Научная статья на тему «Некоторые проблемы, связанные с осуществлением политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Аннотация. В данной статье дается описание определенных проблем, которые препятствуют  успешному  осуществлению политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности страны. В связи с ростом глобальной конкуренции и исчерпанием источников экспортно-сырьевого типа, эти проблемы ставят под вопрос энергетическую безопасность страны и ее экономический рост.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергосервис, энергетический менеджмент.

Являясь основой жизнедеятельности человека, энергетические ресурсы присутствуют в любой сфере производства и потребления. Политика, направленная на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, широко и успешно используется в развитых странах,  способствуя  значительному  снижению  затрат, обеспечению

конкурентоспособности и инновационности как производственного, так и жилищно-коммунального секторов. Именно повышение роста энергоэффективности и энергосбережения может стать драйвером качественного развития и роста экономики. Актуальность проблемы не оставляет сомнений – в течение последних лет наблюдается постоянный рост спроса на энергоресурсы, причем энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня примерно в 2,5 раза и в 2,5–3,5 раза выше, чем в странах с развитой экономикой. Чрезмерная энергоемкость валового внутреннего продукта напрямую влияет на снижение энергетической безопасности страны и ведет к сдерживанию экономического роста. Ситуация становится наиболее критичной в свете усиления мировой конкуренции и исчерпания традиционных источников экспортно-сырьевого типа. Сложившиеся условия в стране более чем неблагоприятны: основная часть основных фондов устарела, а именно более 90%

70% технологического оборудования электрических сетей, а также 66% тепловых сетей были построены более 25 лет назад, а полностью изношенные, причем функционирующие основные фонды в промышленности составляют 15%.

Рассмотрение политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве одного из драйверов будущего экономического роста внесло свою лепту в создание ряда нормативно-правовых документов, таких как Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, а также государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая включает в себя подпрограмму « Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Важно отметить, насколько широко используется программно-целевой метод: в каждом регионе России была разработана целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Большая часть крупных муниципальных образований также приняли отдельные программы. Общее количество государственных программ энергосбережения и энергоэффективности, действующих на территории Российской Федерации, превосходит 300. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» устанавливает:

1) требования к обороту товаров, предполагающих использование энергоресурсов;

2) запреты или ограничения производства товаров с низкой энергоэффективностью;

3) обязанности по учету используемых ресурсов;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

4) требования энергетической эффективности зданий и т.д.;

5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в свою очередь, нацелена на:

1) стимулирование привлечения инвестиций в реализацию мероприятий в соответствующей области;

2) создание правовых, организационно-управленческих и др. условий, которые призваны способствовать развитию и реализации

3) повышение информированности общества о состоянии и деятельности в соответствующей области.

Однако, несмотря на объем нормативно-правовых документов, призванных регулировать данную сферу, изменения происходят чрезвычайно медленно и крайне нерезультативно. На федеральном уровне возникают трудности с реализацией программ вследствие целого ряда проблем: макроэкономических, государственного регулирования, неразвитости институциональной среды, а также вследствие слабой организации статистических наблюдений и мониторинга. На уровне региона ответственность управляющих структур является размытой; частные средства для софинансирования субсидий на реализацию проектов по энергосбережению привлекаются слабо. Опыт развитых стран показывает, что существует ряд инструментов государственного регулирования, которые эффективны при отслеживании информации для оценки и мониторинга осуществления программ, однако, эти механизмы еще не используются в России.

Основной  причиной  неадаптированности  регионов  к переходу на программно-целевой метод управлением энергетической эффективностью и энергосбережением является отсутствие единой системы управления энергоэффективностью,  как  на  федеральном,  так и на региональном уровнях. Кроме того, отсутствует реальная ответственность за снижение валового внутреннего продукта и валового регионального продукта и за показатели энергоэффективности   в регионе. Итак, ключевыми факторами, тормозящими успешное применение программно-целевого подхода, являются:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

  • неэффективные механизмы налогового стимулирования;
  • непроработанность системы госгарантий;
  • неразвитый механизм предоставления льготного заемного финансирования;
  • неразвитое государственно-частное партнерство;
  • неэффективность энергосервисных договоров, возможность законным способом «обойти» некоторые положения договора и др.

Многочисленные исследования и опыт показали, что при стремлении максимально быстро и с наименьшими затратами добить-   ся поставленных целей необходимо ориентироваться на основных потребителей  энергии,  то  есть  промышленность,  доля  которой  в балансе производства и потребления электроэнергии составляет чуть более 52%, жилищно-коммунальное хозяйство – около 14%, причем потери при транспортировке энергии являются колоссальными и составляют более 10% от всей потребляемой энергии1, что является неизбежным последствием постоянно устаревающей инфраструктуры, основных фондов, использования неэффективных технологий и пренебрежения сбережением энергии. Исследования зарубежной некоммерческой организации показали, что в среднем на торгово-промышленных потребителей энергии (промышленные предприятия, корпорации и т.д.) приходится 55% от всей энергии, сэкономленной при помощи программ энергетической эффективности. При составлении программ в сфере повышения энергоэффективности в промышленности учитывались потенциал энергосбережения на предприятии, его особенности, зависящие от вида производственной деятельности, производительности установки и т.п. Индивидуализированности программ уделяется особое внимание, поскольку единый подход не применим. Для успешной реализации программы государству необходимо стимулировать обмен знаниями и осуществлять техническую поддержку, поощрять предприятия с низкой энергоемкостью, например, налоговыми льготами или предоставлениями государственных заказов при достижении определенного уровня энергоэффективности2. Таким образом, для решения проблем в промышленном секторе потребуется внедрение систем энергетического менеджмента. Международное энергетическое агентство определило критерии, согласно которым удастся создать программу, которая будет способствовать эффективному внедрению систем энергетического менеджмента на предприятии. Во-первых, это привлечение заинтересованных специалистов и предварительный анализ. Во-вторых, необходимость планирования и осуществления перехода, учитывая нормативно-правовые аспекты. Кроме того, важно строго контролировать процесс реализации подобных шагов, производить и фиксировать периодическую оценку результатов. В-третьих, успех внедрения систем энергетического менеджмента непосредственно коррелирует с предоставлением соответствующих ресурсов и вспомогательных механизмов, таких как повышение производительности зданий, проведение обучений, снабжение определенными инструментами и обучающими материалами. Кроме того, важно учитывать, что в случае нехватки на предприятии кадров, компетентных для выполнения соответствующих задач, рациональным действием будет прибегнуть к аутсорсингу, поскольку это обеспечит профессиональность и большую эффективность. Существенный вклад в развитие и улучшение сделают надежные системы мониторинга и оценки. Мониторинг позволит выявить пробелы в реализации и соответствие плановых показателей действительным. Ключевой задачей является определение общего результата и выгоды от применения СЭМ. Чрезвычайно важно понять, какие факторы имели решающее действие при применении систем энергетического менеджмента1. Использование стандарта ISO 50001 станет отличным руководством для компаний по интегрированию энергоэффективности в текущую управленческую практику, поскольку данный стандарт снабжает организацию любого типа и размера комплексной стратегией действий в управленческой и технической областях, помогая повысить энергетическую эффективность и увеличить использование возобновляемой энергетики и инновационных продуктов. Нельзя опускать при этом тот факт, что функционирование в рамках вышеуказанного стандарта будет иметь разноплановый эффект: позволит обеспечить управленческую прозрачность и повысить управляемость компании, инвестиционную привлекательность и рост капитализации, а также позволит создать имидж надежной компании и увеличит общую конкурентоспособность.

Энергосервисные контракты (ЭСКО) являются важным рычагом для совершенствований. Однако, рынок энергосервисных услуг в России развит достаточно слабо. Опыт ООО «Первая национальная энергосервисная компания» показал, в чем причина столь медленного развития ЭСКО. Во-первых, это информационный вакуум. Поскольку закон №261 можно считать достаточно молодым, очень многие управляющие компаний решают прибегнуть к помощи ЭСКО лишь при поступлении приказа «сверху», без глубинного понимания важности модернизации, которая приведет к значительной экономии. К тому же, при взаимодействии с ЭСКО компании не проявляют желания сотрудничать, напротив, хотят лишить себя дополнительных затруднений и не вступают во взаимодействие с ЭСКО. Еще одним препятствием к развитию рынка энергосервисных контрактов в бюджетной сфере является отсутствие компенсации затрат, понесенных ЭСКО при проведении подготовительных работ, в некоторых случаях, у заказчиков отсутствуют приборы учета электроэнергии, в данном случае, ЭСКО вынуждены устанавливать приборы и нести убытки. Основным препятствием же является низкая стоимость ресурсов, что делает инвестиции в энергоэффективность не столь критичными, поскольку цена энергосбережения окажется не слишком высокой.

Коммунальные хозяйства являются достаточно энергоемкими, и снижение энергопотребления в них привело бы к значительной экономии, для этого закон о энергосбережении № 261 предусматривает необходимость оснащения жилых помещений индивидуальными приборами учета, однако, в законодательстве имеются «лазейки», которые позволяют обойти закон без нарушений. Обратимся непосредственно к приказу Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627, который определяет критерии наличия или отсутствия возможности установления приборов учета. Критерии, указанные в документе, позволяют не производить оприборивание, даже если такая возможность имеется. Кроме того, в акте обследования, который приведен в данном документе не содержится информация о том, в какой орган необходимо передать данный акт, кто ответствен за проверку указанных сведений, кто ответствен за корректировку нормативов потребления при технической невозможности установки приборов учета, и кто несет ответственность за неисполнение закона № 261 и к кому необходимо применить штрафные санкции.2 Данные неточности в законе позволяют управляющие компании легально игнорировать политику энергосбережения и энергоэффективности. Завершающим элементом на пути к успешному осуществлению политики энергосбережения является осуществление государственных инициатив в области популяризации энергосбережения и энергетической эффективности. Существующий информационный вакуум препятствует пониманию важности деятельности, направленной на повышение энергетической эффективности. На сегодняшний день, как в обществе, так и в органах государственной власти, нет сформированного представления об этом. Средства массовой информации практически не используются для пропагандирования энергетически эффективного типа хозяйствования; отсутствуют специалисты в сфере энергоэффективности; отсутствуют мероприятия в регионах и муниципалитетах, направленных на распространение знаний об энергоэффективных технологиях, реальных приемуществах энергосбережения. Органы государственной власти должны играть ведущую роль в продвижении политики энергоэффективности и энергосбережения, однако на настоящий момент в связи с недостатком технически подготовленных кадров, это является невозможным.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 321 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
3. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
4. Цакунов С.В. Реализация энергосервисных контрактов в России // Энергосбережение №3, 2012 г.
5. Бюллетень социально-экономического кризиса в России: Динамика потребления электроэнергии как индикатор экономической активности [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2016. Февраль. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/7945. pdf (дата обращения: 17.09.2016).
6. Energy Management Programmes for Industry. // International Energy Agency (официальный сайт), 2015. [Электронный ресурс] URL:http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/ policypathwaysindustry.pdf (дата обращения: 19.09.2016).
7. Kelly M., Rogers E. Communicating the Value of Industrial Energy Efficiency Programs. [Электронный ресурс]. // American Council for an Energy-Efficiency Economy. 2016, February. URL: http://aceee.org/ communicating-value-industrial-energy-efficiency (дата обращения: 17.09.2016).