Ключевые слова: алгоритм, экономический механизм, анализ, рациональное водопользование.
В настоящее время водопользование является одной из ключевых сфер деятельности человечества. Устойчивое развитие социально-экономических систем опирается на достижение гармонии в отношениях между человеком, обществом и природой, между экономикой и экологией. Одной из важнейших составляющих социально-экономического благополучия региона является использование и охрана водных ресурсов [1].
Одним из основных направлений социально-экономического развития региона является состояние водных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в народном хозяйстве [2].
Несмотря на то, что в России разработан и действует экономический механизм стимулирования рационального водопользования, его совершенствование является актуальной проблемой. Это подтверждается современным состоянием водных ресурсов и объектов, наличием большого количества недостатков в функционировании действующего механизма, противоречиями и несогласованностями в законодательных актах, а также большим количеством различных точек зрения на направления его совершенствования. Сложившаяся система водопользования является неэффективной и носит явно выраженный экстенсивный характер [3].
По нашему мнению, основой совершенствования системы стимулирования рационального водопользования должен стать комплексный подход, то есть подчинение всех разрабатываемых направлений единой цели. В ходе исследования был разработан алгоритм совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования.
Рассмотрим подробнее основные этапы алгоритма совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе.
Первый этап — анализ действующего экономического механизма, подробно представлен в алгоритме, и не нуждается в подробном рассмотрении. Однако следует отметить, что проведением данного анализа должны заниматься региональное органы в сфере охраны, использования и восстановления окружающей среды.
Анализ состояния водных ресурсов и процесса водопользования производится на основе результатов экологического мониторинга водных объектов, а также отчетов региональных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства водных ресурсов, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и других органов в сфере охраны, использования и восстановления природных ресурсов.
Данный анализ позволит:
— охарактеризовать состояние водных ресурсов и особенности их использования;
- выявить основные причины изменения состояния водных ресурсов;
- оценить степень влияния инструментов экономического механизма на качественное состояние водных объектов;
- разработать экономический механизм, учитывающий особенности экологического состояния региона.
Анализ законодательно-нормативной базы в области водопользования позволит составить перечень законодательных актов, регулирующих процесс водопользования в исследуемом регионе и стране, в целом, которым необходимо руководствоваться при разработке и совершенствовании экономического механизма стимулирования рационального использования водных ресурсов.
Соответствие нормативно-законодательной базе составляющих элементной структуры разрабатываемого механизма и любых его изменений
- обязательное условие эффективности и результативности экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе.
Анализ зарубежных моделей экономического механизма позволит:
- оценить систему регулирования и рационализации процесса водопользования, принятую в других странах;
- выделить недостатки и слабые стороны зарубежных инструментов и методов рационализации водопользования, с целью недопущения их реализации в системе регулирования водохозяйственного комплекса регионов России и страны в целом;
- выявить эффективные инструменты экономического механизма и рассмотреть возможность их адаптации к применению на территории Российской Федерации.
На наш взгляд, наличие баз данных экономических инструментов, применяемых в качестве составных частей экономического механизма стимулирования рационального водопользования в зарубежных странах, с анализом их действенности и перечнем основных достоинств и недостатков этих инструментов, позволит:
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
- расширить элементную структуру разрабатываемого механизма;
- повысить его эффективность и результативность;
- сделать отечественную систему рационализации водопользования конкурентоспособной на мировом рынке.
При установлении сроков внедрения экономического механизма необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- срок изменения нормативно-законодательной базы (разработка законопроектов, их рассмотрение на всех уровнях, принятие, утверждение, ввод в действие);
- временной интервал, необходимый для реструктуризации системы управления водопользованием, перераспределения ответственности;
- степень готовности всех субъектов процесса водопользования к проводимым изменениям;
- время необходимое для оповещения всех заинтересованных субъектов о проводимых изменениях.
Следует отметить, что слишком короткий срок внедрения механизма приведет к неготовности основных детерминант его эффективного функционирования. А слишком длительный срок внедрения экономического механизма стимулирования рационального водопользования сделает его неадекватным быстроизменяющимся условиям внешней среды.
Целевые результирующие показатели оценки эффективности экономического механизма, на наш взгляд, должны соответствовать следующим критериям:
- комплексность;
- простота и легкость интерпретации;
- возможность применения на макро-, мезо- и микроуровне;
- способность отражать динамику изменения значения показателя за различные периоды времени;
- теоретическая обоснованность с научной и практической точек зрения;
- измеримость;
- эффективность;
- функциональность.
Мониторинг эффективности функционирования экономического механизма стимулирования рационального водопользования должен проводится не реже чем раз в год.
В рамках мониторинга должна осуществляться оценка следующих параметров:
- степень достижения поставленных целей и задач внедрения экономического механизма;
- качественное состояние водных объектов в исследуемом регионе;
- динамика состояния водохозяйственного комплекса и системы водопользования до и после внедрения механизма;
- адекватность механизма действующей нормативно-законодательной базе;
- результативность экономических элементов и инструментов механизма;
- динамика значений целевых индикаторов до и после внедрения механизма.
На наш взгляд, предложенный алгоритм совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования позволит:
- избавится от противоречий и несогласованностей внутри механизма;
- четко разграничить ответственность субъектов управления системой водопользования;
- создать адекватную систему взаимосвязей между водопользователями;
- создавать механизм соответствующий законодательно-нормативной базе;
- сделать экономический механизм открытым, прозрачным и действенным инструментом стимулирования рационального водопользования с реальными, подтвержденными системой качественных и количественных показателей результатами его функционирования.
Список использованных источников
1. Григорьев Е.Г. Хозяйственный механизм территориального водопользования. — М.: Наука, 2004. — С. 50.
2. Жуков Н.Н. Проблемы водоснабжения населения в РФ и пути их решения // Водоснабжение и сан. техника. — 2013. — №4. — С. 17-19.
3. Айдаркина Е.Е. Основные направления совершенствования экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе // Российский академический журнал. — 2013. — №4. — С. 11-14.