Ключевые слова: инновационный потенциал, технология, промышленное предприятие.
Социально-экономическое развитие как показатель развития инфраструктуры имеет первостепенное значение для развития территории. Совершенствование механизмов развития инфраструктуры один из наиболее актуальных вопросов в области улучшения общего качества управления экономической системой территории. В современных условиях необходимо учитывать и инновационную составляющую, как часть социально-экономического развития территории.
В общем смысле муниципальное образование можно определить не только как часть территории страны, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов развития инфраструктуры, но и как самоуправляемую комплексную социально экономическую систему, по отношению к которой анализируются вопросы комплексного развития инфраструктуры.
Социально-экономическое развитие на уровне территории [2] – это ключевая задача органов местного самоуправления, которая становится особенно актуальной в периоды кризиса и постоянных структурных изменений.
С принятием Федерального закона № 131 –ФЗ, имеющего принципиально важное значение, произошло внедрение конституционного принципа территориальной организации местной власти в городских и сельских поселениях и на других территориях, который, в свою очередь, привел к кардинальным новациям: появление новых типов муниципальных образований, которые обладают многообразным комплексом вопросов местного значения и целями развития.
На сегодняшний день Федеральный закон № 131 – ФЗ включает в компетенцию органов местного самоуправления вопросы стратегического развития муниципальной территории посредством организации реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. При этом, в законе не дается определение понятию инфраструктура территории и социально-экономическое развитие территории.
В частности, под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования Герасимов А. Н. предлагает [3] понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения, с учетом интересов территорий.
В свою очередь, сущность управления развитием инфраструктуры территории состоит в эффективном влиянии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, которые обеспечивают рост качества жизни населения на основе результативного развития потенциала территории и баланса интересов государства, населения, экономических субъектов.
Помимо этого, Гаврилова А. И. [6] дает следующее определение развития инфраструктуры территории как части социально-экономического развития территории: это поступательное изменение в экономической системе, разнонаправленный процесс, который можно рассматривать с позиции комплекса иерархично составленных социальных и экономических целей.
По мнению А. Г. Исаченко [8] развитие инфраструктуры муниципального образования – комплекс пространственных проблем в развитии данного муниципального образования, способствующее повышению эффективности экономических и социальных сфер общества в целом. Алехин Э. В. [1] определяет данный феномен, как некий режим развития экономики территории, который ориентирован на поступательную динамику ключевых параметров развития территории, обеспечивающий комплексное сбалансированное воспроизводство основных видов ресурсов, экономического, социально-демографического потенциала.
Таким образом, развитие инфраструктуры и социально-экономическое развитие территории рассматриваются, как часть социально-экономической политики территории. За счет использования инструментов реализации развития обеспечивается повышение конкурентоспособности экономики территории.
В современных условиях развитие инфраструктуры муниципалитетов направлено на обеспечение комплексного сбалансированного развития, сокращение уровня межмуниципальной дифференциации в развитии инфраструктуры территории [9]. Кроме этого, развитие инфраструктуры можно рассматривать, как процесс изменения, который влияет на наиболее содержательные процессы экономики территории и социальную систему, которые привязаны к конкретным целям и задачам развития территории.
Можно резюмировать, что под развитием инфраструктуры муниципального образования необходимо понимать постепенные устойчивые качественные и структурные положительные изменения экономической и социальной системы территории. Сбалансированность и комплексный характер экономических и социальных факторов развития территории, переход материального производства и социальной инфраструктуры к качественно новому уровню, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти
- ключевые показатели эффективности развития инфраструктуры территории.
Реализация комплекса прогнозных, плановых и иных документов стратегического планирования территории [5] направлены на достижение ключевых общественных потребностей и интересов населения территории, а также создание наиболее благоприятных условий для жизни и развития экономической системы, находящихся на территории, является основной целью развития инфраструктуры территории.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В условиях, когда органы местного самоуправления являются частью государственного управления, возникает необходимость осуществления выверенного комплекса мер и действий, позволяющих реализовывать стратегию устойчивого развития, обеспечить динамичное развития потенциала инфраструктуры территории, что повышает ответственность органов за решения, принимаемые в социально-экономической сфере.
Стратегическое управление развитием является целенаправленной деятельностью всех заинтересованных субъектов управления для достижения ожидаемых целей развития и зависит от экономических, социальных, политических и географических составляющих территории и осуществляется с использованием комплекса согласованных программ и иных инструментов развития сфер деятельности территории, отличающихся своим разнообразием относительно ресурсов, сроков и приоритетов [3]. Именно посредством данных компонентов территории и инструментов ее развития местные органы стимулируют развитие инфраструктуры территории, повышают налоговую базу, расширяют возможности тех видов экономической активности, в которых заинтересовано население.
Таким образом, основной задачей развития инфраструктуры территории являются [4]: разработка и реализация социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы.
При этом эффективность инфраструктуры развития территории отражает уровень вовлечения экономических и социальных ресурсов в хозяйственный оборот, т.е. степень использования социально-экономического потенциала. Для оценки эффективности социально-экономического развития могут быть использованы системообразующие показатели, позволяющие дать оценку эффективности социально-экономического развития в целом.
Список использованных источников
1. Алехин Э. В. Муниципальная экономика и управление. Пенза. 2007. С. 7-12.
2. Андреев А. В., Борисова Л. М., Плучевская Э. В. Основы региональной экономики. М.. 2007. С. 46–51.
3. Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М. Стратегическое управление социальноэкономическим развитием на региональном уровне // Научный журнал «Фундаментальные исследования». [Электронный ресурс] URL: http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 05.05.2017).
4. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством // Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное самоуправление [Электронный ресурс] URL: http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/Osn_UMH/Osn_UMH5.htm (дата обращения: 25.04.2017).
5. Гапоненко А. Л., Панкрухина А. Л. Теория управления. М. 2010. С.34–38.
6. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М. 2002. С. 14–18.
7. Герасимов А. Н. Стратегический мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов «ДиссерКэт» [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/strategicheskii-monitoring-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii (дата обращения: 07.04.2017).
8. Исаченко А. Г. Экологическая география России. СПб., 2001. С. 28–32.
9. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. М. 2009. С. 78–83.