Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Правовой статус кредитных организаций в Российской Федерации»

Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитных организаций в развитии и укреплении рыночной экономики в Российской Федерации.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение
Глава 1. Небанковские кредитные организации
1.1. Небанковская кредитная организация
1.2. Понятие, значение и цели создания небанковских кредитных организаций
1.3. Влияние ЦБ РФ на кредитные организации и осуществление контроля за деятельностью небанковских кредитных организаций
1.4. Актуальные проблемы кредитной организации и пути их решения
Глава 2. Правовой статус кредитных организаций РФ: понятие и особенности
2.1. Особенности правового статуса кредитных организаций по действующему законодательству РФ
2.2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций
2.3. Порядок открытия подразделений кредитной организации
2.4. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ
2.5. Порядок открытия и регистрации представительства кредитных организации на территории РФ
2.6. Порядок открытия внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) на территории РФ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитных организаций в развитии и укреплении рыночной экономики в Российской Федерации.

Выбрав эту тему работы, мне хотелось бы подробней изучить кредитные организации, ведь они занимают важное место в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики.

Объект — общественные отношения, урегулированные нормами права, складывающиеся в налоговой сфере с участием кредитных организаций.

Предмет составляют теоретические и практические аспекты правового статуса кредитных организаций, а также правовые нормы, регулирующие налоговые отношения с участием кредитных организаций.

Целью написания данной работы является анализ гражданско-правового положения кредитных организаций в России, выявление их »слабых» мест и возможностей его совершенствования:.

Для достижения цели данной работы следует решить следующие задачи:

  • Изучить небанковскую кредитную организацию
  • Изучить актуальные проблемы, приложить пути их решения
  • Изучит правовой статус небанковских кредитных организаций.
  • Привести подробное описание порядка регистрации и общего положения кредитных организаций

Курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной, в виде двух глав, заключения и библиографического списка.

Содержание основной части состоит в следующем: Глава первая подробно описывает небанковскую кредитную организацию, делает акцент на определении понятия, значения и цели создания небанковских кредитных организаций; завершающая глава описывает правовой статус кредитных организаций РФ, определяет порядок регистрации кредитных организаций.

Нормативная база

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве нормативных  актах.

Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона:

В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ, от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 13.10.2008 N 171-ФЗ, от 13.10.2008 N 174-ФЗ, от 27.10.2008 N 176-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 276-ФЗ, от 30.12.2008 N 317-ФЗ, от 19.07.2009 N 192-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ, от 30.09.2010 N 245-ФЗ) (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)).

Закон «О ЦБР» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Подчеркнем, что 10 июля 2002 года был изложен в новой редакции. Заметим, что последние десять-тринадцать лет законодательство о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Второй по значению — Федеральный Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в ред.  ФЗ от 03.02. 1996 г. № 17- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6.

Закон «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту – Закон «О банках…» — специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

Помимо названных законодательных актов правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. от 25 июля, 30 октября 2002 г.), Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г., 31 декабря 2002 г.) и др.

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»;

— Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 454-р О прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций.

Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР. В этой связи, одним из элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество.

Согласно ст.7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Официальные разъяснения Банка России по вопросам применения его собственных нормативных актов являются актами их толкования и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Важно подчеркнуть, что нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

— курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— изменение процентных ставок;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— размер резервных требований;

— размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

— прямые количественные ограничения;

— правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

— порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Глава 1.  Небанковская кредитная организация

1.1 Небанковская кредитная организация

Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России,  предусмотренные ФЗ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливаются ЦБ. Так, в соответствии с Положением ЦБ от 21 сентября 2001 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» и ФЗ № 395-1 от 02.12.1990 в ред. от 23.07.10 «О банках и банковской деятельности», расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции:

Статья 5 . Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

1.2. Понятие, значение и цели создания небанковских кредитных организаций

Необходимость и актуальность дать определение понятию «небанковская кредитная организация» обусловлено рядом теоретических и практических причин.

Для каких целей создаются и действуют небанковские кредитные организации (далее НКО) в Российской Федерации? Чем НКО отличаются от банков? Какие сделки вправе совершать НКО? Подлежит ли лицензированию деятельность НКО? Какие задачи могут ставить перед НКО участники гражданского оборота, в том числе потенциальные учредители?

Примерно такие вопросы задаются, когда речь заходит о небанковских кредитных организациях.

Вопросы возникают, поскольку НКО в России явление достаточно новое и неизученное. Достаточно сказать, что современная юридическая литература не уделяет почти никакого внимания деятельности НКО. К сожалению, большинство российских правоведов, затрагивающих в своих исследованиях небанковские кредитные организации, ограничиваются тем, что повторяют законодательное определение небанковской кредитной организации.

Между тем, НКО, обладая рядом преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, уже сегодня вызывают огромный интерес со стороны «крупного бизнеса» (вертикально-интегрированных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп), банков, валютных и сырьевых бирж, инвесторов, государственных и муниципальных органов.

Необходимость дать понятие небанковской кредитной организации предполагает ответ на вопрос, в каких случаях необходимо образовывать небанковскую кредитную организацию, для каких видов деятельности нет иных правовых форм, кроме изучаемой.

При изучении небанковской кредитной организации необходимо понять, в каких случаях государство вправе и обязано требовать, чтобы граждане как субъекты предпринимательской деятельности создавали небанковские кредитные организации, и наказывать за совершение определенной деятельности в иных формах.

В соответствии с действующим законодательством все кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации. Определение кредитной организации содержится в статье 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В этой же статье Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится определение небанковской кредитной организации. Законодатель дает следующее определение НКО. НКО -кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливаются Банком России.

Из этого определения можно сделать следующие выводы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Во-первых, небанковская кредитная организация — это кредитная организация со всеми присущими кредитной организации характеристиками:

а) юридическое лицо;

б) может создаваться и функционировать в форме хозяйственного общества (акционерного общества, в том числе открытого и закрытого, общества с ограниченной ответственность, общества с дополнительной ответственностью);

в) коммерческое юридическое лицо, а значит основной целью деятельности является извлечением прибыли;

г) обладает специальной правоспособностью;

д) действует на основании лицензии Банка России.

Во — вторых, небанковская кредитная организация вправе осуществлять лишь отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». При этом допустимые сочетания отдельных банковских операций устанавливаются Банком России.

Несмотря на то, что Федеральный закон позволяет создавать кредитную организацию в форме общества с дополнительной ответственностью, необходимо подчеркнуть, что кредитные организации могут существовать только в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Перечисленные характеристики хорошо разработаны, в частности в теории гражданского права, поэтому, а также в связи с целями данного исследования, подробного анализа указанным характеристикам автор делать не будет.

Именно вторая характеристика, положение о том, что НКО вправе осуществлять лишь отдельные банковские операции, проводит четкую разницу между банками и НКО. Дело в том, что банки имеют право осуществлять любые банковские операции, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а НКО вправе выполнять лишь отдельные банковские операции, круг которых в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» вправе определять Центральный Банк России.

На сегодняшний день в соответствии с законодательством может быть учреждено и действовать 3 вида НКО: расчетные НКО, НКО инкассации и депозитно-кредитные НКО.

Поскольку подавляющее большинство НКО в России — расчетные, в настоящей работе им будет уделяться основное внимание.

Появление в российском законодательстве такого института, как НКО вообще и расчетные НКО в частности, было обусловлено стремлением государства в лице Центрального банка России сформировать сеть специализированных расчетных организаций, у которых был бы существенно снижен финансовый риск проводимых операций.

Основной задачей расчетных НКО или, иными словами специализацией расчетных НКО в гражданском обороте, является осуществление быстрых и качественных расчетов (валовых платежей) между юридическими лицами и банками. При этом, деятельность НКО по осуществлению расчетов не подвержена каким-либо финансовым рискам. Здесь уместно провести параллель с банком. Банк тоже может проводить расчеты между юридическими лицами и участвовать в расчетах с другими банками. Однако, банк всегда подвержен классическим банковским рискам.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Допустимое сочетание банковских операций для расчетных НКО определено в положении Банка России «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации», утвержденном Приказом Банка России от 8 сентября 1997 года № 02 390. В соответствии с данным нормативным актом, расчетные НКО наделены правом открывать банковские счета юридическим лицам, в том числе банкам и другим расчетным НКО, и осуществлять расчеты по этим счетам.

Характерной особенностью расчетных НКО является то, что нормативные акты Центрального банка России содержат запреты на осуществление ряда сделок. Такого рода запреты направлены на ограничение и исключение классических банковских рисков при осуществлении НКО безналичных расчетов между юридическими лицами и банками.

В частности, расчетным НКО запрещается открывать корреспондентские счета в иных кредитных организациях (кроме иных расчетных небанковских кредитных организаций), осуществлять коммерческое кредитование, проводить забалансовые операции (выдавать гарантии, поручительства и пр.).

Расчетные НКО не имеют право размещать денежные средства от своего имени и заниматься инвестиционной деятельностью.

1.3. Влияние ЦБ РФ на кредитные организации и осуществление контроля за деятельностью небанковских кредитных организаций.

Правоспособность кредитных организаций самостоятельно принимать управленческие решения по широкому кругу вопросов своей деятельности отнюдь не означает, что государство слабо регулирует и контролирует их. Эта деятельность за пределами права кредитных организаций на самоуправление регулируется и контролируется со стороны государства значительно строже, чем деятельность любых других коммерческих организаций.

Учредители кредитной организации самостоятельно принимают решение о ее создании, ее реорганизации и т. д. Однако порядок создания кредитной организации, ее государственной регистрации, ее реорганизации установлен на уровне федерального закона. Закон, например, запрещает учредителям выходить из состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка (ст. 11). Учредители самостоятельно определяют размер уставного капитала своей кредитной организации. В то же время Банк России устанавливает не только его минимальный размер, но и структуру.

Закон отсекает некоторые возможные источники формирования уставного капитала кредитных организаций как недозволенные. Так, в этих целях не могут быть использованы не только привлеченные денежные средства, но и средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации лишь на основании соответствующего законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Закон строго регламентирует и процесс приобретения другими юридическими лицами акций (долей) кредитной организации с тем, чтобы не допустить как нарушений антимонопольных правил, так и перехода этих акций (долей) к лицам и организациям с неудовлетворительным финансовым положением. В законе записано, что приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5%акций (долей) кредитной организации требует уведомления Центрального банка РФ, а более 20% —предварительного согласия Центрального банка РФ (ст. 11).

Кредитные организации вольны выбирать для исполнения любое из допустимых сочетаний банковских операций и сделок (ст. 1),но лишь до тех пор, пока не претендуют на роль банка. В этом случае, наряду с правом выполнять любую банковскую операцию и сделку, кредитная организация вместе с тем обязана по закону осуществлять в совокупности следующие три банковские операции, привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1). При осуществлении целого ряда банковских операций закон не оставляет кредитной организации какого-либо поля для самодеятельности.

Так, например, порядок открытия, ведения и закрытия счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральным законом (ст. 30).

Что касается расчетных операций кредитных организаций, то они осуществляются строго по правилам, формами стандартам, установленным Банком России, и лишь при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой. А при осуществлении международных расчетов такие операции производятся в порядке, предусмотренном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике (ст. 32).

Строжайшим образом регламентирован бухгалтерский учет в кредитной организации: правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России, с учетом международной банковской практики (ст. 40). Не менее строго регламентирована Банком России вся текущая и годовая отчетность кредитной организации (ст. 43).

Особенно строго государство регламентирует те аспекты деятельности кредитных организаций, осуществление тех видов банковских операций и сделок, которые непосредственно влияют на стабильность, ликвидность кредитных организаций, на степень сохранности денежных средств, других ценностей и т. п., вверенных кредитной организации ее клиентами, на реализацию денежно-кредитной политики государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Словом, государство особенно тщательно регулирует и контролирует те виды деятельности кредитных организаций, в результате которых может быть нанесен ущерб экономике, банковской системе страны, интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также непосредственно интересам государства.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает им ряд обязательных нормативов.

К ним относятся: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; предельный размер неденежной части уставного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); нормативы ликвидности кредитной организации; нормативы достаточности капитала; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; размеры валютного, процентного и иных рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; нормативы использования собственных средств банков для

приобретения долей (акций) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Закон вменяет в обязанность кредитным организациям создавать в целях обеспечения финансовой надежности резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, на покрытие возможных убытков от сомнительных и безнадежных долгов. При этом порядок формирования и использования этих резервов, их минимальные размеры, устанавливаются Банком России, а размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения —федеральными законами о налогах .

Наглядный пример самого строгого государственного регулирования кредитных организаций мы видим в деятельности Банка России по претворению в жизнь единой государственной денежно-кредитной политики.

В процессе реализации этой важнейшей экономической задачи Банк России использует ряд инструментов и методов денежно-кредитной политики, которые многосторонне регламентируют деятельность кредитных организаций. В Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» перечислены эти основные инструменты и методы. К ним относятся (См. ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».):

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование банков;

— валютное регулирование;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Результаты применения этих инструментов и методов оказывают существенное воздействие на жизнедеятельность кредитных организаций, в первую очередь банков.

Так, например, выполнение банками норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»), ограничивает их финансовые ресурсы, необходимые им для активных операций. Ведь банки обязаны держать эти резервы в Банке России, для чего там открывается специальный счет.

Предметом серьезной озабоченности законодателя является обеспечение выполнения заемщиком обязательств по договору с банком.

Согласно закону кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

При нарушении заемщиком обязательств по договору закон позволяют банку досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом (ст. 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Закон побуждает кредитную организацию принять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности.

Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке (ст. 34 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Она также вправе, в случае злостного уклонения должника от погашения кредиторской задолженности, обратиться в соответствующие правоохранительные органы с заявлением о его привлечении к уголовной ответственности (ст. 177 УК РФ).

В целом законом урегулированы отношения как между кредитными организациями и Банком России, так и между кредитными организациями и их клиентами.

Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с согласия последних, если иное не установлено федеральным законом; однако сам порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

В законе устанавливается, что участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им других банковских услуг, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Предметом особой заботы законодателя должны быть сохранность и возврат вкладов физических лиц. Вклад — это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором (ст. 36) Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, и оформляются договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

За 2006 год совокупный объем вкладов населения в российские банки увеличился с 70,89до 119,29 трлн руб. Доля Сбербанка России за этот период увеличилась с 65,3 до 72,8%общего объема вкладов.  За первые пять месяцев 2007года совокупный объем вкладов вырос еще на 15,3%, достигнув 137,49трлн руб. Доля Сбербанка практически сохранилась на прежнем уровне.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам законом предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого должны стать Банк России и банки, привлекающие средства граждан; порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 38). Кроме того, для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов, но в форме некоммерческих организаций (ст. 39 указанного Закона).

В рамках государственного регулирования банковской деятельности важное место занимает регулирование валютных операций, которые отнесены законом к числу банковских операций (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

В первую очередь, речь идет об операциях с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте.

Для совершения валютных операций требуется получение соответствующего специального разрешения (лицензии) Банка России. Право на совершение валютных операций имеют как резиденты, так и нерезиденты (п. 1 ст. 9). Основным органом валютного регулирования в РФ является Банк России.

Существенное место в регулировании валютных операций занимает валютный контроль. Цель валютного контроля — обеспечение и соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций (ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании…»). Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, Правительство РФ; агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.

Правовой основой регулирования валютной деятельности кредитных организаций являются Закон от 9октября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты.

Государство на основе Гражданского кодекса, Федерального закона от 20 марта 1996 года «О рынке ценных бумаг» от 4.10.10 № 264 ФЗ, и других нормативно-правовых актов строго регулирует деятельность кредитных организаций как участников операций с ценными бумагами.

1.4 Актуальные проблемы и пути их решения.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. низкий уровень банковского капитала;

2. значительный объем невозвращенных кредитов;

3. высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

4. чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

5. значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;

6. низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

7. масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

8. недостаточная жесткость надзорных требований;

9. недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является — низкое качество управления, когда российские кредитные организации не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. Это и послужило основной причиной кризиса 17 августа 1998 года, когда кредитная система России дала трещину. И хотя многие руководители поспешили свалить вину на государство, но именно недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками, в первую очередь — валютными и кредитными, в недостаточности капитала и чрезмерном увлечении операциями на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе

с реальным сектором экономики, и повлекло за собой катастрофу.

Также необходимо отметить, что к первопричинам, вызвавшим падение банков и иных кредитных организаций, относятся и внутренние «болезни». Это, прежде всего «синдром большого бизнеса»: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат, всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных повседневных решений, рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно.

Окончательные решения откладываются до бесконечности, т. к. каждый администратор стремиться избежать ответственности. Еще одной распространенной «болезнью» является «синдром молодости». Ему подверженным молодежные коллективы, сформированные, как правило, без учета социально-психологических особенностей.

Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении.

Теперь можно говорить о завершении первого этапа реструктуризации кредитной системы, в результате которой восстановлена способность системы оказывать базовый комплекс услуг. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций.

В тоже время для полной нормализации дел в кредитной системе потребуется достаточно длительное время. Кроме того, надо оценивать имеющиеся положительные тенденции весьма осторожно и критически, не преувеличивая их значение.

Общее число кредитных организаций за год сократилось с 2481 до 2376 (на 4,2%), а действующих — с 1476 до 1349 (на 8,6%). При этом лицензий лишалась треть крупнейших банков. Так заметно сократилась филиальная сеть кредитных банков.

Следует отметить, что не оправдались прогнозу об уходе иностранного банковского капитала из России. Напротив, в последнее время, характеризовался расширением присутствия иностранного капитала в российском банковском секторе. Объем иностранных инвестиций в уставные капиталы российских банков увеличился за этот период на 6,8 млрд. рублей или в 3 раза.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Создание благоприятных условий для рекапитализации банков, а так же проведение политики по отзыву лицензий у банков с отрицательным капиталом позволило создать фундамент для роста капитала банковской системы.

Произошло существенное сокращение числа проблемных организаций на 17,5% от общего числа действующих кредитных организаций.

Несмотря на отмеченный номинальный рост капитала в банковской системе в реальном исчислении (с учетом инфляции) составляет всего 46% предкризисного уровня.

Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.

Необходимо отметить, что пока Банку России и его территориальным учреждениям лучше удается справляться с функциями контроля за соблюдением отдельных банковских норм, чем с задачей оценки реального финансового состояния каждого банка и перспектив его финансовой устойчивости. Зачастую работа надзорных органов сводится к формальному применению наиболее простых мер воздействия. При этом наиболее серьезную озабоченность вызывает работа по надзору за проблемными банками.

По-прежнему многие кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые проблемы, имеют возможность расширять свою деятельность, открывая филиалы.

Сохраняется целый ряд проблем, связанных с организацией ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций с отозванными лицензиями. Нередки случаи затягивания процесса ликвидации кредитных организаций (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий).

Отсутствует активная работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности.

Банк России в ходе решения вопросов по ускорению ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный характер:

несовершенство федерального законодательства, низкая эффективность судебно-исполнительного производства, отсутствие четкой координации деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле за проведением ликвидационных процедур.

В то же время необходимо искать пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков. То есть надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.

Задачей следующего этапа реструктуризации является формирование устойчивой банковской парабанковской систем и системы регулирования на основе апробированных в международной практике подходов.

Необходимым условием развития банковского сектора в данном направлении является сохранение и укрепление рыночных механизмов функционирования экономики и финансовой сферы. Также принципиально важно для восстановления развитие операций с реальной экономикой при адекватном управлении рисками, присущими такого рода операциям.

Основными направлениями в данной области должны стать совершенствование правовой базы, развитие систем банковского надзора и отчетности, обеспечение качественно нового уровня транспарентности банков на основе внедрения международных стандартов финансовой отчетности. (МСФО) .

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом мы видим, что еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банка России, но и от руководителей кредитных организаций.

Так же для достижения цели, были выполнены вторая и третья задачи.

Глава 2. Правовой статус кредитных организаций РФ

2.1. Особенности правового статуса кредитных организаций по действующему законодательству РФ

Современное банковское право и законодательство о банковской деятельности, оперируют тремя понятиями (ст.1 Закона «О банках и банковской деятельности»): «кредитная организация», «банк», «небанковская организация».

Термин «кредитная организация», ранее не известный Российскому банковскому праву, пришел в российское законодательство из европейского банковского права.

Первая банковская директива Европейских Сообществ от 12 декабря 1977 г. «О координации законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций» (77/780/ЕЕС), содержала следующее определение термина «кредитная организация»: это предприятие, чья деятельность заключается в привлечении депозитов (вкладов) или других средств на возвратной основе от публики и в выдаче кредитов от своего имени и за свой счет (ст.1).

Современное легальное определение кредитной организации содержится в ст.1 Закона «О банках и банковской деятельности». Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом.

Из приведенного определения можно выделить следующие характерные черты кредитной организации:

— кредитной организацией считается только юридическое лицо;

— кредитная организация может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной Банком России.

Только с момента получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций;

— кредитная организация в качестве своей деятельности осуществляет банковские операции, перечень которых закрепляется в Законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество: акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью (Инструкция ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями от 18 мая, 24, 28 июня 1999 г., 28 августа 2000 г., 20 декабря 2001 г., 5 июля 2002 г.).

Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Перечень банковских операций, которые имеет право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Как отмечают исследователи, определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов.

Отличие же банка от небанковской кредитной организации практически состоит лишь в круге выполняемых операций: если банк имеет право совершать все банковские операции, что и составляет существо его деятельности, то небанковская кредитная организация может совершать лишь отдельные операции, сочетание которых строго ограничено.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители — юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее, чем через месяц после подписания учредительного договора и (или) утверждения устава общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью либо после подписания договора о создании и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации вместе с сопроводительным письмом на имя его руководителя документы, перечисленные в статье 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» и в статье 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: заявление о государственной регистрации, составленное по формам, утвержденным Правительством Российской Федерации, протоколы, анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, документ об уплате государственной пошлины направляются в 3 экземплярах, устав кредитной организации и учредительный договор кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, направляются в 4 экземплярах (Информационное сообщение ЦБР от 21 августа 2002 г. «О регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности».

Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России. В частности можно выделить «Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».

Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.

Требования к содержанию устава кредитной организации установлены ст.10 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Устав кредитной организации должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные ст.7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; указание на организационно — правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности»;

сведения о размере уставного капитала;

сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно — правовой формы.

Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указанием Банка России от 05.01.1998 № 129-У «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении дополнительной лицензии на осуществление банковских операций» установлены:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 26 млн. рублей;

— минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 30 млн. рублей; минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении дополнительной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 32 млн. рублей.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении дополнительной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса рубля, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России». Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.

Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.

В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

В действующем законодательстве четко зафиксировано правило «четырехзвенной структуры» управления кредитной организацией, в соответствии с которым в системе органов управления кредитной организации должны присутствовать все органы управления, предусмотренные корпоративным законодательством:

собрание учредителей (участников) — совет директоров — единоличный исполнительный орган — коллегиальный исполнительный орган (ст.11 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Действующее законодательство предъявляет особые требования к назначению руководства кредитной организации (ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Кандидатуры на обозначенные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При этом кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях (в рамках указанных должностей). В свою очередь Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Кредитная организация обязана уведомить Банк России и в случае освобождения от указанных руководящих должностей.

Ассоциации и союзы – некоммерческие организации. Они создаются в целях не преследующих извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и

профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению

банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Порядок создания и деятельности ассоциаций и союзов регулируется Федеральным закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в ред. от 22.07.10.

Наряду с образованием ассоциаций и союзов, кредитные организации могут быть участниками банковских групп и банковских холдингов. Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). В отличие от банковской группы банковский холдинг состоит не только из кредитных организаций, причем головная организация банковского холдинга — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, — имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

В заключение данного параграфа отметим, что кредитные организации могут создавать ассоциации и союзы, а также входить в банковские группы и холдинги.

2.2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

При представлении необходимых документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 215 Трудового Кодекса РФ;  2) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций.

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

2.3. Порядок открытия подразделений кредитной организации

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет право осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.

Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указывается почтовый адрес филиала (представительства), ее полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей .

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению подразделения кредитной организации ведут реестры с учетом информации, содержащейся в уведомлении об открытии подразделения кредитной организации.

Об изменении местонахождения (почтового адреса) подразделения кредитной организации кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальному учреждению Банка России по местонахождению подразделения в течение двух рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Решение о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации, связанных с открытием представительств и филиалов, принимается участниками кредитной организации на очередном (годовом) общем собрании.

2.4. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ

Под филиалом понимается расположенное вне месторасполо­жения кредитной организации обособленное подразделение, которое вправе осуществлять все функции этой кредитной ор­ганизации на соответствующей территории.

Кредитная организация, в отношении которой не установлен запрет на открытие филиалов, вправе открыть филиал, пись­менно уведомив об этом территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной органи­зации, и территориальное учреждение ЦБ РФ по месту откры­тия филиала. Филиал кредитной организации должен иметь печать, в кото­рой кроме фирменного (полного официального) наименования и местонахождения кредитной организации должно быть ука­зано наименование филиала и его местонахождение.

За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, уста­новленного на момент уведомления ЦБ РФ об открытии филиала. Указанный сбор оплачивается кредитной организацией по месту ее нахождения и зачисляется в доход федерального бюджета.

Порядок открытия филиала:

Кредитные организации, открывающие филиалы для осуществ­ления указанным филиалом банковских операций, должны:         

-соблюдать требования федерального законодательства и нор­мативных актов ЦБ РФ;

-располагать помещением для размещения филиала;

-представить для согласования на должности руководителя, за­местителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиалов кандидатуры, отвечающие ква­лификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними норматив­ными актами ЦБ РФ.

кредитная организация направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту от­крытия филиала и территориальное учреждение ЦБ РФ, осу­ществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, либо только в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществ­ляющее надзор за деятельностью кредитной организации, если филиал открывается на территории, подведомственной тому же территориальному учреждению ЦБ РФ;  вместе с уведомлением кредитная организация направляет:

положение о филиале, содержащее полное и сокращенное наименования филиала, а так же перечень тех банковских операций и сделок, право на осуществление которых деле­гировано филиалу (в территориальное учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной органи­зации, положение представляется в четырех экземплярах, в тер­риториальное учреждение ЦБ РФ по месту открытия филиала положение не представляется)/ Сокращенное наименование филиала кредитной организации, используемое при соверше­нии операций через расчетную сеть ЦБ РФ, должно соответ­ствовать требованиям федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ, определяющих порядок идентификации уча­стников межбанковских расчетов. Написание полного и со­кращенного наименований филиала на титульном листе и в тексте положения о филиале кредитной организации долж­но быть идентичным;

анкеты кандидатов на должности руководителя, заместите­лей руководителя, главного бухгалтера, заместителей глав­ного бухгалтера филиала (два экземпляра) с приложением копий паспорта, трудовой книжки, копии диплома или за­меняющего его документа, предусмотренного Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», заверенных кредитной организацией (направ­ляются в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту от­крытия филиала);

автобиографии кандидатов на должности руководителя, за­местителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала (два экземпляра) (направля­ются в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту от­крытия филиала);

копии платежного документа об оплате сбора за открытие филиала;

Филиал кредитной организации вправе начать осуществление банковских операций с даты внесения записи о нем в Книгу го­сударственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.

Порядок закрытия филиала кредитной организации:

решение о закрытии филиала принимается органом управления кредитной организации, которому это право предоставлено ус­тавом кредитной организации;
не позднее тридцати дней с даты принятия решения о закрытии филиала кредитная организация в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов закрываемого филиала;

после направления уведомлений, передачи активов и пассивов филиала на баланс головной кредитной организации или под­разделения кредитной организации, в течение десяти кален­дарных дней кредитная организация уведомляет об этом тер­риториальные учреждения ЦБ РФ, осуществляющие надзор за деятельностью кредитной организации и филиала. При этом кредитная организация дополнительно представляет в террито­риальное учреждение ЦБ РФ:

  • копию документа с решением о закрытии филиала;
  • передаточный акт;

справку из расчетно-кассового центра территориального уч­реждения ЦБ РФ, содержащую информацию о дате закры­тия корреспондентского субсчета филиала.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Датой закрытия филиала кредитной организации является дата внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Если на основе закрываемого филиала предполагается открытие дополнительного офиса, то информация об этом должна быть включена в сообщение в территориальное учреждение ЦБ РФ.

При выявлении нарушений требований федерального законодательства и (или) нормативных актов Банка России, препятствующих открытию филиала, территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала информирует кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, о необходимости выполнения кредитной организацией требований Банка России для начала осуществления деятельности филиала.

После получения положительного заключения от территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, при условии соответствия положения о филиале требованиям федеральных законов, нормативных актов Банка России, уставу и лицензии кредитной организации согласовывает положение о филиале и делает на титульном листе положения соответствующую запись. В течение одного месяца со дня получения уведомления кредитной организации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, направляет в Банк России заключение об открытии кредитной организацией филиала.

К заключению прилагается копия платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) после получения заключения территориального учреждения Банка России об открытии кредитной организацией филиала в течение десяти рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и сообщает об этом кредитной организации и территориальным учреждениям Банка России.

Филиал кредитной организации вправе начать осуществление деятельности с даты внесения записи о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, получив указанное сообщение Банка России. При не уведомлении кредитной организацией территориальных учреждений Банка России об открытии филиала либо открытии на имя филиала счета до получения сообщения Банка России о присвоении филиалу порядкового номера территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, вправе применить к кредитной организации санкции в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О ЦБ Российской Федерации (Банке России)”.

2.5. Порядок открытия и регистрации представительства кредитных организации на территории РФ

Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Для осуществления своей деятельности представительству открывается текущий счет.

Кредитная организация в десятидневный срок с даты начала деятельности представительства обязана направить 2 экземпляра уведомления об этом в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия представительства. К уведомлению прилагается утвержденное органом управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, положение о представительстве (по одному экземпляру для каждого указанного выше территориального учреждения Банка России).

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, открывающей представительство, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления об открытии представительства ставит на 1 экземпляре данного уведомления штамп, подтверждающий внесение сведений о представительстве в реестр представительств кредитных организаций, и направляет его с сопроводительным письмом в Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности).

Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) на основании полученной информации о представительстве делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций (раздел 2, глава 10 инструкции ЦБ РФ № 75-И).

2.6. Порядок открытия внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) на территории РФ

Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения кредитной организации. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты (раздел 2, глава 9 инструкции ЦБ РФ № 75-И).

Операционная касса вне кассового узла кредитной организации (филиала) открывается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.

Операционная касса вне кассового узла филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла (кассового узла филиала) кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия операционной кассы.

Территориальное учреждение Банка России по месту открытия (нахождения) операционной кассы в течение двух недель с даты получения уведомления о ее открытии либо сообщения об изменении ее местонахождения (почтового адреса) проводит проверку оборудования операционной кассы вне кассового узла на соответствие требованиям Банка России к его устройству и технической укрепленности, по результатам которой направляет кредитной организации (филиалу) заключение о возможности начала осуществления операций.

Дополнительные офисы кредитной организации (филиала) открываются по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.

Дополнительный офис филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.

Дополнительный офис кредитной организации (филиала) может осуществлять банковские операции, которые предусмотрены лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или Положением о филиале.

При осуществлении дополнительным офисом кредитной организации (филиала) кассового обслуживания клиентов его кассовый узел оборудуется в соответствии с требованиями Банка России.

Порядок работы с ценностями в дополнительном офисе кредитной организации (филиала) аналогичен порядку, установленному для кредитных организаций (их филиалов) Банком России.

Об открытии дополнительного офиса, осуществляющего кассовое обслуживание клиентов, кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия дополнительного офиса.

Территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса в течение двух недель с даты получения уведомления о его открытии либо сообщения об изменении его местонахождения (почтового адреса) проводит проверку кассового узла дополнительного офиса на соответствие его требованиям Банка России к устройству и технической укрепленности, по результатам которой направляет кредитной организации (филиалу) заключение о возможности начала осуществления операций. Дополнительный офис кредитной организации (филиала) вправе осуществлять кассовые операции только при наличии положительного заключения территориального учреждения Банка России по итогам проверки.

Об открытии дополнительного офиса, не осуществляющего кассовое обслуживание клиентов, кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение по месту открытия дополнительного офиса с момента открытия.

Создаваемые кредитной организацией (филиалом) дополнительные офисы могут располагаться только на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала).

Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей дополнительных офисов кредитной организации (филиала) не требуется.

Операции, осуществляемые дополнительными офисами кредитной организации (филиала), должны отражаться в ежедневном балансе кредитной организации (филиала). Дополнительный офис не может иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления операций. По содержанию данной главы можно сделать следующие выводы:

В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, для достижения цели, была проделана работа, основанная на выполнении четвертой и пятой задачи.

Заключение

Итак, по результатам выполненной работы, можно сделать вывод, что:

Во-первых, двухуровневая банковская система Российской Федерации предполагает многообразие банковских учреждений, свободу в проведении кредитной и процентной политики;

Во-вторых, кредитная система Российской Федерации постепенно сформировывается в связи с большим количеством кредитных организаций, но существует монополия коммерческих банков на кредиты.

В-третьих, банковская и кредитная системы зависимы между собой. Развитие одной не может быть без развития другой, а значит: от уровня развитости банковской системы зависит уровень развитости коммерческой системы.

В-четвертых, главной проблемой кредитной системы РФ является отсутствие четко отлаженного механизма кредитования, ввиду отсутствия единой методологической и информационной базы;

Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей должны является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования не возможно устойчивое развитие экономики страны.

Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и проблемно, но есть к чему стремиться.

Поставленная цель была выполнена, так как все задачи решены.

Подводя итог в работе, мне хотелось бы закончить таким вопросом: насколько стратегия, разработанная Банком России и Правительством по стабилизации и реструктуризации, объективно отражает действительные национальные интересы?

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №28.
2. Федеральный Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в ред. ФЗ от 03.02. 1996 г. № 17- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 августа 2001 г. — №33
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145, «Российская газета», N 14, 24.01.1996. в ред. от 22.07.10 г.
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173- ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации.2003. № 50. Ст. 4859.
Основная литература:
1. Трофимов, К.Т. Создание, реорганизация кредитных организаций. Учебник/ М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006 . 21-25 с.
2. Эриашвили Н.Д., Финансовое право. Учебник, 3-е издание / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2008 г. 606-610 с.
Дополнительная литература:
1. Викулин, А.Ю. Банковское право Российской Федерации. Т.2 Особенная часть / А.Ю. Викулин [и др.]. — М.: Юристъ, 2004. г., 152-158 с.
2. Егоров, С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления / Финансы и кредит. — №4, 2005г., 7-11 с.
3. Ерпылева, Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы / Гражданин и право. — №1, 2. — январь, февраль 2006 г.. 97-102 с.
4. Парамонова, Т.В. Банк России: взгляд в будущее / «Экономика и Жизнь» №9, 2005 г., 3-6 с.
5. Старов, О.М. Основы банковского права Учебное пособие / — М.: Юристь, 2005 год, 65-69 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2397

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке