Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Сущность государства»

Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

Курсовая работа с гарантией

Введение

Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

Сущность государства — это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государства прошлого и современного, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и классовых интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает эти интересы для сохранения целостности единства общества, но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос о сущности государства является столь же сложным и древним, как и само государство. К нему постоянно обращаются философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Греции вплоть до наших дней.

В курсовой работе была использована основная литература, представленная в виде учебников по теории государства и права разных авторов, работ классиков политической и правовой мысли, дополнительная литература.

В курсовой работе была использована основная литература, представленная в виде учебников по теории государства и права разных авторов, работ классиков политической и правовой мысли и дополнительной литературой.

В науке по теории государства и права до настоящего времени нет единого мнения о происхождении государства. В изученной мною литературе достаточно широко разработаны идеи, теории, концепции о происхождении государства.

При написании работы я опиралась на разные литературные источники, это и учебники, справочники разных авторов: В.В. Лазарева, А.В.Малько, А.С. Ибраева и т.д.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривалась однозначно с классовой позиции — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего государства.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, то есть власть, её принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становиться объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становиться необходимым выделение определенного элитарного слоя, который занимается только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, раннее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной властями, с превращением её политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа определения сущности государства.

Литература по теории государства и права пока ещё не отражает в полной мере тех глубоких перемен, которые происходят в государстве. Ни одна теория не может претендовать на исключительность, как единственно возможная и пригодная для всех времен и народов. Богатство идей, доктрин, мировоззрений, включая новейшие,- это продукт духовного прогресса человечества, и оно вправе использовать весь этот ценнейший «капитал». Одно ясно — возврат к прошлому без всяких изменений невозможен и антиисторичен. Но, все полезное и оправдавшее себя из прошлого, может быть взято в настоящие и будущее [1].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Цель работы — уяснить сущность государства, дать определение современному государству.

Задачи:

.        рассмотреть взаимосвязь сущности государства с политической (государственной) властью;

2.      изучить подходы к сущности государства;

3.      изучить основные подходы к типологии государства;

.        описать типы государства;

.        рассмотреть теории о сущности государства;

.        рассмотреть сущность современного государства, в частности Республику Казахстан.

Объектами курсовой работы выступают многосложные компоненты сущности государства. Предметами изучения по данной теме стали сущность, типы, формы, структуры, механизм государства.

Методы исследования, использованные в курсовой работе: из общих методов изучения данной темы был применены методы: моделирования и сравнительный.

1. Сущность государства

1.1 Взаимосвязь сущности государства с политической властью

Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти.

Известно, что политическая власть или что одно и тоже государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для разных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.власть рода, племени, общины;

. политическую (государственную);

. экономическую;

. различных общественных объединений;

. родительскую;

. церковную.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей разных течений общественной мысли присуща её характеристика, как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воли других людей [1].

Власть — это соответствующая характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле [2].

Власть — это объективно присущая обществу система волевых отношений между людьми (группами людей), выражающая в доминировании (господстве) воли отдельных индивидов или социальных групп над волей и сознанием других индивидов и групп при помощи авторитета, права, насилия, иных средств с целью удовлетворения личных, групповых, либо социально значимых потребностей и интересов.

Такие определения думается, характеризуют любую общественную власть — классовую, неклассовую, государственную и негосударственную.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность власти. Власть появилась с возникновением человеческого общества, и всегда будет сопутствовать его развитию. До возникновения классов и государства власть носила общественный характер: не было аппарата, стоящего над обществом, особых принудительных учреждений. В первобытном обществе власть осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину.

С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.

Политическая власть — это сложная форма власти, которая всегда подразумевает, другие формы власти и никогда не существует в «чистом» виде. Политическая власть реализуется через конкретные формы власти, и прежде всего, через государственную, а так же: идеологическую, экономическую, социальную [3].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающееся от общественной власти доклассового общества, заключается в следующем.

При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассного общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе — общине, роде, племени и т.д. Государственная власть носит классовый характер. Родовая власть доклассного общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливались со всем населением.

Иначе дело обстоит с политической властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.

При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.

Политическая же власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы и т.д. [4].

Существует ещё ряд признаков политической власти, отличающие её от общественной власти родового строя. Для полного и точного, современного понимания политической власти её характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев население.

1.2 Классовые и общесоциальные подходы к сущности государства

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях примирения классовых, социальных противоречий, представляющих интересы всего общества.

Сущность государства — это, то главное в этом времени, что определяло его содержание, цели, функционирование, то есть власть, её принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становиться объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, раннее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако, зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением публичной власти, с превращением ее в политическую власть, в интересах, прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства [5].

В суждениях К.Маркса есть краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общесоциальные и классовый.

И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальную миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относиться, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечение мира и т.д.

Общесоциальный подход государства в широком смысле состоит в том, чтобы:

. быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества разных слоев населения и общественных сил;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

2. обеспечение общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовый, и общесоциальный подходы, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель.

Современные развитее государства стремиться к увеличению общесоциальной стороны, поскольку они заинтересованы, прежде всего, в стабильности общества.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии государства и другие [6].

.3 Теории о сущности государства

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождения государства, природу государственной власти, её цели и задачи, пути развития государств и прочие. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы разных социальных классов и групп. Связано это и разнообразием идеологических позиций и философских подходов разных авторов.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе, обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие:

) Теория элит. Теория элит сформировалась в начале ХХ в. (работы В.Парето, Г.Моски) и получила развитие в середине века (Х. Лассуэл, Д. Сартори, Т.Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и т.д.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранения населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и прочих. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того, чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль над их работой.

) Технократическая теория. Это теория возникла в 20-х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70 — х гг. ее сторонники были, в частности Т.Веблен, Д. Барнхейм, Г.Саймон, Д.Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей данной теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты- управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

) Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в ХХ в. Её представители были Г.Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р.Даль и др. Теория отражает политические взгляды, как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по разным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и так далее.

Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и так далее. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давления на органы государства и направляющие тем самым государственную политику.

Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становиться выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона данной теории заключается в ее действительно в демократичном характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства можно отметить:

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересов всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базовой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценностью каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток — умалчивание такого факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающие страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

) Теория правового государства. Освещает вопросы, как целей государственной деятельности, так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключения произвола и беззакония в работе всех государственных органах. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести:

Теория «технократического государства». Ее основной являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опрос граждан и даже референдум с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и тому подобное.

Из теорий прогнозирующих дальнейшее развитие государства, можно отметить:

Теория конвергенции, которая появилась в 50-60-х годах ХХ в. (работы Д.Гэлбрейта, Р.арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных — США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делается вывод, о том что происходит «обмен» между этими странами, при чем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и так далее. Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современном периоде.

Особое место среди указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рассматривает аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель — построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства — его отмирание по мере построения коммунистического общества [7].

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретическое обобщение дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы.

.4 Типология государств

Типология, или классификация по типам, государств и их правовых систем представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания сущности государства. Типология, по справедливому замечанию М.Н. Марченко, — отражение логики собственно исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

Под типом государств понимаются взятые в единстве наиболее похожие общие черты различных государств, образующих систему важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Отмечая различные точки зрения, связанные с рассмотрением проблемы типологии государства, следует выделить два основных научных подхода: формационный и цивилизованный (рис.1) [8].

Рисунок 1. Схема типологии государств

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Первый из них основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Цивилизация — понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности [9].

Цивилизованный подход в типологии государства заключается в том, что за основу берутся классификации государств и правовых систем, их причастность к той или иной цивилизации.

В литературе, исходя из типов цивилизации, выделяют государства первичной и вторичной цивилизации.

Для государства первичной цивилизации (древнеегипетской, шумерской, иранской и т.д.) характерны такие особенности, как существенная роль государства и соединение государства с религией в политико-религиозный комплекс.

В государстве вторичной цивилизации (западноевропейской, североамериканской, латиноамериканской и др.) появилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом, правовое положение главы государства было двойственным: с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с другой стороны — его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна.

Существует множество концепций о цивилизационном подходе к вопросу о типах государств:

1.      концепция Н.Я. Данилевского (см. рис.2);

2.      концепция А.Дж. Тойнби;

.        этическая концепция А.Н. Гумилева (см. рис. 3) и другие [10].

Рисунок 2. Цивилизация (концепция Н.Я. Данилевского)

Рисунок 3. Цивилизация (концепция этническая А.Н. Гумилева)

Представитель другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А.Дж. Тойнби, он сформулировал концепции. Цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальной состояние общества, отличающиеся общностью религиозных, психологических, культурных и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства (см. рис.4) [10].

Рисунок 4. Цивилизация (концепция А.Дж.Тойнби)

Рассматривая цивилизационный подход, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство — принадлежность политической власти. Во — вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множество оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства, их смена идет в обычном ключе, основанном на формационном подходе, а о цивилизованных типах говориться вскользь.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Более надежной представляется типология, основанная на характере властеотношений, то есть сути власти, ее классовой принадлежности, которая к тому же дает четкое последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества. Цивилизационный же подход может служить своего рода дополнением этой типологии [6].

Формационный подход в типологии государства основан на марксистском учение о смене общественно-экономической формаций. По мнению представителей данного подхода (К.Маркса, Ф.Энгельса), именно базис, то есть тип производственных отношений, является фактором общественного развития. Отсюда государство, как элемент надстройки над экономическим базисом полностью зависит от базиса — совокупности производительных сил и производственных отношений, поэтому государства определенной общественно-экономической формации, кроме первобытнообщинной, где государства не было, существенно отличаются от государства другой общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип (см. рис.5). В последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и профеодализм.

Рисунок 5. Схема соотношения типов экономического базиса с типами государств

Общественно — экономическая формация — это социальная система, базирующая на том или ином способе производства материальных благ и его основе — форме собственности. Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества.

Основными историческими типами государств в соответствии с формационным подходом являются государства эксплуататорского типа (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), характеризуемые наличием частной собственности (рабы, земля, средства производства, прибавочный капитал) и непримиримыми противоречиями между классом угнетателей и классом угнетенных. Нетипичным для формационного подхода является социалистическое государство, возникающие в результате победы пролетариата над буржуазией. Знаменующее собой начало перехода от буржуазной к коммунистической (безгосударственной) общественно-экономической формации. В социалистическом государстве на смену частной собственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между классами перестают носить антагонистический характер; имеет место тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крестьян, социальной группы — трудовой интеллигенции) и образованию социально однородной общности — советских людей; государство продолжает оставаться «силовым механизмом принуждения», однако меняется характер: из аппарата порабощения одного класса другим государство превращается в инструмент обеспечения и защиты интересов сообщества на международной арене, гарантий и правопорядка в самом государстве.

В соответствии с названной типологией все государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские. К последним относят только социалистическое государство [11].

Имеются и некоторые подходы к типологии государства, различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как правила субъективны. Поэтому и было привлечено внимание к основным подходам.

При изучение вопроса о типах государства следует пользоваться как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

2. Исторические типы государств: эволюция представлений

государство политический власть правовой

Типология, по справедливому замечанию М.Н.Марченко, — отражение логики собственно исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов и средств познание исторической сущности государства и права [12].

В данной главе работы я попытаюсь отследить отражение логики, неизбежной смены одних типов государства другими. Рассмотрю исторические типы государства, дам каждому типу основную характеристику с применением основных подходов к типологии государств.

Для определения типа государства в данной главе я постараюсь ответить на четыре вопроса:

1.                Какой общественно- экономической формации соответствует данное государство?

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2.      Какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

3. Орудием, какого класса оно является?

4.      Каково социальное назначение данного государства?

Кроме рассмотренных мною разновидностей государства на основе других критериев классификаций постараюсь выделить иной тип государства.

Исторический тип государства — это совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно- экономической формации, выражающих его сущность и социальные значения.

В соответствии с формационным критерием можно выделить следующие исторические типы государства (см. рис. 6):

Рисунок 6. Схема исторических типов государства

Для познания подлинной сущности государства, создания его теоретической модели важное значение имеет типология государства. Понятие «тип государства» очень емко выражает исторически изменяющиеся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разных исторических эпох

2.1 Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики;

) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции: 1) обороны своей территории и мирных связей с другими государствами;

) захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.

Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности.

Данный тип государство он характерен лишь для Европы, потому что западные государства возникли позже восточных государств, и развитие формаций произошло быстрее, потому что в Европе на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», произошло интенсивное формирование частной собственности на землю, а так же на другие средства производства: скот, рабов.

Восточные государства имели такие географические и природные условия, что они требовали организации крупных ирригационных работ.

Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Основные функции государства:

1)      организация общественных работ;

2)      взимание податей;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

)        оборона своей территории или захват чужой;

)        подавление сопротивление общинников и рабов.

Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного аппарата.

С целью, более детального рассмотрения данного типа государства, я сопоставила рабовладельческие государства Европы и «восточный тип» Египта, Индия (см. таб.1).

Таблица 1 Сравнительный анализ исторической типологии государств

 

Из таблицы видно, что в сравнение двух государств «восточного типа», видно, что они имеют существенные отличия друг от друга, равно как и общество, в котором они существовали.

Если же сравнить «восточный тип» с историческим типом государства, то видно, что две разных на первый взгляд формации имели рабов, возможно целевое назначение их было разное, но имели общие функции.

На основании выше изложенного можно предположить, что «восточный тип» — особая восточная ветвь исторических типов государств. Возникает, тогда другой вопрос: существовало ли восточное рабовладельческое государство?

Можно предположить, что существовало просто признаки рабовладельческого строя, были менее выражены.

Рабовладельческое государство сменялось феодальным.

2.2 Феодальное государство

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и другие.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, то есть на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

) децентрализованной феодальной раздробленности;

2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Функции феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия разных видов. Республиканская форма правления существовала лишь Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и других странах.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате возник новый тип государства.

Если сравнить два типа этих государства, то видно, что усовершенствовалась экономическая основа, основные классы так же изменились, были рабовладельцы и рабы, стали феодалы и крепостные крестьяне. Собственность на работников в рабовладельческом государстве была полной, в феодальном частичной. Функции в феодальном государстве были совершеннее, чем в рабовладельческом. По форме организации государственной власти есть тоже отличия: если в рабовладельческом государстве монархия была унитарной, а так же республики существовало только в Афинах и Спарте, то в феодальном государстве монархия была более разнообразной: раннефеодальная, абсолютная, сословно-представительная. Республиканская форма правления существовала только в городах-республиках (см. таб.2).

Таблица 2 Сравнительный анализ рабовладельческого и феодального государства

 

.3 Буржуазное государство

Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперёд по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

ü  Первый этап — период становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

ü  Второй этап развития буржуазного государства — кризис буржуазной государственности (конец XIX в.- первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются разные виды производства и распределения, возникают мощные объединения, такие как корпорации и тому подобное. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы.

ü  Третий (современный) этап государство вступило своего развития в 30-е гг. нашего столетия буржуазное, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Рассмотрев три стадии становления буржуазного (капиталистического) государства можно сделать следующие выводы:

)        сохраняя буржуазно-классовые черты, государство делается более демократичным и социальным.

3)      государство активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.

Проведя сравнительный анализ с предшествующими историческими типами государства, видно два предыдущих типа государства основывались на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, а капиталистический строй требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла под лозунгом «Свобода, равенство» (см. таб.3).

Таблица 3 Сравнительный анализ рабовладельческого, феодального государств

 

.4 Социалистическое государство

А теперь я проведу анализ самого «молодого» типа исторических государств — социалистический.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердились. Национализация средств производства не привела к тому, что люди чувствовали себя хозяевами. Проводимая уравниловка лишила труд необходимых стимулов, сделала его в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры были достигнуты в немалой степени, за счет «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым необоснованным репрессиям.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Если рассмотреть в сравнительном анализе исторические типы государств, то здесь четко видно как постепенно из века в век государство становиться тем практически, что на сегодняшний день оно собой представляет. Ведь данный процесс становления государства ещё не завершен. Изо дня в день этот процесс идет и время его окончания никому неизвестно (см. таб.4).

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Кроме того, забегая вперед они сделали многочисленно ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее, большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, так как идеи социализма бессмертны.

События, радикально, изменившие лицо бывшего СССР, стали достоянием истории. Сравнив все типы государств, можно сделать вывод, что современное государство не может быть приравнено ни к одной из моделей исторических типов государств, так как понятие о государстве и его сущности в современном обществе иное.

В следующей главе, я создала модель современного государства, на примере Республики Казахстан, так как считаю, что в современном мире можно на примере каждого государства создать современную модель страны, потому что в мире множество понятий о сущности государства и у каждой страны оно свое, которое закреплено в Основном законе.

Таблица 4 Сравнительный анализ исторических типов государств

 

.5 Современный тип государства, Республика Казахстан

Сегодня можно констатировать, что в стране, благодаря новому Основному закону, чем является Конституция РК, заложены фундаментальные основы новой государственности, сформирована единая государственная власть, способная реагировать и направлять социальное развитие.

Можно отметить основные закономерности развития государства Республики Казахстан:

1)          формирование свободного рынка;

2)      развитие частной собственности как основы экономической свободы человека;

)        демократическое переустройства общества;

)        плюрализм мнений, интересов;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

)        многонациональный состав казахстанского общества;

)        расширение связей с другими странами;

)        создание открытого общества;

Вступительная часть Конституции республики Казахстан гласит: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженными идеалами свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешнем и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую конституцию».

Основная и главная сущность Республики Казахстан провозглашена в статье 1 Конституции: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». [13]

Демократическое государство — понятие, определяющее Казахстан, прежде всего как республику, при котором народ является источником власти и обладает правом непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока данных полномочий

Демократическое государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от социального и национального происхождения. В Республики Казахстан есть свобода слова, совести, право на объединения, на доступ к государственной службе и т.д.

Республика Казахстан наряду с демократическим, утверждает себя также в качестве социального государства. Оно имеет свои, присущие только ему характеристики. Прежде всего, социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельно его слоям и классам. Характеризуя государства как социальное — это означает гарантированную Конституцией республики поддержку государством таких социальных сфер, как:

1)          образование;

2)      здравоохранения;

)        наука и культура;

)        социальная занятость, охрана труда;

5)          социальное обеспечение и адресная поддержка малоимущих, лиц имеющий доход ниже прожиточного минимума.

Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от государства достойных условий жизни, включая безопасность здоровья и жизни.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Светское государство — понятие, определяющие, что в республики Казахстан религиозные учреждения и разные типы вероисповеданий отделены от государства. В республики Казахстан существует только одно каноническое право, на котором построена вся деятельность государства, на основе Конституции.

В тоже время каждый имеет право на свободу совести, осуществление, которого не должны ограничивать человеческие и гражданские права. Вопрос веры — это вопрос каждого индивидуальный. Государство лишь контролирует соблюдение в стране законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Правовое государство — организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания государственной власти с целью избежать злоупотреблений.

Критерии качества правовой государственности, успешное формирование которой связано с соответствующими экономическими и политическими предпосылками во многом зависят от:

1)          повышения правового сознания и правовой культуры населения;

2)      гарантированности прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов.

В связи с этим главными принципами правового государства являются: 1) верховенство законов и утверждение правозаконности;

) установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства;

3) устойчивая, эффективная форма правления, единство государственной власти и разделение ее на ветви правления при наличии системы сдержек и противовесов;

4) независимость судебной власти;

) взаимная ответственность государства и гражданина.

Перечисленные признаки правового государства есть в Конституции и законах Республики Казахстан и должны быть полностью, реализоваться в нашем обществе.

Гражданское общество — основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое отражение в Основном законе РК. Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, их прирожденном и неотчуждаемом характере. Без свободных, полноправных индивидов в принципе невозможно создать гражданское общество

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Именно усилиями индивидов, создаются группы, по средствам преследования общих целей в реализации своих интересов в рамках общего правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества.

Гражданское общество состоит из ряда компонентов, они дают существенную характеристику складывающегося строя в государстве

Рисунок 7. Компоненты гражданского общества

Социальная структура казахстанского общества (социальный компонент гражданского общества) находиться в стадии формирования. Формирование социальных групп, классов, как и во всех постсоветских республиках, идет по имущественному признаку. По этому признаку общество делится на три слоя:

1)          незначительный олигархический слой — в основном это представители банковского капитала, верхушка торгового и промышленного капитала, а так же верхний слой бюрократии;

2)            основная масса населения — большинство бюджетных работников, пенсионеры, мелкие предприниматели и т.д.;

)              промежуточный средний слой — предприниматели со средним доходом, основная масса чиновников и т.д. (см. рис. 8). [14]

Рисунок 8. Разделение общества на слои

Экономическая структура общества — определяется наличием разных форм собственности — частной и государственной, которые согласно Конституции РК ( п.1 ст.6) «признаются и защищаются равным образом» [13].

В соответствии с этим каждым членом общества признается право на свободное пользование своим имуществом для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Существенной характеристикой экономики в Казахстане является свобода труда. Каждый имеет права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию.

Духовная жизнь общества — духовный компонент гражданского общества отличается от других выше описанных компонентов гражданского общества:

1)          идеологическим многообразием;

2)      отсутствием государственной или обязательной идеологии;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

)        свобода совести и вероисповедания;

)        свободой мысли и слова;

)        правом на образование;

6)          свобода литературного, научного, технического и других видов творчества;

7)          правом на доступ к культурным ценностям.

Немаловажным аспектом духовной жизни гражданского общества является информационный аспект жизни. Конституция гарантирует свободу массовой информации, что включает в себя свободную деятельность — радио, телевидения, печати и тому подобное. Сбор, хранения, использование и распространения информации в частной жизни лица без согласия не допускается.

В информационной сфере жизни современного государства важную роль играет общественное мнение. Общественное мнение как независимый социальный фактор формируется лишь в условиях самостоятельного и независимого от политико-властного давления гражданского общества. Только там, где есть гласность, где утвердилось мнение многих индивидов, может появиться и общественное мнение как самостоятельный, общественно значимый феномен.

Именно поэтому политическая власть Казахстана стремиться законодательно, регламентировать отношения, связанное с публичным распространением сведений в общественном мнении в средствах массовой информации.

Современное правовое государство и гражданское общество предполагают развитые институты представительной и непосредственной демократии и разные формы самоуправления.

Местное самоуправление — это негосударственная форма выражения народовластия, которое осуществляется определенным территориальным сообществом населения. Цель данного народовластия — развитие и укрепление гражданского общества. «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[13].

Важными компонентами гражданского общества в Казахстане являются разные общественные объединения — политические партии, профессиональные союзы, разные общественные организации, трудовые коллективы, фонды и т.д.

Конституция РК закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объединений, цели или действия которых направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Демократические преобразования и достижения стабильного не только социального, но экономического, а так же политического и правового развития государства во многом зависит от характера взаимоотношений между гражданским обществом и страной. Эти взаимоотношения должны включать в себя два момента, которые тесно взаимосвязанные между собой (см. рис. 9).

Рисунок 9. Основные моменты взаимоотношений между государством и гражданским обществом

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В современных условиях стоят многие вопросы очень остро, например: 1) преодоления отчуждения государства от общества;

) повышения доверия между гражданским обществом и властью;

3) установление доверительных или если быть точнее, деловых отношений между представителями власти и институтами гражданского общества.

Решение этих проблем требует, чтобы и власть, со своей стороны была наиболее информирована о состоянии общественного мнения, и учитывала это мнение при определении политики. Задача состоит в том, что бы было создано государство по демократической модели отношений. Вопрос лишь в том, сможет ли оно существовать в современных условиях?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно: для существования государства, созданного по демократической модели отношений, должны быть созданы условия. Давайте определимся с рядом условий.

Демократическая модель отношения государства с гражданским обществом возможна лишь в условиях прочно утвердившегося конституционно-правового строя, достаточно развитой многопартийности парламентского типа, высокой политической и правовой ответственности, активности культуры, как самих членов общества, так и его политических представителей (см. рис. 10).

Рисунок 10. Условия существования государства в демократической модели отношений

Республика Казахстан стремиться создать демократическое общество с развитой экономикой. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет права самостоятельного выбора в реализации своих экономических, социальных, религиозных интересов. Общество, в котором будет верховенствовать закон, здравый смысл народа и политических представителей, трудолюбивые и находчивые станут самостоятельными, состоятельными гражданами.

Заключение

Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государства — значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и формы бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт.

Раскрытие сущности государства требует дальнейшего теоретического продвижения в этом направлении, предполагает анализ государства как политической зрелой организации.

Современные ученые чаще всего сходятся во мнении, что государство — есть организация политической власти для управления делами общества (В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонова, В.В. Лазарева). Интересное определение известного профессора М.И. Байтина, который отмечал, «что государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». [4]

Действительно, отойдя от догм марксизма-ленинизма, которые утверждали, что государство — есть орудие политической власти экономически господствующего класса. То есть сегодня, мы говорим о качественно новом понимании государства.

Исходя из выше сказанного сущность государства определяется как единство двух сторон — общественной и классовой. То есть существует два подхода к пониманию сущности государства: классовый и общественный.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Общественный подход означает, что государство должно быть инструментом социального компромисса, смягчение противоречий, поиска сотрудничества разных слоев населения. Наиболее ярко общественный подход к сущности государства проявил себя в западных странах, в виде высоких налогах на прибыль предпринимателей, государственного регулирование условий труда, широкого развития разных социальных программ и т.д.

Классовый подход к сущности государства в наибольшей степени проявлялся в рабовладельческих государствах, где раб являлся объектом права, вещью, которой мог распоряжаться рабовладелец по своему усмотрению.

Увеличение общественной роли государства приводит в значительной степени кс смягчению социальных противоречий, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается стабильность общества. Современные развитые страны стремятся к увеличению общественных сторон, поскольку они заинтересованы, прежде всего, в стабильности общества.

Государство — явление многогранное, что является следствием многочисленных классификаций. В данной работе я рассмотрела два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, но если рассмотреть государства на основе других критериев можно выделить и иные типы.

Одним из оснований для классификации является типология государств. Тип государства — это взятые в единстве, наиболее общие черты разных государств, порождаемые соответствующей исторической эпохой, которые характеризуются общими сущностными свойствами. Как уже выше говорилось, существует два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

Достоинства цивилизационного подхода в том, что выделяются факторы культуры, а недостаток — эта типология не указывает на властные отношения. Данная типология она не столько характеризует государства, сколько общества.

В основе же формационного подхода лежит общественно-экономическая формация. Этот подход четко отслеживает связь между типом государства и принадлежностью государственной власти к определенному классу. В зависимости от этого, выделяют: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государства.

Для рассмотрения современного типа государства, я выбрала Республику Казахстан, потому что это молодое суверенное государство может стать примером для ряда стран постсоветского пространства в развитие демократии, в реформирование отношений собственности и движение к полноценному рынку, которые были признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, созданию благоприятного климата для становления национального государства. Основная и главная сущность Республики Казахстан провозглашена в статье 1 Конституции: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [13].

Действительно современный тип государства в основу своей деятельности должен вкладывать высшие ценности: человека, его жизнь, права и свободы. И именно этим современное государство отличается от исторических типов государств.

Список использованной литературы

1. Булгакова Д.А. Теория государства и права. Учебное пособие. — Алматы: Юридическая литература, 2003. — 114 с.

2.      Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н. Нысанбаева. Алматы: Ақыл кітабы, 1998 — 367 с.

3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малькова. — 2-ое издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. — 776 с.

4.      Теория государства и права. Под ред. профессора Г.Н. Манова. Учебник для вузов. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — 336 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. — Алматы: » Жеті жарғы», 2003. — 432 с.

6. Теория государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко. Издательство Московского университета, 187. — 430 с.

7. Какимов М.Ш. Основы теории государства и права: Учебник. — Астана: Фолиант, 2007 — 256 с.

8.      Теория государства и права: Часть 1. теория государства. М.6 Юристъ, 1995 — 256 с.

.        Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология. Учебное пособие. — Алматы: данекер, 2002. — 194 с.

.        Лебедев В.А., Марченко Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2003 — 215 с.

11. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. — 520 с.

12.    Мелихова Л.В. Основы права. Ростов н/Д: изд-во » Феникс», 2000. — 416 с.

.        Конституция РК. Учебное пособие. — Алматы: ТОО » Издательство» Норма К» — 2002, 44 с.

14.    Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.У. Бейсеновой. — Алматы: Ата — мұра, 2006. — 392 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

414

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке