Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Тенденции и проблемы инвестирования в энергетику России»

Актуальность выбранной темы курсовой работы характеризуется тем, что энергетическая отрасль является одним из основных элементов экономики нашей страны. Во все времена именно развитию энергетики отдавалось первостепенное значение. Именно такой подход позволил отрасли выстоять и работать с наименьшими финансовыми потерями в кризисные для страны периоды.

Содержание

Введение

. Теоретические вопросы инвестирования энергетического комплекса России

.1 Значение инвестиций для энергетического комплекса

.2 Инвестирование в альтернативные источники энергии

. Анализ развития инвестирования российской энергетики

.1 Современное состояние и проблемы инвестирования российского энергетического комплекса

.2 Анализ перспектив развития инвестирования российской энергетики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы характеризуется тем, что энергетическая отрасль является одним из основных элементов экономики нашей страны. Во все времена именно развитию энергетики отдавалось первостепенное значение. Именно такой подход позволил отрасли выстоять и работать с наименьшими финансовыми потерями в кризисные для страны периоды. Следует отметить, что любая экономическая отрасль не может просто стоять на месте, для улучшения результатов и дальнейшей работы постоянно требуется приток капитала.

Поэтому инвестиции в энергетику России являются сегодня насущной.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Поскольку большая часть энергетического комплекса России не субсидируется государством, инвестирование становится особо значимым. Их актуальность определяется некоторыми факторами.

В странах с экономиками нестабильными, основные средства энергетика черпает именно из инвестиций. Развитие промышленности и здоровье экономики полностью зависят от энергетического обеспечения. Если будет ощущаться недостаток в финансировании энергетических объектов, это может причинить колоссальный вред стране.

Несмотря на то, что Россия обладает огромными ресурсами ветровой, геотермальной, солнечной энергии, энергии биомассы, гидроэнергетическими ресурсами, в настоящее время возобновляемые источники энергии используются в стране очень мало. Существуют значительные трудности на пути к более широкому использованию в России возобновляемых источников энергии. Данная публикация предлагает первый набросок стратегии развития рынка возобновляемых источников энергии. В книге детально рассмотрен богатый потенциал разнообразных возобновляемых источников энергии России и охарактеризованы возможности его использования. В ней также описаны применения технологий возобновляемой энергетики, позволяющие получить экономическую отдачу.

Необходима ясная экономическая политика, учитывающая все возможные формы первичной энергии, в то время как проводимые реформы будут кардинально менять их относительную экономичность. Рентабельность использования возобновляемых источников энергии необходимо рассматривать в контексте происходящих изменений в энергетическом секторе.

Цель написания данной курсовой работы — исследование современного состояния и проблем инвестирования в энергетику России.

Задачи:

выявление роли инвестиций для энергетического комплекса;

описание инвестирования в альтернативные источники энергии;

анализ современного состояния и проблем инвестирования

российского энергетического комплекса         ;

анализ перспектив развития инвестирования российской энергетики  .

Объект исследования — энергетический комплекс России.

Предмет исследования — проблемы и перспективы инвестирования российской энергетики.

Информационной основой служит отечественная и зарубежная экономическая литература, посвященная проблемам инвестирования энергетического комплекса.

Методологической основой написания работы является вся совокупность приемов и методов, с помощью которых исследуются особенности инвестирования энергетического комплекса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

. Теоретические вопросы инвестирования энергетического комплекса России

.1 Значение инвестиций для энергетического комплекса

Изменения в инвестиционной активности организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) играют существенную роль в развитии экономики страны. На фоне общего экономического спада динамика инвестиций разных секторов ТЭК не однонаправленна: объемы вложенных средств растут в секторе добычи полезных ископаемых, падают — в производстве и распределении электроэнергии. Однако каковы основные причины смены динамики инвестиционной активности в ТЭК — кризисные явления в экономике, секторальные санкции или же факторы регулирования отрасли, — однозначно сказать сложно.

Существовавшая ранее плановая система позволяла осуществлять крупные финансовые вливания в отрасль энергетики. Это давало возможность своевременно модернизировать отрасль и постоянно увеличивать мощности производства. В настоящее время, когда значительная часть энергетического комплекса России не может рассчитывать на субсидирование из бюджета государства, инвестиции в энергетику становятся особенно актуальными, поскольку:

Практически в любой стране, особенно в странах с неустойчивым экономическим положением, энергетический комплекс существует благодаря инвестированию.

Первоочередное значение в инвестировании отдается энергетике потому, что для любой страны именно она является основой, обеспечивающей жизнедеятельность и стабильное состояние экономики, промышленности (в том числе автомобильной промышленности <#»907408.files/image001.jpg»>

Рисунок 1 — Динамика инвестиций в основной капитал в России (среднее знач. за 2013 год = 100, сезонно скорр. ряды, в сопоставимых ценах 2013 года. Источник — Аналитический центр по данным Росстата)

Так, если в III квартале 2013 г. значение инвестиций составляло 99% от среднего уровня 2013 года, то ко II кварталу 2015 г. показатель достиг 116,9%. Инвестиции в добычу каменного угля, бурого угля и торфа также растут со II квартала 2013 г. При этом если инвестиции в добычу нефти и газа растут без падений, то в добыче угля происходят небольшие спады, идущие параллельно с динамикой инвестиций в ТЭК.

Рисунок 2 — Динамика инвестиций в основной капитал отдельных секторов ТЭК (среднее знач. за 2013 год = 100, сезонно скорр. ряды, в сопоставимых ценах 2013 года. Источник — Аналитический центр по данным Росстата).

Объем инвестирования в нефтепереработку (Рисунок 3) упал ввиду ухудшения экономического положения в стране, а также по причине уже большого объема вложенных средств в отрасль — до 2014 года инвестиции сильно росли, чему способствовали заключенные соглашения о модернизации нефтепереработки в России между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом [8].

Инвестиционные проекты в ТЭК отличаются от проектов в других отраслях ввиду специфики их реализации. По оценкам Аналитического центра, среднее значение запланированного объема инвестиций на один проект, самое большое в ТЭК — 46 млрд руб. Первое место занимает и медианное значение — 7,8 млрд руб.

Рисунок 3 — Динамика инвестиций в основной капитал отдельных секторов ТЭК (среднее знач. за 2013 год = 100, сезонно скорр. ряды, в сопоставимых ценах 2013 года. Источник — Аналитический центр по данным Росстата).

инвестиция энергетический российский комплекс

Также в ТЭК самый длительный средний срок реализации проектов — 11 лет (для сравнения, средний срок проекта по всем видам деятельности — 5 лет), а среди программ государственной поддержки главную роль играет поддержка регионального уровня. Основную долю в запланированных инвестициях в ТЭК на период до 2030 года занимают добыча нефти и газа, а также транспортирование по трубопроводам. В проекте «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» отмечено, что доля добычи в структуре капиталовложений в нефтяную отрасль увеличится, а доля нефтепереработки, напротив, сократится [11]. В условиях экономического спада в стране, действия секторальных санкций, девальвации рубля, причин регуляторного характера (например, закрытие программ государственной поддержки по одним направлениям и появление по другим), а также экономических аспектов реализации некоторых проектов (нерентабельности или долгой окупаемости) часть проектов в ТЭК была приостановлена, несмотря на начало реализации некоторых из них — по многим проектам уже частично вложены средства. К примеру, приостановлено строительство воздушных линий электропередач с реконструкцией подстанции в Магаданской области; при этом проект относится к Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» [11].

Таким образом, существуют риски приостановки и других запланированных или уже реализуемых проектов.

.2 Инвестирование в альтернативные источники энергии

По данным исследовательского центра Worldwatch Institute, мировые инвестиции в возобновляемые источники энергии составили в 2007 году рекордную сумму — более 100 млрд долларов. В том же году мировое производство «зеленой» энергии составило 240 гигаватт, увеличившись в полтора раза с 2004 года. Сегодня на долю альтернативной электроэнергетики приходится примерно 5% мирового энергопроизводства.

Непосредственно на долю ветроэнергетики в 2007 приходилось 95 ГВт, что стало 28%-ным увеличением выработки с 2006 года, тогда как на солнечную энергетику пришлось 7,7 ГВт, а ее производство за год увеличилось в полтора раза [15].

К отрицательным сторонам работы ветроэнергетических установок относится непостоянство их работы. Проблемы в сетях из-за нестабильности работы ветрогенераторов начинаются после достижения ими доли в 20-25% от общей установленной мощности системы. Эти системы требуют дополнительных затрат на резервирование дополнительных энергомощностей и сглаживания эффектов непостоянства выработки электричества.

Правда, если в начале 80х годов стоимость <#»907408.files/image004.jpg»>

Рисунок 4 — Инвестирование в альтернативные источники энергии

Конечно, запасы России дают возможность еще длительное время обеспечивать экономику страны энергоресурсами. Но пришло время обратить внимание на альтернативные источники энергии. Особенно актуально это для областей и районов, где ввиду труднодоступности до сих пор используют дизельные электростанции [15].

В первую очередь рассматриваются инвестиции в солнечную энергетику. Это обусловлено тем, что солнце является одним из самых мощных источников энергии, причем возобновляемых. Например, каждый солнечный день приносит энергии в 20 раз больше, чем потребляется людьми за один год. Основная проблема при разработке источников альтернативной энергии состоит в капиталоемкости подобных проектов.

В других странах, где природные ресурсы ограничены, подобные источники энергии давно стали неотъемлемой частью экономики. В Дании альтернативные источники замещают порядка половины от общего объема потребляемой энергии. В Евросоюзе практически 10% от общего объема приходится именно на альтернативные источники.

В России сегодня активно ведется строительство солнечных электростанций, которые планируется установить в труднодоступных районах Дагестана, в Якутии, на Алтае и в Туве. Основной проблемой в освоении альтернативных источников остается финансирование. Так, для производства одной солнечной дизельной станции мощностью до 100 кВт необходимо порядка 11 млн. рублей.

Исходя из того, что подобными станциями в первую очередь будут оснащаться не частные предприятия России, а труднодоступные районы, приходится рассчитывать на финансирование только из госбюджета. Именно поэтому инвестиции в солнечную энергетику и считаются сегодня насущной необходимостью.

. Анализ развития инвестирования российской энергетики

 

Проблема топливного баланса отечественной электроэнергетики, связанная с высокой зависимостью отрасли от поставок газа, с каждым годом становится все более актуальной. На газ приходится менее четверти общих разведанных запасов энергоресурсов в России, но он обеспечивает почти половину производства электроэнергии. В то время как развитие угольной генерации все еще сдерживается ценовой неконкурентоспособностью угля по сравнению с газом из-за сохранения заниженных регулируемых цен на газ, а цены на уголь формируются исходя из рыночных условий, основным переломным вопросом российской энергетики является несоответствие объема, структуры и технического состояния мощностей быстро растущему спросу на электроэнергию и объективным ограничениям топливно-энергетического баланса.

Поэтому уже сегодня электроэнергетика может стать реальным тормозом для развития всей экономики страны. Опережающий рост потребления электроэнергии требует активизации энергосбережения и масштабного ввода новых генерирующих мощностей. Для этого необходимы значительные инвестиции, однако сложившаяся практика формирования тарифов на электроэнергию делает инвестиции в электроэнергетику непривлекательными. В России, по оценкам ИНЭИ РАН, выполненным в 2009 г., потенциал электросбережения достигает 220-260 млрд. кВт-ч, т. е. 23-27% от современного уровня электропотребления [10].

Помимо объективных факторов, связанных с природно-климатическими условиями и утяжеленной структурой экономики, главную роль в столь расточительном потреблении энергии играет ее дешевизна. Поэтому абсолютно необходимой мерой для стимулирования электросбережения является повышение цен. Тарифы должны отражать для потребителей реальную рыночную стоимость электроэнергии в конкретном регионе, в противном случае потребность во вводе новых мощностей будет увеличиваться лавинообразно.

Вторым важнейшим элементом (помимо нормализации ценообразования) должно стать непривычное для нас управление спросом («demand-side management»), очень активно применяющееся за рубежом. Основная его идея состоит в создании экономических стимулов для потребителей сокращать потребление, особенно в моменты пиковой нагрузки, тем самым способствуя снижению потребности в генерирующих мощностях [7, с. 180]. Наиболее распространенными инструментами являются установка счетчиков (в том числе, водосчетчиков и теплосчетчиков) и введение дифференцированных тарифов с переменной ставкой в часы пиковых и низких нагрузок, а также использование прерываемых контрактов на энергоснабжение с возможностями снижения или отключения потребителя в пиковые часы. И, наконец, требуются административные меры, ограничивающие расточительность потребителей: введение нормативов эффективности оборудования, сертификация, строительные нормы и прочее. Поскольку атомная и гидроэнергетика до 2020 г. в лучшем случае покроют не более трети дефицита, основную часть потребности в новой мощности должна будет обеспечить тепловая генерация.

Газовая генерация критически важна в регионах с наиболее быстро растущим спросом. Однако «газовая пауза» закончилась, рост ресурсов газа для электроэнергетики замедляется, и доля газа в топливном балансе электроэнергетики будет снижаться. Смягчить дефицит можно путем изменения ценовой политики в газовой отрасли, интенсификации газосбережения, развития свободного рынка газа и обеспечения доступа независимых производителей к газотранспортной системе. Этот вопрос особенно сложен из-за ограниченной пропускной способности газотранспортной системы, мощность которой снижается по причине износа. В теплоэнергетике единственная альтернатива газу — уголь. В мире угольная генерация успешно развивается, но в России за последние 10 лет из-за политики сдерживания цен на газ не было введено ни одной угольной электростанции, а значительная часть действующих станций перешла на газ.

Без прорывных технологий, обеспечивающих конкурентные экономические и экологические показатели, строить новую генерацию невозможно. Необходимы срочные меры для преодоления технологического отставания и угрозы дефицита мощностей по изготовлению оборудования угольных станций в мире. Эти меры включают активизацию сохранившегося научно-производственного задела, организацию совместного производства с крупными иностранными компаниями и присоединение к международным программам по разработке принципиально новых образцов оборудования. В среднесрочной перспективе цены на газ неизбежно придется повышать не менее чем в 2-2,5 раза, на электроэнергию — не менее чем в 1,5 раза, на уголь — примерно в 1,3 раза. Это позволит обеспечить работоспособность газовой, угольной отраслей и теплоэнергетики, а также повысит устойчивость работы Единой Энергосистемы за счет диверсификации ресурсов по линии развития угольной генерации.

Повышение цен на газ и соответствующий рост тарифов на электроэнергию должны идти постепенно и заранее оговоренными темпами с тем, чтобы участники рынка успели подготовиться. Рост цен на газ и электроэнергию (по сравнению с базовым прогнозом МЭРиТ) в среднесрочной перспективе приведет к снижению ВВП на 0,2 процентных пункта в год и увеличению инфляции на 0,4-0,8 процентных пункта в год. Реально располагаемые доходы населения будут продолжать расти, но темп их роста замедлится в среднем на 0,4% ежегодно. С точки зрения адаптации экономики в целом и ее секторов такой вариант представляется допустимым.

Потенциальное снижение рентабельности в отдельных секторах экономики на 15-25% может быть в значительной степени компенсировано энергосбережением и увеличением производительности труда. При нормализации ценовых пропорций в ТЭК, угольная энергетика имеет хорошие перспективы для развития не только в Сибири, но и на Урале, и даже в центре страны. В стратегическом плане необходимо одновременное развитие угольной, атомной и гидроэнергетики с постепенным снижением доли газа.

В перспективе до 2020 г. основой электроэнергетики России по-прежнему будут тепловые электростанции, однако в их структуре доля угольной генерации должна постепенно увеличиваться с 25% до 36-37% при сокращении доли газа с 68% до 58%. Рациональное размещение генерирующих мощностей предполагает, что в европейской части страны атомные и новые угольные станции будут сочетаться с электропередачами постоянного тока из Сибири (от сибирских ГЭС и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса) [13].

В ОЭС Урала парогазовые станции нужно дополнять станциями на привозных углях и сибирскими электропередача- ми. В Сибири и на Дальнем Востоке должны рационально сочетаться генерация на местных углях и ГЭС. В целом, для выравнивания топливного баланса и развития угольной генерации можно говорить о необходимости комплексных мер. Основным стимулом для инвесторов является эффективность вложения средств в строительство угольных станций, причем коммерческие выгоды должны быть больше, чем при строительстве аналогичных станций на основе других энергоносителей, и в первую очередь на основе газа. Как показали исследования специалистов, в случае, если цены на газ превысят цены на уголь более чем в 2,1 раза, а также при равной доступности этих энергоносителей строительство угольной станции станет экономически более эффективным, а следовательно, более привлекательным для инвестора.

По нашему мнению развитие отечественной электроэнергетики зависит прежде всего от инвестирования:

в сферу самой электроэнергетики за счет обновления отрасли на основе современных технологий;

в угледобывающую отрасль как источника топлива для электроэнергетики на перспективу;

в увеличении производственных мощностей электростанций, эффективно сочетающих различные виды топлива.

.2 Анализ перспектив развития инвестирования российской энергетики

Энергетическая стратегия (ЭС) инвестирования, принятая в России, задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Дополнительная балансировка этого курса по составу и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовыми ресурсами и ограничениями должна осуществляться в рамках, разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов, а также в рамках систематического опережения мониторинга ЭС-2030, необходимого для сопоставления фактических результатов осуществления государственной энергетической политики с прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК. Нами разработана и предложена схема механизма финансирования предприятий ТЭК (Рисунок 5).

Предложенный механизм состоит из следующих этапов:

. Проведение конкурсного отбора управляющих компаний, которые могли бы эффективно распорядиться имеющимися средствами и сформировать портфель будущих проектов. Для этого сначала необходимо сформировать конкурсную комиссию.

. Экспертная комиссия должна отобрать наиболее важные объекты электроэнергетики, в которые будут вкладываться инвестиции.

. Далее отбираются инвесторы, желающие вложить свои средства в отобранные проекты и объекты электроэнергетики. Долгосрочную государственную энергетическую политику следует осуществлять на следующих принципах:

последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических приоритетов и ориентиров развития экономики и энергетики на перспективный период;

участие в осуществлении энергетической политики государства федеральных, региональных и муниципальных структур с законодательно закрепленным распределением компетенций между ними;

правовая регламентация и максимальная открытость государственного регулирования, недопущение дискриминации или незаконных преимуществ хозяйствующих субъектов;

заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний разных форм собственности;

обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на сбалансированность интересов государства, бизнеса и общества в энергетике;

гибкость применения инструментов государственного регулирования в зависимости от достижения экономикой и энергетикой определенного целевого состояния.

Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики должны являться:

энергетическая безопасность;

энергетическая эффективность экономики;

экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;

экологическая безопасность энергетики.

К числу важнейших составляющих государственной энергетической политики, направленных прежде всего на реализацию указанных стратегических приоритетов следует отнести следующие:

недропользование и управление государственным фондом недр;

развитие внутренних энергетических рынков;

формирование рационального топливно-энергетического баланса;

региональная энергетическая политика;

инновационная и научно-техническая политика в энергетике;

социальная политика в энергетике; — внешняя энергетическая политика [11].

Рисунок 5 — Схема механизма финансирования предприятий ТЭК

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики должны служить:

меры по созданию благоприятной экономической среды для функционирования ТЭК (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);

введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров процесса развития энергетики;

стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

механизмы управления государственной собственностью в энергетике. Реализация предлагаемой правительством программы ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, должна осуществляться в рамках утвержденных документов.

Рядом исследователей была предложена схема взаимосвязи энергетической стратегии в системе стратегических и программных документов (Рисунок 6). Этапы реализации государственной энергетической политики на период до 2030 года призваны обеспечить: последовательное продвижение по пути реализации целевого видения ЭС-2030; взаимоувязку с этапностью социально-экономического развития страны; учет качественных различий во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.

Ниже дана общая характеристика указанных этапов; их конкретное содержание — применительно к важнейшим составляющим государственной энергетической политики и перспективам развития отраслей ТЭК — раскрывается в соответствующих разделах стратегии. С позиций осуществления целевого видения ЭС-2030, главной задачей первого этапа реализации государственной энергетической политики является создание необходимых условий и снятие основных барьеров на пути последующего ускоренного продвижения по всем важнейшим составляющим государственной энергетической политики.

Рисунок 6 — Место ЭС-2030 в системе стратегических и программных документов

Одновременно с этим, на данном этапе необходимо будет дополнительно синхронизировать планы и программы развития энергетического сектора с предусмотренными мероприятиями (с учетом вероятной корректировки сроков и параметров реализации последних в результате влияния глобального экономического кризиса). В связи с вышеизложенным, этот этап будет характеризоваться прежде всего ресурсноинвестиционой и нормативно-организационной направленностью. Резких качественных изменений энергетического сектора на данном этапе не ожидается, исключая рационализацию основных механизмов его функционирования (как на внутреннем рынке, так и во взаимодействии с зарубежными партнерами) [11].

В этот период планируется осуществление работ по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе — завершению наиболее важных из ранее начатых проектов); перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики; завершение формирования базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике; поддержка и укрепление отечественного научно-технического потенциала для обеспечения будущего инновационного развития энергетики.

В этих условиях возрастет роль государственного участия в развитии российского энергетического сектора. Государство будет выступать не только и не столько в качестве регулятора экономических отношений в энергетике, но и в качестве необходимого участника энергетического бизнеса, участвуя в обеспечении необходимыми ресурсами и в строительстве и модернизации энергетической инфраструктуры, предоставляя бизнесу государственные гарантии под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов, поддерживая финансово-экономическую устойчивость системообразующих компаний энергетического сектора. На основания изученной информации мы предлагаем схему государственной поддержки развития предприятий ТЭК (Рисунок 7).

Временные рамки окончания первого этапа будут во многом определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором — ориентировочно, это 2014-2016 гг. Доминантой второго этапа развития российской энергетики будет масштабное обновление основных фондов ТЭК, реализация новых капиталоемких проектов в сфере энергетики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Арктическом шельфе и полуострове Ямал, в том числе за счет инфраструктурного задела, созданного в рамках первого этапа. На этом этапе должно также быть развернуто широкое инновационное обновление промышленности за счет размещения заказов ТЭК на новые виды оборудования и технологии, необходимые для эффективного развития энергетического потенциала страны. Внешними условиями развития российского энергетического сектора в этот период будет стабилизация мирового энергетического рынка с вероятным понижательным трендом мировых цен на энергоносители в преддверии перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в экономике. В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора будет постепенно ослабевать. Прямое участие государства в обеспечении функционирования и развитии энергетического сектора будет постепенно вытесняться различными формами частно-государственного партнерства.

При этом государство усилит свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды, определяющей правила игры в российском энергетическом секторе. Прогнозируемые сроки окончания второго этапа — 2020-2022 гг.

Сутью третьего этапа развития российской энергетики должно стать широкое применение инновационных технологий, обеспечивающих общее повышение энергоэффективности экономики и энергетики, а также использование новых источников энергии и технологий ее получения, включая неуглеводородные источники энергии и новые виды сырья для получения углеводородного топлива.

Рисунок 7 — Система государственной поддержки развития предприятий ТЭК

Инновационное развитие российской энергетики будет при этом обеспечено заложенным на предыдущих этапах инвестиционным и инновационным фундаментом «новой энергетики» в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования ТЭК России и смежных отраслей. Внешними условиями развития энергетического сектора на третьем этапе будет снижение доли энергетического сектора в экономике России за счет его вытеснения неэнергетическими источниками инновационного роста и активное развитие неуглеводородной энергетики в мире [11].

В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора существенно снизится в пользу усиления роли частного бизнеса, способного обеспечить эффективную эксплуатацию инфраструктурного и инновационного базиса, созданного в течение предыдущих этапов развития российской энергетики.

Срок окончания третьего этапа — 2030 г. В совокупности все предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики при сохранении ее главной целевой направленности: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Практическим примером внедрения новых технологий и использования угольного потенциала и инвестиционной политики, по нашему мнению, является строительство 9-го блока на Новочеркасской ГРЭС. При планировании и строительстве будут использованы государственные инвестиции. Целями рассматриваемого проекта реконструкции Новочеркасской ГРЭС путем строительства энергоблока №9 с использованием технологии ЦКС являются:

. Обеспечение растущего спроса на электроэнергию и покрытие перспективного дефицита мощности в ОЭС Юга за счет увеличения установленной мощности (на 330 МВт) КПД Новочеркасской ГРЭС.

. Обеспечение системной надежности ОЭС Юга и смежных энергосистем за счет ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей, обеспечивающих покрытие пиковых суточных нагрузок.

. Улучшение следующих технико-экономических показателей Новочеркасской ГРЭС:

увеличение прибыли предприятия за счет улучшения экономичности работы и увеличения отпуска электроэнергии;

замещение отработавшего свой ресурс оборудования для обеспечения несения нагрузки;

внедрение современной технологии сжигания твердого топлива (технология циркулирующего кипящего слоя), которая позволит сократить выбросы загрязняющих веществ и улучшить экологическую обстановку в регионе;

повышение экономичности и надежности станции;

достижение требуемых экологических показателей;

продление срока службы станции не менее чем на 30 лет, учитывая, что крупных электростанций, работающих на угле, на Юге России нет. Уголь является основным топливом для Новочеркасской ГРЭС и перспективность его использования в ближайшем будущем возрастает, поэтому целесообразно при разработке проекта строительства энергоблока №9 ориентироваться на данный вид топлива.

 

Рисунок 8 — Инвестиции в энергетическом комплексе РФ

Газовая отрасль — $1,016 трлн.

Инвестиции в нефть <http://kudainvestiruem.ru/kuda-vlozhit/investicii-v-neft.html> — $849 трлн.

Электроэнергетика — $614 млрд.

Угольная промышленность — $49 млрд.

Повышение энергоэффективности — $212 млрд.

В прошлом году объём инвестиций в энергетику России был запланирован на уровне $150 млрд. Средства должны были пойти на разработку месторождений в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Ещё были запланированы начальные работы на шельфе и меры по повышению нефтеотдачи пласта [9].

Но фактически в 2014 году произошло сокращение инвестиций. На это повлияли и международные санкции, и рублёвые колебания. Возросла стоимость кредитов, а оборудование, приобретаемое за рубежом, сильно подорожало. Но всё-таки разум начинает преобладать над политическими вариациями, и инвестиции в российскую энергетику неспешно, но неуклонно увеличиваются.

МЭА рассчитало, что к 2035 году потребуется затратить на поставки энергоносителей не меньше $40 трлн. А чтобы повысить энергоэффективность, необходимо ещё $8 трлн.

Больше половины всех инвестиций уйдёт на то, чтобы поддерживать производство на существующем уровне. Почти две трети от всего объёма составят инвестиции стран, у которых рыночная экономика только формируется.

На обеспечение потребителей энергией во всём мире в период с 2011 до 2013 годов инвестировалось ежегодно больше $1,6 трлн. Но к 2030 году ежегодные инвестиции уже вырастут до $2 трлн.

Основная часть капиталовложений приходится на извлечение и транспортировку ископаемых видов топлива, а также на нефтепереработку и строительство электростанций.

Инвестиции в энергетику всё больше определяются не рыночной конъюнктурой, а политикой государств. Правительства некоторых стран непосредственно влияют на инвестирование в энергетический сектор.

Если государство хочет быть сильным и независимым, оно должно и само вкладывать средства в энергетику, и привлекать сторонних инвесторов.

Заключение

В заключении отметим, что развитие отечественной электроэнергетики зависит, прежде всего, от инвестирования:

. В сферу самой электроэнергетики за счет обновления отрасли на основе современных технологий.

. В угледобывающую отрасль как источника топлива для электроэнергетики на перспективу.

. В увеличении производственных мощностей электростанций, эффективно сочетающих различные виды топлива.

В условиях современного состояния электроэнергетики и инвестирования следует выбирать стратегию по одновременному использованию турбин, работающих в совокупности на газовом топливе и на угле, а в дальнейшем увеличивать долю угля в общем количестве топлива. Также для развития угольной генерации необходимо привлекать инвестиции в строительство угольных станций.

Сегодня топливно-энергетический комплекс России все-таки успешно финансируется инвесторами, которые относятся к категории стратегических, нацеленных на долгосрочные перспективы развития отрасли. Причем частные инвестиции в энергетике составляют 90%, и только 10% финансируется за счет бюджета страны. Несмотря на стабильное положение отрасли, инвесторы сегодня все активнее рассматривают варианты использования альтернативной энергии для обеспечения жизнедеятельности.

Россия заинтересована в строительстве альтернативных электростанций. Основной упор делается на солнечные. Запланировано сооружение их в различных регионах страны — на Алтае, в Якутии, в Туве, но всё тормозится недостаточностью финансирования.

Инвестиции в ТЭК играют существенную роль, на них приходится более 36% в общем объеме вложенных инвестиций в России за 2014 год.

В последние годы происходит рост инвестиций в добычу полезных ископаемых и спад в области производства и распределения электроэнергии. В 2015 году растут инвестиции в транспортирование по трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа после падения в 2014 году.

Имеются приостановленные проекты, что объясняется экономическим спадом в стране. При этом разрабатываются новые проекты — по запланированным объемам инвестиций лидирует сфера добычи нефти и газа и транспортирование по трубопроводам.

Список использованных источников

1.   Бард, В.З. Инвестиционный потенциал Российской экономики: учеб. пособие/ В.З. Бард. — Москва: Изд-во «Экзамен», 2003. — 320с.

2.       Башмаков И. Н. Выявление и освоение ресурса повышения энергоэффективности. — М.: Наука, 2009. — 120 с.

3.   Гуськова, Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие / Н.Д. Гуськова. — Москва: Изд-во «КноРус», 2010. — 456 с.

4.       Инвестиции: учеб. пособие / Г.П. Подшиваленко [и др.]. — Москва: Изд-во «КноРус», 2004. — 208 с.

.        Коржубаев, А. Г. Иностранные инвестиции в нефтегазовом комплексе России / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Бурение и нефть. — 2010. — №10. — с.7-11.

6.       Макаров А. А. Развитие энергетики и проблема изменения климата на планете. // Топливно-энергетический комплекс России: Федеральный справочник. Вып. 9. — М.: Издание ЦСП, 2008.

7.   Мелкоумов Я.С. Инвестиции: учеб. пособие / Я.С. Мелкоумов. — Москва: Изд-во «Инфра-М», 2003. — 254 с.

8.       Новости электроэнергетики [Электронный ресурс] / ЭнергоИнфо. — Режим доступа: http://www.energo-info.ru, свободный. — Загл. с экрана.

.        Новые тарифы на электроэнергию [Электронный ресурс] / Тарифы, правовые документы, справки. — Режим доступа: http://www.newtariffs.ru, свободный. — Загл. с экрана.

10. Орлова Е.Р. Инвестиции. Курс лекций: учеб. пособие / Е.Р. Орлова. — Москва: Изд-во «Омега», 2004. -192 с.

11.     Прогнозы развития электроэнергетики [Электронный ресурс] / Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике. — Режим доступа: http://www.e-apbe.ru, свободный. — Загл. с экрана.

.        Редакционная статья. // Академия энергетики. — 2009. — №5.

.        Теплоэнергетика [Электронный ресурс] / Эксперт РА — Рейтинговое агентство. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ reseaches/energy/teploenergetic/, свободный. — Загл. с экрана.

.        Шелоков Я. М. Энергетический анализ хозяйственной деятельности: методическое издание. — Екатеринбург: РУО АИН им. А. М. Прохорова, 2009. — С. 145-180.

.        Электроэнергия, информации и технологии [Электронный ресурс] / Энергоинформ. — Режим доступа: http://www. energoinform.org, свободный. — Загл. с экрана.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

687

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке