Содержание

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Введение

Понятие и виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества в Уголовном кодексе Республики Беларусь

Характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

.1 Общественные работы

.2 Штраф

.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

.4 Исправительные работы

.5 Ограничение по военной службе

Зарубежный опыт правого регулирования наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2013 год

Приложение Б

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2014 год

Приложение В

Статистические данные о деятельности судов за первое полугодие 2015 года

Введение

Государство руководствуется в своей деятельности по достижению социальных целей, которые ставит перед собой общество и его политические и властные структуры определенной политикой, отражающей принципы, стратегию, основные направления и формы осуществления различных задач. Важная роль в решении практических задач реформирования общества принадлежит уголовному праву, регламентирующему ответственность за наиболее опасные посягательства на интересы личности, общества и государства. В науке уголовного права также активно разрабатывается концепция широкого применения мер наказаний, не связанных с элементами изоляции осужденных, а также сокращения преступлений, в санкциях которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, вызвала в жизни международную реформу системы наказаний. Она базируется на ряде международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также других международных документах по правам человека, из которых вытекает необходимость гуманизации системы уголовных наказаний.

В США, Англии, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям и освобождению заключенных после отбывания ими лишь небольшой части срока первоначально назначенного наказания. Это обусловило необходимость применения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, с тем, чтобы снизить нагрузку тюрем и гарантировать отбывание наказаний всем лицам, совершивших преступление.

Реальный смысл гуманизации уголовной политики, которая проводится в настоящее время в Республике Беларусь, означает не только и не столько смягчение уголовной ответственности, сколько создание дифференцированной и гибкой системы уголовных санкций, позволяющей государству экономить карательные средства, достаточно широко применять другие способы наказания преступника.

Многолетние дискуссии по вопросам совершенствования системы уголовных санкций обычно сводятся к предложениям о необходимости существенного сокращения применения лишения свободы. Против этого сегодня уже никто не возражает. Вопрос заключается лишь в том, как и за счет каких иных наказаний и мер уголовной ответственности этого можно достичь, сохраняя необходимый уровень контроля над преступностью и обеспечивая должную безопасность граждан, общества и государства от преступных посягательств.

Одним из приоритетов сегодня становится совершенствование отечественной системы наказаний, результатом которого должно стать более широкое использование наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с системой наказания в уголовном праве Республики Беларусь.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения различных видов уголовных наказаний и реализации цели наказания.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Предметом исследования являются уголовный кодекс Республики Беларусь, научные труды ученых-юристов в области изучения системы наказания; анализ и обзор судебной практики.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть и исследовать наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества в системе наказаний Республики Беларусь.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

определить перечень видов наказаний;

раскрыть правовую природу и содержание наказаний не связанных с изоляцией осужденного от общества (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе);

проанализировать тенденции судебной практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;

рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования.

При написании данной курсовой работы были использованы: Уголовный кодекс Республики Беларусь; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу; учебные пособия по дисциплине «Уголовное право» и другие.

Курсовая работа включает введение, три раздела, пять подразделов, заключение, список использованных источников и три приложения. Курсовая работа выполнена на 30 страницах.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

1 Понятие и виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества в Уголовном кодексе Республики Беларусь

общественный исправительный работа наказание

Уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК) может выражаться в осуждении преступника с применением назначенного по приговору суда наказания. Факт осуждения преступника по приговору суда означает, что уголовная ответственность уже состоялась, даже если осуждение не сопровождается применением мер уголовного воздействия. Статья 47 УК дает следующее определение понятия наказания: наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного [1].

Наказание есть мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к лицам, виновным в совершении преступления. Никто, кроме государства, не вправе применять наказание к преступнику. Применение наказания является исключительным правом и одновременно обязанностью государства.

Наказание — это принудительная мера воздействия, оно применяется к преступнику независимо от его желания быть подвергнутым такому воздействию. Принудительность наказания также означает обязательность его исполнения всеми органам, которых это касается.

Наказание — это карательная мера, предусмотренная уголовным законом. Разумеется, пределы карательных свойств наказания должны быть разумными и ограничены рамками физической и психологической совместимости человека. В этих целях часть 7 статьи 3 УК устанавливает положение о запрещении таких наказаний, применение которых направлено на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденного.

Уголовный кодекс содержит значительный арсенал наказаний, существенно различающихся по характеру и тяжести карательного воздействия. Это позволяет суду избирать меру наказания с учетом не только общественной опасности совершенного преступления, но и с учетом особенностей личности осужденного [2, с. 119].

Система наказаний — это установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

К числу общих свойств, определяющих систему видов наказаний, относятся следующие: каждый вид наказания выступает в форме определенной меры карательного воздействия; применяются наказания для достижения целей уголовной ответственности; перечень видов наказаний устанавливается только уголовным законом и носит исчерпывающий характер; индивидуальными свойствами каждого наказания являются различный объем ограничений прав и свобод осужденного и особый порядок его назначения, исполнения и отбывания.

По порядку назначения все наказания подразделяются на три группы: основные, дополнительные, являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными).

Основными являются наказания, которые назначаются самостоятельно и не присоединяются в дополнение к другим наказаниям.

Дополнительные наказания назначаются в дополнение к основному наказанию.

Являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными) могут назначаться в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания.

В УК Республики Беларусь система наказаний установлена в статье 48, согласно которой к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь (10 видов).

Система основных наказаний представляет собой исчерпывающий перечень видов наказания, расположенных в порядке, отражающем сравнительную тяжесть одного наказания по отношению к другому.

Не включены в систему наказаний лишение воинского или специального звания и конфискация имущества (ч.2 ст.48 УК), поскольку они не могут применяться самостоятельно, применяются только в качестве дополнительных.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Наказания, применяемые в качестве как основного, так и дополнительного: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Система наказаний имеет важное значение для практической деятельности. Во-первых, при осуждении с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Во-вторых, система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять более строгие из них к преступникам, которые совершили тяжкие преступления, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности. В-третьих, система наказаний дает представление о сравнительной тяжести и соотношении различных наказаний, поскольку тяжесть наказания определяется его местом в системе. Так, лишение свободы — более строгое наказание, чем исправительные работы. В-четвертых, система наказаний является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части УК [3, с. 286].

К наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества в УК относятся: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; лишение воинского или специального звания; конфискация имущества.

Отметим, что назначая наказание несовершеннолетнему, суд должен учитывать, что определенные позитивные последствия его применения в то же время сопряжены с нежелательными его свойствами, такими как: отрыв осужденного от привычных для него условий жизни в обществе, разрыв имевшихся социально-полезных связей, отрыв или даже прекращение образовательного цикла, прекращение трудовой деятельности, занятий спортом, различными видами творчества и др. Но все это в первую очередь касается такого вида наказания, как лишение свободы, и поэтому суд должен назначать его несовершеннолетнему преступнику только в самом крайнем случае. На первое место должны выдвигаться уголовно-правовые меры, не связанные с изоляцией от общества, преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер воздействия, позволяющих исправлять подростков в условиях семьи, школы, трудового коллектива.

Основной целью законодателя и правоприменителя должна быть не изоляция лица, совершившего преступление, и особенно несовершеннолетнего, а применение к нему соответствующего наказания для осознания последним противоправности содеянного и предупреждения с его стороны совершения нового преступления [4, с. 163].

Согласно статистическим данным, судами общей юрисдикции за 2013 год было рассмотрено уголовных дел с вынесением приговора — 36615. С назначением наказания — 34313. Назначены наказания осужденным, не связанных с изоляцией от общества составили — 54,6 процента (16453).

В 2014 году было рассмотрено 39269 уголовных дел, из них с назначением наказания — 36790. Не связанных с изоляцией — 49,9 процентов (18366).

За первое полугодие 2015 года судами было рассмотрено 20620 уголовных дел с вынесением приговора, из них с назначением наказания — 19458. (9840).

Суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Данная система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

2 Характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

.1 Общественные работы

Сущность наказания в виде общественных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время установленного приговором определенного количества часов бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ. Этот вид наказания может применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с частью 3 статьи 50 УК общественные работы могут назначаться также в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты.

Общественные работы устанавливаются для совершеннолетних осужденных на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день, а для несовершеннолетних, достигших ко дню постановления приговора шестнадцатилетнего возраста, — на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов [5, с. 191].

Согласно статье 49 УК общественные работы не могут назначаться: лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидам I и II группы; военнослужащим; иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; лицам, больным активной формой туберкулеза.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются статьями 23-28 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК).

Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы.

Получив из суда копию вступившего в законную силу приговора, уголовно-исполнительная инспекция ставит на учет осужденного, разъясняет ему порядок и условия отбывания наказания, определяет вид общественных работ, согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролирует их поведение, ведет суммарный учет отработанного времени и следит за своевременностью перечисления в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполнение осужденным работы.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Закон не определяет, какой формы собственности (частной или государственной) могут быть эти организации. По нашему мнению, осуществление контроля за исполнением наказания наиболее эффективно со стороны государства, т.е. когда наказание отбывается в организациях, полностью или частично основанных на государственной собственности. Во-первых, это обусловлено публичным характером реализации уголовной ответственности. Во-вторых, послужит предупреждению вероятного конфликта между интересами исполнения приговора и частными интересами учредителей соответствующей организации [7, с. 53].

За нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция официально предупреждает их об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный: не вышедший на общественные работы без уважительной причины более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания; совершивший более двух раз после предупреждения в течение отбывания наказания иные нарушения трудовой дисциплин во время выполнения общественных работ; скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания. Установление ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания призвано оказать предупредительное воздействие на осужденных, которые своим поведением могут ухудшить свое положение, что в итоге может привести к необходимости отбывать более строгое наказание.

Назначение судами наказания в виде общественных работ в последнее время увеличилось. По статистике за 2013 год к наказанию в виде общественных работ были приговорены 8,7 процента (3004 человек). В 2014 году — 9,4 процента (3467 человек), за первое полугодие 2015 года — 11 процентов (2164 человек) [8] [9] [10].

За уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ (ст. 419 УК) ежегодно осуждалось от 0,6 процента до 0,9 процента осужденных.

Осужденный своим трудом заглаживает ущерб, нанесенный им обществу, и делает это на глазах населения. У него есть возможность переосмыслить свой проступок, стать полезным обществу, в определенной степени восстановить свою репутацию; выполняя общественные работы, осужденный показывает свою готовность сотрудничать с обществом, что является одним из критериев его исправления.

Таким образом, необходимо отметить, что общественные работы — это наказание, при котором человек имеет возможность искупить вину, не теряя при этом работы, учебы, семьи, привычной обстановки.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

2.2 Штраф

В соответствии со статьей 50 УК штрафом признается денежное взыскание, назначенное судом в пределах, предусмотренных уголовным законом, в размере, соответствующем определенному количеству базовых величин. Наказание в виде штрафа может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ч.3 ст. 48 УК). В связи с этим возникает вопрос о том, когда может назначаться штраф в качестве дополнительного наказания. Статья 50 УК не содержит указаний по этому поводу, отмечая лишь в части 1, что штраф применяется «в случаях, установленных настоящим Кодексом». Назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания значительно возросло. Его удельный вес в структуре наказаний вырос с 0,4 процента в 2008 году до 7,1 процента в 2012 году. Общий удельный вес подвергнутых штрафу лиц в 2012 году (в качестве основного и в качестве дополнительного наказания) составил 16,4 процента [11, c. 54-56].

Полагаем, что в санкциях статей Особенной части УК следует прямо указать, в каких именно случаях штраф применяется дополнительно к основному наказанию (например, установить в ст. 50 УК критерии назначения штрафа как дополнительного наказания). Поэтому следует согласиться с теми учеными, которые предлагают эти вопросы особо оговорить в законе.

Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленной на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. За преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы штраф устанавливается в размере от трехсот до пяти тысяч базовых величин. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части настоящего Кодекса, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Эффективность исправительного воздействия штрафа будет высокой тогда, когда он исполняется в пределах денежных доходов осужденного. Средний уровень денежных доходов населения в Республике Беларусь невысок. Для того чтобы штраф в системе уголовных санкций и судебной практике стал доминирующим наказанием, необходимо: снизить его минимальные пределы; закрепить в УК положение о том, что штраф назначается исключительно в пределах денежных доходов осужденного.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платны, установленный на день постановления приговора, а за корыстное преступление — стократного размера минимальной заработной платы. В отношении несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет назначение штрафа не имеет смысла, так как возможности заплатить его, как правило, ничтожны.

Практика применения уголовного закона показывает, что суды при назначении наказания не всегда соблюдают указанные в нем условия. Так, приговором суда Ленинского района г. Минска от 26 декабря 2001 г. С. 1987 года рождения и С-в 1987 года рождения были признаны виновными в неправомерном завладении автодорожным механическим транспортным средством и поездке на нем без цели хищения, совершенных повторно группой лиц по предварительному сговору. На основании части 2 статьи 214 УК с применением статьи 70 УК суд назначил каждому осужденному наказание в виде штрафа в доход государства в размере десяти минимальных заработных плат, несмотря на то, что оба они являлись учащимися девятого класса средней школы [12].

Исполнение наказания в виде штрафа регламентируется статьями 29 и 30 УИК Республики Беларусь и производится судебным исполнителем.

После оглашения приговора о назначении штрафа, суд разъясняет осужденному его обязанности уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу и предупреждает его, что в случае неоплаты штраф будет взыскан принудительно.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить сумму штрафа, закон допускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа сроком до одного года. В частности, по изученным делам рассрочка была применена лишь единожды. В этой связи, при назначении наказания в виде штрафа судьям целесообразно разъяснять обвиняемым в судебном заседании наряду со сроками добровольной уплаты штрафа возможность предоставления отсрочки либо рассрочки его уплаты при наличии к тому оснований.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

При неуплате штрафа осужденным в установленный срок, взыскание производится принудительно. Судебный исполнитель принимает следующие меры: обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения ареста и продажи имущества; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов осужденного; обращение на денежные суммы и имущество осужденного, находящееся у других лиц.

Взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, ценные бумаги, иные ценности за исключением имущества, указанного в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Опись имущества производится в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества, судебный исполнитель вносит представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с частью 3 статьи 50 УК Республики Беларусь.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок и уклонение его от уплаты судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения. Если осужденный после официального предупреждения продолжает уклоняться от уплаты штрафа, судебный исполнитель направляет в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности.

Так, в 2012 году за уклонение от уплаты штрафа было осуждено 37 лиц, что составляет 1 процент от общего количества осужденных к штрафу. Практически такое же количество лиц осуждалось и в предыдущие годы.

По регионам наибольшее количество зарегистрированных уклонений от уплаты штрафа отмечается в Минской области.

Количество осужденных, которым судами республики было назначено наказание в виде штрафа остается на прежнем уровне. Так, за 2013 год наказание в виде штрафа получили — 12,4 процента (4559 человек). За 2014 год — 11,8 процента (4648 человек). За первое полугодие 2015 года — 12 процентов (2351 человек).

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь отмечено, что при решении вопроса о назначении наказания в виде штрафа судам следует исходить из принципа индивидуализации наказания, его эффективности для реализации целей уголовной ответственности и отсутствия необходимости в применении к виновному более строгих мер наказания.

2.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Согласно статье 51 УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. Рассматриваемый вид наказания может являться как основным, так и дополнительным.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться судом даже в случае, когда этот вид наказания не предусмотрен в Особенной части УК, если, исходя из характера совершенного лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определенной деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

По общему правилу, применение данного наказания возможно, если совершенное лицом преступление связано с занимаемой им должностью либо с выполняемой им деятельностью. Этот вид наказания применяется, когда виновное лицо использовало права и полномочия по своей служебной должности, профессиональной или иной деятельности для совершения умышленного преступления либо совершило преступление по неосторожности в связи с нарушением профессиональных или специальных обязанностей.

В указанном наказании объединены два схожих по степени правоограничения: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью [13, c. 53-55].

Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления, и лишении его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность в иных предприятиях или учреждениях. Применение данного наказания не означает абсолютного запрета осужденному работать в какой-либо отрасли хозяйства, учреждении либо на предприятии.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. При этом не имеет значение, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной) или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта (ст. 156 УК) врач может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 233 УК) наказывается лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность.

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 1996 года было дано определение, что при назначении этого вида наказания, суд в резолютивной части приговора обязан указать, какие конкретно должности лишен занимать осужденный либо каким видом деятельности заниматься.

апреля 2015 года суд Октябрьского района рассмотрел уголовное дело по обвинению бывшего председателя Волосовичского сельского исполкома по статье УК «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» (давал указания о составлении подложных административных протоколов, чтобы улучшить показатели в работе по благоустройству населенных пунктов; выносил незаконные постановления о наложении административных взысканий в отношении граждан за нарушение правил благоустройства). Суд приговорил к ограничению свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на пять лет [14].

В августе 2014 года обвиняемый А. был осужден по ч. 1 ст. 317-1 УК за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Суд назначил ему наказание в виде исправительных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет. Спустя два месяца он повторил это же преступление. Таким образом, обвиняемый совершил два преступления, предусмотренных статьями УК — уклонение от исполнения приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью, а также повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Суд Первомайского района Витебска назначил ему наказание в виде ограничения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет со штрафом в размере 250 базовых величин (37,5 млн. рублей по состоянию на ноябрь 2014 года) [15].

По резонансному уголовному делу в отношении частного медицинского центра «Экомедсервис» (гибель пациентки после пластической операции коррекции формы носа) 31 января суд Октябрьского района Минска признал виновным: анестезиолога Ш. в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, что повлекло по неосторожности смерть пациента (ч. 2 ст. 162 УК), и приговорил к лишению свободы с запретом заниматься врачебной деятельностью в течение пяти лет; главного инженера Л. в служебной халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (ст.428 УК) и приговорил к лишению свободы с запретом занимать должности, связанные с правом совершения юридически значимых действий в медучреждениях сроком на пять лет; главврача и генерального директора «Экомедсервиса» В. в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшего по неосторожности смерть человека. На основании ст. 428 УК ей назначено наказание в виде ограничения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком пять лет [16].

Исполнение этого наказания возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного.

Уклонение осужденного от исполнения приговора суда влечет ответственность по статье 417 УК. Должностные лица, не исполняющие вступивший в законную силу приговор суда несут уголовную ответственность по статьей 423 УК.

Как было отмечено коллегией Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в среднем почти в пять раз чаще этот вид наказания назначается в качестве дополнительного [17].

Судами за 2013 год к наказанию в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью были приговорены 6,3 процента (2184 человек), за 2014 год — 0,6 процента (234 человек) и первое полугодие 2015 года — 0,4 процента (92 человека).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

2.4 Исправительные работы

По действующему законодательству (ст. 52 УК) исправительные работы могут назначаться на срок от шести месяцев до двух лет (несовершеннолетним — от двух месяцев до одного года) и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. При этом из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно (несовершеннолетним от пяти до п