Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы в уголовном судопроизводстве»

Уголовно-процессуальную деятельность в ИУ, в соответствии с указанными выше положениями УПК РФ могут осуществлять: начальники исправительных учреждений; его заместители, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности; оперативные сотрудники, которые могут быть наделены полномочиями органа дознания.

Курсовая работа с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

дознание исполнительный сотрудник

Актуальность темы курсовой работы. В исправительном учреждении (далее — ИУ)уголовно-процессуальные отношения имеют особый порядок, который должен подчиняться установленным правилам режима отбывания и исполнения уголовного наказания и не нарушать их. Поэтому вопросы о процессуальном статусе субъекта, осуществляющего процессуальную деятельность в исправительном учреждении, о проведении проверки сообщения о преступлении на территории ИУ, об использовании результатов режимных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности, а так же иных вопросов, касающихся уголовно-процессуальной деятельности сотрудников и в науке и на практике, а так же в рамках реформирования системы исполнения уголовного наказания, до сих пор не находят четкого ответа. Хотя, к примеру, вопрос о законодательном закреплении специализированных органов дознания и следствия в УИС активно обсуждается в научных кругах и законодательных органах уже более пяти лет, да и сотрудники исправительных учреждений, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с оптимизмом поддерживают эту идею. Все вышеизложенное отражает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления сотрудниками УИС уголовно-процессуальной деятельности на территории ИУ.

Предметом курсовой работы выступают нормы уголовно-процессуального и ведомственного законодательства, научные работы авторов-процессуалистов.

Цель курсовой работы — изучить, провести анализ и обозначить в курсовой работе вопросы, связанные с осуществлением сотрудниками ИУ уголовно-процессуальной деятельности в местах лишения свободы.

Целью обусловлено выполнение следующих задач:

  1. Изучить и отразить в работе понятие, структуру и содержание уголовно-процессуальной деятельности в учреждениях УИС РФ.
  2. Рассмотреть место и роль уголовного процесса в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
  3. Провести анализ проверки сообщения о преступлении, совершенном в ИУ, осуществляемой сотрудниками ИУ.
  4. Исследовать вопрос об использовании результатов непроцессуальной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых на территории ИУ.

Методологическая основа курсовой работы. При написании исследования использовались методы: анализа, синтеза; логико-структурный; исторический; социологический и другие.

Теоретическая основа курсовой работы. Исследованием проблем, связанных с уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников ИУ,занимались ряд ученых: Т.В. Аверьянова, О.А. Александрова, А.Р. Белкин, Р.С. Белкин, О.А. Белов, А.Т. Валеев, И.В. Минеев, А.А. Плашевская, С.П.Брыляков, Л.Т. Ульянова, Н.Г. Шурухнови др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре параграфа, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, литературы.

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Пункт 56 ст. 5 УПК РФ определяет уголовное судопроизводство, как досудебное и судебное производство по уголовному делу. В учебной литературе приводят различные определения уголовного судопроизводства (процесса). В самом общем виде уголовное судопроизводство можно охарактеризовать как юридическую форму для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений. В исправительных учреждениях существует особая процедура осуществления процессуальной деятельности, это следует из анализа правовых норм, регулирующих права и обязанности субъектов уголовного процесса в ИУ. Данный анализ, на мой взгляд, определяет правовое положение учреждений и органов УИС в уголовно-процессуальной деятельности.

Применительно к уголовно-процессуальной деятельности в ИУ, в первую очередь, необходимо рассмотреть правовое положение начальника учреждения как начальника органа дознания.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. УПК не дает конкретного перечня обязанностей начальника органа дознания, в связи с этим, исходя из буквального толкования норм уголовно-процессуального закона заключаем, что основной обязанностью начальника органа дознания, в том числе в ИУ, является: давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях. То есть начальник ИУ имеет полное право на поручение проверки сообщения о преступлении, а так же о проведении неотложных следственных действий.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Спорным является вопрос о том, имеет ли право начальник ИУ возбуждать уголовное дело?! Исходя из изученных практических материалов, следует вывод о том, что в настоящее время начальник ИУ не может возбуждать уголовные дела на территории ИУ. Последнее связано с тем, что преступления, совершаемые на территории учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, подследственны, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, следователям Следственного комитета Российской Федерации, а значит и возбуждать уголовные дела по преступлениям рассматриваемого вида могут возбуждать только уполномоченные на это следователи.

Кроме того, п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ наделяет начальников учреждений и органов УИС полномочиями осуществлять неотложные следственные действия по преступлениям против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками ИУ, а так же о преступлениях, совершенных в расположении этих органов иными лицами. Но значит ли это, что начальник учреждения все-таки является начальником органа дознания и существует ли орган дознания в ИУ?! Исходя из ч. 1 ст. 157 УПК РФ, орган дознания имеет право возбуждать уголовные дела по преступлениям, по которым предварительное следствие является обязательным. Но в ч. 1 ст. 40 УПК ФСИН как орган дознания прямо не указывается, но в п. 1 этой статьи говориться о том, что к органам дознания относятся «иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности». ФСИН является органом исполнительной власти, полномочным, в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из буквально толкования законодательства, следует то, что учреждения ФСИН могут являться органами дознания. В связи с этим, можно утверждать, что начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеют право на возбуждение уголовного дела. Но в настоящее время в практической деятельности исправительных учреждений начальники ИУ это право не используют.

Таким образом, уголовно-процессуальная деятельность, по преступлениям, совершаемым в ИУ, представляет собой деятельность, осуществляемую на основе уголовно-процессуального и ведомственного законодательства специально-уполномоченным субъектом (из числа сотрудников ИУ) в целях обнаружения и изъятия первоначальных следов преступления, проведения проверки сообщения о преступлении, неотложных следственных действий, а так же выполнения отдельных следственных действий по поручению следователя, курирующего деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, способствующих раскрытию и расследованию преступления. Правовое положение в уголовном процессе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, УПК РФ конкретно не определено, в связи с чем, требуется исходить из буквального толкования законодательства.

Для сотрудников УИС уголовно-процессуальная деятельность, не является приоритетной. Общеизвестно, что процесс раскрытия и расследования преступлений осуществляется с помощью уголовно-процессуальной деятельности.

Основными субъектами расследования любых видов преступлений являются следователи, дознаватели различных ведомств правоохранительных органов.

В структуре ФСИН данные должностные лица, осуществляющие процесс раскрытия и расследования преступлений, не предусмотрены.

Однако, в соответствии со ст. ст. 40, 144, 157 УПК РФ отдельные сотрудники исправительных учреждений могут осуществлять: проверку сообщений о преступлении, производство неотложных следственных действий, возбуждение уголовного дела или отказа в нём, исполнение письменных поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий.

Анализ опроса сотрудников ИУпозволяет классифицировать непроцессуальную деятельность, являющуюся значимой и необходимой для процессуальной, осуществляемой в ИУ, на следующие виды:

  • уголовно-исполнительную;
  • служебную (административную);
  • оперативно-розыскную;
  • криминалистическую.

Безусловно, процесс расследования преступлений, в том числе и на территории ИУ, не обходится без осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, при проверке сообщений о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях, зачастую проводятся оперативно-розыскные мероприятия, с целью выявления, изъятия, фиксации следов преступлений.

Например, при проверках по сообщениям о признаках преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, 111, 313 УК РФ осуществляются: опрос; наведение справок; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В рамках исполнения письменных поручений следователя, проводится сбор образцов для сравнительного исследования с целью получения образцов крови, запаха, голоса и других от осуждённых лиц.

Немаловажное значение для осуществления уголовно-процессуальной деятельности сотрудниками исправительных учреждений имеет криминалистическая деятельность, к элементам которой следует относить: деятельность по выявлению, изъятию и фиксации следов преступлений; применению и использованию тактических приёмов, комбинаций и операций, криминалистических учётов, методик раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, а также правил описания осуждённого лица, путём составления словесного или субъективного портрета.

Служебная деятельность имеет немаловажное значение для уголовно-процессуальной, осуществляемой в ИУ и включает в себя порядок производства служебной проверки, который регламентирован соответствующей ведомственной Инструкцией. Деятельность по проведению служебной проверки носит, по сути, схожий характер с деятельностью по проверке сообщений о преступлениях, однако, проводится в отношении сотрудников по прямо указанным в п. 2 Инструкции основаниям. При этом, в ней прямо указано, что проверка может быть назначена и в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела, с целью установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, но вывод о виновности либо невиновности сотрудника в совершении указанного преступления в заключении проверки не делаются. Таким образом, что целью проведения служебной проверки не является оценка данных, имеющих уголовно-процессуальное значение.

Деятельность по обеспечению режима в ИУ включает в себя производство режимных мероприятий, например, обыска, досмотра. Реализация режимных мероприятийпозволяет установить повод для возбуждения уголовного дела, выявить комплекс обстоятельств, относящихся к проверке конкретного сообщения о преступлении или процесса расследования.

В рамках уголовно-исполнительной деятельности существует информационно-справочное обеспечение исправительных учреждений, имеющееся в рамках профилактического учёта, системы ПТК АКУС, геномной регистрации. Данная информация имеет немаловажное значение, например, при подготовке к производству следственных действий: допросу осуждённых лиц, назначению и производству судебных экспертиз и других.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так, в рамках системы ПК АКУС УИИ можно получить сведения, характеризующие личность преступника (осуждённого) лица: состоит ли на профилактическом учёте, имеет ли взыскания, поощрения, жалобы и их характеристика, и другие. Поэтому, безусловно, уголовно-исполнительная деятельность нередко выполняет вспомогательную функцию для реализации сотрудниками исправительных учреждений, следователями, дознавателями, уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности.

Следовательно, в рамках реализации уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой сотрудниками ИУ, немаловажную роль играет: уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная, криминалистическая деятельность, каждая из которых имеет свою задачу и средства её достижения, которые в целом способствуют быстрому и правильному раскрытию и расследованию преступлений на территории ИУ.

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Порядок приема и регистрации сообщения о преступлении, совершенном ИУ, закреплен в Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, согласно которой сообщения о преступлениях принимаются в учреждениях и органах УИС круглосуточно оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, оперативными дежурными по колонии, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы (или их помощниками).

Согласно Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, принять и осуществить предварительную проверку сообщения о преступлении обязано и вправе должностное лицо исправительного учреждения, уполномоченное на проведение проверок такого рода. Эта обязанность — одно из проявлений общего правила, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, — обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Обязанность принятия сообщения о преступлении в ИУ позволяет говорить о наличии у сотрудника ИУ, а так же в дальнейшем — у следователя (дознавателя и др.), на стадии проверки сообщения о преступлении, задачи реагирования на каждый факт совершения преступного деяния, содержащего уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава совершенного преступления.

Проведение проверки по поступившему сообщению о преступлении в исправительном учреждении четко регламентировано процессуальными сроками, отведенными уголовно-процессуальным законом для указанного действия. Исчисление процессуальных сроков, предназначенных для проверки, начинается с момента регистрации сообщения о преступлении в правоохранительном органе в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов, регламентирующих указанную процедуру. При этом лицу, сообщившему о преступлении, выдается документ — талон-уведомление, свидетельствующий о факте регистрации описанного в сообщении преступления.

Целью проверки сообщения о преступлении в ИУ является своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Ее содержанием является проверка законности повода, а так же проведение отдельных процессуальных действий с целью обнаружения, изъятия и фиксации доказательств по совершенному преступлению. Считаем не совсем правильной точку зрения Аксенова В.В., который убежден, что «сущностью проверки сообщения о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела является уголовно-процессуальное доказывание». С одной стороны, вся уголовно-процессуальная деятельность с момента возникновения повода для возбуждения уголовного дела, в том числе и проверка сообщения о преступлении, представляет собой процесс доказывания. С другой стороны, буквальное толкование понятия «проверка» говорит о том, что она включает себя комплекс действий, конечной целью которых является подтверждение или опровержение факта, в нашем случае факта совершенного преступного деяния.

Анализ действующего законодательства (гл. 19 УПК РФ), а так же правоприменительной практики по вопросу проведения проверки сообщения о преступлении в ИУ показывает, что стадия рассмотрения и разрешенияпоступивших сообщений о преступлении в исправительных учреждениях не сводится лишь к вынесению постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, а предусматривает рассмотрение целого ряда вопросов и принятие по ним решений,предшествующих вынесению постановления. В частности, при проверке сообщения о преступлении, совершенном в ИУ, сотрудниками, уполномоченными на проведение проверки, рассматриваются следующие основные вопросы:

является ли сообщение о готовящемся или совершенном преступлении на территории исправительного учреждения законным поводом к возбуждению уголовного дела;

содержат ли факты, о которых получены сведения из сообщения о преступлении, признаки преступления;

по какой статье уголовного закона может быть квалифицировано преступление, совершенное в ИУ;

на основании каких конкретных данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место на территории ИУ;

следует ли по обстоятельствам преступления, совершенного в ИУ, провести осмотр места происшествия;

вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо ИУ разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы о преступлении подлежат передаче по подследственности или подсудности;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

не установлены ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела;

не имеется ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

принятие мер для предупреждения или пресечения преступления, а равно для закрепления следов совершенного на территории ИУ преступления, в том числе в случае направления материалов по подследственности или подсудности.

Процесс проверки сообщения о преступлении, совершаемом в ИУ, по общему правилу состоит из практической и интеллектуальной (умственно-логической) сторон. Практическая сторона заключается в выполнении требований уголовно-процессуального законодательства по собиранию, проверке и оценке первоначальных доказательств для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в нем, а интеллектуальная сторона выражается в мыслительной деятельности субъекта, осуществляющего процессуальную деятельность по сопоставлению относимости, допустимости и достоверности обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ.

В связи с этим, средства проверки сообщений о преступлениях, по нашему мнению, условно можно разделить на три группы:

средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством; к ним относятся: истребование необходимых материалов; производство документальных проверок и ревизий и другие, перечисленные в ч.1 ст. 144 УПК РФ;

средства, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством;

средства, предусмотренные уголовно-исполнительным и ведомственным законодательством.

От других этапов уголовного судопроизводства в ИУ проверка сообщения о преступлении по преступлениям, совершаемым на территории учреждений УИС, отличается уже тем, что в сферу приема и разрешения заявлений и сообщений о преступлении вовлечён широкий круг должностных лиц. Это не только следователи и дознаватели, но и представители из числа сотрудников учреждения, в первую очередь опероуполномоченные УИС

Таким образом, проверка сообщений по преступлениям, совершаемым в исправительных учреждениях, имеет процессуальную природу, в связи, с чем она является неотъемлемым компонентом уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Она начинается с момента поступления информации о совершённом или подготавливаемом преступлении и завершается принятием одного из решений по существу сообщения. Относительно особенностей, связанных с деятельностью исправительных учреждений, проверка сообщения о преступлении несет на себе влияние административно-правового (режимного) регулирования, в связи, с чем требуется усиление уголовно-процессуальных элементов правового регулирования.

Исправительные учреждения, в соответствии со статьей 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, призваны реализовывать уголовное наказание, целями которого является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Для реализации этих целей, в каждом исправительном учреждении, действует установленный законом и иными соответствующими ему нормативными правовыми актами установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, надзор и исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов и др. В связи с этим, основной деятельностью, осуществляемой сотрудниками исправительного учреждения, выступает уголовно-исполнительная или режимная деятельность.

Уголовно-исполнительная деятельность построена на широком списке, установленных уголовно-исполнительным законом, режимных мероприятий, реализуемых в ИУ, в число которых входят обыск осужденных, обыск помещений, в которых они проживают, досмотр их вещей, досмотр посылок, передач и бандеролей, досмотр, находящихся на территории исправительного учреждения и прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств и др. Перечисленные режимные мероприятия призваны не допустить незаконное поступление к осужденным объектов (вещей, предметов и документов), перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, и исключить их использование лицами, отбывающими наказание, в совершении противоправных деяний. Соответственно деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, не является основной функцией сотрудников ИУ.

Если попытаться провести анализ функций каждого подразделения исправительного учреждения в сфере уголовно-процессуальных отношений, то можно отметить тот факт, что при совершении преступления на территории исправительного учреждения, деятельность практически каждого отдела может задействоваться и играть основную роль при реализации процесса доказывания в ИУ.

В зависимости от функциональных особенностей всю деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в ИУ можем разделить на:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  1. Непроцессуальную:
  2. административную;
  3. режимную (служебную);
  4. оперативно-розыскную;
  5. криминалистическую.
  6. Уголовно-процессуальную.

На основании вышеизложенного, предлагаем следующую классификацию непроцессуальной деятельности, осуществляемой сотрудниками УИС при совершении преступлений на территории ИУ, которая составлена в зависимости от функций, выполняемых той или иной службой учреждения, регламентированных уголовно-исполнительным законодательством:

Режимная деятельность — деятельность, осуществляемая отделами и службами ИУ в рамках исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Деятельность оперативно-режимного аппарата.

Деятельность оперативного аппарата ИУ (основная непосредственная деятельность, включающая в себя как процессуальную, так и непроцессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в ИУ).

Деятельность отдела безопасности (режима) ИУ (второстепенная основная непроцессуальная деятельность).

Деятельность воспитательного отдела (играет значимую роль при изучении и определении личности преступника и потерпевшего при совершении преступлений на территории ИУ).

Деятельность отдела охраны, производственных, тыловых и иных подразделений учреждения (второстепенная не основная непроцессуальная деятельность).

Административная деятельность — осуществляется сотрудниками ИУ, совместно с уполномоченными учреждениями в рамках реализации санкций при нарушении осужденными административного законодательства России (как правило, с органами местного самоуправления территориального образования, на котором расположено исправительное учреждение).

При рассмотрении вопроса об использовании результатов непроцессуальной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений совершаемых на территории ИУ, огромное значение имеет непосредственный результат такой деятельности. Результат — это, как правило, итог какой-либо деятельности. Исходя из проведенных исследований материалов об отказе в возбуждении уголовных дел на территории ИУ, результатом непроцессуальной деятельности отделов и служб ИУ в основном является информация, выраженная в служебной документации. Причем информация, имеющая не процессуальный характер, а служебный, но имеющая значение для раскрытия и расследования преступления, совершаемого на территории ИУ.

Процессуальная информация на территории ИУ может быть получена субъектом уголовно-процессуальной деятельности с обязательным соблюдением установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка. УПК РФ указывает на конкретные способы извлечения информации из определенного носителя и соблюдение порядка, условий и последовательности применения этих способов в ряде процессуальных действий.

По признаку открытости и защищенности уголовно-процессуальным законом от разглашения непроцессуальная информация субъектов оперативно-розыскной деятельности подразделяется на гласную — полученную с помощью гласных мероприятий из гласных источников (например, при опросе осужденных, оказавшихся на месте происшествия, изучении записей системы видеокамер наружного наблюдения на территории ИУ).

Вторым критерием разграничения процессуальной и непроцессуальной информации на территории ИУ является соответствие источника информации предъявляемым законом требованиям.Требования уголовно-процессуального закона, предъявляемые к доказательствам, позволяют отграничивать процессуальную и непроцессуальную информацию. Следует отметить, что при определенных условиях непроцессуальная негласная информация, полученная с помощью информационных технологий в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, может быть преобразована в установленном законе порядке в процессуальную и гласную.

Формы использования процессуальной информации, в том числе и по преступлениям, совершаемым в ИУ, наиболее широки. Она, как и непроцессуальная информация, может служить для ориентации субъекта, осуществляющего процесс доказывания по преступлениям, совершаемым в ИУ, при выборе оптимальных и организационных решений, может быть положена в основу принятия планируемых мер процессуального принуждения по тому или иному уголовному делу.

Сложнее в ИУ использовать информацию субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так как любая процессуальная деятельность требует не только неукоснительного соблюдения требований закона, но и эффективного производства различных процессуальных действий надлежащим субъектом — участником уголовного судопроизводства, стоит обратить внимание на специфику правового статуса субъекта, осуществляющего уголовно-процессуальную деятельность в исправительном учреждении, который не является профессиональным следователем или дознавателем, но выступает со стороны обвинения, а также специфику ограничений по производству уголовно-процессуальных действий, которые диктует соответствующий режим того или иного ИУ.Помимо основной деятельности, связанной с исполнением уголовных наказаний, сотрудники исправительных учреждений часто являются участниками уголовно-процессуальных правоотношений. В первую очередь, речь идет о сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в отношении которых издан ряд авторских исследований, рассматривающих их уголовно-процессуальные полномочия как органа дознания в ИУ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В соответствии с нормами УПК РФ, а так же Федеральным Законом от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные сотрудники не являются прямыми участниками уголовно-процессуальной деятельности, но по своему содержанию информация, полученная оперативным аппаратом ИУ, подразделяется на содержащую сведения:

1) об источниках доказательств по уголовному делу;

2) об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации расследования и тактики производства следственных действий.

Использование непроцессуальной информации для подготовки и осуществления следственных действий по преступлениям, совершаемым на территории исправительных учреждений, затруднений в целом не вызывает, а вот при реализации названной информации в качестве содержания доказательств по уголовным делам возникают значительные трудности.

Таким образом, нами была предложена классификацию непроцессуальной деятельности сотрудников исправительного учреждения в зависимости от функциональных особенностей отделов и служб ИУ, результаты которой могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях УИС в качестве непроцессуальной (служебной) информации, которая может быть признана в качестве доказательства, если она: относится к существенным обстоятельствам дела; собрана, проверена и оценена по правилам ст. 17, 88 УПК РФ, а равно уголовно-процессуального закона, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств того вида. В целом только сформированные в установленном законом порядке доказательства, а не ориентирующая информация, могут быть использованы в доказывании по преступлениям, совершаемым на территории исправительных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая курсовую работу, следует обратить внимание на основные выводы, полученные в ходе ее выполнения:

Уголовно-процессуальная деятельность, по преступлениям, совершаемым в ИУ, представляет собой деятельность, осуществляемую на основе уголовно-процессуального и ведомственного законодательства специально-уполномоченным субъектом (из числа сотрудников ИУ) в целях обнаружения и изъятия следов преступления, проведения проверки сообщения о преступлении, неотложных следственных действий, а так же выполнения отдельных следственных действий по поручению следователя, курирующего деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, способствующих раскрытию и расследованию преступления.

В рамках реализации уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой сотрудниками ИУ, немаловажную роль играет: уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная, криминалистическая деятельность, каждая из которых имеет свою задачу и средства её достижения, которые в целом способствуют быстрому и правильному раскрытию и расследованию преступлений на территории ИУ.

Проверка сообщений по преступлениям, совершаемым в исправительных учреждениях, имеет процессуальную природу, в связи, с чем она является неотъемлемым компонентом уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Она начинается с момента поступления информации о совершённом или подготавливаемом преступлении и завершается принятием одного из решений по существу сообщения. Относительно особенностей, связанных с деятельностью исправительных учреждений, проверка сообщения о преступлении несет на себе влияние административно-правового (режимного) регулирования, в связи, с чем требуется усиление уголовно-процессуальных элементов правового регулирования.

В курсовой работе была предложена классификациянепроцессуальной деятельности сотрудников исправительного учреждения в зависимости от функциональных особенностей отделов и служб ИУ, результаты которой могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях УИС в качестве непроцессуальной (служебной) информации, которая может быть признана в качестве доказательства, если она: относится к существенным обстоятельствам дела; собрана, проверена и оценена по правилам ст. 17, 88 УПК РФ, а равно уголовно-процессуального закона, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств того вида. В целом только сформированные в установленном законом порядке доказательства, а не ориентирующая информация, могут быть использованы в доказывании по преступлениям, совершаемым на территории исправительных учреждений.

Таким образом, цель курсовой была достигнута в полном объеме посредством выполнения, поставленных во введении задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 24.11.2014) <#»justify»>Монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи

Акчурин А. В., Ткаченко Н. И. и кол.ав. Особенности расследования побегов из мест лишения свободы : учебное пособие. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010. С.154.

Александрова О.П., Валеев А.Т., Лютынский А.М., Молдавский М.В. Производство неотложных следственных действий оперативными аппаратами ФСИН России: учебное пособие.- М.: Юрлитинформ, 2010. С.248.

Брыляков С. П., Кабанова Ж. Ю. Уголовный процесс. Общая часть : учебное пособие для вузов ФСИН России. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. С.144.

Кудрявцев А.В. О правовом статусе ОРД в уголовно-исполнительной системе // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сб. статей. М.: НИИ ФСИН России, 2005.

Мерецкий Н.Е. Влияние поступающей информации в доказывании на начальном этапе расследования преступлений. Ж-л «Оперативник (сыщик)» // №3 (28) июль 2011. С.32-35.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. С. 944.

Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс. Краткий курс. — СПб, 2008.

Уголовный процесс : учебник для вузов / под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. — М., 2012.

Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. — М., 2013.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / отв. ред. Ю. К. Якимович. — СПб., 2007.

Ушаков Д. Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз , 1937.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1029

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке