Ключевые слова: математика, образование, преподавание, статистика, подготовка, гуманитариев, моделирование, математизация, гуманитарные, общественные, науки, технологизация.
Как когда-то писал В. А. Рохлин что «до сих пор все образованные общества, до недавнего времени, были образованными гуманитарно. Ещё в истории не было общества человеческого, которое было бы массовым образом образовано в области точных наук» [1]. В настоящее же время бурное развитие количественной методологии в науках о человеке, предъявляет все большие требования к уровню соответственной информационной, математической компетентности специалистов, работающих в системе «человек-человек» [2, 3]. Методы математического моделирования (нейронные сети, имитационное, структурное моделирование и т.д.), технические средства и обеспечение (компьютеры, программы, Интернет и т.д.) открывают новые возможности по продуктивному анализу, позволяют справляться с теми задачами, решение которых было принципиально невозможно в рамках традиционных подходов [4, 5]. Все это бесспорно во благо и позволяет специалистам сконцентрироваться на своей наиболее важной содержательной стороне своей деятельности.
В настоящее время ведется серьезная математическая подготовка у экономистов, что, разумеется, оправдано не только значимостью таких компонентов математического образования как: математика как инструмент развития логического и пространственного мышления; математика как часть общечеловеческой культуры и т.д. и т.п., но и ее применением в профессиональной деятельности. Математическая подготовка социологов, политологов также обуславливается макро- или метахарактером изучаемых ими процессов. Хорошая математическая подготовка ведется у психологов. Так, например, в наиболее развитых частях нашей родины на психологических факультетах преподаются такие дисциплины «Математические основы психологи» [6], «Экспериментальный дизайн психологического исследования», «Основы структурного моделирования в психологии и педагогике» [7]. Да и чего тут говорить: математики, аналитики, статисты много сделали для психологии!
Заведующий кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета В. А. Еровенко отмечает необходимость подготовки к хорошему математическому образованию студентов-философов: «…в соответствии со своим наименованием университет должен готовить не узких специалистов, а интеллигентов широкого профиля. Этому может способствовать тот способ мышления, который называют «математикой-философией» и который заставляет думать об окружающем мире, используя всю мощь своего математического образования» [8].
Отметим, что происходит не только проникновение математики в гуманитарные и общественные науки (педагогику, лингвистику, историю, юриспруденцию и т.д), но и наблюдается другой процесс: технологизация гуманитарного знания (Б. Г. Юдин), его ориентация на получение конкретных практических выводов [9]. Подтверждение полученных результатов в свою очередь немыслимо без применения математических методов и методов математической статистики.
При всех достоинствах математики, ее универсальности и содействия развитию цифровых технологий, информационного и социального поля в жизни людей, без сомнений ее трудно изучать, реподавать, как
и трудно полюбить!
Список использованных источников
1. Рохлин В.А. Лекция на тему: преподавание математики нематематикам /http://www.pdmi.ras.ru/~olegviro/RokhlinLect.html
2. Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных
специальностей: методические аспекты [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 4. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 9.09.2013).
3. Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических
исследованиях [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 9.09.2013).
4. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 9.09.2013).
5. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 9.09.2013).
6. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов / Р. И. Остапенко. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 76 с.
7. Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета. – Воронеж., 2012. – 116 с.
8. Еровенко В.А. Максима Канта и общее математическое образование: эскиз размышления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/98603.pdf (дата обращения: 29.11.2013).
9. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №3. – С.129-138.
10. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. №1. — URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/(дата обращения: 28.04.2013).