Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Исследование жизненного цикла организации (на примере ЗАО «Орский хлеб)»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения жизненного цикла организаций. Особое внимание уделено авторской модели жизненного цикла И. Адизеса. Проводится анализ жизненного цикла ЗАО «Орский хлеб»: изучаются стадии, на которых ранее находилось предприятие, определяется текущая стадия жизненного цикла и круг соответствующих данной стадии проблем, выявляются недостатки в деятельности предприятия.

Ключевые слова: жизненный цикл организации (ЖЦО); модель И. Адизеса; PAEI-код.

Все организации, как и товары, рынки, общества, обладают жизненным циклом: они возникают, развиваются и растут, переживают кризисы, стареют и умирают, одни организации существуют несколько месяцев, а другие ‒ не один век.

О жизненном цикле и законах, обуславливающих развитие организаций, хорошо сказано у Э. Пенроуз: «Существуют законы, обусловливающие развитие фирм, подобные тем законам, по которым… развиваются живые организмы, причём разные стадии развития являются функцией… возраста» [1].

На срок жизни организации влияет большое количество факторов (размер компании, величина издержек, стратегия, имидж и другие), и в разных ситуациях влияние этих факторов неодинаково.

На сегодняшний день вопрос об актуальности теории жизненного цикла организации (ЖЦО) не вызывает сомнений. В наши дни понимание законов, по которым «живут» организации, не роскошь, а жизненная необходимость для фирмы, которая стремиться работать на рынке долго и устойчиво.

В последние годы огромный интерес к моделям ЖЦО вызван рядом знаковых публикаций на эту тему в научных и деловых журналах. Кроме того, популярность идеи растет благодаря активной лекторской, писательской и консалтинговой деятельности одного из ведущих современных специалистов по управлению жизненным циклом организаций доктора И. Адизеса. Предложенная им модель жизненного цикла весьма популярна не только ввиду активного её продвижения самим автором, но и благодаря оригинальности самой модели, суть которой заключается в описании каждой стадии жизненного цикла с помощью PAEI-кода. На первый взгляд модель ЖЦО И. Адизеса может показаться сложной, так как она состоит аж из 10 стадий, каждой из которых присвоен свой уникальный код. Сущность этого, на первый взгляд загадочного, PAEI-кода и модель ЖЦО подробно описаны Адизесом в его книге «Управление жизненным циклом корпорации»[2], которая доступна и российским читателям, кроме этого, данную модель изучают в курсе «Теория организации», который читают студентам экономических направлений подготовки.

Всего стадий 10, последняя из них Гибель, но не всегда компания обречена на смерть. Так некоторые организации стараются умело удержаться на стадиях расцвета или стабильности, другие ‒ вовремя создают новую ветвь жизненного цикла.

Проведём анализ жизненного цикла на примере ЗАО «Орский хлеб». Данное предприятие занимается производством хлеба и кондитерских изделий и является одним из крупнейших в Восточном Оренбуржье.

История предприятия началась ещё в советское время в 1939 г., когда был введён в эксплуатацию «Орский Хлебокомбинат» [3]. В СССР все предприятия были государственной собственностью. Этот факт в контексте данной статьи (изучение ЖЦО) очень важен, так как в теории И. Адизеса ничего не сказано о государственных предприятиях и плановой экономике, существовавшей в Советском Союзе (И. Адизес ‒ зарубежный специалист). У предприятий, созданных в советскую эпоху, нет персонифицированного создателя. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что начальные стадии теории Адизеса неприменимы к таким предприятиям.

Начиная с 11 июня 1993 года, предприятие вело свою деятельность как ОАО «Орский Хлебокомбинат» и уже было частной собственностью. 17 мая 2000 года предприятие было преобразовано в ЗАО «Орский хлеб».

Начало двухтысячных годов стало расцветом предприятия. Именно в начале двухтысячных предприятие превратилось в группу предприятий. Так, в период с 2004 по 2007 год были основаны дочерние предприятия ООО «Орский хлеб ‒ АГРО», ООО «Уралпласттара», ООО «Торговый Дом «Орский хлеб». В период с 2002 по 2009г. предприятие активно участвует во всевозможных выставках и ярмарках («Золотая осень», «ЮжуралЭкспо», «Наша марка»), завоёвывая огромное количество медалей и дипломов.

Период 2008-2009гг. ‒ стадия стабилизации «Орского хлеба». В этот период предприятие не расширяется, но продолжает принимать участие в выставках, его прибыль и в 2008, и в 2009 году примерно одинакова. Кажется, что компания уже достигла того, чего хотела: она уже прочно заняла своё место на рынке, система управления уже устоялись. Стадия стабильности ‒ это своего рода рубеж, когда компания перестаёт расти и развиваться и начинается процесс старения предприятия. На стадии стабилизации кривая жизненного цикла меняет своё направление на нисходящее.

Для «Орского хлеба» процесс старения начался в районе 2010 года. Эта граница условна, ведь старение начинается не после стадии стабилизации, а во время неё и продолжается далее, а организация постепенно переходит от одной стадии к другой. «Орский хлеб», довольно крупное предприятие, со временем теряет гибкость и начинает медленно отвечать рыночным изменениям. Используемые методы опираются на старые организационные формы и сложившиеся традиции. На предприятии привыкли, что они раньше были ведущим предприятием города, поэтому пренебрегают инструментами маркетинга: плохо налажена система продвижения продукции, информация на сайте устарела, все заняты оперативным учётом. Понятно, что предприятие уже давно как прошло стадию стабилизации, перейдя дальше.

Здесь, однако, стоит отметить, что оно перешло к бюрократическим стадиям, «проскочив» мимо стадии Аристократии. Так как Адизес работает с крупными зарубежными компаниями, то стадия Аристократия характерна для корпораций, которые тратят много средств на проведение роскошных конференций, в таких компаниях руководство может завышать цены на продукцию, обосновывая это исторической ценностью бренда. Как видим, эта стадия не для нашего предприятия.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Как уже было сказано, «Орский хлеб» теперь находится на стадиях бюрократизации (у Адизеса их две: Ранняя бюрократия (или Охота на ведьм) и Бюрократия). Так как проблемы стареющей организаций примерно одинаковы, а этапы старения отличаются между собой по интенсивности и масштабу проблем, то чётко разграничить одну стадию от другой не всегда возможно. Но всё-таки, «Орский хлеб» находится ближе к стадии Бюрократии: в организации используется большое количество инструкций и правил, которые работают неэффективно, у сотрудников нет желания что-то менять, ибо они привыкли, платят немного, поэтому одни сотрудники сменяются другими. Кроме этого, система продвижения работает плохо: в крупных продуктовых сетях города в наличии только хлеб, но в них невозможно найти другой продукции предприятия. Пряники, вафли, торты реализуются только через фирменные магазины «Орский хлеб». К сожалению, многие из них в последние годы часто оказываются в убытке. Кроме этого, «Орский хлеб» свою продукцию не рекламирует, часто руководители фирменных магазинов «Орский хлеб» не знают, что сейчас выпускает предприятие. Руководство винит в этом управляющих магазинов, плохо знающих ассортимент, но почему-то само не считает нужным обновить плакаты с ассортиментом продукции. Естественно, что при таком подходе и потребитель остается в неведении, что сказывается на объемах реализации. Кстати, в том, что руководство ЗАО «Орский хлеб» пытается переложить вину на управляющих магазинов, можно заметить некоторые черты стадии Охота на ведьм (Ранняя бюрократия).

Из выше сказанного можно заключить, что «Орский хлеб», к сожалению, переживает не лучшие свои времена. Предприятию далеко не всегда удается получить прибыль от своей деятельности. К основным негативным факторам, влияющим на деятельность предприятия, можно отнести рост цен на сырье, рост тарифов на услуги поставщиков энергоресурсов, кадровые проблемы, усиление конкуренции, отсутствие на «Орском хлебе» системы маркетинга, убыточность фирменной торговли.

Как видим, проблем много, поэтому предприятию уже сегодня просто необходимо разработать и реализовывать грамотную маркетинговую стратегию по продвижению собственной продукции и принять меры для улучшения своего положения, чтобы обеспечить себе надёжное и стабильное будущее.

Список использованных источников

1. Пенроуз Э. Биологические аналогии в теории фирмы. Цит. по: Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Под ред. Г.В. Широковой. ‒ Санкт-Петербург : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010. ‒ 495 с.
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации : пер. с англ. ‒ М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. ‒ 512 с.
3. Официальный сайт ЗАО «Орский хлеб». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://орскийхлеб.рф.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1643

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке