Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Общественные отношения, которые возникают при реализации человеком его права на жизнь»

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Конституция как основной нормативный акт, регламентирующий право на жизнь в Республике Беларусь
Глава 2. Международно-правовые акты регламентирующие право на жизнь в Республике Беларусь
Глава 3. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» и иные законодательные акты, регламентирующие право на жизнь
Заключение
Список использованных источников

Введение

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии. Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. В этой связи представляется плодотворной версия о том, что эволюция человеческого сообщества представляет собой прогрессирующее развитие свободы.

Основываясь на принципах правового государства, предполагающего верховенство закона и Конституции, государство должно обеспечивает эффективную реализацию закрепленных в них прав и свобод личности и создает необходимые для этого условия. Проблема воплощения в жизнь прав человека тем более актуальна, что провозглашение этих прав не всегда сопровождается их осуществлением. Несмотря на то, что этому вопросу уделялось большое внимание со стороны теоретиков и практиков, изученность механизма реализации прав и свобод личности нельзя считать исчерпанной.

Реализация прав личности сложное и многогранное явление, включающее в себя деятельность не столько правоприменительных органов, сколько активную деятельность самой личности. Законодатель, определяя модель реализации правовой нормы, закрепляющей права человека, во многом ориентируется на возможность непосредственного их использования личностью.

Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией непосредственно действующими независимо от того, существуют уже или еще нет законодательные акты, призванные определять механизм и процедуры для их наиболее полного осуществления. Гражданин вправе претворять свои права свободно, выбирать способ реализации, соответствующий его интересам и возможностям и непосредственно осуществлять принадлежащее ему право, если закон не требует правоприменительной деятельности компетентных органов.

Объектом исследования — в данной курсовой работе являются общественные отношения, которые возникают при реализации человеком его права на жизнь.

Предметом исследования — являются нормативные правовые акты, международные документы, а также мнения ученых, раскрывающие основные проблемы правовой реализации права на жизнь в Республике Беларусь.

Целью данной работы — является исследование нормативных основ права на жизнь, а также изучение спорных аспектов этого вопроса.

Основными задачами работы являются:

  • анализ статей конституции регламентирующих право на жизнь;
  • исследование международно-правовых актов;
  • изучение закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и других нормативных актов.

При рассмотрении всех данных вопросов автор будет опираться, в основном, на соответствующие научные работы отечественных и зарубежных ученых, например, Василевича Г. А., Вегера И. В., Мутагирова Д. З., Рудинского Ф. М. и др., действующее законодательство Беларуси, различные международные правовые документы, а также на судебную практику Конституционного Суда.

Глава 1. Конституция как основной нормативный акт, регламентирующий право на жизнь в Республике Беларусь

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.

Права человека подлежат защите на международном и национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд транснациональных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений.

Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество. Основополагающим документом в области защиты прав человека можно назвать Международный билль о правах человека, состоящий из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

Права, которые провозглашены в этих документах, имеют всеобъемлющий характер и применимы для граждан всех государств независимо от степени их политического и экономического развития.

В национальной системе защиты прав и свобод человека главная роль принадлежит государству, призванному обеспечивать равные возможности для всестороннего развития и полной реализации творческого потенциала каждого члена общества. Государство является основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Без создания социального государства права и свободы человека, декларируемые в обществе, остаются идеалом, не реализуемым в действительности.

Социальное государство призвано обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами, духовными и материальными благами. Оно нацелено, прежде всего, на реализацию прав в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества. При этом первоочередной задачей социального государства является не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий каждому гражданину.

Правовую основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие права человека.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Республика Беларусь с первых дней своей независимости объявила о приверженности международному праву. С провозглашением государственного суверенитета и укреплением правовых гарантий личности как необходимого условия демократического государства, вопрос защиты прав человека приобрел особую актуальность.

Следует отметить, что в части обеспечения прав человека Конституция полностью соответствует международно-правовым стандартам. В частности, в ней закреплено, что Республика Беларусь – социальное правовое государство. Конституция также воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закрепленные в Международных пактах, и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.

Правовой статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции – «Личность, общество, государство».

Так, статья 21 Конституции высшей целью государства провозгласила обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Согласно части второй указанной статьи, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Закрепленный перечень прав и свобод должен знать каждый гражданин. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в силу. Тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26); никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27). К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит: право на жизнь (ст.24); обеспечение государством свободы, неприкосновенности личности (ст. 25); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст.28); право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться назад…(ст.30); право самостоятельно определять свое отношение к религии, лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… и др.

Право на жизнь (статья 24)

Основным правом человека — является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права.

Право на жизнь нашло отражение и в Конституции Республики Беларусь, где оно закреплено в статье 24, в которой сказано: «каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».

Конституция не только провозглашает право каждого на жизнь, но и вменяет в обязанность государству защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. Государство создает для этого соответствующие социально-экономические условия, имеет правовую базу, силы, средства и т. п.

Право на жизнь — является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 24 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова – лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве.

Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и др. Беларусь сейчас занимает 75-е место в мире по продолжительности жизни мужчин и 57-е — по продолжительности жизни женщин. И хотя ситуация у нас значительно лучше, чем во многих других государствах СНГ, но предстоит огромная работа, чтобы улучшить эти показатели.

Конституция не запрещает смертной казни:

Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления.

Во-вторых, носит исключительный характер, т. е. тем самым подчеркивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены.

В-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда.

Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания впредь до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах .

Смертная казнь не может быть назначена:

  • лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
  • женщинам;
  • мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет (ст. 59 УК).

Смертная казнь может рассматриваться в различных аспектах, в том числе как мера наказания конкретного лица, совершившего особо тяжкое преступление, и как мера устрашения, как мера превентивная, направленная против совершения соответствующих уголовно-наказуемых деяний. Тот, кто умышленно лишает жизни других в результате преступного деяния, сам оказывается вне ситуации, в которой ему гарантируется право на жизнь.

В качестве альтернативы смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь установлена возможность назначения пожизненного заключения (ст. 59 УК).

Именно исходя из права каждого на жизнь в нашем уголовном законодательстве содержатся формулировки, квалифицирующие как уголовно наказуемые деяния убийства, совершаемые гражданами.

В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства, которое к тому же обязано принимать все меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кроме того, лицо имеет право на необходимую оборону. Согласно ст. 34 УК каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение.

Нашим законодательством установлено более мягкое наказание за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Оно наказывается исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Международными документами считается допустимым лишение жизни в случае осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, а также для подавления бунта или мятежа.

Следует иметь в виду, что обычно происходит «плавный» переход от применения смертной казни к отказу от нее.

В зависимости от применения смертной казни все государства можно подразделить на соответствующие группы:

1. Страны, где смертная казнь вообще не предусматривается, – Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция и др. (всего более 30).

2. Страны, где смертная казнь допустима, но лишь в исключительных случаях, например в военное время, – Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Италия (около 20).

3. Страны, сохранившие смертную казнь как возможный вид наказания, но не применяющие ее на практике в течение уже многих лет, – Бельгия, Боливия, Греция (около 20).

4. Страны, применяющие смертную казнь за преступления; это в основном страны азиатского и африканского континентов, к этой группе относятся многие республики бывшего СССР, арабские государства; смертная казнь применяется в 38 из 50 штатов США.

Интересно, что в 1972 г. Верховный Суд США признал существование в стране смертной казни противоречащим Конституции, однако она затем была восстановлена в большинстве штатов.

В 1999 г. смертная казнь отменена Парламентом Латвии. Конституционные Суды Литвы и России признали наличие смертной казни противоречащим Конституции.

Проведенное 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь народное голосование по вопросу сохранения смертной казни не имело юридически обязательного значения, поэтому у законодателя нет препятствий для постепенного изменения оснований применения смертной казни за особо тяжкие преступления и в перспективе к полному отказу от такой меры наказания. Можно было бы ввести мораторий на исполнение смертной казни и по истечении определенного времени проанализировать, как данное решение повлияло на криминогенную обстановку. В то же время введение в качестве альтернативного уголовного наказания в виде пожизненного заключения означает «перенос» груза ответственности за применение смертной казни с законодателя на суды.

В Республике Беларусь в прошлом ежегодно приговаривалось к смертной казни 20-30 человек. Эта цифра в последние годы увеличивается, в 1997-1998 гг. соответственно 46 и 47 человек было приговорено к исключительной мере наказания. Все лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на помилование Президентом. Независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются Главой государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Можно отметить, что в дореволюционной России при населении 178 млн.чел. (1913 г.) к смертной казни было приговорено 612 человек, казнено 131 чел. В СССР в 1985 г. было исполнено 770 приговоров о смертной казни. В России и СССР смертная казнь отменялась четырежды – в 1743, 1917, 1920 и 1947 гг. Однако общество оказалось не готовым к такому решению.

В странах-членах Совета Европы смертная казнь не применяется. 28 апреля 1993 г. государства-члены Совета Европы подписали Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 1 указанного Протокола смертная казнь отменяется, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. В ст. 2 Протокола предусмотрена возможность смертной казни за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В США, наоборот, несмотря на признание в свое время смертной казни противоречащей Конституции, в последующем в большинстве штатов (в 38 из 50) она была восстановлена. Совет Европы может для вновь принимаемых в эту организацию членов установить срок для ратификации Протокола № 6 к Европейской конвенции.

Хотя Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Республикой Беларусь и не подписана, она может использоваться в качестве ориентира для развития белорусского законодательства и нашей правоприменительной практики. Конвенция не рассматривает лишение жизни как нарушение права на жизнь, если оно является результатом силы, абсолютно необходимой для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

11 марта 2004 г. Конституционный Суд вынес заключение по делу «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни». В данном решении Конституционный Суд, по существу, констатировал, что в Республике Беларусь много сделано для совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, в целом приближения национальной правовой системы к международным стандартам, сложившимся в области применения смертной казни. В Заключении Конституционного Суда обращено внимание на то, что норма части третьей ст. 24 Конституции, допустившая применение наказания в виде смертной казни, одновременно содержит указание на его исключительный и временный характер.

Республиканское уголовное законодательство планомерно развивалось по пути сужения видов преступлений, за которые могла быть применена смертная казнь, а также расширение круга лиц, к которым она неприменима. Сейчас в Уголовном кодексе более чем в два раза сокращена сфера применения этого наказания по сравнению с Уголовным кодексом 1960 г.

В качестве негативного обстоятельства Конституционный Суд отметил рост преступных посягательств на жизнь человека. По сравнению с 1994 годом, когда было зарегистрировано 952 убийства, в том числе и покушений на убийства, количество таких преступлений в 2002 г. возросло на 23,7 %. Лишь в 2003 г. их число по сравнению с 2002 г. снизилось на 104 преступления.

В отдельные годы нестабильной была практика относительно вынесения приговоров о смертной казни. Особый их «всплеск» приходился на 1997-1998 годы: соответственно 46 и 47 человек. После этого пошел спад и в 2002-2003 гг. были лишь единичные случаи вынесения приговоров о смертной казни.

Конституционный Суд обратил внимание на то, что на сохранение в уголовном законодательстве указанного вида наказания оказывают свое влияние результаты проведенного в 1996 г. референдума, когда более 80% граждан отказалось против ее отмены. Хотя и здесь необходимо учитывать сложившуюся на то время ситуацию, а также действовавшее законодательство, когда в качестве альтернативы смертной казни максимально возможным было лишение свободы до 15 лет.

В указанном Заключении Конституционного Суда отмечено, что на европейском континенте стало общим правилом неприменение смертной казни. Государства-члены Совета Европы, подписавшие и ратифицировавшие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также 6-й и 13-й протоколы к ней, обязаны исключить применение смертной казни. Беларусь, как известно, пока не является членом Совета Европы, и для нее в этой связи указанные европейские документы необязательны. Не ратифицировала она и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, который также обязывает каждое государство-участника этого протокола принять все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции.

Если конституционные суды других государств, принимавшие решения об отмене смертной казни, были связаны указанными международными документами, то Конституционный Суд Республики Беларусь соответствующей правовой базы международного уровня для принятия соответствующего решения не имел. На формирование позиции Конституционного Суда оказала влияние и динамика преступности, слабая работа по подготовке общественного мнения. Конституционный Суд счел, что часть третья ст. 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания.

Однако, исходя из содержания данной нормы, динамики преступности, необходимости выполнения Рекомендаций Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросу о смертной казни, принятых постановлением Палаты представителей от 13 июня 2002 г., а также учитывая, что Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах не ратифицирован Республикой Беларусь, не решен вопрос о ее полноправном членстве в Совете Европы и в силу этого не подписаны и не ратифицированы Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и соответствующие протоколы к ней, что обусловило бы в силу ст.ст. 8 и 116 Конституции Республики Беларусь верховенство указанных международных актов в системе национального права, Конституционный Суд пришел к выводу, что в современных условиях вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге — об объявлении моратория на его применение может быть решен Главой государства и Парламентом.

Другим аспектом права на жизнь является вопрос об эвтаназии, т. е. о лишении человека жизни по его просьбе с целью избавить от предсмертных страданий. Анализ таких оснований и процедуры у нас не получил своего развития. Парламентская Ассамблея Совета Европы отрицательно относится к эвтаназии.

В юридической, медицинской, религиозной литературе обращается внимание на проблему абортов. По данным Министерства здравоохранения, количество абортов в Республике Беларусь за последние 10 лет сократилось с 260 тысяч до 130 тысяч. Значительно уменьшился и уровень рождаемости за этот период – на 45 %. Если 15 лет назад рождалось 160 тысяч детей ежегодно, то теперь – немногим более 90 тысяч.

С точки зрения теологии, жизнь возникает еще до рождения. Современные исследования подтверждают, что через несколько дней после зачатия формируется нервная и пищеварительная системы. Через 18 дней начинает работать сердце, на 21-й день появляется собственная система кровообращения, через шесть недель формируются другие органы (руки, ноги, глаза, уши и т. д.), в более поздние сроки беременности происходит дальнейшее формирование человеческого плода.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Таким образом, Конституция не только провозглашает право каждого на жизнь, но и вменяет в обязанность государству защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. Государство создает для этого соответствующие социально-экономические условия, имеет правовую базу, силы, средства и т. п. Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь. У нас слабо поставлена просветительская работа. Необходимо, чтобы не только женщина, но и мужчина знали о том, что при искусственном прерывании беременности на них ложится груз ответственности за прекращение жизни.

Глава 2.  Международно-правовые акты регламентирующие право на жизнь в Республике Беларусь

Впервые международно-правовая регламентация права на жизнь была дана во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Статья 3 Декларации провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Тем не менее Всеобщая декларация не содержит в себе толкование этого права.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. пошла дальше Всеобщей декларации: статья 2 Конвенции закрепляет, что право каждого лица на жизнь не только провозглашается, но и охраняется законом.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:

  • для защиты любого лица от незаконного насилия;
  • для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
  • в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.

Международных пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в статье 6 устанавливает, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, которое охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Если же лишение жизни составляет преступление геноцида, то, согласно Пакту, ничто не дает участвующим в нем государствам право каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Однако, при всей важности указанного права для жизнедеятельности человека, оно является наиболее уязвимым и нарушаемым в современном мире.

Одним из наиболее распространенных способов нарушения права на жизнь в массовом масштабе являются вооруженные конфликты. Р. А. Мюллерсон отмечает, что было бы по меньшей мере странно, если бы люди боролись за жизнь десятков или даже сотен людей в разных странах, забывая в то же время, что любой вооруженный конфликт уносит тысячи, если не миллионы жизней. К сожалению, применение оружия, в том числе против мирного населения, не исключено из практики и сейчас: бывшая Югославия, Руанда, Чечня являются примерами открытого нарушения не только права человека на жизнь, но и общепризнанных принципов международного права.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. обязывает государства обращаться с ними гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, рассматриваются как серьезные нарушения Конвенции. Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 г. предусмотрен также прямой запрет посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность человека, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание.

В качестве примера нарушения права на жизнь в ходе вооруженных конфликтов в современном мире можно привести информацию специального докладчика Комиссии ООН по правам человека о получении им множества сообщений, касающихся многочисленных нарушений права на жизнь в отношении захваченных в плен комбатантов даже после того, как они сдались в плен, и в частности в отношении гражданских лиц. Эти сообщения касались Анголы, Азербайджана, Камбоджи, Судана, Таджикистана, Турции и районов конфликтов бывшей Югославии: тысячи человек были убиты либо непосредственно в ходе боевых действий — в результате прицельных и бесприцельных артиллерийских обстрелов жилых районов, зачастую с использованием тяжелых орудий, либо косвенно, в результате осады, лишения доступа к воде, питанию и медикаментам.

Прямое отношение к защите права на жизнь имеет ликвидация геноцида – пагубной политики, совершаемой с намерением уничтожения, полностью или частично, какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. В этой связи в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Примером проведения такой политики является Руанда с апреля 1994 г., конфликт в которой между народами хуту, тутси и тва является политическим на ярком этническом фоне. В этой связи резолюцией Совета Безопасности ООН № 955 (1994 г.) с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, был учрежден Международный трибунал по Руанде.

Распространенным способом нарушения права на жизнь в современных условиях — является терроризм во всех его формах и проявлениях.

Мировое сообщество до сих пор из-за политических разногласий между государствами не выработало единого понятия международного терроризма. В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества он определяется как совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом.

Как видно из этого определения, объектом посягательства в данных преступлениях является человеческая жизнь.

Сокращение продолжительности человеческой жизни, борьба с тяжелыми заболеваниями, в особенности с онкологическими и СПИДом, сокращение детской смертности вследствие голода и недоедания имеют прямое отношение к праву на жизнь. К сожалению, тяжелое экономическое положение в Республике Беларусь, последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС не способствуют практической реализации данного права, и человеческая смертность в государстве по-прежнему остается высокой.

Важной формой гарантии права на жизнь — является предотвращение произвольных убийств, совершаемых должностными лицами по поддержанию правопорядка.

В Комиссию ООН по правам человека постоянно поступает информация, касающаяся нарушений права на жизнь вследствие чрезмерного и произвольного применения силы. Сообщения о случаях, относящихся к этой категории, касались Бангладеш, Камеруна, Чада, Чили, ЮАР, Индии, Непала. Согласно сообщениям, в этих государствах сотни людей были убиты службами сил безопасности вследствие чрезмерного применения сил против участников демонстраций и других манифестаций. Специальный докладчик Комиссии был особенно потрясен сообщениями о намеренном применении огнестрельного оружия против малолетних детей служащими израильских сил безопасности и бразильской военной полиции.

Применительно к праву на жизнь весьма актуальна проблема отмены смертной казни.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Пункт 2 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает, что в странах, которые не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления. Они не выносятся за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводятся в исполнение в отношении беременных женщин. Говоря иначе, статья 6 Пакта, не ставя смертную казнь полностью вне закона, тем не менее налагает на ее применение определенные ограничения.

24 мая 1984 г. Экономическим и Социальным советом ООН была принята резолюция 1984/50 «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни».

В резолюции закрепляется, что смертный приговор может быть вынесен только в соответствии с правовыми нормами, действующими в момент совершения преступления: в случае, если после совершения преступления были осуществлены изменения в законодательстве, предполагающие более мягкие меры наказания, они должны распространяться и на правонарушителя, совершившего данное преступление.

Как и в Пакте, устанавливалось, что смертный приговор не выносится за преступление, совершенное лицами, которые в момент совершения преступления были моложе 18 лет; в равной степени не приводится в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин или тех, кто недавно стал матерью, или лиц, потерявших рассудок .

Пункты 4 и 5 резолюции регламентируют, что смертный приговор может быть вынесен только в том случае, если виновность лица, обвиняемого в совершении преступления, установлена на основе ясных и убедительных доказательств, и может быть приведен в исполнение только в соответствии с окончательным судебным решением, вынесенным компетентным судом после завершения судебного процесса с обеспечением всех гарантий справедливого судебного разбирательства, по меньшей мере соответствующих тем, которые предусмотрены в статье 14 Пакта о гражданских и политических правах.

Резолюция также закрепила положения о том, что каждый приговоренный к смертной казни имеет право подачи апелляции в суд высшей инстанции (п. 6) и право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора (п. 7).

Смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения соответствующими органами прошения о помиловании (п. 8).

В случае приведения смертного приговора в исполнение эта процедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинить как можно меньше страданий (п. 9). В целом нормы данной резолюции также направлены на защиту права на жизнь. В последние десятилетия во всем мире все чаще стал подниматься вопрос об отмене смертной казни и замене ее либо пожизненным тюремным заключением, либо значительными сроками лишения свободы.

15 декабря 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят и открыт для подписания, ратификации или присоединения Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (вступил в силу 11 июля 1991 г.).

Второй Факультативный протокол исходит из того, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника Протокола, не подвергается смертной казни. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1). К тому же не допускается никаких оговорок к Протоколу, за исключением одной, сделанной в момент ратификации или присоединения, которая предусматривает возможность применения смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.

На июль 1998 г. участниками Второго Факультативного протокола являлись 32 государства: Австралия, Австрия, Колумбия, Хорватия, Дания, Эквадор, Финляндия, ФРГ, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Македония, Мальта, Мозамбик, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Португалия, Румыния, Сейшельские острова, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Уругвай, Венесуэла, Непал.

В то же время число государств, отменивших смертную казнь, гораздо больше – 103 (из них отменивших смертную казнь за все преступления – 63; только за обычные преступления – 16; отменивших смертную казнь de facto – 24).

Следует отметить важную роль Комитета ООН по правам человека в решении проблемы отмены смертной казни. Именно этот международный универсальный контрольный орган рассматривает наибольшее количество дел, связанных с ее применением. Однако иногда заключение-рекомендация Комитета государству имеет обратные результаты. Речь идет о денонсации Ямайкой Второго Факультативного протокола. Чуть позднее этот протокол денонсировал Тринидад и Тобаго.

Знаменитое дело Pratt and Morgan v. Jamaica создало серьезный прецедент для Ямайки. Признав решение Комитета по правам человека ООН по этому делу, высшая судебная инстанция Ямайки согласилась с тем, что длительное ожидание смертной казни (более 5 лет) является жестоким и бесчеловечным наказанием. В результате этого доля жалоб граждан Ямайки в общем списке дел Комитета по правам человека составила абсолютное большинство – более 25%, что и заставило Ямайку пойти на денонсацию Второго Факультативного протокола.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В рамках Совета Европы 28 апреля 1983 г. был принят Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., действие которого, так же как и Второго Факультативного протокола, направлено на неприменение смертной казни. Их положения идентичны. Особенностью Протокола № 6, как и самой Европейской конвенции, является то, что участниками этих документов могут быть только государства-члены Совета Европы. В настоящее время в Протоколе № 6 участвуют 28 государств. Его подписали, но не ратифицировали Бельгия, Греция, Россия и Украина.

Признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь .

Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения. При лишении жизни человека все его другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому общепризнанное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный с вопросом о правомерности лишения человека жизни, в том числе и посредством применения смертной казни в качестве уголовного наказания.

В течение всего времени существования человечества ведутся споры по вопросу необходимости смертной казни. Причем как ее противники, так и сторонники не привели достаточных аргументов ее влияния на преступность как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения.

Применение или неприменение смертной казни – одна из проблем, разрешение которой осуществляется в различных странах далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого вида наказания своим путем, причем для выработки такого решения нередко требуется весьма длительное время.

21 декабря 2010 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с призывом ко всем государствам «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться смертной казнью», «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение» с последующей отменой высшей меры наказания.

Обязательной силы эта резолюция не имеет. Смертная казнь не запрещена международным правом, более того – международный пакт по гражданским и политическим правам разрешает ее применение за наиболее тяжкие преступления. Однако в мире наблюдается устойчивая тенденция к отмене высшей (или исключительной) меры наказания. Так, в 2008 году полностью отказались от применения смертной казни 138 стран, по состоянию на 2010 год 140 стран мира отменили данную меру наказания. При этом реально смертная казнь применяется в 25 государствах, причем в основном только за совершение отдельных особо тяжких преступлений, совершенных в военное время, а не за так называемые общеуголовные преступления.

Отказ от смертной казни – это внутреннее дело каждой страны, не ее обязанность, а право, реализуемое в рамках решения задач по обеспечению правопорядка и нормальной жизнедеятельности общества в соответствии с определенными национальными особенностями и традициями.

Республика Беларусь, следуя международным тенденциям, последовательно предпринимает активные шаги, направленные на ограничение применения смертной казни. В первую очередь, следует отметить развитие законодательства в этом направлении.

В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится том, что смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда, тогда как в Конституции Республики Беларусь 1978 года данный вопрос вообще не оговаривался. Это свидетельствует о том, что наше общество и государство ставят в перспективе цель – отмену смертной казни.

В ныне действующем Уголовном кодексе по сравнению с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 г. сфера возможного применения данной меры наказания сокращена более чем в два раза (по 14 составам преступлений вместо 30). Кроме того, смертная казнь не применяется к лицам моложе 18 лет, женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.

Также сейчас санкции всех статей Уголовного кодекса, предусматривающих возможность вынесения смертного приговора, допускают выбор судом наказания в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы. То есть у суда есть альтернатива в выборе вида наказания. Суды в нашей стране, как и в других цивилизованных странах, независимы и подчиняются только закону.

Таким образом, развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регламентирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого вида наказания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Говоря о зарубежном опыте в данном вопросе, стоит отметить, что далеко не все люди, в том числе и в странах Европы, в которых смертная казнь отменена или не применяется уже достаточно длительное время, позитивно относятся к этому факту. К примеру, в Швейцарии в 2010 году было высказано мнение о необходимости вернуть высшую меру наказания путем вынесения данного вопроса на референдум.

В Российской Федерации, где в свое время был введен мораторий на применение смертной казни, согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса общественного мнения в 2004 году 84% россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом.

В разъяснениях Верховного суда Японии, контролирующего конституционность японского законодательства, указывалось, что с развитием общества, когда не будет необходимости защищать общественное благосостояние с помощью смертной казни, она может быть отменена как жестокое наказание, но такого уровня развития Япония еще не достигла.

Грузия, идя по пути отмены смертной казни, в свое время закрепила в своей Конституции норму, в соответствии с которой правом применения исключительной меры наказания обладал только Верховный Суд Грузии .

Таким образом, каждое государство решает проблему смертной казни индивидуально, с учетом своего правового развития, истории и менталитета.

Нашим государством уже сейчас учитывается международный опыт в данной сфере и предпринимаются вполне конкретные шаги, последовательное осуществление которых может привести к отказу от применения смертной казни. Примерами повышенного внимания государственных структур Республики Беларусь к этому вопросу являются как вышеприведенный опыт совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики, так и создание и деятельность под эгидой белорусского Парламента рабочей группы по изучению проблематики смертной казни. Нельзя при этом не отметить и то, что в республике периодически проводятся международные конференции и семинары по данному вопросу, постоянно отслеживается общественное мнение с помощью средств массовой информации.

Большое значение в определении подходов к выработке отношения к смертной казни имело рассмотрение в Конституционном суде Республики Беларусь вопроса о соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни.

Конституционный Суд Республики Беларусь в своем заключении от 11 марта 2004 г. № З-171/2004 отметил, что норма части третьей статьи 24 Конституции, предвосхищающая отмену смертной казни и устанавливающая своего рода переходное положение, когда она может временно применяться в качестве исключительной меры лишь за особо тяжкие преступления, предполагает отказ государства от использования этого наказания в будущем. Вместе с тем, при оценке вопроса о смертной казни следует учитывать правовую систему государства, его традиции и историю, условия, в которых формулировались нормы законов, их изменение, а также состояние преступности на современном этапе.

Таким образом, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Глава 3. Закон Республики Беларусь «о здравоохранении» и иные законодательные акты, регламентирующие право на жизнь

Изучив белорусское законодательство с целью определения границы начала действия права на жизнь, можно отметить некоторую его противоречивость. В Конституции Республики Беларусь не содержится указания на момент, с которого начинают действовать права человека, гарантируемые ею. А в отношении субъектов прав употребляется формулировка «каждый». Сведения же о правоспособности и, соответственно, моменте ее возникновения содержатся в пункте 2 статьи 16 Гражданского кодекса Республики Беларусь, определяющем возникновение правоспособности гражданина в момент его рождения .

Сложность разрешения проблемы о начале жизни заключается еще и в том, что рождение человека, с которым право связывает начало жизни, представляет собой не одномоментный акт, а длительный процесс, каждый отрезок времени которого можно расценивать как свидетельство появления человека и начала человеческого существования.

Тем не менее, в соответствии с действующим Гражданским кодексом право на жизнь возникает именно в момент рождения человека, так как никаких оговорок статья не содержит. И внутриутробный эмбрион, независимо от срока его развития, рассматривается в качестве физиологической части организма, которым женщина вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Но все же в законодательстве Беларуси присутствует определенное количество нормативных актов, свидетельствующих об охране прав человека еще до рождения. Так, в соответствии со статьей 1037 Гражданского кодекса Республики Беларусь наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. А законодательство, регулирующее правовое положение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, закрепляет предусмотренные им права и за гражданами, находившимися во внутриутробном состоянии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Законодательство Республики Беларусь в сфере здравоохранения также содержит ряд норм, отражающих уважительное отношение к жизни и здоровью не рожденного ребенка и заботу о нем. Например, приказом Министерства здравоохранения утверждена программа занятий для беременных, направленных на обучающие и оздоровительные процессы во время внутриутробного развития ребенка.

Нужно обратить внимание на необходимость изменения законодательства о производстве абортов. Они должны допускаться в исключительных случаях, например, в целях спасения жизни матери. Отмечалось, что юридические аспекты производства абортов должны определяться не в ведомственных актах, а в законе, что будет соответствовать требованиям ст. 23 и других статей Конституции Республики Беларусь. Эта позиция получила отражение в новой редакции Закона «О здравоохранении» от 11 января 2002 г.

Статья 63 Закона «О здравоохранении», например, предусматривает гарантию содействия медицинским работникам в случаях, когда имеется угроза жизни человека:

«Физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медицинской помощи.

При угрозе жизни человека медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту его нахождения либо для транспортировки (эвакуации) его в ближайшую организацию здравоохранения. В случае отказа выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта должностное лицо или владелец транспортного средства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, актах терроризма и массовых беспорядках спасатели, сотрудники органов внутренних дел и иные физические лица, прошедшие обучение методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, обязаны принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся первой помощи.

Первая помощь представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых до оказания медицинской помощи пострадавшему при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека (далее – травма), в целях прекращения воздействия на организм пострадавшего повреждающего фактора внешней среды, оказания ему помощи в зависимости от характера и вида травмы и обеспечения максимально благоприятных условий транспортировки (эвакуации) пострадавшего с места получения травмы в организацию здравоохранения.

Действие настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами».

Этим же Законом налагаются определенные полномочия на Совет Министров в сфере обеспечения права на жизнь. В частности, в ст. 8 указывается, что Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения устанавливает порядок создания и функционирования единой государственной системы обучения населения методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека.

Право на жизнь достаточно часто дублируется в нормативных правовых актах. Например, в Законе «О правах ребенка» в ст. 4 указывается, что «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь».

В преамбуле Закона «О трансплантации органов и тканей человека» указывается, что «Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и (или) тканей человека в целях реализации права населения Республики Беларусь на охрану жизни и здоровья».

В ст. 5 этого же Закона определяется условие реализации гарантии права на жизнь: «Трансплантация может быть произведена только тогда, когда невозможно иными методами оказания медицинской помощи сохранить жизнь пациента или восстановить его здоровье, и осуществляется в соответствии с заключением о необходимости трансплантации и на основании клинических протоколов, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь».

Таким образом, отраслевое законодательство фактически отодвигает «нижнюю» границу действия и охраны некоторых прав личности, что фактически означает наделение ограниченной правоспособностью и присвоение статуса «субъекта права» не рожденному ребенку. Однако говорить об абсолютной правоспособности человеческого эмбриона недопустимо, так как это противоречило бы правам женщины, хотя определенными правами, закрепленными в отраслевом законодательстве, он уже обладает, и его жизнь, здоровье и имущественные права являются объектом охраны. Поэтому во избежание коллизий целесообразно было бы установить ограниченную правоспособность не рожденного человека на конституционном уровне, так как это позволило бы обеспечить правовую охрану эмбриона.

Приняв решение в пользу установления ограниченной правоспособности еще не рожденного ребенка, Беларусь не стала бы первой на этом пути. В законодательстве некоторых европейских стран уже выдвигалась концепция условной правоспособности зачатого ребенка в отличие от безусловной правоспособности человека. К примеру, по законодательству Венгрии и Словакии человек, если он родился живым, считается правоспособным с момента зачатия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Заключение

Правовую основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие права человека.

Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права.

Конституция не только провозглашает право каждого на жизнь, но и вменяет в обязанность государству защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. Государство создает для этого соответствующие социально-экономические условия, имеет правовую базу, силы, средства и т. п.

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.

У нас слабо поставлена просветительская работа. Необходимо, чтобы не только женщина, но и мужчина знали о том, что при искусственном прерывании беременности на них ложится груз ответственности за прекращение жизни.

Впервые международно-правовая регламентация права на жизнь была дана во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Статья 3 Декларации провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Тем не менее Всеобщая декларация не содержит в себе толкование этого права.

Признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2006. – 92 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 31 декабря 2014 г. № 226-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 09.01.2015. – 2/2224
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 29 января 2015 г. № 245-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 03.02.2015. – 2/2243
4. О здравоохранении : Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII : с изм. и доп. : текст по состоянию на 16 июня 2014 г. № 164-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 26.06.2014. – 2/2162
5. О правах ребенка : Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII : с изм. и доп. : текст по состоянию на 12 декабря 2013 г. № 84-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 17.12.2013. – 2/2082
6. О трансплантации органов и тканей человека : Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 13 июля 2012 г. № 407-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 19.07.2012. – 2/1959
7. О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни : Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.03.2004 № З-171/2004 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 12 марта 2004 г. – № 6/398
8. Белякович, Н. Н. Права человека: практикум / Н. Н. Белякович. – Минск: Амалфея, 2006. – 195 с.;
9. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов специальностей «Правоведение», «Экономическое право» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Минск: Книжный дом, 2006. – 478 с.;
10. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 767 с.;
11. Васильева, Т. А. Права человека: Учеб. для вузов / Т. А. Васильева, В. А. Карташкин, Н. С. Колесова и др. – М.: Норма, 2003. – 560 с.;
12. Великанова, С. Е. Конституционное право: ответы на экзаменационные вопросы / С. Е. Великанова, Л. В. Дудкина, И. М. Хужокова. – Москва: Экзамен, 2006. – 222 с.;
13. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право России: учебник для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – Москва: Дашков и К, 2007. – 1121 с.;
14. Головистикова, А. Н. Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. – Москва: Эксмо, 2006. – 863 с.;
15. Евменов, Л. Ф. Право быть человеком: Курс лекций / Л. Ф. Евменов. – Минск: БИП-С, 2003. – 162 с.;
16. Зайцева, А. М. Жизнь человека как объект конституционно-правового регулирования: автореф. дисс…. канд. юр. наук: 12.00.02 / А. М. Зайцева. – Москва, 2009. – 29 с.;
17. Иванов, Г. И. Права человека: история, теория, современность / Г. И. Иванов. – Минск: УП «Бестпринт», 2002. – 182 с.;
18. Ивашкевич, Е. Ф. Конституционное право зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Е. Ф. Ивашкевич. – Витебск: Издательство ВГУ, 2006. – 157 с.;
19. Капинус, О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь / О. С. Капинус. – Москва: Камерон, 2006. – 479 с.;
20. Кацубо, С. П. Основы прав человека: Учеб. пособие для студентов вузов / С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск: Изд. респ. унитар. предприятие «Университетское», 2002. – 261 с.;
21. Квашис, В. Е. Смертная казнь: мировые тенденции, проблемы и перспективы / В. Е. Квашис. – Москва: Юрайт, 2008. – 797 с.;
22. Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь / В. Н. Кивель. – Минск: Современная школа, 2008. – 166 с.;
23. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 527 с.;
24. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций / А. Н. Кокотов. – Москва: Проспект, 2006. – 296 с.;
25 Коняев, С. А. Конституционное право на жизнь и его гарантии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.02 Конституционное право; муниципальное право / Коняев Станислав Александрович. – Ставрополь, 2012. – 22 с.;
26. Кощеева, А. А. Право на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02 / Кощеева Анна Александровна. – Москва, 2006. – 25 с.;
27. Кунцевич, К. Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. Кунцевич. – Минск: Молодежное, 2006. – 143 с.;
28. Курак, А. И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учебное пособие для студентов юридических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / А. И. Курак. – Минск: Тесей, 2006. – 318 с.;
29. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь / Т. С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 223 с.;
30. Пастухов, М. И. Конституционное право Республики Беларусь: учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / М. И. Пастухов. – Минск: БИП-С Плюс, 2006. – 77 с.;
31. Подупейко, А. А. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А. А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 255 с.;
32. Чагина, Е. П. Конституционное право Республики Беларусь: учебно-методический комплекс / Е. П. Чагина. – Минск: МГЭИ, 2007. – 196 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1187

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке