Аннотация. В статье рассмотрены основные задачи и методика проведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, основные нарушения, которые наиболее часто выявляются в ходе проведения проверки.

Ключевые слова: поставщики, подрядчики, контроль, ревизия, расчеты, бухгалтерский учет.

В процессе финансово-хозяйственное деятельности любой организации возникает необходимость контроля за учётом расчётов с поставщиками подрядчиками. Достоверное отражение в учёте дебиторской и кредиторской задолженностью по расчётам с поставщиками имеет большое значение, так как сумма балансовых остатков по этим задолженностям и период оборачиваемости каждой из них влияет на оценку финансового состояния организации.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Для проведения внутреннего контроля используются данные бухгалтерского учета и отчетности. Правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах [2].

Цель ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками является проверка соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверности отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетности.

Основные задачи проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:

− проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками и соответствие их оформления требованиям законодательства;
− проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству, качеству и суммам, инструментам и валютам платежа и др.;
− оценка задолженностей по реальности к взысканию и по срокам погашения;
− проверка организации претензионной работы и ее эффективности;
− анализ эффективности используемых инструментов расчета и валют платежа[3].

Этапы проведения ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками:

1. Наличие и правильность оформления договоров на приобретение ТМЦ (источники: договора, письма, счета-фактуры и приходные ордера)
2. Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров (источники: Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ)
3. Проверка правильности изъятия поставщиками НДС (источники: счета-фактуры, инструкции по НДС)
4. Правильность внесения данных счетов поставщиков в учетные регистры (источники: счета-фактуры, регистры бухгалтерского учета)
5. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности (источники: регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам)
6. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов (источники: аналитические данные по счету 60)
7. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами (источники: счета, приходные акты, накладные, данные склад. учета)
8. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов (источники: регистры бух. учета, счета, платежные поручения)
9. Наличие и правильность оформления договоров на реализацию ТМЦ (источники: договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера)
10. Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры (источники: счета-фактуры, регистры бух. учета)
11. Проверка реальности дебиторской задолженности (источники: регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам)
12. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов (источники: аналитические данные по счету 62)
13. Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц (источники: счета, расходные акты, накладные, данные складского учета)
14. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов (источники: регистры бухгалтерского учета, счета, платежные поручения) [4].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Подтвердив достоверность сальдо расчётов с поставщиками и подрядчиками, ревизор, прежде всего, изучает договора поставки продукции и другие финансово-хозяйственные договора на оказанные организации услуги, выполненные работы и устанавливает их соответствия требованиям норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использование проверяемой организации своих прав в случаях нарушения условий договоров поставки.

При проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками необходимо оценить качества поступающей первичной информации. Это связно с тем, что все документы данного раздела поступают в организацию извне, а в соответствии с требованием действующего законодательства РФ к организациям, применяются меры экономического воздействия за принятие к учету операций по ненадлежащее оформленным первичным документам.

Далее необходимо получить доказательства, что расчёты с поставщиками подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учётных регистрах. Для этого проверяют непосредственно расчётные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учётных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и расчётно-платёжных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС [3].

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо установить соблюдение срока исковой давности (три года).

В ходе проверки следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учётных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счётам 08, 10, (15, 16), 20, 23, 25, 26, 41, 44. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или 62, 76 при не денежной форме погашения обязательств.)

Данные синтетического учёта подтверждаются данными аналитического учёта. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и бухгалтерского баланса.

Типичные ошибки, выявленные ревизией:

1) отсутствие договоров с поставщиками и подрядчиками или неправильное их оформление;
2) ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов);
3) отражение в учете не реальной дебиторской и кредиторской задолженности;
4) не соответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
5) не правильное или не правомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;
6) подделка документов в составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;
7) счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при изменении количества, веса, размеров);
8) прикрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому;
9) несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
10) списание безнадежного долга за счёт прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
11) неправомерное признание задолженности безнадёжной и её списание по сомнительным долгам;
12) несвоевременное предъявления претензий поставщикам и неправильное оформление по договорам предъявленных претензий [4].

Таким образом, рациональная организация контроля и ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Список использованных использованных 

1. Маничкина М.В. Группировка затрат при формировании финансовой информации с учетом запросов внешних пользователей / В сборнике: Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: Императивы, правовые и хозяйственные механизмы. 2014. С. 133-136.
2. Обухов В.А., Лялюк А.В. Внутренний контроль на предприятии и пути его совершенствования/В сборнике: Проблемы развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2015. С. 199-201.
3. Урбанович И.О., Лялюк А.В. Проведение ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками и меры по ее совершенствованию//Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы международной научно-практической конференции(25 марта 2016 г.). Ч. 3. -Саратов: Академия управления, 2016. -С. 79-82.
4. Багдасарян Г. А. Контроль и ревизия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Тип. РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2013. – 103 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2246

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке