень социально-экономического развития страны и зачастую определяя специфику устойчивого развития каждого государства. А так как в настоящее время идет развитие научно-технического прогресса то из-за этого возрастает степень истощения природных ресурсов, а также и загрязнение окружающей среды.

Окружающая среда в Российской Федерации характеризуется высокой степенью уязвимости, что обусловлено значительной антропогенной нагрузкой практически на всей территории страны. Такая нагрузка привела к нарушению способности природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что природные блага в наше время являются более критическим фактором, сдерживающие возможности дальнейшего прогресса, как промышленности, так и социально-экономической системы России.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Тем самым усиление экологической направленности в налоговых системах — главная потребность современного мира. Таким образом, появление экологического налога в перечне российских налогов и сборов отражает принципиальную установку всего мирового сообщества — рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Наибольших успехов в упорядочении и последовательном формировании системы защиты окружающей среды, по мнению экспертов, достигли страны ЕС.

Степень разработанности темы. Проблема влияния экологических факторов на экономический рост обсуждается научным сообществом. При разработке темы были изучены научные труды следующих авторов, охватывающие проблемы экономического роста Л.И. Абалкина, В.С. Автономова, А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой, В.В. Ивантера, В.Б. Кондратьева, Й. Шумпетера. Проблемами совершенствования экологического налогообложения в РФ и странах ЕС занимались такие исследователи как А.А. Брызгалин, С.И. Иловайский, А.Н. Козырин, И.Х. Озеров, Н.И. Тургенев, И.И. Янжул и др.

Целью исследования является анализ экологического налогообложения в системе нормативно-правового регулирования РФ и особенностей налогового регулирования, а также разработка предложений по совершенствованию экологического налогообложения.

Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи, которые нужно выполнить по ходу рассмотрения темы:

изучить понятие «экономический рост»;

провести сравнительную характеристику экологического налогообложения в России и Германии;

разработать предложения по совершенствованию экологического налогообложения в РФ.

Объектом работы является влияние экологической составляющей на экономический рост страны.

Предметом работы являются отношения, складывающиеся в процессе формирования экологического налогообложения в РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении теоретических подходов к проблеме влияния степени эффективности налогового законодательства в сфере охраны окружающей среды на экономический рост страны. В процессе написания работы использовались следующие методы исследования: эмпирический, графический, анализ, синтез, сравнение, обобщение, статистический.

Научная новизна исследования заключается в обосновании влияния эффективности экологического налогообложения на экономический рост страны. На основе анализа подходов к определению экономического роста, уточнено понятие экономического роста как сочетания количественных показателей, выраженных увеличением масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как ВВП и ВНП, качественных показателей, выраженных в уровне заболеваемости, возрасте дожития, качестве жизни и экологических показателей, выраженных степени экологической безопасности, развитости и соблюдении экологического законодательства, в том числе в налоговой сфере.

На основе зарубежного опыта экологического налогообложения предложены направления совершенствования экологического налогообложения в РФ.

Нормативно-правовая база исследования: Налоговый Кодекс Российской Федерации от 5.09.2000 г. № 117-ФЗ; Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

1. Понятие экономического роста

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Влияние экологической политики страны на экономический рост зависит от того, в каком контексте рассматривать такое влияние. Поэтому необходимы своевременные исследования и теоретические разработки финансовых вопросов охраны окружающей среды, которые будут достигнуты, если рассмотреть экологическое налогообложение РФ и одной из стран ЕС — Германия. Тем самым предложить российскому законодательству новшества в изменении экологического налогообложения.

Вопросы, касающиеся изучения понятия экономического роста широко обсуждаются научным сообществом. Являясь сложной экономической категорией, экономический рост рассматривается как с точки зрения количественных, так и качественных изменений и определяется рядом факторов. Известна теория трех факторов экономического роста (земля, труд, капитал), родоначальником которой был Ж.-Б. Сэй. Позднее трактовка факторов экономического роста получила более широкое толкование. Тем самым, над многообразием трактовок категории экономического роста работали разные исследователи: Саймон Кузнец, Андросов Д.В., Сэй Ж.-Б., Четвертакова В., Головин А.А., Контелов О.И. и т.д.

Если обратить внимание на общие определения экономического роста, то можно выделить несколько из них.

Экономический рост — это наиболее общий и явный показатель эффективности деятельности государства в экономической сфере.

Экономический рост — это показатель, отражающий динамику изменения объемов национального производства за определенный период времени.

О.И. Контелов подходит к трактовке данного понятия по-иному: «Экономический рост — уровень нашей жизни, наше благосостояние, наша продолжительность жизни, качество образования, медицинского обслуживания и питания, разнообразие нашей деятельности и наших возможностей» [13, С. 29-30].

Горюнова Н.Н. высказывает несколько иную точку зрения, она акцентирует внимание на наличии двух макроэкономических ситуаций — ситуации «роста без развития» и «развития без роста», определяя в качестве основного показателя экономического роста ВВП, а в качестве основного показателя экономического развития — уровень жизни населения [12, С. 183-185].

Основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что теория «нулевого роста» наиболее близка современному состоянию экономики РФ. Данная теория основана на изучении взаимосвязи роста народонаселения, истощения природных ресурсов и ухудшении окружающей среды. Согласно ей, единственный выход состоит в прекращении или, по крайней мере, стабилизации экономического роста на некотором оптимальном уровне, не угрожающем природным условиям.

На основе изученных подходов к понятию экономического роста и исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в стране, экономический рост необходимо рассматривать как сочетание количественных показателей, выраженных увеличением масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как ВВП и ВНП, качественных показателей, выраженных в уровне заболеваемости, возрасте дожития, качестве жизни и экологических показателей, выраженных степени экологической безопасности, развитости и соблюдении экологического законодательства, в том числе в налоговой сфере.

Таким образом, образование, здравоохранение, а также материальная сфера производства, непосредственно влияющая на экономический рост и являющаяся одной из причин экологического кризиса, должен обеспечиваться превращением любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы.

Экономический рост порождает значительное число негативных явлений, отражающихся практически на всех сферах современной общественной жизни, начиная от промышленного шума и выбросов в атмосферу отходов производства и заканчивая ухудшением облика населенных пунктов. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Тем самым, чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить окружающая нас среда.

Экономический рост оказывает непосредственное влияние на различные сферы жизни общества, такие как:

·Повышение уровня жизни. Выбор и реализация социальных целей в условиях положительного экономического роста становится менее острым. В идеальных условиях государство способно реализовывать широкий перечень задач одновременно — модернизировать армию, осуществлять социальную поддержку незащищенным слоям населения, улучшать систему здравоохранения и т.п. Проблемы роста и загрязнения окружающей среды. Загрязнение не всегда является следствием экономического роста за счет расширения производства, но и результатом нерационального использования ресурсов. Большая часть природных ресурсов воспринимается как общественная собственность и, соответственно, не может быть оценена. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Прекращение экономического роста не решит проблему. В такой ситуации государство должно разрабатывать и внедрять систему законодательно установленных экологических нормативов. В условиях рыночной экономики недопустимо использование только административных методов. Отличительной особенностью государственного регулирования в условиях рынка является превалирование экономических методов. Одним из самых эффективных экономических методов являются налоги. В настоящее время в России «эконалогами» облагаются предприятия тяжелого машиностроения, энергетические корпорации, а также компании, занимающиеся переработкой цветных и черных металлов. При этом следует уточнить, что доля «экоплатежей» в нашем бюджете минимальная, на порядок меньше, нежели в странах Европы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Так как на охрану окружающей среды требуется много финансовых средств, в большинстве стран, особо страдающих от загрязнения, были введены налоги на экологию. Первопроходцами в этой системе стали некоторые страны Европейского Союза — Норвегия, Дания, Франция и Германия. Именно в этих государствах впервые применили экологические сборы.

Таким образом, в связи с нынешними технологиями и методами повышения состояния экономики, путем привлечения в технологию развития экологических вредных ресурсов, можно сделать вывод, что экономический рост непосредственно связан с экологическими проблемами. Поэтому государству необходимо рассматривать механизмы, которые будут способствовать развитию экономики и экологии на одном уровне.

. Сравнительная характеристика экологического налогообложения в России и Германии

Формирование экологического налогообложения — актуальная проблема для РФ, имеющая в настоящее время недостаточно эффективные механизмы экологической политики, в том числе с приравниванием налогов, как основных.

Мировая практика показывает высокую степень значимости экологических налогов для проведения политики администрирования с ярко выраженной социальной эффективностью.

Увеличение темпов промышленного производства, увеличение негативного влияния на окружающую среду, нерациональное использование природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности территории вне зависимости от ее масштабов, что оказывает влияние на социально-экономическое развитие территории, достижение уровня благоприятной среды обитания человека, а также платности природопользования и возмещения вреда. Современная ситуация в России характеризуется низкими объѐмами эколого-ориентированных инвестиций и инноваций, отсутствием эффективных систем эколого-экономического управления и финансирования. Основными источниками финансового обеспечения перехода к устойчивому развитию, создания систем экологического управления, решения природоохранных проблем в большинстве государств являются экологические налоги, платежи и сборы. Это определяет необходимость изучения соответствующего зарубежного опыта.

В 1999 году в Германии была представлена реформа экологических налогов. Реформа экологических налогов имела цель — защита окружающей среды, т.е. сокращение выброса парниковых газов, что означало смягчение последствий изменения климата [10].

В Германии, имеющей большой опыт администрирования экологических налогов, до сих пор не разработали Экологический кодекс, однако, в стране достигнуты успехи в области экологической политики. Здесь, в частности, более жесткие стандарты экологической защиты чем в других европейских странах. Однако и они не компенсируют выбросы загрязняющих веществ германской индустрии. В германском подходе к экологическим вопросам следует отметить принцип системности в подходе к экологическим платежам. По функциональному признаку в Германии обычно выделяют группы экологических платежей: платежи за природопользование; финансирующие, выравнивающие и управляющие экологические платежи.

Из этих групп выделяются следующие налоги и платежи:

·энергетические налоги; транспортные налоги; платежи за загрязнения; платежи за размещение отходов; налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям; налог на шумовое воздействие; земельный налог; платежи за пользование природными ресурсами. В РФ также существует система экологических налогов и платежей, однако, она значительно отличается от системы Германии.

Часть налогов пересекается в системах обеих стран, но значительная часть их различается по целям и функциям. Это связано с особенностями структуры экономики России и Германии, также уровнями экологического развития (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика экологического налогообложения в России и Германии

Сравнительная характеристикаРоссияГермания1) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов1) Энергетические налоги2) Водный налог2) Транспортные налоги3) Налог ископаемыхнадобычуполезных3) Платежи за загрязнения4) Земельный налог4) Платежи за размещение отходов5) Не налоговые платежи Платежи за пользование недрами.5) Налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям6) Налог на шумовое воздействие7) Платежи за природными ресурсамипользование8) Земельный налог Необходимо отметить, что в Германии нет четко структурированного налогового законодательства. По значительной части налогов отсутствует подобное российскому опыту деление на элементы налогообложения. Каждый налог регулируется отдельным законодательным актом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При имеющихся различиях в формировании системы экологического налогообложения в России и Германии, нужно отметить, что преимущества и недостатки присущи каждой из них. Особенностью законодательного регулирования налогов в РФ является наличие единого систематизированного документа — Налогового Кодекса РФ, в котором отражены все элементы налогообложения по каждому налогу. Это упрощает задачу для налогоплательщика при исчислении и уплате налогов. Налоги в налоговой системе Германии регулируются отдельными законодательными актами, что вносит определенную сложность для налогоплательщика. Однако если рассматривать структуру налогов по экологической направленности, то можно отметить ярко выраженную экологическую ориентацию налоговой системы Германии. В Российской Федерации при наличии налогов, которые можно признать экологическими, таких как налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, наиболее ярко проявляется именно фискальная функция. Как в России, так и в Германии существует различное администрирование налогов, которое зависит от налоговой политики государства.

Опираясь на изложенный материал, касающийся зарубежного опыта экологического налогообложения, представленный ранее, и основываясь на результатах прохождения студенческих стажировок в 2015 и 2016 году в Германии (г. Людвигсбург) в рамках которых было проведено исследование влияния на деятельность предприятия очистительных сооружений системы экологического налогообложения, были сделаны следующие выводы. Указанное предприятие ориентировано на очищение сточных вод, поступающих в реку Дунай. У предприятия три этапа очистки воды: 1 этап — механический, 2 этап — химический, 3 этап — биологический.

Каждый этап сопровождается добавлением в воду органических элементов и бактерий, в свою очередь каждый этап проходит механическую, химическую и биологическую очистку. Рассматривая биологическую очистку, было выявлено, что на данном этапе в загрязненную воду пускают бактерии, которые очищают воду от вредных веществ. Получившиеся останки этих бактерий перерабатывают в газ, который обеспечивает энергией предприятия почти на 45 %.

Реализованный в Германии подход к формированию экологического налогообложения предполагает для предприятий осуществляющих свою деятельность в производственной сфере более выгодные условия при использовании технологий, сохраняющих окружающую среду, т.е. имеющих высокий уровень экологичности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данная сфера для инвестора наиболее предпочтительна с точки зрения возможности легального сокращения налоговых платежей, чем сферы, в которых использование оборудования с высоким классом экологичности ограничено.

Тем самым, этот пример говорит о том, что даже при очистке воды в Германии заботятся как об акватории реки, так и о получении энергии от переработанных веществ. В годовом проекте у предприятия — открыть новый этап обработки воды от медикаментов, поступающих в воду.

Таким образом, если сравнить экологическое налогообложение двух стран, то мы видим, что в Германии широкий перечень многообразных налогов и платежей которых нет в России. Каждый налог (платеж) имеет свою индивидуальность. В связи с этим, в третьей главе будут рассмотрены перспективы развития, совершенствования и внедрения экологического налогообложения в Россию.

Статистические данные о темпах экономического роста России и Германии представлены в таблице 2.

Таблица 2

Темпы экономического роста России с 2014-2015 гг., в %

Страна20142015*
Исходя из данных, представленных в таблице 2 можно сделать вывод о том, что показатель экономического роста в России на 2015 год со знаком «-», а это значит, что разработка системы экологического налогообложения в РФ может повлиять на увеличение данного показателя, что будет сопровождаться развитием макроэкономической стабильности.

Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно видеть, что 2014 и 2015 год имеет большой отрыв в поступлениях в консолидированный и федеральный бюджеты. В 2015 году поступления в консолидированный бюджет снизились. Причиной спада поступлений в консолидированный бюджет является не только спад собираемости налогов, но и недостаточное перераспределение бюджетных доходов в пользу бюджетов территорий.

Таблица 3

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам1*млрд. рублей

2014 г. (тыс. руб.)2015 г. (тыс. руб.)федеральный бюджетконсолидированный бюджетфедеральный бюджетконсолидированный бюджетНалоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами3 181 153 31069 595 9192 324 829 44053 959 369Из них налог на добычу полезных ископаемых3 159 991 92266 838 8242 308 735 10251 544 524

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Исходя из данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что с каждым годом в Германии происходит рост поступлений от экологических налогов вследствие роста эффективности системы сбора экологических налогов. Это говорит о том, что существуют некоторые причины этих изменений: во-первых происходит рост энергоносителей, во-вторых налоговые поступления выросли на фоне увеличения цены на топливо и в-третьих происходит рост в связи с ростом автопарка.

Таблица 4

Итого поступления от экологических налогов в бюджет Германии (тыс. евро) [12]

Общий объем201520161Энергетический налог39 36439 758Транспортный налог8 4908 541Земельный налог1 5961 617Налог на шумовое воздействие369465Общая сумма налогов49 81950 381 Исходя из данных, представленных в таблице 5, можно сделать вывод, что в 2016 году поступление налогов сократилось. Это свидетельствует о том, что более высокого темпа роста поступлений налоговой службе не удается добиться за счет продолжающегося снижения поступлений от НДПИ (спад на 11,2% за 2016 год). Уменьшение поступлений по НДПИ обусловлено снижением мировых цен на нефть в период 2015-2016 гг. Земельный налог показывает отрицательные результаты в связи с изменением порядка начисления налога с 2016 года.

Таблица 5

Итого поступления от «экологических налогов» в бюджет РФ (руб.)

Общий объем20152016Транспортный налог139 978 228139 074 352Земельный налог185 130 846176 417 162НДПИ66 838 82465 910 262Водный налог2 550 8382 270 066Общая сумма налогов394 498 736383 671 842 Таким образом, сложившаяся в настоящее время система экологических платежей в РФ не выполняет в полной мере свои функции, т.е. не способна изменить в лучшую сторону экологическую систему в стране.

Проанализировав особенности экологической ситуации в РФ и систему налогов, носящих экологическую направленность, можно выделить основные проблемы экологического налогообложения, к которым относятся следующие:

недостаточно эффективное администрирование экологических налогов, что выражается в слабой целевой направленности органов государственного управления на реализацию регулирующих возможностей налогов. Ярким примером может служить транспортный налог, который в Российской Федерации не носит целевого характера, что предопределяет существенные проблемы, в том числе и для региональных бюджетов, в сфере использования поступлений от данного налога. Так, ежегодный рост поступлений данного налога в бюджет субъекта Федерации не отражается на качестве дорожного покрытия субъекта Федерации;

несоответствие направленности транспортного налога мировой практике. Во всех развитых странах мира транспортный налог относится к группе экологических налогов и платежей. Это связано, прежде всего, с тем негативным воздействием, которое оказывает автомобильный транспорт на окружающую среду. Наблюдающаяся тенденция роста количества транспортных средств на душу населения, характеризуется и увеличением вредных выбросов в атмосферу. Поступления от транспортного налога при этом не влияют на реализацию мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду от выбросов от автотранспортных средств. Являясь экологическим налогом, транспортный налог может выполнять роль экономического рычага по отношению к регулированию спроса на автомобили соответствующего экологического класса. Кроме того, отнесение транспортного налога к экологическим, может стимулировать модернизацию как автопарка, находящегося в собственности физических и юридических лиц, так и развитие отрасли автомобилестроения РФ в направлении повышения экологического класса выпускаемой продукции;

отсутствие стройной системы экологического налогообложения. Хотя в России некоторые из налогов относятся к экологическому налогообложению, они не имеют целевой направленности, как это есть в Германии.

Таким образом, к основным проблемам экологического налогообложения РФ на современном этапе можно отнести следующие: не достаточно эффективное администрирование налогов, не существует системы экологического налогообложения: ввоз экологически вредной продукции на территорию РФ не облагается налогом, отсутствие налог на экологически вредные товары.

3. Направления совершенствования экологического налогообложения в РФ

Сложившаяся в настоящее время система экологических платежей в РФ, как говорилось ранее, не выполняет в полной мере свои функции, т.е. не способна изменить в лучшую сторону экологическую систему в стране. Так по индексу экологической эффективности РФ занимала в 2014 г. 73 место из 178, а по исследованиям американских ученых РФ занимает 106 место из 132 стран мира в экологическом рейтинге. При этом РФ показала худшие результаты в изменении экологической ситуации с 2000 по 2010 год.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в совершенствовании экологического налогообложения как одного из значимых инструментов экологической политики страны в целом.

На данный момент в перспективе развития экологического налогообложения в РФ существуют несколько направлений совершенствования транспортного налога и налога на добычу полезных ископаемых. В соответствии с интервью заместителя министра финансов Сергея Шаталова, касательно транспортного налога, государство хочет отменить транспортный налог для большегрузного транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

Однако, по мнению Шаталова, это повод не только отменить или снизить налог для грузовиков, но и в принципе поменять структуру налога.

«Транспортный налог в целом, не только на грузовики, нуждается в очень больших усовершенствованиях. Он должен быть нацелен на обновление автопарка и защиту экологии, то есть в нем должна измениться налоговая база: он должен взиматься не с лошадиных сил, а с объема двигателя. Потому что современные автомобили имеют очень небольшой объем двигателя и являются высокоэкологичными, а старые автомобили с огромными двигателями и небольшими лошадиными силами — не то, к чему надо стремиться», — заметил Шаталов [17].

Однако если отменить транспортный налог на «большегрузы», то возникнет дефицит поступлений налогов в бюджет региона, а это за собой повлечет значительные потери отчислений в дорожные фонды, которые могут быть не компенсированы поступлениями от использования системы «Платон». Еще одним негативным последствием отмены такого налога может быть увеличение негативного воздействия на окружающую среду в связи с отсутствием у владельцев большегрузных транспортных средств необходимости поддерживать экологический класс автомобиля. Такая ситуация может стимулировать введение в автопарк автомобилей с более низким экологическим.

При этом, по мнению С. Шаталова транспортный налог в целом нуждается в совершенствовании. Он должен быть нацелен на обновление автопарка и защиту экологии. Этого можно достичь при условии изменения налоговой базы, в основу которой должен быть положен экологический принцип, т.е., транспортный налог должен взиматься не с лошадиных сил, а с объема двигателя. Связан это, прежде всего, с тем, что современные автомобили имеют очень небольшой объем двигателя и являются высокоэкологичными, а старые автомобили со значительным объемом двигателями и небольшим количеством лошадиных сил несут различную экологическую нагрузку на окружающую среду. Признавая необходимость изменения подходов к установлению налоговой базы по транспортному налогу, следует отметить, что при реализации вышеназванных изменений государство может столкнуться и с определенными сложностями администрирования данного налога, связанными с объективными причинами. Автопарк, который относится к классу с низкой экологической составляющей и наносящий значительный урон окружающей среде, на который после внесенных изменений в налоговое законодательство ляжет основное бремя по уплате транспортного налога, находится, как правило, в собственности малообеспеченных слоев населения в связи с невысокой ценой за данный вид автотранспортного средства. Таким образом, для большинства плательщиков транспортного налога его уплата вызовет значительные финансовые трудности. Это может привести к массовому уклонению от уплаты налогов. Поэтому сложившаяся структура автопарка граждан обусловливает необходимость разработки переходных положений по транспортному налогу для постепенной адаптации к новому виду налога.

Что касается НДПИ, то здесь Минфин разработал предложения по корректировкам налогового режима, которые и были утверждены в осеннюю сессию Госдумой. С одной стороны, экспортная пошлина на нефть не будет снижена, как планировалось по налоговому маневру, до 36% и сохранится на уровне 2015 года — 42%. Это принесет в бюджет-2016 около 200 млрд рублей. С другой стороны, внесены изменения в порядок исчисления НДПИ на газ, что принесет еще 100 млрд рублей дополнительных доходов [17].

Поэтому, исходя из вышесказанного, предложенные направления совершенствования транспортного налога и НДПИ, в современных условиях, является достаточно эффективным.

Обобщение мирового опыта налогообложения в экологической сфере, проблем и рассмотрение предложений по изменению «экологических налогов» в РФ, позволяет предложить следующие направления его совершенствования в РФ, актуальность которых предопределена задачей поиска дополнительных источников бюджетных доходов в условиях экономического кризиса и необходимостью перераспределения налоговой нагрузки. В частности, представляется целесообразным введение следующих видов экологических налогов.

1.Анализ мирового опыта показал, что в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой транспортный налог относится к группе экологических налогов. Учитывая важность осуществления взаимодействия между РФ и странами с развитой рыночной экономикой, особенно в период ограничений в связи с санкционной и контрсанкционной политикой в экономической сфере, на первое место выходит значимость создания комфортной для инвестора среды в тех отраслях, которые не затронуты режимом санкций. Создание транспортной инфраструктуры и стабилизация экологической ситуации для Российской Федерации является одним из приоритетных направлений. В этой связи, важно создать такой механизм транспортного налогообложения, который позволит с одной стороны решить значительное количество проблем при создании транспортной инфраструктуры, с другой стороны, вытеснить из сферы автомобильных транспортных перевозок автопарк, нарушающий как целостность дорожного покрытия, так и экологическую ситуацию в целом экономическими методами. Исходя из этого, необходимо изменить подходы к исчислению транспортного налога в РФ с точки зрения экологической составляющей. Согласно статье 359 НК РФ, налоговая база транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах [2]. Поэтому, учитывая положительный зарубежный опыт налогообложения транспортных средств, было бы целесообразно провести реформирование транспортного налога РФ с позиций усиления экологической составляющей. Так, главным образом, изменения должны затронуть формирование налоговой базы. Базой исчисления по транспортному налогу должен стать объем двигателя и объем выброса углеводорода в окружающую среду. Кроме того, необходимо предусмотреть целевое использование данного налога. Так, внесение изменений позволит реализовать два направления налога. Его экологическая направленность поможет повлиять на реализацию мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а целевая будет направлена на поддержание качества дорог, что является немаловажным для обеспечения безопасности жизни населения страны. Исходя из этого необходимо предусмотреть норматив отчисления транспортного налога в целевые дорожные фонды не менее 50%.

Налог должен носить всеобщий характер и уплачиваться всеми группами населения — владельцами автотранспортных средств. Налоговая база должна формироваться исходя из объема двигателя и объем выброса CO2. Однако, учитывая особенности автопарка Российской Федерации и уровень жизни населения, необходимо предусмотреть возможность применения льгот поданному налогу, которая будет действовать в течение переходного периода. Необходимость переходного периода для налогообложения транспортных средств обусловлена особенностями автопарка в РФ, которые были рассмотрены выше. Чтобы получить данную льготу, налогоплательщику необходимо представить в налоговой орган по месту жительства справку о доходах 2- НДФЛ и документы, подтверждающие классе автомобиля. Следует отметить, что льготы должны быть предусмотрены в первую очередь для физических лиц, уплачивающих транспортный налог. При этом, существует вероятность предоставления фиктивных справок по уплаченному НДФЛ в целях получения льгот. Таким образом, необходимо разработать механизм выявления недобросовестных налогоплательщиков.

Предоставление льготы должно зависеть от дохода физического лица и класса автомобиля. Так, автомобили с высоким классом и с низким потреблением топлива будут подлежать льготному налогообложению, что должно в перспективе стимулировать изменение структуры автопарка в сторону автомобилей с более экологичным двигателем. Пользователям старого класса автомобиля придется уплачивать налог в полном размере, льгота будет предоставляться с понижающим коэффициентом для налогоплательщиков- владельцев «вредных» автомобилей с уровнем дохода ниже среднего по региону. Поскольку в России большинство автопарка — автомобили с низким классом, следует привести приблизительные ставки налога в зависимости от выхлопов CO2:

Ставки на объем двигателя останутся прежними, но к ним добавятся, как говорилось выше, ставка на выбросы газа CO2.

Автомобили бензинового двигателя и дизели — ставка 70 рублей за 100-130 грамм выделения газа на 1 км пути;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Автомобили Евро 3 и Евро 4 класса — ставка 15 рублей свыше 130 грамм выделения газа на 1 км пути.

Тем самым можно рассчитать транспортный налог по новым требованиям: 1) для автомобиля с большим выбросом CO2; 2) Гибридного автомобиля с низким выбросом CO2.

1)ВАЗ 21011 — объем двигателя — 1,294 л., выброс CO2 — 154 г/км Формула расчета транспортного налога (ТН)

ТН=(1,294*14*154*12/12)+85=2874,8руб.

2)Volkswagen Polo — 1,502 объем двигателя — л., выброс CO2 — 116 г/км ТН= (1,502*14*116*12/12)+70= 2599,2 руб. В соответствии с проведенными расчетами можно сделать вывод, что пользование гибридным автомобилем станет дешевле и экологичнее.

Переход на новый вид исчисления и уплаты транспортного налога следует рассмотреть в три этапа:

1этап: Предварительный На данном этапе следует провести анализ автопарка, приравнять экологические показатели к исчислению транспортного налога. Необходимо провести работу по оценке степени влияния автомобиля на экологическую ситуацию.

2этап: Переходный (основной) Данный этап будет рассчитан на 8 лет. Население Российской Федерации сможет переориентироваться на покупку нового автомобиля с экологическим классом, а также с наименьшим выбросом углеводорода. Следует разделить автомобили на экологические классы. Опираясь на опыт Германии можно сказать, что страна рассчитывает налог в зависимости от объема двигателя и объема выброса углеводорода. Также страна устанавливает предел выброса CO2, например, на данный момент если у автомобиля объем выброса меньше установленного (120 г/км), то он не учитывается в расчете транспортного налога. В дальнейшей перспективе Германия хочет понизить показатель до 90 г/км. В рамках перехода налоговым органам провести рекомендательные встречи с пояснением о вводе новых требований по уплате транспортного налога.

3этап: Адаптационный Данный этап рассчитан на 3 года. Население сможет привыкнуть к новой системе исчисления налога и произвести замену старого автомобиля на более новый. Данное предложение является реальным и применимым в дальнейшей перспективе страны.

2.Замена акцизов на бензин и различные виды топлива. В данном случае, заменить акциз на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — пп. 7 ст. 181 НК РФ [2] на конкретный налог на различные виды топлива, в том числе на бензин, в зависимости от содержания в нем углерода. Например, в Германии такой налог платится при покупке бензина. Налог с 1-го литра бензина — 0,6-0,7 (евро) это примерно 47 рублей. Из этого следует вывод о том, что акциз довольно высокий по сравнению с российским акцизом 4,1 — 10,5 рублей. Причем в добавлении к этому налогу жители платят налог за выброс CO2. Причем этот газ стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм. Впрочем, есть льготная норма — если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, от платы за экологию налогоплательщик в Германии освобождается. При этом следует отметить, что этот лимит пересматривается ежегодно в сторону снижения. Так в 2012 году максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» был снижен до 110 граммов на километр, а в 2014 — уже до 95. Такая система стимулирует приобретение автомобилей с более низким потреблением топлива, что снижает негативное воздействие на окружающую среду. За счет регулирования потребления топлива со стороны граждан Германии достигается регулирующий эффект экологического налогообложения. Поэтому население Германии старается использовать машины, которые потребляют меньше бензина и, соответственно, меньше загрязняют окружающую среду, чем достигается регулирующий эффект экологического налогообложения. Предложенным налогом целесообразно обложить различные виды топлива исходя из содержания CO2. Поэтому, следует пересмотреть акцизы на топливо в России — акциз по топливу с высоким экологическим классом обложить наименьшей ставкой, что позволит населению задуматься и о низкой ставке на топливо, и об экологичности используемого топлива. Тем самым произвести замену топлива и перейти на более высокий класс автомобиля, как это делается в Германии. А автомобилистов с низким классом автомобиля и старым двигателем обложить более высоким акцизом. Такая система поощрит покупку и производство более экологичных автомобилей. Наибольшей экономии, в этой связи, смогут достигнуть владельцы машин- гибридов, т.к. имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги. Именно поэтому в Германии жители стараются приобретать автомобили, потребляющие меньше бензина и, тем самым, меньше загрязняющие окружающую среду, тем самым достигается регулирующий эффект налога. Применительно к автотранспорту экологические налоги можно разделить на 4 группы: регистрационный сбор; транспортный налог; налог на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.). Таким образом, реформирование ряда налогов РФ с точки зрения экологической составляющей, позволит получить дополнительные средства как для целей общего пополнения бюджетных доходов, ограниченных по поступлениям в силу негативной кризисной ситуации в экономике, так и для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды.

Заключение

Исходя из особенностей развития экономики в развитых странах, можно отметить, что формирование системы экологических налогов основано на качественной составляющей применяемых критериев к производству товаров с учетом степени влияния на окружающую среду. Несмотря на то, что в большинстве развитых стран имеется разработанная и действующая система экологического налогообложения, имеются и проблемы, с установлением ставок налогов исходя из реальных объемов негативного влияния на окружающую среду, а также сложности при осуществлении государственного контроля за соблюдением экологических нормативов. Это обусловливает необходимость упрощения и повышения прозрачности процедур исчисления экологических налогов.

Исходя из проведенного исследования, экологические налоги должны стать экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. В связи с нынешними технологиями и методами повышения состояния экономики, путем привлечения в технологию развития экологических вредных ресурсов, можно сделать вывод, что экономический рост непосредственно связан с экологическими проблемами. Поэтому государству необходимо рассматривать механизмы, которые будут способствовать развитию экономики и экологии на одном уровне.

Экономический рост — это не только материальные блага, образование, здравоохранение, но и одна из причин экологического кризиса, который должен обеспечиваться превращением любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы.

Усиление экологической направленности в налоговых системах — главная потребность современного мира. Таким образом, появление экологического налога отразит принципиальную установку всего мирового сообщества — рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Наибольших успехов в формировании системы защиты окружающей среды, по мнению экспертов, достигли страны ЕС.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Отличительной особенностью существующих налоговых систем в странах с развитой экономикой является детально разработанная система экологического налогообложения, предполагающая использование оптимальных ставок экологических налогов, а также их строго целевое назначение.

В развитых странах применение экологических налогов основано на использовании отдельных качественных критериев различных товаров и изделий, которые приводят к загрязнению окружающей среды. Однако, во всех странах, где они применяются, возникает проблема с установлением ставок налогов за конкретные объемы вредных веществ, а также трудности в осуществлении государственными органами контроля за соблюдением установленных нормативов негативного воздействия загрязнителей. Поэтому в этих странах на постоянной основе идет работа по упрощению процедур исчисления данных налогов.

Сложившаяся в настоящее время система экологических платежей в РФ не выполняет в полной мере свои функции, т.е. не способна изменить в лучшую сторону экологическую систему в стране.

Обобщение мирового опыта налогообложения в экологической сфере позволяет предложить следующие направления его совершенствования в РФ: изменение подходов исчисления транспортного налога (изменение налоговой базы транспортного налога; радикальное реформирование транспортного налога); замена акцизов на бензин и различные виды топлива.

Подводя итог, можно отметить, что различные налоги, сборы не только должны являться целью только пополнение бюджета, но также для того, чтобы стимулировать граждан беречь, восстанавливать природные объекты. Кроме того, экологические платежи регулируют интенсивность использования природных ресурсов, способствуют ресурсосбережению, что так важно в наше время, когда все более истощаются запасы сырья, а природа не успевает восстанавливать нарушенный баланс. Не стоит забывать, что природа дает нам и значительные альтернативные источники энергии. Свет, вода, тепло — это то, что человек может использовать уже сегодня, тем самым снижая потребность в источниках, добыча которых наносит вреде окружающей среде.

Библиографический список

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [часть вторая]) (в ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации: Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» О перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2017 года: Письмо ФНС России от 03.03.2017 N БС-4-21/3964@ [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» О транспортном налоге: Письмо Министерства финансов от 11.02.2016 N 03-05-06- 04/7303 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» О налоге на добычу полезных ископаемых: Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14357@ [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правов. сист. «Консультант Плюс» О мерах по стимулированию увеличения объемов добычи и глубины переработки нефти и газа: Письмо Минфина РФ от 06.08.2008 N 01-02-01/03-1414 [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» О снижении НДПИ и возможности введения налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья: Письмо Минфина России от 02.02.2017 N 03-06-07- 01/5470 [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» Об уплате налогов и сборов организациями, добывающими, перерабатывающими и реализующими полезные ископаемые и продукты их переработки: Письмо Минфина России от 03.11.2016 N 03-02-03/64464 [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс» Информационный банк «Вопросы-ответы (Финансист)» [Электронный ресурс]: Информационный банк системы Консультант Плюс. Информационный банк «Пресса и книги (бюджетные организации)» [Электронный ресурс]: Информационный банк системы Консультант Плюс Андросов, Д.В. Измерение и факторы экономического роста / Д.В. Андросов, А.А. Головин // Вестник КГСА. — 2010. — Т. 4. — № 4. — С. 36-39. Горюнова, Н.Н. Экономический рост как фактор экономического развития / Н.Н. Горюнова // Теория и практика экономического развития. — 2013. — № 7. — С. 183-185. Контелов, О.И. Ограничения экономического роста / О.И. Контелов // ФЭН-наука. — 2012. — № 6. — С. 29-30. Корба, О.А. Основные направления стимулирования процесса устойчивого развития в современных условиях / О.А. Корба // Электронный научный журнал. — 2014. — № 6. — С. 16-17. Четвертакова, В. Экономический рост и развитие / В.Четвертакова, И. Четвертаков // Экономист. — 2008. — № 11. — С. 35-38. Статистические данные о темпах экономического роста Германии в 2014-2015гг: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/VGR/Inla ndsprodukt/Tabellen/VJ_BIP.html.

22.Поступления от экологических налогов Германии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Umwelt/UmweltoekonomischeGesamtrechnungen/Umweltschutzmassnahmen/Tabellen/GesamtaufkommenSteuern.html> cheGesamtrechnungen/Umweltschutzmassnahmen/Tabellen/GesamtaufkommenSteuern.html <https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Umwelt/UmweltoekonomischeGesamtrechnungen/Umweltschutzmassnahmen/Tabellen/GesamtaufkommenSteuern.html>.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

630

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке