Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Роль правовых норм в общественной жизни человека. Их анализ и классификация»

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия признанны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения это и определяет актуальность темы.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Нормы права. Понятие признаки и виды норм права
1.1. Понятие, признаки правовых норм
1.2. Основные виды правовых норм
1.3. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
Глава 2. Структурные элементы правовой нормы
2.1. Структура норм права
2.2. Проблема формирования структурных элементов правовой нормы
Заключение
Список использованных источников

Введение

Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. Оно отличается от других норм.

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия признанны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения это и определяет актуальность темы.

Норма права — критерий правомерности поведения.

Отсюда приобретают значения такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющая практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулирующие более общие правила, отказывающих суть правовой материи. Какое-то время содержание правовой нормы сможет оставаться без формализованного текстуального выражения.

Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать и поведение свое и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации всех участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Задачей данной работы — является определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения точек зрения различных авторов по вышеперечисленным вопросам.

Методологическую основу курсовой работы — составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, общесоциологические и правовые методы: системный, конкретно-социологический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

В работе использовались и эмпирические методы познания: статистический анализ, исследование документов, печатных изданий и других средств массовой информации и т. д.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения что как представляется позволит наиболее полно осветить данную тему.

Глава 1. Нормы права. Понятие признаки и виды норм права

1.1. Понятие, признаки правовых норм

В юридической науке существуют различные понимания права (нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм.

Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Нормы права обладают общими признаками социальных норм:

  1. Представляют собой правила поведения людей в обществе.
  2. Выступают правилами поведения общего характера.

Общий характер правовой нормы, — состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно.

Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.

Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

Норма права — рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений.

Так, необходимо отличать норму, предусматривающую ответственность за хищение личного имущества граждан, от приговора районного суда о привлечении того или иного гражданина к уголовной ответственности по данной статье. Хотя индивидуально-конкретное предписание (в приведенном примере “приговор”) имеет обязательное значение, оно выносится во исполнение правовых норм, касается конкретного общественного отношения, обращено к персонально-определенному лицу и имеет разовое значение.

Нормы права обладают также рядом специфических черт, которые позволяют отличить их от неправовых социальных норм:

1. Нормы права — являются общеобязательными правилами поведения, т. е. представляют собой правила поведения общего характера и обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания. Однако это еще не означает, что любая норма права обязательна к исполнению каждым. Есть нормы, которые обязательны не для всех лиц, а только для проживающих на определенной территории или для работников определенного ведомства.

Так, нормы права, устанавливающие льготы работникам угольной промышленности, рассчитаны на особые условия труда в угольной промышленности и, естественно, не могут применяться в сельском хозяйстве. Но от этого они не утрачивают общеобязательности, ибо остаются правилами поведения общего характера, обязательными для тех работников угольной промышленности, которые окажутся в условиях, предусмотренных данными нормами. Другими словами, общеобязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой. Когда в развитии общественных отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации,, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение.

Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения (работник имеет право на ежегодный отпуск) и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный отпуск). Иногда к числу признаков нормы относят длительность действия. Однако некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ о назначении на должность) и, наоборот, норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

2. Нормы права — представляют собой формально-определенные правила поведения. Формальная определенность заключается не во внешнем оформлении и закреплении правовых норм, а в том, что в содержании предусмотренных ими правил поведения четко определено, какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны точные формулировки. При этом законодатель отвлекается от второстепенных, незначительных индивидуальных особенностей в поведении людей и имеет в виду главное, существенное. В силу формальной определенности нормы права выступают как равные масштабы к общественным отношениям, различным по своим деталям, но сходным в главном.

3. Правовые нормы — устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Выраженная в норме государственная воля направлена на регулирование определенного вида общественных отношений, адресована воле участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение с содержащейся в норме обязанностью или запретом. Норма всегда рассчитана на возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант.

4. Специфическим признаком правовых норм — является их охрана государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т. е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений.

Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.

Нормы права, выряжая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины.

Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных действиях людей.

Отдельная правовая норма действует не автономно, а в тесном взаимодействии с другими нормами. Наиболее четко это проявляется в соотношении регулятивных (правоустановительных) и правоохранительных норм.

Регулятивные и правоохранительные нормы имеют различное назначение и оказывают неодинаковое регулирующее действие.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые – выражают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и “несут” в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора.

1.2. Основные виды правовых норм

Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т. е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Становление гражданского общества предопределяет перспективу укрупненного деления всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). В тоталитарных государствах, где большая часть общественных отношений замкнута на государство, такое деление провести трудно, поскольку значительная часть частного права поглощена публичным.

Развитие отношений гражданского общества, основанных на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, на защите законных интересов, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно возникновение новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т. п. отраслей права).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Различия между гражданским обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, районный суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, директор завода, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы.

Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных. Если гражданам разрешено все, что не запрещено, то должностным лицам разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из их компетенции. Права граждан – гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед ними цели.

Свобода граждан совершать поступки и принимать решения, имеющие юридическое значение, ограничена запретами совершать противоправные действия. “Свобода усмотрения”, т. е. дискреционные полномочия должностных лиц при принятии юридических решений ограничены критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями, договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права (исключение – нормы так называемого “частного обвинения”, по которым обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших).

Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам воздействия на поведение людей (предоставление права, возложение обязанности, запрет). Эта классификация правовых норм несет на себе следы первоначального образования права. В период становления права его источниками были договоры, определяющие взаимные права и обязанности участников общественных отношений.

Результатом обобщения разнообразных договоров стали нормы права, определяющие содержание различных правоотношений. По содержанию правоотношения, моделью которого является диспозиция, эти нормы делятся на управомочивающие и обязывающие. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц.

К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения.

Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, брачно-семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т. е. нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение. Прообразом таких норм до возникновения права были “табу” первобытного общества. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими предусмотрены действия, обстоятельства, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь.

Некоторые запреты относятся к точно определенному кругу обстоятельств (например, запрет водителям транспорта во время работы употреблять спиртные напитки); но многие запреты адресованы всем и каждому в любой ситуации (запреты убийства, насилия, клеветы, кражи и т. п.). В отличие от обязывающих и управомочивающих норм запреты безусловны, так как право определяет не условия их реализации, а, наоборот, редкие исключения, когда разрешается нарушение правового запрета (крайняя необходимость, необходимая оборона).

В правовом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособность, а деликтоспособность (признанная законом способность нести ответственность за правонарушения, вменяемость). При нарушении запретов охраняющие их санкции реализуются только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из него проистекает не обязанность, а “запрещенность”.

По существу запреты адресованы не всякому и каждому, а тем лицам, которые склонны к совершению противоправных деяний и воздерживаются от них из боязни санкций. Поэтому в уголовном кодексе, в кодексе об административных правонарушениях и других нормативных актах большинство запретов обозначаются не как предписания, а как указание на наказуемость определенных деяний.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя любая норма носит предоставительно-обязывающий характер и некоторые из них могут быть сформулированы любым способом (например, о правах и обязанностях кредитора и должника), содержание многих норм предопределяет изложение их указанием только на право или на обязанность, либо на запрет.

Так, права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения этих прав или – тем более – только через запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец; запрет общественно опасных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующие связь гипотезы и диспозиции.

Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом – нормы относятся к императивным.

По существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т. п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т. п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано действий.

Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием “оценочных понятий” и др. (их содержание раскрывается в процессе реализации права).

От норм, содержащих оценочные понятия (“при наличии достаточных доказательств…”, “в случае производственной необходимости…”, “при наличии уважительных причин…” и т. д.), отличаются как особый вид бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент – правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.

Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция – способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений. Санкцией правовой нормы называется нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей. восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

С помощью правовосстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее известным пределом); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния (отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно).

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер (например – исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний.

Относительная определенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении штрафных, карательных санкций общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим.

Большинство норм. определяющих санкции за правонарушения, применяется в особой процессуальной форме, обеспечивающей выяснение истины по делу, обоснованность и законность решения. Процессуальная форма применяется также при реализации или охране ряда других правовых норм.

В связи с этим различаются нормы материального права (так принято называть нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права). Нормы материального права регулируют социальные, политические, имущественные отношения, лежащие в основе общества и государства. Они определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Материально-правовыми нормами определяются также структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Материально-правовые нормы образуют как бы первый слой права, правовую основу общества и государства. Процессуально-правовые нормы, составляющие как бы второй слой, определяют юридические способы охраны, защиты и восстановления первого слоя права и несут на себе, в сущности, основную нагрузку обеспечения режима законности в обществе и государстве.

Понятие “процесса” еще недавно связывалось в литературе только с правосудием, поскольку деятельность органов следствия и суда наиболее детально урегулирована правом (УПК и ГПК). В последние годы понятие процесса распространяется на урегулированную правом деятельность всех вообще органов государства (“законодательный процесс”, “административно-правовой процесс”).

Наконец, классификация правовых норм иногда связывается с юридической силой нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы и их элементы, с компетенцией государственных органов, издающих эти акты. При выявлении элементов правовой нормы могут обнаружиться противоречия между установленными на разных законодательных уровнях условиями применения или определениями содержания нормы. В этих случаях применяются следующие правила: определения норм, содержащиеся в нормативных актах Российской Федерации, имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах субъектов федерации; во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов; последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.

1.3. Соотношение норм права и текстов нормативных актов

Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта (и даже – в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы.

Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах – на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные с многими или со всеми нормами данной отрасли права.

Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре (“если–то–иначе”) близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по формуле (“если–то”); есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы, как отмечено, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, и формулируются как перечни определений деяний, которые запрещено совершать (составы преступлений и других правонарушений), и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о материальной ответственности рабочих и служащих и др.).

При помощи этих санкций, как отмечено, охраняются обширные комплексы различных отраслей права; таковы также положения Гражданско-процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство – как санкция они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, в ряде случаев облегчает деятельность законодателя – при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый определенной санкцией.

Важное место среди правовых предписаний занимают нормативные обобщения условий действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Правовые предписания такого уровня нередко выполняют функции норм (оценочных критериев) по отношению к ряду институтов и отраслей права. В процессе реализации права они осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе средств правового воздействия.

Совершенно особое значение среди правовых предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах (“Декларация прав человека и гражданина”). После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах (“Всеобщая Декларация прав человека” 1948 г. и др.).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, не являющиеся нормами прямого действия, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве.

Это – своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в “установленном законом порядке”, а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение “карается по закону”, но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки: “преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение и дача взятки, заведомо ложный донос и т. д.) наказывается…”, хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т. п.).

В законодательстве используются условные термины. Например, “молодой специалист” может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: “Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого”, “Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей”. В тех же целях (для смыслового усиления образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: “Никто не может быть произвольно лишен жизни” и т. п.

Одним из наследий времен, когда законодательство было одним из средств пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических, политических, моральных сентенций, имеющих программный, декларативный характер.

Стремление придать текстам законов политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, в законах говорилось об обжаловании в суд “незаконных действий” должностных лиц и государственных органов (вариант: “действий, нарушающих права и свободы граждан”). Получалось так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена (зачем тогда вообще обращаться в суд?), а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными.

В другом нормативном акте определяется порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину “незаконными действиями органов следствия, дознания суда”; выходило, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными действиями этих органов (официальным признанием печальной неизбежности таких ошибок является хотя бы существование обширных институтов обжалования актов этих органов), возмещению не подлежит.

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны.

Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а, если без них почему-либо трудно обойтись, в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленности; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещание принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений – обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало декларативных, неосуществимых положений.

Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции перед законом).

Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения “буквы” и “духа закона”, обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни.

Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер:

Во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами – при анализе конкретного правового материала определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить – кто, когда, при каких условиях – к чему обязан, на что имеет право – какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы.

Во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение.

В-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения (“порядок обжалования незаконных актов”, “молодой специалист”, “никто не может быть произвольно лишен жизни” и т. п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

Глава 2. Структурные элементы правовой нормы

2.1. Структура норм права

Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: “если – то – иначе”.

Структура правовой нормы — является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: “находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения”.

Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений?

Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов:

  • описания условий действия правовой нормы – гипотезы;
  • указания на юридические последствия, которые наступают при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, – диспозиции или санкции.

Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов.

Гипотеза — первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т. е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза начинается словом “если”. Когда же это слово отсутствует, оно подразумевается. Гипотеза является необходимым элементом каждой правовой нормы, и нет норм, которые бы не имели гипотез. Если бы норма права не имела гипотезы, она утратила бы всякое практическое значение, перестала бы существовать.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция — часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия.

Гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Поэтому нереальны и неприемлемы те пожелания о совершенствовании законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения.

Диспозиция и санкция — являются вторыми элементами различных правовых норм.

Они не могут быть частями одной и той же нормы права. Как уже отмечалось, нормы права действуют в тесной связи друг с другом: одни нормы (регулятивные) регулируют положительные действия людей, другие (правоохранительные) охраняют их от нарушений. Поэтому вторым элементом в одних нормах (регулятивных) выступает диспозиция, в других (правоохранительных) – санкция.

Отсутствие санкций в регулятивных нормах вовсе не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с помощью норм, содержащих санкции. Так, норма, устанавливающая правомочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не содержит санкций. Ее вторым элементом является диспозиция. Но она охраняется рядом норм, которые содержат санкции.

Структура правовой нормы — основывается на взаимосвязи, системности правовых норм.

Системность — является существенным качеством права – правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других – как элементы гипотез или санкций других норм.

Санкция одной нормы — становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение.

Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности – санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил.

С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией – обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

Структурные части (элементы) правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково. Различаются прямой, ссылочный и бланкетный способы изложения.

Прямой способ изложения означает полное изложение (формулирование) элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющей эту норму.

При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи. Указанные в этих статьях данные восполняют формулировку ссылочной статьи. В качестве примера можно привести статью УК предусматривающую уголовную ответственность за умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств. В гипотезе отягчающие обстоятельства не называются, а делается ссылка на статью, в которой они перечислены.

При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам. Бланкетной является, например, статья предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к нормативным актам, в которых непосредственно установлены правила безопасности горных работ.

Ссылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений. Вместе с тем в практическом пользовании наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное изложение гипотез и диспозиций — изложение путем простого перечисления регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий.

Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий.

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций — изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков.

Так, в гражданском законодательстве широко используется термин “юридическое лицо”. Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры и позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение ведет к громоздкости законодательства и, кроме того, оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев нормы права нельзя изложить, не прибегая к казуальному способу. Казуальное изложение облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

2.2. Проблема формирования структурных элементов правовой нормы

Общепризнано деление норм права на гипоте­зу, диспозицию и санкцию.

Данная позиция является наиболее признанной среди других взглядов на структуру правовой нормы.

М. И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции:

«Ги­потеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактичес­кие обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.

Диспозиция — структурный элемент юридичес­кой нормы, в котором определяются права и обя­занности субъектов права, устанавливаются воз­можные и должные варианты их поведения.

Санкция — структурный элемент, предусматри­вающий последствия нарушения правовой нор­мы, определяющий вид и меру юридической от­ветственности для нарушителя ее предписаний».

С. С. Алексеев указывает при этом на логичес­кую связь между элементами нормы (логическую структуру нормы): «… структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой: «если.., то.., иначе…».

Представляется, что для логического анализа такая структура нормы права недостаточно де­тальна.

Учитывая это, известный зарубежный специа­лист в области теории права Фон Райт выдвинул гипотезу, что норма состоит из 6 частей: 

  • харак­тер (разрешающая, запрещающая или обязываю­щая норма);
  • содержание (название деяния);
  • условия, в которых логически возможна реали­зация нормы;
  • авторитет (орган, установивший норму);
  • субъект (т.е. адресат, к которому обра­щена норма);
  • обстоятельства, с наступлением которых реализуется норма.

Первые три части он считал основными и называл «ядром нормы». Санкцию и публикацию нормы он считал чем-то примыкающим к норме.

С точки зрения логического анализа автори­тет нормы как ее элемент представляется излиш­ним, поскольку с учетом принципа обязательности любой нормы права ее авторитет имеет значе­ние только при рассмотрении правовых коллизий. Кроме того, целесообразно объеди­нить в единый элемент нормы условия, в которых возможна ее реализация, и обстоятельства, с на­ступлением которых реализуется норма, по­скольку логически эти элементы неразделимы. При этом санкция нормы логически непосредст­венно связана с ее гипотезой и диспозицией.

Та­ким образом, норму права, как представляется, следует считать состоящей из пяти основных эле­ментов:

  1. Гипотеза — условия (обстоятельства), при кото­рых применяется данная норма права;
  2. Субъект — категория граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяется норма права;
  3. Характер — вид правомочий, которыми наделя­ется субъект нормы права;
  4. Содержание — деяние, по отношению к которо­му применяются указанные в норме права право­мочия субъекта нормы;
  5. Санкция — юридическая ответственность, кото­рую несет субъект нормы при ее невыполнении.

При этом О. Э. Лейст считал, что:

  • «Санкция яв­ляется атрибутом не всякой, а только той юриди­ческой обязанности, которая имеет категорич­ный характер, соблюдение которой властно пред­писано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения».

Следова­тельно, санкция является элементом только обя­зывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.

Соотношение предложенной и традиционной структуры нормы права заключается в том, что диспозиция нормы права как ее составная часть в традиционной классификации включает в себя такие элементы из предложенной классифика­ции, как субъект, характер и содержание нормы.

Г. Т. Чернобель говорит о том, что «формула «если — то» и формула «если – то — иначе» не отражает логическую структуру правовой нормы. По его мнению, структуру нормы права составляют три элемента: адресат (субъект правового общения), мера (форма) поведения и соответствующий побудительный оператор.  Правовая норма в логическом отношении – не что иное, как нормативно-правовое суждение, в котором имеются и субъект, и предикат, и определенная логическая связка.

Обоснование взгляда о двухэлементной структуре нормы права можно найти в работах Н. М. Коркунова и некоторых других дореволюционных юристов. Представители данной точки зрения говорят о том, что двухэлементную структуру имеют многие статьи нормативных актов или, по крайней мере, их содержание легко может быть преобразовано в суждение «если – то». Такое суждение (посылка – вывод) ориентировано на определение непосредственных правовых последствий юридически значимых обстоятельств дела.

Однако взгляд о двухэлементной структуре правовой нормы подвергался критике на том основании, что в данном представлении не отражено такое качество права, как обеспечение каждой нормы государственным принуждением. В опровержение этого был приведен ряд норм, в которых структура действительно могла быть преобразована в логическую формулу «если – то». Но что же делать с остальными нормами, которые не так легко подводятся под данную формулу.

Попыткой преодолеть обозначенные недостатки стало предположение о том, структура правовой нормы состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Теории, излагаемые в рамках данной позиции, не являются однообразными. Существенное место занимает позиция О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского, в которой структура нормы права излагается исходя из понятия нормы права. «Норма права есть установленная или санкционированная государством и охраняемая им норма общеобязательного поведения людей как участников регулируемых нормой повторяющихся общественных отношений».

Основываясь на данном определении, авторы говорят о том, что диспозиция является необходимым и решающим элементом структуры правовой нормы. Гипотеза так же является необходимым составным элементом. В санкции выражается обеспечение соблюдения нормы права государственным принуждением. На основании всего сказанного, О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородским делается вывод о том, что составными частями структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция, но обязательными являются только гипотеза и диспозиция.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Одной из наиболее интересных является позиция С. С. Алексеева. Он выделяет два вида правовых норм: норма-предписание и логическая норма. Норма-предписание, как правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта (пункту, статье, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Логическая норма, призванная выразить в основном связи между специализированными нормативными предписаниями, в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных нормативных актов.

Структуру логической нормы автор представляет трехэлементной (гипотеза, диспозиция и санкция) и в виде формулы «если – то – в противном случае». С. С. Алексеев говорит о том, что в тексте нормативных документов едва ли можно найти пример такого изложения материала, чтобы оно соответствовало приведенной выше схеме. Однако, если это юридическое предписание, то в ходе логического анализа оно должно вписываться в структуру логической нормы.

Трехчленная схема побуждает законодателя в каждом случае четко решать вопрос и о самом правиле, и об условиях его действия, и о государственно-принудительных мерах его обеспечения. Выявление логических норм имеет важное теоретическое и практическое значение. В отличие от логической нормы, норма-предписание состоит из двух основных элементов.

Структура нормы — предписания — это структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.

Первым элементом структуры — является гипотеза, т. е. условие.

Вторым — диспозиция или санкция, т. е. юридические последствия.

С. С. Алексеев так же указывает на то, что оба элемента являются обязательными. Вывод о двучленной структуре норм-предписаний правильно ориентирует законодателя. Он нацеливает его на то, чтобы четко формулировать в каждой норме-предписании два обязательных элемента – условие (гипотезу) и правовое последствие (диспозицию, санкцию).

Наиболее интересной, на мой взгляд, является самая общая позиция – позиция Гегеля. В своей работе «Философская пропедевтика» он излагает точку зрения, которая заключается в том, что право носит запретительный характер, т. е. содержит только запрещения, а если право и выражают как позитивное приказание, то это последнее лишь форма выражения в основе которого по содержанию всегда лежит запрет.

Исходя из этого, можно предположить, что возможно, самой правильной является логическая структура правовой нормы, выраженная формулой: «если – иначе – то». К сожалению, данная позиция современными теоретиками, в процессе изучения структуры нормы права, не затрагивается. Мне кажется, что более полное и основательное изучение этой точки зрения могло бы повлечь за собой появление новаторских взглядов в вопросе о структуре правовой нормы.

Далее я рассмотрю теорию логической структуры правовой нормы как доминирующую в современной правовой науке.

В науке деонтологии (логике норм) есть различия между собственно содержанием правовой нормы и источника, императива, которым данная норма установлена и (или) охраняется от ее нарушений.

В правоведении этому соответствует «трехчленная структура правовой нормы», в соответствии с которой логическая структура нормы права включает в себя:

  • гипотезу,
  • диспозицию,
  • санкцию.

Гипотеза — элемент правовой нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза — является обязательным элементом структуры нормы права, который выступает условием обязательности диспозиции. Гипотеза может быть простой, сложной или альтернативной.

Гипотезу называют простой, если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается приведение в действие юридических норм.

Например: ст. 398 ГК РК «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

Гипотезу называют сложной, если в ней действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: ст. 92 УК РК «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».

Гипотезу называют альтернативной, если она ставит действие правовых норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных обстоятельств в законе. Например: ст. 339 ГК РК «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств…», и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозицией — называется элемент юридической нормы, указывающий на определенное правило поведения, которому должны следовать субъекты правоотношений. Это сердцевина юридической нормы, модель правомерного поведения субъекта правоотношений. Только лишь в сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция действует, проявляет свои способности к регуляции. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть простой, сложной и альтернативной.

Диспозиция называется простой, если указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его. Например: п.1. ст. 268 ГК РК «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком…».

Диспозиция называется сложной или описательной, если указывает и перечисляет все наиболее существенные признаки поведения. Например: ст. 250 ГК РК «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Диспозиция называется альтернативной, когда указывает несколько вариантов возможного поведения и субъекты правоотношений могут следовать одному из представленных. Пример:  ст.246 ГК РК «Участник долевой собственности вправе по своему  усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядится ею иным образом…».

Санкцией — называется логически завершающий структурный элемент структуры нормы права, который содержит указание на неблагоприятные последствия, которые возникают когда субъект правоотношений нарушит диспозицию. С точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (наказание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение субъекта правоотношений. Тогда как это понятие санкции дано с правовой точки зрения.

Относительно-определенной (сложной) санкцией называется такая санкция, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Пример: п. 1. ст. 162 «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества — наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех  до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Альтернативной санкцию называют тогда, когда названы и перечислены несколько видов неблагоприятных юридических последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, которое наиболее подходит для данного случая.

Пример: ст. 119 УК РК «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы, связанные с применением сложных норм права. Необходимость применения в правотворчест­ве сложных норм права обусловлена целью пол­ноты правового регулирования. В этой связи С. В. Поленина отмечает, что «в отличие от при­емов законодательной техники государств с кон­тинентальной системой права, в странах общего права законодатель стремится не столько к крат­кости и доступности для понимания нормы зако­на, сколько к максимально полному и разверну­тому положению не только санкции, но и гипоте­зы и диспозиции норм с тем, чтобы она охватывала максимально  большее  количество казусов».

Одним из основных вопросов теории сложной нормы права является вопрос о том, является ли сложная норма аддитивной по своим многознач­ным элементам, т. е. о том, равнозначна ли с точ­ки зрения правового регулирования сложная нор­ма совокупности норм с элементами, полученны­ми в результате разделения сложного элемента этой нормы на простые. Рассмотрим вначале этот вопрос в отношении сложной гипотезы.

Логический результат применения нормы пра­ва — является следствием последовательного осу­ществления логических операций объединения нескольких простых элементов в сложный эле­мент нормы права и применения к этому сложно­му элементу правила, содержащегося в самой норме права.

Линейный характер логической свя­зи элементов нормы («если — то — иначе») обус­ловливает наличие непосредственно у нормы как у логического оператора свойства аддитивности. Поэтому наличие свойства аддитивности у слож­ной нормы права зависит от его наличия у логи­ческой операции объединения нескольких про­стых элементов в сложный элемент нормы права. Очевидно, что таким свойством эта операция об­ладает только в случае, если она является логиче­ской суммой, но не логическим произведением.

Таким образом, сложная норма права со слож­ной гипотезой равнозначна в юридическом отно­шении нескольким простым нормам права с тем же характером, гипотезами которых являются соответствующие простые элементы, только в случае, если эти простые гипотезы объединены в сложную союзом «или» либо запятой, т. е. только для альтернативной гипотезы. При этом построе­ние сложной гипотезы из простых путем логиче­ского умножения, т. е. объединения союзом «и», образует норму права, не тождественную совокуп­ности нескольких норм с простыми гипотезами.

Примером нормы со сложной гипотезой, кото­рая иногда неверно толкуется, являются положе­ния ст. 174 Гражданского кодекса РК: «Если пол­номочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридическо­го лица — его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверен­ности, в законе либо как они могут считаться оче­видными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка мо­жет быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ог­раничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях».

Сложная гипотеза этой нормы представляет собой логическое произведение простых условий. Таким образом, для применения этой нормы не­обходимо, чтобы выполнялось каждое условие, входящее в ее гипотезу. Поэтому ее нельзя счи­тать равнозначной совокупности норм с просты­ми гипотезами, состоящими из этих отдельных условий.

Более сложным является порядок применения принципа аддитивности в отношении нормы пра­ва со сложной диспозицией. Логический анализ соотношения последствий применения простых норм и соответствующей им сложной нормы показывает, что аддитивной по диспозиции в обще­принятом смысле является только управомочивающая норма (диспозиция сложной нормы права, юридически равнозначной нескольким простым нормам, равна логической сумме диспозиций этих норм, т. е. объединяет их союзом «или» либо запя­той). Обязывающие и запрещающие нормы пра­ва аддитивны по диспозиции в условном смысле (диспозиция сложной нормы права, юридически равнозначной нескольким простым нормам пра­ва, равна логическому произведению их диспози­ций, т. е. объединяет их союзом «и»).

При описании сложных норм права важно упо­мянуть о логическом соответствии между упо­требляемыми при этом логическим операторами -союзами и знаками препинания. Согласно сло­жившимся лингвистическим правилам, запятые в перечислении однородных предметов или явле­ний тождественны союзу «или» (логическому оператору нестрогой дизъюнкции), который оз­начает принадлежность какого-либо свойства хо­тя бы одному из перечисленных предметов или явлений.

Основной недостаток норм права с точки зре­ния полноты правового регулирования как одной из целей его совершенствования — это узость их предмета регулирования. Такой недостаток мо­жет быть преодолен расширением гипотезы и диспозиции, в частности, изложением их в виде соответствующих перечней. Рассмотрим подроб­нее этот способ построения нормы права.

Нормы права, один из элементов которых представляет собой перечень (как, впрочем, и простые нормы), регулируют поведение субъек­тов права в одних условиях и не регулируют в дру­гих (в случае, если перечнем задана гипотеза нор­мы), либо определяют одни действия этих субъ­ектов и не определяют другие (в случае, если перечнем задана диспозиция нормы). При этом в правоприменительной практике часто неявно подразумевается, что в иных условиях, не указан­ных в гипотезе, поведение субъектов права долж­но быть противоположным. Например, если при указанных в норме права условиях какие-либо действия допускаются, то подразумевается, что при всех иных условиях эти действия не допуска­ются.

Аналогично в отношении диспозиции име­ется в виду, что в этих же условиях правомочия субъектов правовой нормы по осуществлению иных действий, не предусмотренных нормой, должны быть противоположны. Но, строго гово­ря, из самой нормы это не вытекает, поскольку она регулирует только те действия субъектов права, которые указаны в ее диспозиции.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основное критическое замечание логической структуры состоит в том, что в законодательстве крайне редко встречаются статьи, содержа­щие все три элемента правовой нормы. Получа­ется, что в конкретном нормативном акте содержится не минимальная, логически неделимая (иначе она по­теряет свои регулятивные свойства) «клеточка» права, а ее часть.

В качестве выхода из создавшейся ситуации в литературе предлагалось, например, считать гипотезу, диспозицию и санкцию подразумеваемыми, а не непременными со­ ставными частями правовой нормы. Однако такой под­ход только усложняет проблему: ставится под сомнение тот взгляд на структуру правовой нормы, с позиций которого решается вопрос.

Логическое значение санкций как элемента нормы права не определяет логическое значение гипотезы или диспозиции (характера) нормы, по­этому при определении санкции как логического элемента нормы права и установлении пределов ее изменения (классификации ее значений) мож­но использовать традиционные подходы, разде­ляя санкции по характеру неблагоприятных для нарушителя последствий на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (кара­тельные). К первым относятся: санкции граждан­ского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым — уголовного и административ­ного.

Огромным достоинством данной системы — является то, что она побуждает практикующих работников к  всестороннему и тщательному изучению нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов, к выделению и сопоставлению «элементов», образующих одно правоположение, к определению условий применения правовой нормы, ее содержания, последствий ее нарушения.

Заключение

Из всего вышеизложенного вытекает, что норма права не тождественна статье закона. Норма права в единстве всех ее элементов выступает как минимальная, логически неделимая часть системы права, а мельчайшей частицей системы законодательства будет являться нормативно правовое предписание.

Из существующих концепций ведущее положение занимает теория логической структуры правовой нормы.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции и другие явления правовой действительности. Норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет право из других норм социального поведения. Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.

Данные обстоятельства необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике, необходимо всесторонне и тщательно изучать нормативный материал во всем его объеме,  сопоставлять неразрывно связанные между собой статьи нормативных актов, выделять и сопоставлять «элементы», образующе одно правоположение, определять условия применения правовой нормы, ее содержания, последствия ее нарушения. Данные действия составляют основу грамотного применения (и создания) законодательства. Не нужно забывать основы права и руководствоваться лишь знаниями, данными отраслевыми науками.

В нашей работе мы рассмотрели понятие правовых норм(структуру, виды), роль правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов.

Нормы права составляют базис системы права и находятся во взаимной связи друг с другом, которая выражается в общей принадлежности элементов норм двум или более нормам права. Элементы норм, входя в состав различных норм права, могут изменять свою функцию.

Список использованных источников

1. Алексеев С. С. Государство и право, Начальный курс, 2003
2. Алексеев С. С. Теория государства и права. 2005.
3. Бабаев В. К. Общая теория права (курс лекций).2005
4. Берг Л. Г. Некоторые вопросы теории нормы права / М.: Государство и право –2003
5. Давыдова М. Л. О юридической природе нормативно — правовых предписаний: основные научные концепции М.: 2003.
6. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М. 2008.
7. Карельский В. М. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е издание. Под редакцией профессора Карельского В. М. М.: изд-во: НОРМА, 2008.
8. Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М.: 2005.
9. Комаров С. А «Общая теория государства и права». Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: 2006
10. Кораль Р. Т.. Теория права. М., 2004.
11. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М.: 2009.
12. Лившиц. Р. З. Теория права. — М.: Инфра-М, 2009.
13. Малько А. В. Теория государства и права. М., 2007.
14. Манова Г. Н. Теория права и государства. Учебник. Манова. — М:. БЕК 2005
15. Марченко М. Н. Курс лекций МГУ по теории государства и права. М. Зерцало, 2006
16. Матузов Н. И. Теория государства и права. Юрист М.: 2007
17. Мицкевич А. В. Акты высших органов. М., 2009.
18. Недбайло П. Е. Применение правовых норм. М., 2010.
19. Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции. 2006.
20. Перевалова В. Д. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М.: 2007.
21. Пиголкин А. С. Общая теория права. — М.: 2006
22. Поленика С. В. Юридическая техника. Обзор материалов научно-методического семинара // М.: Юрист. 2010.
23. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрлит 2003 г.
24. Спасов Б.П. Закон и его толкование, М: 2006
25. Спиридинов. Л. И. Теория государства и права. — М.: Зерцало, 2009.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2652

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке