Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Измерение мотивационной составляющей в процессе развития базовой и вторичной языковых личностей»

Аннотация. В статье приводятся данные исследования об уровне сформированности мотивов к изучению языковых дисциплин студентов Тверского государственного технического университета в 2015 г. Развитие базовой и вторичной языковых личностей неразрывно связаны между собой. Языковое, когнитивное и культурное развитие студента при обучении иностранному языку обусловливается знаниями по русскому языку.

Ключевые слова: измерение мотивации, изучение родного и иностранного языков, преобразование образовательной модели, развивающие методы обучения, развитие базовой и вторичной языковых личностей, факторы успешного обучения языкам.

Профессиональная подготовка выпускников технических университетов ориентирована на модель специалиста, включающую ряд компетенций, которыми должен овладеть студент в течение обучения в техническом вузе. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования одной из составляющих этой модели является гуманитарная подготовка специалистов инженерного профиля, которая осуществляется и в рамках ряда учебных языковых дисциплин, таких как «Стилистика русского языка и культура речи», «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», «Деловое общение», «Иностранный язык». Эти дисциплины призваны участвовать в становлении открытой творческой личности, обладающей национальным самосознанием, умеющей грамотно, ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, использовать русский и иностранный языки как для профессионального общения и дальнейшего развития в профессии, так и для социо-культурного саморазвития.

Не вызывает сомнения утверждение, что язык и мировоззрение человека тесно связаны между собой. Совершенствование владения языком продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно этот процесс происходит в детстве и юности. Во время учебы в университете процесс овладения родным языком приобретает свою специфику, т. к. студенты учатся использовать язык уже в учебно-научной и профессиональной деятельности, а это требует целенаправленной работы в рамках учебных занятий, на которых формируются специфические умения и навыки, необходимые для устных и для письменных форм. При этом должны формироваться такие компетенции как: КД-1, КД-2, КД-3. Таким образом, по окончании изучения языковых дисциплин, студент должен знать и понимать роль русского и иностранного языков в процессе речемыслительной деятельности, уметь анализировать текстовой материал, разделять его на смысловые части, выявляя логические взаимосвязи между ними, конструировать собственные суждения, а также владеть приемами интеграции и экстраполяции языкового материала [1, с.182].

В соответствии с компетенцией КД-2 студенты в процессе изучения гуманитарных дисциплин постигают письменные и устные формы коммуникации в профессиональной сфере, изучают нормы литературного языка, учатся понимать / создавать тексты различных жанров, а также выбирать адекватные речевой ситуации вербальные и невербальные средства общения.

Не менее важным является и формирование у обучаемых КД-3, а именно: при работе на занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты учатся работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, проявляя способность к разрешению конфликтов и социальной адаптации.

Успешность обучения любой дисциплине во многом зависит, как известно, от отношения к ней обучаемых, от их мотивации, от понимания целей изучения данного учебного материала, от их представления о ценности изучаемых знаний и сформированных умений в их будущей профессиональной деятельности [2, с.30]. Опыт преподавания таких гуманитарных дисциплин, как «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», «Стилистика русского языка и культура речи» и «Иностранный язык» в техническом университете позволяет утверждать, что мотивация студентов к изучению языковых дисциплин у многих студентов снижена. Большинство студентов ошибочно считают, что в рамках дисциплины «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности» и «Стилистика русского языка и культура речи» будут продолжать изучать школьный курс орфографии и пунктуации, а для подготовки к занятиям по иностранному языку достаточно просто пропустить текст через «Переводчик», чтобы преуспеть в обучении. Такое положение вещей привело к необходимости более тщательно изучить представления студентов технического профиля о важности изучения этих дисциплин с целью корректировки локуса мотивации, установления приоритетов в процессе работы со студенческими группами.

Успешность обучения любой дисциплине во многом зависит, как известно, от отношения к ней обучаемых, от их мотивации, от понимания целей изучения данного учебного материала, от их представления о ценности изучаемых знаний и сформированных умений в их будущей профессиональной деятельности [2, с.30]. Опыт преподавания таких гуманитарных дисциплин, как «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», «Стилистика русского языка и культура речи» и «Иностранный язык» в техническом университете позволяет утверждать, что мотивация студентов к изучению языковых дисциплин у многих студентов снижена. Большинство студентов ошибочно считают, что в рамках дисциплины «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности» и «Стилистика русского языка и культура речи» будут продолжать изучать школьный курс орфографии и пунктуации, а для подготовки к занятиям по иностранному языку достаточно просто пропустить текст через «Переводчик», чтобы преуспеть в обучении. Такое положение вещей привело к необходимости более тщательно изучить представления студентов технического профиля о важности изучения этих дисциплин с целью корректировки локуса мотивации, установления приоритетов в процессе работы со студенческими группами.

Анализ полученных результатов дал нам много интересной информации, на основе которой можно корректировать как содержание учебных дисциплин, так и методику их преподавания. Исходные данные получены при опросе студентов 1-2 курсов ТвГТУ разных специальностей и направлений подготовки в 2014-15 учебном году.

Абсолютное большинство респондентов – это студенты 18 лет (96%), 45% из них – девушки, 48% окончили школу в большом городе, 33% – в небольшом городе, 19% – в сельской местности. Только 12% опрошенных назвали русский язык и иностранный язык – любимыми предметами, остальные предпочитают физику, алгебру, геометрию и др. 82% респондентов имели в школе оценки «4» и «5» по иностранному языку, а средний балл по русскому языку по ЕГЭ – 62%. На вопрос «Любите ли Вы читать?» 45% респондентов ответили «да», 52% – «не очень», и 3% – решительно «нет».

Анализ полученной информации позволяет утверждать, что по таким дисциплинам, как русский и иностранный язык студенты I-II курсов ТвГТУ характеризуются как достаточно подготовленные учащиеся на фоне показателей по региону. Вместе с тем изучение данных дисциплин не являлось для них приоритетным в школе и вряд ли является важным в университете. Другой вопрос анкеты был нацелен на изучение общей познавательной активности респондентов в период их учебы в школе. 46% школьников посещали дополнительные курсы в период обучения в школе, причем это прямо зависит от уровня образования их родителей и места проживания: дети, у которых родители имели высшее образование и жили в большом или среднем городе в 2 раза чаще посещали дополнительные курсы. Мы считаем, что у данных респондентов довольно высокий уровень познавательной активности и имеется устойчивая мотивация к учебе в университете.

Довольно интересную информацию удалось получить, изучая предпочтения респондентов в отношении их будущей работы. 35% опрошенных после получения высшего образования хотели бы стать бизнесменами, 37% не определились с выбором будущей сферы деятельности, т. к. выбрали «другой вариант», что очевидно свидетельствует о том, что твердой уверенности в выборе будущей профессии у них нет. Остальные респонденты распределились следующим образом:

11% – хотят работать на государственной службе
10% – работать на предприятии
3% – работать в полиции
3% – работать на стройке
1% – работать в университете.

По нашему мнению, главный критерий, который молодые люди выделяют при избрании будущей профессии, – ее денежное обеспечение, престиж и имидж профессии.

Значимой корреляции по гендерному признаку у опрошенных и их предпочтений в будущей сфере деятельности не выявлено.

Проводя анкетирование, мы хотели выяснить, насколько важным считают студенты технического университета изучение вышеозначенных учебных дисциплин. Респондентам предлагалось шесть вариантов ответов с использованием трехбалльной шкалы «Да», «Не уверен», «Нет».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Среднее число устойчиво положительных ответов о преимуществах изучения иностранного языка (возможность найти работу в иностранных компаниях, способствование карьерному росту, возможность читать профессиональную литературу на иностранном языке, повышение самооценки, возможность общаться на иностранном языке в поездках в другие страны и т.п.) в техническом вузе достигло 36,5 %.

Среднее число устойчиво положительных ответов о подобных преимуществах изучения дисциплин «Речевая коммуникация», «Деловое общение» и «Стилистика русского языка и культура речи» – 29,3%. Другими словами треть студенческой аудитории правильно оценивает значимость и роль родного и иностранного языков в современном мире. При этом 22% и 24% соответственно не уверены, что знание данных дисциплин поможет им найти хорошую работу в России. Это подтверждает вывод о неуверенности молодых людей в будущем.

Абсолютное большинство опрошенных (83%) считают, что изучение дисциплин «Стилистика русского языка и культура речи», «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», «Деловое общение» не является для них трудным, что объясняется, вероятно, тем, что большинство из них в школе имели довольно глубокие знания по дисциплине «Русский язык». Однако практически все отмечают недостаточный уровень владения иностранным языком для обучения в вузе.

Анализ полученных результатов позволил нам сделать некоторые выводы.

Во-первых, совершенно очевидно, что на первых же занятиях по вышеназванным дисциплинам необходимо целенаправленно разъяснить первокурсникам цели и задачи изучения данных дисциплин, практическую значимость знаний и умений, которые студенты получат в процессе их изучения, важность сформированных компетенций для их будущей профессиональной деятельности. Необходимо также уточнить, чем будут отличаться вышеназванные курсы от сходных учебных дисциплин, изученных студентами в школе.

Во-вторых, очень важно довести до сведения обучаемых то, что успешность их деятельности будет во многом зависеть от их личной активности и дисциплинированности, от умения правильно распределять свое время и вовремя выполнять все задания, не откладывая это на предэкзаменационный период.

В-третьих, для повышения мотивационной составляющей при обучении русскому и иностранному языкам преподавателю необходимо использовать развивающие методы обучения, лингвистические задания поискового, проблемного и творческого характера, проектные задания. При изучении и сопоставлении языкового материала происходит совершенствование когнитивных операций обучаемых. Например, в Тверском государственном техническом университете среди студентов 1-2 курсов проводится конкурс презентаций на иностранном языке на тему «Тверь и Тверской Государственный Технический Университет – центры инновационных технологий». Опыт работы показал также высокую эффективность такой формы работы со студентами, как учебно-практическая конференция «Языковая личность специалиста XXI века», которая уже трижды проводилась в ТвГТУ [5, с.85]. Участники данных мероприятий в течение длительного периода готовят доклад, некоторые даже проводят собственные исследования, анализируют полученные результаты и делают публичное научное выступление. Для студентов начальных курсов это становится значительным событием в их жизни, первым опытом их научной деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что подобные формы обучения повышают их интерес и мотивацию к изучаемым гуманитарным дисциплинам.

Владение родным и иностранным языками, умение общаться, вести диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. При анализе произведений русской и иностранной литературы обучаемые постигают эталоны речи, узнают и сравнивают культурные традиции народов.

Формирование базовой языковой личности происходит в родной языковой среде. Развитие вторичной языковой личности происходит при осознанном освоении иностранного языка [4, с.31]. Этот процесс характеризуется лексическим, грамматическим, интонационно-фонетическим исполнением речи, умением перейти с родного языка на иностранный и наоборот, использовать русский язык в качестве компенсаторного фактора в иноязычной речевой деятельности, умение менять речевое поведение в соответствии с правилами поведения в стране изучаемого языка. Когнитивным результатом обучения языковым дисциплинам является формирование способности к самообучению, которую мы понимаем как наличие мотивации к изучению языка и умение результативно организовать учебно-познавательную деятельность (поиск и обработка информации, систематичность, саморегуляция и самоконтроль). Формирование базовой и вторичной языковых личностей неразрывно связаны между собой. Языковое, когнитивное и культурное развитие студента при обучении иностранному языку обусловливается знаниями по русскому языку. Педагогами и лингвопсихологами доказано, что дети, владеющие двумя языками, справляются с задачами быстрее, чем говорящие только на одном языке, общение на нескольких языках влияет на эмоциональное развитие детей, улучшает восприятие на слух, внимание способствует развитию мозга [3, с.15].

С целью наибольшего эффекта при обучении иностранному языку необходимо использовать лингвистические навыки обучаемых в родном языке, а для этого преподавателю следует учитывать следующие факторы:

— уровень сформированности учебных умений для успешного изучения русского и иностранного языков;

— уровень сформированности языковых навыков и умений;

— уровень когнитивного развития студентов (логическое мышление, развитие навыков анализа, сравнения, обобщения, памяти, переключения);

— уровень социально-коммуникативного развития;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

— уровень культурного развития (знание классических произведений русской и зарубежной литературы, правил речевого этикета).

При успешном сочетании данных факторов развиваются такие качества как чистота и выразительность речи, коммуникабельность, любознательность, и, что не менее важно в современной ситуации, способность сопереживать. Таким образом, в процессе языкового обучения происходит культурное развитие личности, воспитание свободного, независимого от амбиций и влияния гражданина, уважающего традиции любых народов.

Список использованных источников

1. Иванова, Т. А. Использование проектного метода при обучении иностранных студентов технических университетов русскому языку (на материале лингвострановедческого пособия) // Русский язык и культура в современном образовательном пространстве: V Международная научно-практическая конференция: Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 23-24 октября 2014 г: Тезисы докладов. – М.: МАКС пресс, 2014. – с.182-184
2. Иванова, Т. А. О роли и значении лингвистических дисциплин при обучении студентов технических университетов в условиях перехода на ФГОС // Интеграция науки и образования – производству, экономике: сборник трудов межрегиональной научно-технической конференции «Интеграция науки и образования – производству, экономике» / Под ред. доктора технических наук, проф. Б. Ф. Зюзина. Тверь: ТвГТУ, 2012. Т. 2. Тверь: ТвГТУ. С. 29-30.
3. Лысенко, Н. Е. Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02. – Издательство ОГУ. Орел, 2006. – 24с.
4. Сизова, В.В. Развитие языковой личности при изучении иностранного языка / В.В. Сизова, Н.С. Орлова // Сборник материалов научно-практической конференции «Языковая личность специалиста XXI века» – Тверь: ТвГТУ, 2014. – С.29-33.
5. Цветкова, И. В. О преемственности в формировании коммуникативных умений и навыков студентов технического вуза // Образование в XXI веке Материалы Всерос. науч. заоч. конф.. Редкол.: Майкова Э.Ю. (отв. ред.) и др.. Тверь, 2007. С. 94-96.

 

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1135

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке