Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Понятие и классификация основных средств. Аналитический учет основных средств ОАО «СтроимСами»

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета основных средств предприятия
1.1. Понятие и классификация основных средств
1.2. Оценка основных средств
1.3. Аналитический учет основных средств
Глава 2. Аналитический учет основных средств ОАО «СтроимСами»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Синтетический и аналитический учет основных средств и их амортизация
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Операции с основными средствами составляют существенную часть деятельности любой организации. И неудивительно, ведь именно основные средства определяют технический и технологический уровень, качество и ассортимент выпускаемой продукции. Работа на устаревшем оборудовании в конечном итоге приводит к снижению производительности труда и ухудшению качества выпускаемой продукции. Поэтому предприятия стремятся обновлять основные средства. А изменение состава основных средств всегда влечет за собой соответствующие операции в бухгалтерском учете. Что раскрывает актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы: состоит в изучении теоретических и исследовании практических аспектов учета основных средств и других активов, а также разработке предложений по его совершенствованию.

Предметом исследования курсовой работы: являются основные средства и другие активы. В качестве объекта исследования выбрано предприятие ОАО «СтроимСами», которое осуществляет строительную деятельность.

Задачами работы выступают:

  1. Определение теоретико-нормативных основ учета основных средств.
  2. Рассмотрение методики учета основных средств и их амортизации.
  3. Применение изученных данных на практике, на примере объекта исследования ОАО «СтроимСами».

В качестве информационной базы курсовой работы были использованы такие нормативные источники, как:

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», План счетов бухгалтерского учета и иные документы, касающиеся вопросов учета основных средств и других активов.

2. Учебная литература авторов: Варенкова И., Воронина Л. И.,  Короткова Ю., Коробейников И. и других авторов.

3. Статьи журналов: Современный бухучет, Бухгалтерский учет,  Главбух, Консультант бухгалтера, а также специализированные сайты сети Интернет, и сайт компании «1 С»  и другие источники.

 Глава 1. Теоретические основы учета основных средств предприятия

1.1. Понятие и классификация основных средств

Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

Согласно п.4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1. Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

2. Объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

3. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.

4. Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На основе данных бухгалтерского учета и технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.

К числу показателей, характеризующих использование основных средств, могут относиться, в частности:

1. Данные о наличии основных средств с подразделением их на:

  • собственные или арендованные;
  • действующие;
  • неиспользуемые.

2. Данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3. Данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разряде объектов основных средств и др.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

  • в эксплуатации;
  • в ремонте;
  • в запасе (резерве);
  • в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
  • на консервации.

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:

  • основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, полученные организацией в аренду;
  • основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По функциональному назначению основные фонды делятся на:

  • производственные;
  • непроизводственные.

К производственным основным фондам — относятся те средства труда, которые:

  • непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование и т. п.);
  • создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.);
  • служат для хранения и перемещения предметов труда.

Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находящиеся в ведении промышленных предприятий.

Непроизводственные основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не воспроизводят свою стоимость, она утрачивается; амортизационные начисления не начисляются на них. Их содержание и развитие осуществляется в основном из прибыли. Поэтому учет, планирование и финансирование производственных и непроизводственных основных средств на предприятии ведется раздельно, как и вся другая деятельность этих принципиально различных сфер экономики.

По принадлежности основные фонды подразделяются на:

  • собственные;
  • арендованные.

По принципу вещественно-натурального состава они подразделяются на:

  • здания;
  • сооружения;
  • передаточные устройства;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент;
  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий и продуктивный скот;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства;
  • земельные участки, находящиеся в собственности предприятия, учреждения.

Основные производственные фонды в зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на:

  • активные;
  • пассивные.

К активным — относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства).

Все остальные основные фонды можно отнести к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и др.).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», состоит из десяти амортизационных групп и предназначается для обязательного использования всеми организациями независимо от форм собственности при начислении амортизации и износа основных средств на основе Классификации. Классификация основных средств была разработана на основе статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организация должна присвоить каждой единице амортизируемых основных средств код, соответствующий нижнему уровню классификационного деления.

Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные группы:

  • первая группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
  • вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
  • третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
  • четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
  • пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
  • шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
  • седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
  • восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
  • девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
  • десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

1.2. Оценка основных средств

В бухгалтерском учете основных средств различают:

  • первоначальную;
  • восстановительную;
  • остаточную стоимость основных средств.

Первоначальная стоимость — стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету.

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях:

  • приобретения, сооружения и изготовления за плату;
  • сооружения и изготовления самой организацией;
  • поступления от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;
  • поступления от юридических и физических лиц безвозмездно;
  • получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;
  • поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;
  • поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и другими);
  • в других случаях.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, причем как новых основных средств, так и бывших в эксплуатации, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных фактически возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств (например, НДС при приобретении основного средства для целей осуществления льготируемой деятельности);
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В зависимости от вида основных средств и способа их поступления на баланс организации первоначальная стоимость этих активов может формироваться различным образом: 

1. Для зданий и сооружений при подрядном способе их строительства — сметная стоимость объекта, при строительстве хозяйственным способом — фактическая себестоимость их возведения. К фактическим затратам этого вида основных средств можно отнести, в частности, регистрационные сборы, общеплощадочные расходы  и т. п.

2. Для оборудования, требующего монтажа — величина затрат на приобретение, включая расходы на доставку, а также монтаж, установку и т. п.

3. Для оборудования, не требующего монтажа — величина затрат на приобретение, включая коммандировочные расходы, расходы на доставку, в т. ч. таможенные пошлины и т. п.

Если приобретаемые основные средства были в эксплуатации и приобретенные за плату, то первоначальной стоимостью этих активов признаются фактические затраты на их приобретение, доставку и установку.

Для всех вышеперечисленных видов основных средств, поступивших по договору дарения (безвозмездно) признаётся их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учёту или остаточная  стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, с добавлением в необходимых случаях затрат на их доставку и установку.

Каждая организация ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, проводит инвентаризацию всех активов и обязательств. Если при проведении инвентаризации выявлены неучтенные объекты основных средств, то они принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Первоначальная стоимость отражается и в инвентарной карточке учёта, которая составляется на основании акта. Инвентарная карточка заводится на каждый объект основных фондов отдельно, и для удобства  группируется по шифрам. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приема-передачи, техпаспортов и др.). Ведется также опись инвентарных карточек по учету основных средств с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия.

Если в соответствии с договорами стоимость основных средств или связанных с их покупкой или строительством ценностей/работ/услуг выражаются в условных денежных единицах, а оплата производится в рублях, то фактические затраты на приобретение или сооружение основных средств определяются с учетом соответствующих суммовых разниц (т. е. по фактически произведенным расходам, фактически уплаченным суммам).

Если же основные средства или связанные с их покупкой или созданием ценности/работы/услуги приобретаются за иностранную валюту, то первоначальная стоимость основных средств определяется исходя из валютной оценки этих основных средств или ценностей/работ/услуг и курса Центрального Банка РФ на дату их принятия к учету (курсовые разницы в общеустановленном порядке относятся на внереализационные доходы или расходы).

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

С течением времени происходит отклонение первоначальной стоимости основных средств от первоначальной стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или изготавливаемых в более поздние периоды. Для того, чтобы устранить возникающие отклонения и производится переоценка основных средств. Целью переоценки объектов основных средств является определение реальной стоимости объектов основных средств путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Под текущей (восстановительной) стоимостью понимается — сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

При определении этой стоимости могут быть использованы следующие данные:

  • данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • оценка бюро технической инвентаризации;
  • экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Принимая решение о переоценке основных средств, входящих в однородную группу объектов, организации должны помнить, что в последующем придется регулярно проводить переоценку, чтобы стоимость указанных объектов, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Перед проведением переоценки основных средств проводится подготовительная работа, в частности оформляется приказ или иной распорядительный документ о проведении переоценки, подготавливается перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. В перечне указывается точное наименование объектов, дата их приобретения, сооружения, изготовления, дата принятия объектов к бухгалтерскому учету. Проводится также проверка наличия этих объектов.

Остаточная стоимость основных средств определяется — вычитанием из первоначальной стоимости основных средств суммы начисленной амортизации. По остаточной стоимости объекты основных средств отражаются в бухгалтерском балансе.

1.3. Аналитический учет основных средств

На всех предприятиях аналитический учет основных средств организован по единой схеме по классификационным видам в разрезе инвентарных объектов:

Инвентарный объект – это законченное устройство, предмет или комплекс предметов с приспособлениями и принадлежностями к нему для выполнения определенных функций.

Инвентарным объектом считается:

1. По зданиям – каждое отдельно стоящее здание с внутренними устройствами (системой отопления, водопроводом, газопроводом, вентиляционными и прочими системами) и надворные постройки (сараи, склады, забор).

2. По сооружениям – каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним единое целое (мост с опорами, подъездами и подходами к нему).

3. По передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания (сооружения).

4. По силовым машинам и оборудованию – каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями, принадлежностями, приборами к ней и индивидуальным ограждением.

5. По рабочим машинам и производственному оборудованию – каждый станок или аппарат вместе с входящими в его состав приспособлениями, принадлежностями, приборами, ограждением и фундаментом, на котором смонтирован.

6. По транспортным средствам – каждый объект транспортных средств с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями.

7. По инструментам и инвентарю – каждый предмет, имеющий самостоятельное назначение и не являющийся составной частью какого-либо другого инвентарного объекта.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Инвентарному объекту присваивается инвентарный номер для обеспечения контроля за его сохранностью. Инвентарный номер используется однократно: присваивается объекту при поступлении на предприятие, ставится на самом объекте и в первичных документах, сохраняется на весь период нахождения объекта на данном предприятии. После выбытия объекта его инвентарный номер другим объектам не присваивается.

Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств.

Акт оформляется двумя сторонами:

  • принимающей объект;
  • передающей.

В комиссию по приему объекта входят главный механик предприятия, начальник подразделения, в котором данный объект будет эксплуатироваться, и материально ответственные за сохранность данного объекта лица.

В обязательном порядке акт приемки-передачи основных средств должен содержать следующие реквизиты: 

  • наименование объекта;
  • место эксплуатации;
  • паспортные данные объекта;
  • заводской номер (номер завода-изготовителя);
  • дату постройки и ввода в эксплуатацию;
  • инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость;
  • сумму износа;
  • норму амортизации на полное восстановление;
  • код затрат для отнесения амортизационных отчислений (в зависимости от места эксплуатации объекта – в основном или вспомогательном производстве, в общезаводских службах – затраты по нему будут относиться на разные счета);
  • источник приобретения или финансирования;
  • поставщик объекта.

Помимо этих реквизитов, в акте приемки-передачи должны быть:

  • краткая характеристика объекта;
  • данные о соответствии объекта техническим условиям;
  • требуется ли доделка (модернизация) объекта и, если требуются, то какая;
  • заключение комиссии.

К акту прилагают перечень технической документации по объекту:

  • паспорт;
  • чертежи;
  • технические описания;
  • инструкции и т. п.

Акт приемки-передачи основных средств подписывается всеми членами комиссии. Бухгалтерия со своей стороны оформляет акт бухгалтерской записью, указывая корреспонденцию счетов, возникающую в результате данной операции.

На основании акта выписывается инвентарная карточка, являющаяся регистром аналитического учета основных средств. Карточки обеспечивают такое ведение учета, при котором можно установить наличие основных средств по каждому классификационному виду и отдельно по каждому объекту, по местам нахождения и по источникам приобретения.

В инвентарную карточку переносятся все реквизиты из акта приемки-передачи, в ней дается краткая характеристика объекта, включающая характеристики важнейших приспособлений и принадлежностей к нему. Характеристика дается на основании технических паспортов и другой технической документации.

В ходе эксплуатации объекта в карточке отражаются даты и стоимости проведенных капитальных ремонтов, модернизации, реконструкции, перемещения внутри организации, дата и причина выбытия. При переоценке объекта его восстановительная стоимость записывается в раздел «Реконструкция, модернизация», а сумма износа – в соответствующий раздел карточки.

Инвентарная карточка после выписки регистрируется в специальных описях типовой формы, записи в эти формы ведут по классификационным видам основных средств. Зарегистрированную карточку помещают в картотеку основных средств, в которой они классифицированы по видам, а внутри видов – по месту нахождения и эксплуатации. На основании картотеки ведется учет движения основных средств. Карточки по арендованным, вновь поступившим и выбывшим объектам группируют отдельно, отдельно хранятся и карточки недействующих основных средств. По месту эксплуатации все объекты учитываются в инвентарных списках с указанием материально ответственных лиц.

Если на предприятии число используемых основных средств невелико, учет разрешается вести в инвентарной книге. Записи в книгу делаются в разрезе видов основных средств и по местам их нахождения. При таком учете инвентарные карточки не заводятся.

Глава 2. Аналитический учет основных средств оао «СтроимСами» 

2.1. Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «СтроимСами» создано для хозяйственной и предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли.

Основными видами деятельности исследуемого предприятия являются:

  1. Проведение строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пуско-наладочных, отделочных, реставрационных, ремонтных и дизайнерских работ.
  2. И иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и Уставу ОАО «СтроимСами».

Высшим органом ОАО «СтроимСами» является — общее собрание его участников. Каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.

В обществе избирается исполнительный орган (директор) сроком на 2 года, который может быть избран также не из числа участников общества. Общим собранием участников общества избирается ревизор сроком на 2 года. Он вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, и  иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества.

Реорганизация общества производится (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование)  по решению общего собрания  участников. Организационная структура общества представлена в виде двух блоков, в первом коммерческий директор, в подчинение которого входят отдел снабжения, ПТО, строительные мастера, строители, грузчики. Второй отдел – бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер.

2.2. Синтетический и аналитический учет основных средств и их амортизация

Учетная политика предприятия как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, т. е. благодаря ей должно достигаться своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.

Перед началом нового календарного года главный бухгалтер организации разрабатывает учетную политику. Утвержденную руководителем учетную политику начинают применять с 1 января года, следующего за годом утверждения. Учетная политика не может быть изменена в течение нескольких лет для получения сопоставимых показателей. Начисление амортизации основных средств проводится при помощи линейного способа. Учет основных средств ведется с применением инвентарных карточек учета основных средств.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Счета синтетического и аналитического учета, оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета выполняются по типовым формам.

ОАО «СтоимСами» строит собственными силами гаражное помещение. Расходы на строительство составили 609 800 руб., в том числе: 

  • стоимость строительных материалов — 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб.;
  • заработная плата рабочим, непосредственно занятым строительством склада, — 100 000 руб.;
  • ЕСН на заработную плату — 26 000 руб.;
  • оплата услуг по разработке проектной документации — 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.;
  • оплата услуг по аренде строительных машин и механизмов — 177 000 руб., в том числе НДС — 27 000 руб.;
  • оплата услуг подрядной организации — 129 800 руб., в том числе НДС — 19 800 руб.

По завершению строительства, помещение введено в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи (приложение 1).

Таким образом, был рассмотрен учет строительства гаражного помещения ОАО «СтроимСами» выполненным собственными силами. Начислим сумму амортизационных отчислений, которую предприятие должно будет отражать после ввода и документального подтверждения гаражного помещения в эксплуатацию.

Амортизация начисляется линейным способом. Срок полезного использования – 20 лет. При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/20 стоимости станка. Прежде всего, определим годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100 процентов. Годовая норма амортизации составит 5 процентов (100 % : 20 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 26800 руб. (536 000 руб. х 5 %). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 233  руб. (26800 руб.: 12 мес.). Ежемесячно в течение 20 лет бухгалтер ОАО «Альфа» будет делать проводку: Дебет 08 Кредит 02 ; 2233 руб. — начислена амортизация станка за месяц.

ОАО «СтроимСами» приобрело у ООО «Дорстрой» деревообрабатывающий станок (паспорт N 53872017, гарантийный талон N 12037). Стоимость станка – 240 000 руб. Станок требует специальной установки (монтажа). Акт оформляют в двух экземплярах: первый экземпляр передают вместе с оборудованием на склад; второй экземпляр — в бухгалтерию.

На основании акта бухгалтер сделает проводку:

  1. Дебет 07 Кредит 60  — 240 000 р. — станок, требующий монтажа, поступил на склад.
  2. Дебет 19 Кредит 60 – 43200 рублей  — учтена сумма НДС согласно счету-фактуре.
  3. Дебет 60 Кредит 51 — 283200 руб. — оплачен счет.
  4. Монтаж производит фирма ООО «Монтаж».
  5. Дебет 08 Кредит 07 — 240000 руб. — станок передан в монтаж.
  6. Дебет 08 Кредит 60 — 10 000 руб. (11800 — 1800) — учтена стоимость работ по монтажу.
  7. Дебет 19 Кредит 60 — 1800 руб. — учтена сумма НДС согласно счету-фактуре  «Монтаж».
  8. Дебет 60 Кредит 51 — 11800 руб. — оплачен счет «Монтаж».

«Монтаж» во время выполнения работ оприходует станок на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

После того как станок будет введен в эксплуатацию, бухгалтер ОАО «Альфа» должен сделать проводки:

  1. Дебет 01 Кредит 08 — 250 000 руб. (240 000 + 10 000) — станок зачислен в состав основных средств.
  2. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19.
  3. 45000 руб. (43200 + 1800) — произведен налоговый вычет.

Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма амортизационных отчислений. Так как ОАО «СтоимСами» в учетной политике зафиксировало способ начисления амортизации – линейный, рассмотрим на примере деревообрабатывающего станка формирование суммы амортизации.

В декабре 2008 года ОАО «СтроимСами» приобрело станок и ввело его в монтаж. Стоимость станка — 250 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования — 5 лет. При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Прежде всего, определим годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100 процентов. Годовая норма амортизации составит 20 процентов (100 % : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 50 000 руб. (250 000 руб. х 20 %). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 4 167 руб. (50 000 руб.: 12 мес.). Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер ОАО «СтроимСами» будет делать проводку: Дебет 20 Кредит 02; 4 167 руб. — начислена амортизация станка за месяц.

По решению руководителя предприятия в феврале 2008 г. силами сторонней организации ООО «Компьютерный салон» произведена модернизация компьютера — объекта основных средств. Стоимость замещенных деталей и работ сторонней организации составила 3 000 руб. (в том числе НДС — 540 руб.). В результате модернизации срок службы объекта ОС не увеличивается, при этом повышается производительность компьютера.

Операция отражена бухгалтерскими записями (табл. 1):

Таблица 1. Модернизация компьютера ОАО «СтроимСами»

Затраты, отраженные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», по окончании реконструкции списываются в дебет счета 01 «Основные средства». Одновременно на эту сумму уменьшается остатки незавершенного строительства (Кредит счета 08).

В марте 2009 года ОАО «СтроимСами» продает за 38 350 рублей (в том числе НДС 5 850 рублей) станок. Первоначальная стоимость станка составляет 90 000 рублей. Срок полезного использования станка – 6 лет, фактический срок эксплуатации – 4 года, сумма начисленной амортизации –   60 000 рублей. Транспортные расходы по доставке оборудования покупателю составили 1 888 рублей, включая НДС. Доставка была произведена силами сторонней организации.

Согласно учетной политике организации ОАО «СтроимСами» обязанность по уплате НДС возникает по мере отгрузки, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются по методу начисления (табл.2).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 2. Реализация станка ОАО «СтроимСами»

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации объектов основных средств, сумма недоначисленной в соответствии с установленным сроком амортизации, а также затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иных основных средств, монтаж которых не окончен, относятся в ОАО «СтроимСами» к внереализационным расходам  [подп. 8 п. 1 ст. 265, № 1].

Сумма недоначисленной амортизации по ликвидированному объекту амортизируемого имущества включается в состав внереализационных расходов единовременно. Естественно, при условии, что указанные расходы экономически обоснованны и документально подтверждены [п. 1 ст. 252, № 1] .

Так, ОАО «СтроимСами» 1 февраля 2009 года приняло решение о ликвидации принтера, введенного в эксплуатацию в декабре 2006 года. Он был поврежден при транспортировке в январе 2009 года. Его первоначальная стоимость — 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 28 000 руб. Данные налогового учета о первоначальной стоимости и накопленной амортизации совпадают с данными бухгалтерского учета.

Организация решила разобрать непригодный для дальнейшего использования принтер, воспользовавшись услугами специализированной фирмы. Стоимость оказанных услуг составила 590 руб., в том числе НДС 90 руб. Акт о приемке выполненных работ подписан 8 февраля 2009 года. Рыночная стоимость деталей, полученных в результате демонтажа, равна 3 000 руб.

К данным запасным частям относят картриджи, а именно:

  1. Черно-белый (№245627) стоимостью 2000 рублей.
  2. Цветной (красный, синий, желтый) стоимостью 1000 рублей.

В феврале 2009 года ОАО «СтроимСами» в налоговом учете отражает во внереализационных расходах сумму недоначисленной амортизации по принтеру в размере 2 000 руб. (30 000 руб. — 28 000 руб.), а также стоимость выполненных специализированной фирмой работ по разборке в сумме 590 руб., в том числе НДС 90 руб. Общая сумма внереализационных расходов составит 2 590 руб.

В том же месяце ОАО «СтроимСами» в состав внереализационных доходов включает стоимость полученных материалов в сумме 3 000 руб. Кроме того, ОАО «СтроимСами» обязано восстановить НДС, приходящийся на сумму недоначисленной амортизации. Сумма налога, подлежащая восстановлению, равна 400 руб. (2 000 руб. х 20 %). Принтер введен в эксплуатацию до 1 января 2007 года, поэтому применяется налоговая ставка 20 %. Рабочим планом счетов бухгалтерского учета ОАО «СтроимСами»  предусмотрено, что остаточная стоимость выбывающего принтера формируется на счете 01-1 «Выбытие основных средств».

В феврале 2009 года ОАО «Альфа»  сделает следующие бухгалтерские проводки (Таблица 3):

Таблица 3. Списание принтера ОАО «СтроимСами»

Положительный финансовый результат от операции по ликвидации принтера, учитываемый по кредиту счета 91-9, составил 410 руб. (3 000 руб. – 2 000 руб. — 500 руб. — 90 руб.). Он списан на счет учета прибылей и убытков проводкой Дебет 91-9 Кредит 99.

С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: 

  • недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования;
  • недозагрузка производственных мощностей;
  • необоснованное дробление имущественных комплексов;
  • низкие фондоотдача и инвестиционная активность;
  • недостаточно реальная оценка активов;
  • завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе.

Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Представляет интерес поиск нетрадиционных подходов к содержанию и технологии аудиторской проверки операций с основными средствами. В традиционных методиках отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации. При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др.

В качестве главных направлений нетрадиционного подхода к аудиту основных средств, могут быть рассмотрены:

1. Придание приоритетной роли соблюдению критериев, предъявляемых к системе бухгалтерского учета и отчетности, оговоренных в положениях по бухгалтерскому учету

2. Обязательность тестирования системы внутреннего контроля (СВК), которое либо может быть первым этапом аудиторской проверки, либо проводиться на этапе планирования и подготовки аудита.

3. Непременность применения аналитических процедур в процессе аудита.

4. Выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита основных средств — учетного, налогового и управленческого.

5. Дополнение стандартных аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, которыми оформлено приобретение права собственности на объекты капитальных вложений. Наиболее часто применяемые договоры — это договор купли-продажи (в том числе договор поставки), договор мены, договор подряда.

При изучении договора купли-продажи целесообразно осуществить следующие процедуры: 

  • проверка наличия договоров (соблюдения простой письменной формы);
  • проверка наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки;
  • проверка полноты и правильности заполнения реквизитов и наличия соответствующих печатей и подписей;
  • анализ условий договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров;
  • анализ условий договора о моменте перехода права собственности.

От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.

Заключение

В настоящее время в бухгалтерском учете активы являются основными средствами, если они используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование на срок более 12 месяцев, их не планируют перепродавать и они способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства», к которому открываются соответствующие субсчета по видам основных средств.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В работе объектом исследования выступает  ОАО «СтроимСами», предприятие является строительной организацией.

В курсовой работе были изучены основные процессы отражения в бухгалтерском учете наиболее типичных операций с основными средствами на  предприятии ОАО «СтроимСами» —  приобретение, начисление амортизации и продажа: 

1. Отражены операции по приобретению станка, который требует специальной установки (монтажа). Оформление документации и заполнения акта о приеме (поступлении) оборудования.

2. Порядок расчета и начисление амортизационных отчислений на объект основных средств ОАО «СтроимСами», в частности было рассмотрено на примере станка.

3. Проведение операций по учету модернизации компьютера и отражение результатов модернизации в акте.

4. Реализация станка и выявление финансового результата от его реализации сторонней организации.

5. Порядок ликвидации принтера ОАО «СтроимСами» и определение финансового результата от ликвидации.

Минюст России 16.01.2006 зарегистрировал Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147 н. Этим документом внесены изменения в порядок учета основных средств (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26 н).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

С целью совершенствования учета основных средств в ОАО «СтроимСами» рекомендуется установить полностью автоматизированный учета данных активов.

В качестве рекомендаций по совершенствованию системы учета основных средств следует отметить, что было предложено ОАО «СтроимСами» установить программу 1 С «Бухгалтерия», которая позволит систематизировать учет основных средств и других активов компании, что позволит избежать ошибок в работе по учету и составлению отчетности основных средств.

Реализовав данные направления ОАО «СтроимСами» сможет повысить качество учета и отчетности по основным средствам, чем снизит уровень рисков системы внутреннего контроля.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. Часть вторая от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 13.03.2006)
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»
4. Постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71 а
«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»
5. Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»
6. Приказ МНС РФ от 11 ноября 2003 г. N БГ-3-02/614
«Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций» (с изменениями от 3 июня 2004 г.)
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденное приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94 н
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 , утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26 н ( с изменениями от 1 января 2006 г.).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н (ПБУ 4/99).
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02», утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114 н
11. Письмо управление министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве 21 июля 2003 г. N 26-12/40516
12. Письмо Минфина РФ от 7.10.2003 № 04-02-05/3/75
13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденное приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91 н
14. Базарова А. С. Документальное оформление операций по учету основных средств. // www.audit-it.ru
15. Бакушин А. Учет основных средств в 2006 г. в программе «1 С:Бухгалтерия 8.0» // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2006 .- № 11. с. 15
16. Бондарь Е. Учитываем основные средства по новым правилам // Бухгалтерское приложение к газете Экономика и жизнь. 2006.- выпуск 56. – С. 32-36
17. Варенкова И. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика. 2004. – 208 с.
18. Емельянова Т. В. Учет основных средств// Бухгалтерский учет. — 2005. — № 7. — С. 35-42.
19. Жеребенкова А. Документооборот на предприятии. М.»Вершина ООО». 2005. – 384 с.
20. Захарьин В. Р. Ликвидация объектов основных средств: бухгалтерский и налоговый учет // Консультант бухгалтера. — 2004. — № 9. — С. 39-43.
21. Иванюсь Е. Учет выбытия основных средств // Аудит и налогообложение. — 2005. — N 7. — С. 8-12.
22. Иноземцева М. М. Порядок принятия к учету основных средств // Современный бухучет. — 2004. — № 9. — С. 3-13.
23. Калинченко Е. О. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. //Нормативные акты для бухгалтера 2006. — № 3. –С. 17-21
24. Касьянова Г. Ю. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. М,Информцентр XXI в. 2006. – 256 с.
25. Кислов Д. Бухгалтерский учет основных средств. М.:Гроссмедиа. 2005. – 144 с.

Приложение

Приложение 1. Строительство гаражного помещения ОАО «СтроимСами»

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

7107

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке