Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Совершенствование антимонопольного регулирования в Республике Беларусь»

Для успешного развития экономики является необходимо участия государства в регулировании экономических процессов, определах и механизмах такого участия. Но к сожалению эта тема в наши дни не самая популярная среди обсуждаемых в Правительстве, однако она является очень значимой для граждан, которых не устраивают цены на продукцию, которую выставляют монополии.

Содержание

Введение

1. Понятие монополии и её виды. Необходимость осуществление антимонопольной политики

2. Антимонопольная политика и особенности её проведения в Республике Беларусь

3. Направление совершенствования антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Для успешного развития экономики является необходимо участия государства в регулировании экономических процессов, определах и механизмах такого участия. Но к сожалению эта тема в наши дни не самая популярная среди обсуждаемых в Правительстве, однако она является очень значимой для граждан, которых не устраивают цены на продукцию, которую выставляют монополии.

Цель работы: раскрытие сущности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его совершенствование.

Так же необходимо регулирование антимонопольного законодательства, оно направлено на защиту прав потребителей. Объект работы: антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование включает множество задач и принципов. Например такие как контроль за деятельностью субъектов, реорганизацией, созданием и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Предмет работы: антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Было множество попыток создать эффективную монополистическую систему в рамках лишь одной страны, но все они имели исторически ограниченный характер и в короткие сроки показали свою несостоятельность.

Как показывает опыт общественного развития, выяснилось, что необходимо, чтобы государство воздействовало на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей. Что касается ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции, то это воздействие выражается в антимонопольной политике.

Задачи работы:

.Рассмотреть понятие монополия, её причины и виды. Рассмотреть, что такое антимонопольная политика и антимонопольное регулирование, а так же особенности её проведения в Республике Беларусь. Сделать вывод о антимонопольном регулировании Республики Беларусь и определить направления его совершенствования. В настоящее время в развитых странах создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

1. Понятие монополии и её виды. Необходимость осуществление антимонопольной политики

Монополии начинают появляться практически сразу, как появились рынки и возможность обмена продукцией. Люди поняли рано: как можно повышать цену, устранять конкурентов и делать конкретный товар востребованным только у себя. Несмотря на разные эпохи, создание монополии происходила практически на одних и тех же принципах.

Что же представляет собой монополия? Монополи — это крупное хозяйственное объединение, находящиеся в чьей-либо собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации капитала и производства с целью установления монопольных цен и монопольных прибылей [20].

Существуют различные причины возникновения монополии, например:

·Желание предприятий, получать монополистическую прибыль. Прибыль, которая выше средней, получаемая за счет контроля за рынком, а также производством; Не малую роль играют так же законодательные барьеры для осуществления деятельности, например лицензирование, сертификация; Поглощение и слияние двух фирм, когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя тем самым конкуренцию на рынке; Запугивание конкурентов. Угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода её с рынка. Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Продукт предприятия монополиста должен быть уникальным т.е. не существовать хорошего и похожего заменителя данного продукта. Когда существуют данные, требования у потребителя нет выбора, он может приобрести его только у монополиста. Монополисты сами устанавливают устанавливать цену на конкретный продукт, следовательно, он является ценопроизводителем и тем самым отличается от конкурентной фирмы, принимающей рыночную цену как данное. Фирма-монополист получает высокую прибыль поэтому другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там своё производство. Значит для того, чтобы поддержать монопольную власть необходимо установить барьеры для входа в конкретную отрасль других новых фирм. Существую основные барьеры, это — патенты и авторские права. Что же это такое?

Патент — это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Собственности на изобретение патентообладателя означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия непосредственно самим владельцем патента.

Из этого всего следует, что патентная система приводит к образованию монополий на рынке научно — технических знаний, но патенты могут обеспечить положением только на время действия патента. Среди других барьеров, помогающих появлении и поддержанию монополии, можно выделить следующие:

·Права, полученные от правительства или местных властей, с помощью которым фирма сможет получит статус единственного продавца конкретной продукции; право собственности на все важнейшие источники какого — либо производственного ресурса, например сырья; преимущество низких средних издержек крупного производства в отельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий [14, c.245]. Различают 3 вида монополий:

.Естественная монополия — это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, которые были бы необходимы, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такую монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Яркими примерами таких монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Понятно, что в таких отраслях конкуренция затруднительна или просто невозможна, так как это привело бы к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии потому, что для поддержания такой конкуренции потребовалось бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Это конечно возможной, но тогда бы цены были бы выше, что было бы не приемлемо для населения. Тут ясно, что дешевле иметь одну монополистическую фирму в данных отраслях. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Конечно, существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. Но в то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Правительство может контролировать качество услуг и цены, устанавливаемые естественными монополиями. Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма на определенное время является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией, но чуть позднее на рынок выходят их конкуренты. Закрытая монополия — такая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита [17, c.456]. Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Существует еще один вид монополии, как чиста монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее время — редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

·Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами. Можно выделить несколько причин существования монополий:

·Первая причина — это «естественная монополия». Когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем производство того же продукта двумя или более фирмами, то отрасль является естественной монополией. Значит экономия от масштаба потому, что чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина — это, когда одна единственная фирма обладает контролем над некоторыми ресурсами, которые выступают в виде сырья, или знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Третья причина — это государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают, или им предоставляется исключительное право на продажу продукции, работ, услуг. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию [9, c.88]. Благодаря своему высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов монополии создают возможности для ускорения технического прогресса. С помощью полученной ей сверхприбыли возникает возможность проводить научно-исследовательские работы, оплачивать различные услуги, а так же обеспечивать экономическую безопасность. Помимо этого монополист может идти на большой риск, т.е. вкладывать деньги в развитие производства, не боясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль. Однако, эти возможно только в тех случаях, когда ускорение способствует извлечению монопольно — высоких прибылей. Но нельзя сказать на 100%, что монополии играют особо важную роль в ускорении технического прогресса, так как они могут и задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает их.

Монополии имеют власть на рынке, и могут устанавливать свою цену, какую захотят сами, но есть некоторые условия в установлении цены. Монополии изменяют весь процесс образования рыночной цены. Во-первых, небольшое предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. В противоположность этому монополия сама устанавливает такую цену. Во-вторых, предприятия-монополисты своеобразно используют в своих интересах законы, выражающие зависимость рыночной цены от массового предложения и от массового спроса.

Можно отметить три варианта установление цены у монополиста:

Первый вариант — абсолютные монополисты в своих интересах используют закон рыночной цены по предложению, т.е. чем цена на продукцию ниже, тем больше величина спроса и тем меньше величина предложения. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров, снижая объем предложения, чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Вследствие этого товаров ведет к росту цены по предложению. При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия учитываются и потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Необходимо перекрыть такую утрату дохода и тогда монополия устанавливает новые цены, выше предыдущих цен. При этом крупная фирма следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второй вариант — абсолютная монопсония (ситуация на рынке, когда множество продавец и лишь один покупателей) закупающая большие партии товаров у мелких производителей при этом используя закон рыночной цены по спросу. Заранее скупая определенный продукт, напримерновогодние украшения, по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период праздников устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым уменьшением монопольно низких закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции. Такой вариант характерен для стран запада. Они уже давно закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки.

И третий вариант — это когда одна фирма является одновременно монополией и монопсонией при этом её доход удваивается посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга как лезвия ножниц. Такие манипуляции цен основываются на расширении зон избытка и дефицита товаров. Такое можно встретить на многих предприятиях обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем в других отраслях [6, c.98].

Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей потому, что они сами выбирают как цену, так и объем выпуска.

Фирма, которая является монополистом, может использовать ценовую политику называемой ценовой дискриминации.

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо: чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей существенно различалась; чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы; чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями. Монополист, который проводящий ценовую дискриминацию может продавать свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится:

·по объему покупки (опт и розница); покупателю (по доходам, возрасту). разным ценам на внутреннем и внешнем рынках. Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Монополи — это крупное хозяйственное объединение, находящиеся в чьей-либо собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации капитала и производства с целью установления монопольных цен и монопольных прибылей. Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями. Монополисты сами устанавливают цены на рынке и занимают ведущее место. Но просто так они не смогут установить свою цену, существует ряд мер, причин и условий. Так же устанавливаемая цена одобряется государственными органами.

. Антимонопольная политика и особенности её проведения в Республике Беларусь

В предыдущей главе монополия представлена весь в безобидном виде, однако существуют минусы от её проведения. Учёными выделено несколько последствий монополизации:

·Недопроизводство товаров; Завышение цен; Нерациональное распределение ресурсов общества; Возможность застоя и торможения научно-технического прогресса; Х-неэффективность, происходит тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально допустимых. Причинами этого являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии; Снижение качества продукции и отсутствие потребительского выбора. Несмотря на потери для общества от монополии за счет более высоких цен и ограниченных объемов продажи при одних и тех же издержках, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономического развития. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Полученная её сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги и обеспечивать экономическую безопасность. К тому же монополист может пойти на большой риск вкладывая деньги в развития производства, не опасаясь при этом высоких инвестиций. Но эти возможности могу реализоваться только в тех случаях, когда такое ускорение влияет на извлечение высокой прибыли. Однако на 100% говорить о важности роли монополии в ускорении технического прогресса говорить нельзя потому, что монополии могут и задержать развитие, если это угрожает прибыли в монополии.

Отсюда следует, что монополия связана с целым рядом отрицательных последствий для экономики страны. Рынок, естественно, не в силах самостоятельно решить эту проблему, тогда на помощь приходит государство. Только государство проводить сознательную антимонопольную политику. В настоящее время в каждой стране существует специально антимонопольное законодательство и специальные органы власти для надзора за их исполнением.

Что же такое антимонопольное законодательство? Это совокупность мер, которые предпринимаются на государственном уровне и направлены на защиту добросовестной конкуренции путем принятия ограничений относительно монопольной власти компаний.

Антимонопольное регулирование — это деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств [20].

Антимонопольное регулирование включает:

·контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее место на рынке товаров. Если эта деятельность приводит к ограничению конкуренции и причинять вред интересам других субъектам; контроль за проведением соглашений или объединений хозяйствующих субъектов, когда такие действия ведут к разделу товарного рынка и ограничению доступа на рынок новых контрагентов; контроль за реорганизацией, созданием, а так же ликвидацией хозяйствующих субъектов, холдинговых компаний, союзов и ассоциаций, когда это может привести к возникновению доминирующего положения на товарных рынках; государственный контроль за сделками с акциями, имущественными взносами в имущество кооперативов, долями фондов хозяйствующих субъектов; контроль за недопущением возникновения любых фондов недобросовестной конкуренции и нарушение прав и интересов потребителей; контроль за принимаемыми актами государственными органами, когда это ведет к ограничению конкуренции [18]. Целью антимонопольной политики является: обеспечение условий для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает в виде вмешательства государства в рыночные отношения.

У антимонопольной политики существую следующие принципы:

·сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии занимающиеся демонополизацией в центральных и местных законодательных органах, а так же соответствующие звенья исполнительной власти в обязанности которых входит реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима; изучение различных рынков и выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации используют: показатель, которые характеризуют долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера; выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику, т.е. государство пытается не допустить, чтобы крупный бизнес превратился в монополию, тем самым нарушил нормальное функционирование рыночного механизма; выделение зоны естественной монополии, не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным; развитие и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям. Осуществление антимонопольной политики предполагает следующее:

·обеспечение единства экономического пространства на территории государства (запреты и ограничения на вывоз и на ввоз товаров и т.п.); обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, а также прав, которые дают возможность ставить условия деятельности предприятий, которые занимают доминирующее положение на рынке; снижение барьеров входа товара на рынки и проведение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства; которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти; активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий; организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня [5, c.145]. Существует пара инструментов антимонопольной политики: прямые и косвенные.

Прямые меры применяются к фирмам, осуществляющие фиксирование продажных цен, тайное и явное, ограничения покупки т.е. запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом, ограничения продаж т.е. запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем, связанные продажи, т.е. продажа одного товара клиенту только если он покупает какой-либо, еще оговоренный заранее в контракте, продукт данной фирмы, недобросовестная реклама, недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, который продукту не присущи, вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции.

Косвенные инструменты на объект воздействуют по другому. Они ограничивают продукт минимальной и максимальной ценою, ограничивают нормы рентабельности, проводят меры по поддержке конкуренции и осуществляют разукрупнение предприятия.

В настоящее время в современных условиях антимонопольная политика проводится по двум направлениям. К первому направлению относится формы и методы регулирования последовательной либерализации рынков. Проводится для того, чтобы затруднить или сделать просто невыгодным некоторым фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств [18].

Второе направление объединяет два способы воздействия на монополию — это государственное регулирование и антимонопольное законодательство Государственное регулирование — воздействие государства в виде государственных органов на экономические объекты и на процессы, ат так же на лица, которые в них участвуют.

В антимонопольной политики можно выделить три основные тенденции ее развития:

·приобретение политикой сетевого характера. В этой тенденции можно выделить одно значимое событие: в 2001 году возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network — ICN). Была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран. В задачи это организации входило обеспечение антимонопольных органов регулярными контактами в неформальной форме и усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственная организации, которая занимается вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. ужесточение норм в отношении картелей. Эта тенденция в мировой экономике началась с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей. В данном документе прописаны ужесточение санкций по отношению к картелям, усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий; введение ограничений для государства в части предоставления льгот. Это направление нехарактерно для антимонопольных органов, впервые оно было распространено в Европейском Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Самым главным в законопроекте являлось определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях [6, c.100]. Рассмотри антимонопольную политику в Республике Беларусь.

В Беларуси сформировалась особенная экономика и использовались особые формы и методы. Применялся искусственный монополизм как право государства на администрирование в лице конкретных ведомств и министерств.

Белорусские монополии характеризуются негибкостью, инерционностью, низкой экономической эффективностью, однообразием принципов и методами хозяйствования. Некоторые из них, конечно, уже не соответствуют современному техническому отношению и являются убыточными, а некоторые даже на грани банкротства. В настоящее время их основной функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенных и четко не очерченных перспектив существования.

В Республике совершенно отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

В стране с самого начала акцент был поставлен на вопрос о антимонопольном регулировании в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Первоначально антимонопольное регулирование было направлено на преодоление командно-административного монополизма, а затем — на защиту конкуренции. В Беларуси 10 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», регламентирующим конкурентные отношения. В январе 2000 г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами Республике Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности», «О естественных монополиях», и т.д.[1]

Государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, а так же созданию нормальных условий конкуренции в Республике Беларусь является Министерство экономики, которое выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики. Основными направлениями являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

Выделяют такое понятие как демонополизация — это политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение степени его монополизации, создание необходимых условий для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит разносторонний характер и с ее помощь возможно устранение монополии государства с целью формирования конкурентного рынка. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем государственного регулирования монополии, а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Её основными направлениями является формирование новых экономических структур, в особенности малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, других объединений, которые могут негативно сказаться на развитии конкуренции; государственное регулирование деятельности монополий; контроль за слиянием, преобразованием и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики и включенные в Государственный реестр.

Для Республики Беларусь преобладающим способом антимонопольного регулирования является ценовое регулирование.

При установлении монопольной цены необходимо:

·уточнить границы товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, выяснить его доминирующего положения на рынке; проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высоких цен, в т. ч. динамику цен, себестоимости, рентабельности, объемов производства и реализации, средней заработной платы; выбрать базу сравнения и произвести сопоставление фактической и конкурентной цены.

·заимствование основных подходов американского и западноевропейского законодательств; недостаточный учет особенностей белорусского монополизма в целом (преобладание государственного монополизма, монополии государственной собственности и власти); охват всех хозяйствующих субъектов, являющихся единственными производителями товаров, а также занимающих доминирующее положение на рынке, признание их монополистами и включение в специальный Государственный реестр; наличие в законе статьи, направленной на демонополизацию органов управления; резкий спад активности антимонопольных органов в конце 90-х. Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов [9, c.167].

Важным направлением антимонопольной политики в РБ является регулирование естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом РБ «О естественных монополиях». В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг связи, коммунального хозяйства. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. В этой сфере используются меры прямого и косвенного государственного вмешательства.

Прямое регулирование включает любую меру, непосредственно направленную на субъекты естественной монополии.

Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие для всех субъектов естественных монополий.

В Беларуси инструментами государственного регулирования естественной монополии и создания барьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольной структуры являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, — это могут быть фиксированные или предельные цены; целенаправленное выделение средств на новые технологии; ограничение уровня.

В республике сложились и функционируют, наряду с республиканскими, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. Отраслевая специфика диктует необходимость применения различных подходов к демонополизации.

Государственная антимонопольная политика Республики Беларусь направлена на то, чтобы ограничить монополистическую деятельность и создать нормальную конкуренцию. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для того, что на рынок не могли войти новые субъекты, достижению эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности [8, c.67].

Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь:

·его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии; оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала; ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств. Есть некоторые неточности антимонопольной политики и проводимой демонополизации: с одной стороны они направлены на ограничение монополизма, с другой стороны попытки решение и устранение это проблемы только усиливают её.

Чтобы не проводилось, но эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижает: слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов и специфика субъектов антимонопольного регулирование, а так же бюрократизм и коррупция.

Антимонопольное регулирование не позволило защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на рынке. Государственное антимонопольное регулирование необходимо детально анализировать на товарных рынках Республики. Но эта работа будет сложна, сложность состоит в состоянии государственной статистики, как с точки зрения методологии, так и достоверности и полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне капитала, движении акций, так же недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Эта работа позволяет сделать вывод о том, что было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика — это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку конкуренции. Принципами такой политики в рыночной экономике являются эффективность, справедливость и правовая защита производителя и потребителя [20].

В момент перехода необходимые создать условия для того, чтобы она появилась. Для этого необходимо принять законы, которые смогут разрешать и стимулировать предпринимателей открывать больше новых фирмы, в процесс приватизации уже действующих предприятий необходимо предусмотреть создание конкурентных рынков, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей и наконец, необходимы законы, которые разрешат поощрять конкуренции и запрещать ценовые сговоры.

Антимонопольное законодательство — это совокупность мер предпринимаемых на государственном уровне и направлены на защиту добросовестной конкуренции. Целью является: обеспечение условий для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает в виде вмешательства государства в рыночные отношения.

3. Направление совершенствования антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Существующие в народном хозяйстве монополии не являются итогом конкуренции на рынке. Они искусственно создавались административно-командной системой путем объединения ранее самостоятельных предприятий, которые не состоят в тесной технологической связи.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках. Однако эта работа осложняется не наилучшим состоянием статистики государства, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. Отечественная статистика не владеет информацией о многих сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики [11, c.98].

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор рыночных отношений. Антимонопольная политика требует перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.

Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Антимонопольному регулированию в Республике Беларусь должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды.

Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны обращать внимание на устранение препятствий и барьеров. При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

Роль государства в качестве регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий, а в создании системы мер, которые бы поощряли состязательность на рынке, стимулировали деловую активность и поддерживали соблюдение принципа равных возможностей.

Совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Антимонопольная политика требует перераспределения прав собственности и развития конкурентных рыночных отношений.

антимонопольное регулирование беларусь политика

Заключение

В настоящее время отношение к монополиям двойственно:

·С одной стороны плохое, т.к. они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень; С другой стороны хорошее, т.к. у них производство добротной продукции по сравнительно невысоким ценам, крупные масштабы производства, за счёт чего они могут снизить издержки производства. Также крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий. В Республике Беларусь Департамент ценовой политики Минэкономики, который исполняет функции антимонопольного органа, намерен усилить противодействие протекционизму местных властей в отношении подведомственных им предприятий на региональных таможенных рынках.

Как сообщается в пресс-релизе Минэкономики, практически во всех регионах Республики имеют место факты запрета и ограничений на реализацию продукции, произведенной в других регионах страны. В этой связи Правительством утверждены мероприятия по устранению нарушений антимонопольного законодательства на местных товарных рынках, предусматривающие конкретные действия рай (гор, обл.) исполкомов по исполнению функции государственной конкурентной политики в регионах, в частности, предусматривается ужесточение мер ответственности к местным госорганам и их должностным лицам со стороны антимонопольного органа.

Правительство поручило руководителям органов местного управления принять меры по недопущению нарушении антимонопольного законодательства на местных товарных рынках, акцентировать внимание на причинах, побуждающих к нарушениям, и возникающих последствиях с внесением конкретных предложений по наведению порядка.

Прямые меры применяются к фирмам, осуществляющие фиксирование продажных цен, тайное и явное, ограничения покупки т.е. запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом, ограничения продаж т.е. запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем, связанные продажи, т.е. продажа одного товара клиенту только если он покупает какой-либо, еще оговоренный заранее в контракте, продукт данной фирмы, недобросовестная реклама, недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, который продукту не присущи, вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции.

В Беларуси сформировалась особенная экономика и использовались особые формы и методы. Применялся искусственный монополизм как право государства на администрирование в лице конкретных ведомств и министерств.

Белорусские монополии характеризуются негибкостью, инерционностью, низкой экономической эффективностью, однообразием принципов и методами хозяйствования. В стране совершенно отсутствует рыночная конкуренция, с самого начала акцент был поставлен вопрос о антимонопольном регулировании в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции. Для Республики Беларусь преобладающим способом антимонопольного регулирования является ценовое регулирование.

Важным направлением антимонопольной политики в Республике Беларусь является регулирование естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом Республике Беларусь «О естественных монополиях». В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный.

Прямое регулирование включает любую меру, непосредственно направленную на субъекты естественной монополии.

Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие для всех субъектов естественных монополий.

Государственная антимонопольная политика Республики Беларусь направлена на то, чтобы ограничить монополистическую деятельность и создать нормальную конкуренцию. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для того, что на рынок не могли войти новые субъекты, достижению эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор рыночных отношений. Необходимо расширять рынок труда, однако сейчас не лучшие время в стране для таких действий.

Список использованных источников

1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. — Минск: Дикта, 2004. — 59 с.

. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 октября 2013 г. — Минск: Амалфея, 2013. — 256 с.

. Арзуманова, Т.И., Мачабели, М.Ш. Экономика организации. / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели — М.: Дашков, 2013. — 240 с.

. Базыленко Т. Влияние службы занятости на предпринимательскую активность безработных // Человек и труд. — 2012. — № 5. — С. 28-32.

5. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебное пособие для неэкон. спец. вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — 2-е изд. — Минск: Современная школа, 2010. — 640 с

. Глава из учебника Микроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Мн.: БГЭУ, 2007. — С. 88-114

. Ильичев В. Современные тенденции в области трудовой занятости: методический аспект // Предпринимательство. — 2008. — № 1. — С. 101-108.

. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экон. спец. Вузов/ А.Л. Ивашутин. — Минск: Амалфея, 2008. — 340 с.

. Экономика предприятия: учебно-метод. комплекс / А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова — Минск: Изд-во МИУ, 2007. — 338 с.

. Курс экономической теории /.М.И. Плотницкий, 2003. — 245 c.

11. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы IVресп. науч. студ. конф., Минск, 16 — 18 мая 2007 г. /Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: Г.А. Короленок (гл. ред) [и др.]. Минск: БГЭУ, 2007. — 206 с.

. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. / В.Г. Самойлович, Е.К. Телушкина — М.: Академия, 2009. — 224 с.

. Свиридюк, А.У. Экономика Т.2. Микроэкономика / А.У. Свиридюк. — М.: Юрайт, 2012. — 674 с.

. Экономика. Университетский курс: учеб. пособие для вузов / П.С. Лемещенко [и др.]; ред. : П.С. Лемещенко, С.В. Лукин. — Минск: Книжный Дом, 2007. — 704 с.

. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.

. Экономика предприятия: учебно-метод. комплекс / А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова — Минск: Изд-во МИУ, 2007. — 338 с.

. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой Минск: БГЭУ, 2008. — 719 с.

. Я.М. Александрович Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: [и др.]. — Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.

. Экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov. by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb. — Дата доступа: 20.04.2016.

. Экономический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economicportal.ru/terms.html — Дата доступа: 10.04.2016.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

947

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке