Ключевые слова: государственное управление, политический курс, система управления.

Государственное управление и государственная служба являются взаимозависимыми по своей сути явлениями. В зависимости от формы государственного управления формируется система государственной службы. Государственная служба как система имеет своей целью выполнение функций и задач государственного управления и от эффективности их исполнения зависит функционирование государственного управления в целом.

В Российской Федерации такая зависимость просматривается через временную призму. В случае если мы возьмем временной промежуток от 1991 года до 2017 года, то можем сравнить реализацию теоретических и де-юро поставленных целей. Иными словами, можно подчеркнуть те явления, которые препятствуют эффективному функционированию всей системы государственного управления и государственной службы.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Система государственного управления Российской Федерации основывается в первую очередь на основном законе страны, Конституции Российской Федерации [1], принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция зафиксировала переход нашей страны от старой системы государственного управления к новой системе. Молодость существующей системы является одной из главных причин ее неразвитости. В добавление к этому, современная система государственного управления вобрала в себя некоторые негативные аспекты советской модели. Переход произошел от тоталитарной системы, социализма, жестко подчиненной и строго иерархичной, командной экономики, к демократическому режиму, рыночной экономике, разделению ветвей власти.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Важным является характеристика России как правового государства. Это означает, что провозглашен принцип верховенства закона, который заключается в том, что при выборе своих действий государство опирается на нормы, закрепленные в законодательных актах, и его деятельность носит
подзаконный характер.

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Также отметим, что реализация данного положения осуществляется либо непосредственно через референдум, выборы, либо через государство, поскольку в государственном управлении участвуют именно люди, проживающие в данном государстве. Так, например, Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации, что соответствует данному тезису (ст. 81 Конституции Российской Федерации).

Государственное управление можно определить, как практическую деятельность органов государственной власти и должностных лиц по воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса страны. В основе государственной власти лежит разделение властей на: законодательную (представительную), исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга (ст. 10 Конституции Российской Федерации). Непосредственно ключевая цель государства и государственного управления достигается при помощи реализации функций государства, в основе которых лежат системообразующие принципы государственного управления [2].

Основу методов государственного управления составляет властно-управленческое воздействие органов государственной власти, должностных лиц, в рамках установленной законом компетенции, на общественные процессы и тенденции в области государственного развития. В основе классификации методов государственного управления лежит степень взаимодействия объекта и субъекта при осуществлении управленческого воздействия. В связи с этим методы делятся на прямые и косвенные [3].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Выработка теоретических основ государственного управления базируется на продолжительной практике деятельности государств различных стран, в разное время, при различных формах правления. Их развитие представляет собой важную составляющую совершенствования системы государственного управления. Теория предстает перед нами как идеальная форма государственного управления, служит ориентиром, который показывает, куда следует идти. Однако на практике реализация провозглашенных основ оказывается не просто неэффективной, но порой и противоположной множеству задач, функций, принципов государственного управления. Среди основ чаще всего нарушаются принципы государственного управления, что делает невозможным достижение целей и эффективное функционирование государства.

Поэтому актуальность данной темы не теряется даже в XXI веке. Однако прежде необходимо поставить вопрос о том, в какой среде реализуются функции государственного управления. Государственное управление реализуется в первую очередь в системе государственной службы. Особую значимость в системе государственной службы Российской Федерации играет государственная гражданская служба, так как именно она наиболее тесно и напрямую взаимодействует с населением и удовлетворяет его основные публичные потребности.

В процессе государственного управления неизбежно реализуется принятый политический курс. В случае смены субъекта государственного управления существует всегда вероятность смены курса и непоследовательность принятой стратегии. В случае высокого уровня неэффективности системы государственного управления такая смена может принести положительные изменения. Однако частая смена курса приведет к обратным результатам. Принцип преемственности должен соблюдаться. Однако в Российской Федерации данный принцип соблюдается на уровне политического руководства страны.

Принятые стратегии вытекают одна из другой, соответствуют им военные доктрины, концепции. Это объясняется тем, что смена руководителей тех или иных блоков государственного управления происходит периодично и последовательно при том, что номенклатура в целом сохраняется. Если попытаться спрогнозировать ситуацию, в которой президент страны ушел бы в отставку навсегда, то можно предположить то, что на его должность будет выбран чело- век из текущей номенклатуры и, учитывая, что среди субъектов государственного управления появляются молодые специалисты, говорит о том, что данный принцип на политическом уровне сохраняется. Совершенно иначе обстоит дело на более низком уровне управления, где происходит одна и та же модель смены субъекта государственного управления. Как правило, в случае ухода одного субъекта приходит новый, и первым делом занимается «кадровой чисткой», что приводит к смене и надлому механизма взаимодействия в рамках деятельности субъекта государственного управления.

Другой проблемой является государственная кадровая политика, которая требует подготовки нового поколения специалистов в области государственного управления. Положительная ситуация складывается в среде правоохранительной и военной службы, поскольку подготовка кадров сопровождается обязательным закреплением контрактных отношений, распределением по местам службы, а также высоким уровнем финансового обеспечения. Государственная гражданская служба находится в худших условиях, чем другие виды государственной службы.

Многие принципы, которые заложены в теории государственного управления, не то что не соблюдаются государственными служащими и субъектами государственного управления, но и являются незнакомыми для них в обыденном понимании. Большинство из них работает де-юро либо фактически работает в случае угрозы наказания со стороны руководства. В данном контексте формируем вывод о низком уровне организационной культуры государственных служащих. Культура человека чаще определяет его поступки, чем правовые нормы государства. Такова реальность менталитета российского человека, что необходимо учитывать при работе «над ошибками» в рамках государственного управления и государственной службы.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru.
2. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 45.
3. Голощапов Р. В. Государственное управление: учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2016. С. 171.