Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Инновационные аспекты в управлении комплексным развитием инфраструктуры сельских территорий»

Аннотация: в статье рассмотрена инновационные аспекты управления инфраструктурой сельских территорий. Автор анализирует цикл и задачи подобного управления, обращаясь к законодательству и опыту отечественных исследователей.

Ключевые слова: инновационный потенциал, технология, промышленное предприятие.

Социально-экономическое развитие как показатель развития инфраструктуры имеет первостепенное значение для развития территории. Совершенствование механизмов развития инфраструктуры один из наиболее актуальных вопросов в области улучшения общего качества управления экономической системой территории. В современных условиях необходимо учитывать и инновационную составляющую, как часть социально-экономического развития территории.

В общем смысле муниципальное образование можно определить не только как часть территории страны, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов развития инфраструктуры, но и как самоуправляемую комплексную социально экономическую систему, по отношению к которой анализируются вопросы комплексного развития инфраструктуры.

Социально-экономическое развитие на уровне территории [2] – это ключевая задача органов местного самоуправления, которая становится особенно актуальной в периоды кризиса и постоянных структурных изменений.

С принятием Федерального закона № 131 –ФЗ, имеющего принципиально важное значение, произошло внедрение конституционного принципа территориальной организации местной власти в городских и сельских поселениях и на других территориях, который, в свою очередь, привел к кардинальным новациям: появление новых типов муниципальных образований, которые обладают многообразным комплексом вопросов местного значения и целями развития.

На сегодняшний день Федеральный закон № 131 – ФЗ включает в компетенцию органов местного самоуправления вопросы стратегического развития муниципальной территории посредством организации реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. При этом, в законе не дается определение понятию инфраструктура территории и социально-экономическое развитие территории.

В частности, под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования Герасимов А. Н. предлагает [3] понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения, с учетом интересов территорий.

В свою очередь, сущность управления развитием инфраструктуры территории состоит в эффективном влиянии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, которые обеспечивают рост качества жизни населения на основе результативного развития потенциала территории и баланса интересов государства, населения, экономических субъектов.

Помимо этого, Гаврилова А. И. [6] дает следующее определение развития инфраструктуры территории как части социально-экономического развития территории: это поступательное изменение в экономической системе, разнонаправленный процесс, который можно рассматривать с позиции комплекса иерархично составленных социальных и экономических целей.

По мнению А. Г. Исаченко [8] развитие инфраструктуры муниципального образования – комплекс пространственных проблем в развитии данного муниципального образования, способствующее повышению эффективности экономических и социальных сфер общества в целом. Алехин Э. В. [1] определяет данный феномен, как некий режим развития экономики территории, который ориентирован на поступательную динамику ключевых параметров развития территории, обеспечивающий комплексное сбалансированное воспроизводство основных видов ресурсов, экономического, социально-демографического потенциала.

Таким образом, развитие инфраструктуры и социально-экономическое развитие территории рассматриваются, как часть социально-экономической политики территории. За счет использования инструментов реализации развития обеспечивается повышение конкурентоспособности экономики территории.

В современных условиях развитие инфраструктуры муниципалитетов направлено на обеспечение комплексного сбалансированного развития, сокращение уровня межмуниципальной дифференциации в развитии инфраструктуры территории [9]. Кроме этого, развитие инфраструктуры можно рассматривать, как процесс изменения, который влияет на наиболее содержательные процессы экономики территории и социальную систему, которые привязаны к конкретным целям и задачам развития территории.

Можно резюмировать, что под развитием инфраструктуры муниципального образования необходимо понимать постепенные устойчивые качественные и структурные положительные изменения экономической и социальной системы территории. Сбалансированность и комплексный характер экономических и социальных факторов развития территории, переход материального производства и социальной инфраструктуры к качественно новому уровню, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти

  • ключевые показатели эффективности развития инфраструктуры территории.

Реализация комплекса прогнозных, плановых и иных документов стратегического планирования территории [5] направлены на достижение ключевых общественных потребностей и интересов населения территории, а также создание наиболее благоприятных условий для жизни и развития экономической системы, находящихся на территории, является основной целью развития инфраструктуры территории.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В условиях, когда органы местного самоуправления являются частью государственного управления, возникает необходимость осуществления выверенного комплекса мер и действий, позволяющих реализовывать стратегию устойчивого развития, обеспечить динамичное развития потенциала инфраструктуры территории, что повышает ответственность органов за решения, принимаемые в социально-экономической сфере.

Стратегическое управление развитием является целенаправленной деятельностью всех заинтересованных субъектов управления для достижения ожидаемых целей развития и зависит от экономических, социальных, политических и географических составляющих территории и осуществляется с использованием комплекса согласованных программ и иных инструментов развития сфер деятельности территории, отличающихся своим разнообразием относительно ресурсов, сроков и приоритетов [3]. Именно посредством данных компонентов территории и инструментов ее развития местные органы стимулируют развитие инфраструктуры территории, повышают налоговую базу, расширяют возможности тех видов экономической активности, в которых заинтересовано население.

Таким образом, основной задачей развития инфраструктуры территории являются [4]: разработка и реализация социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы.

При этом эффективность инфраструктуры развития территории отражает уровень вовлечения экономических и социальных ресурсов в хозяйственный оборот, т.е. степень использования социально-экономического потенциала. Для оценки эффективности социально-экономического развития могут быть использованы системообразующие показатели, позволяющие дать оценку эффективности социально-экономического развития в целом.

Список использованных источников

1. Алехин Э. В. Муниципальная экономика и управление. Пенза. 2007. С. 7-12.
2. Андреев А. В., Борисова Л. М., Плучевская Э. В. Основы региональной экономики. М.. 2007. С. 46–51.
3. Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М. Стратегическое управление социальноэкономическим развитием на региональном уровне // Научный журнал «Фундаментальные исследования». [Электронный ресурс] URL: http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 05.05.2017).
4. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством // Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное самоуправление [Электронный ресурс] URL: http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/Osn_UMH/Osn_UMH5.htm (дата обращения: 25.04.2017).
5. Гапоненко А. Л., Панкрухина А. Л. Теория управления. М. 2010. С.34–38.
6. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М. 2002. С. 14–18.
7. Герасимов А. Н. Стратегический мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов «ДиссерКэт» [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/strategicheskii-monitoring-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii (дата обращения: 07.04.2017).
8. Исаченко А. Г. Экологическая география России. СПб., 2001. С. 28–32.
9. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. М. 2009. С. 78–83.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

968

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке