Ключевые слова: российское общество, патриотизм, духовное наследие, нравственность.

Патриотизм, питаемый духовным наследием Великой Победы, стал решающим фактором в послевоенное время восстановления разрушенной страны, народного хозяйства, материальной и духовной культуры. Он обеспечил мощное развитие Советского Союза, превращение его в одну из сверхдержав мира, что является бесспорным утверждением самобытного и свободного социально-экономического и политического бытия страны перед лицом истории. Духовное наследие Победы, обеспечивающее органичное единство высоких духовно-нравственных ориентиров в виде консолидирующих идей и общей цели развития общества и государства позволяло поддерживать высокие темпы развития экономики, науки и техники, культуры, промышленности и сельского хозяйства, укреплять обороноспособность страны, повышать боеспособность и боеготовность Вооруженных сил.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

«За последнее десятилетие – пишут А.И. Поберёзкин и М.П.Карпенко, за редким исключением, мы не найдем в научной и общественно-политической литературе методологических разработок по проблеме содержания духовного наследия. Не здесь ли кроется одна из причин того, что арена «битвы» непримиримых позиций из области теоретических исследований и исторических поисков переведена на улицы российских городов в виде боевых маршей националистов и стихийных противодействий им неорганизованной, но действительно патриотической части населения России, помнящей об уроках германского нацизма и его последствиях» [1].

В современной общественной науке под наследием понимаются феномены, обладающие исключительной ценностью для будущего, как некоего «защитного слоя», против вызовов извне. «Наши мёртвые нас не оставят в беде …» — пел В.С.Высоцкий. Наследие Великой Победы включает в себя образы поступков, поведения, отношений и действий, проявившихся в экстремальных ситуациях военного времени. Эти образы дают возможность понимания особенностей менталитета, ценностных установок, традиций и стереотипов как отдельных людей, так и всего общества в понимании феномена «массового героизма». Духовное наследие Великой Победы это не просто сумма наиболее ярких фактов и событий войны, скорее всего, это те уроки, которые исходят из героического прошлого для их развития в будущем. Уроки, выводимые из наследия Великой Победы дают возможность понимания национальных святынь и символов как памяти о подвигах предков, необходимое для успешного использования их опыта в современной жизни.

Таким образом, духовное наследие Великой Победы – это основной смысловой приоритет воспитания у современных поколений духовности, нравственности и патриотизма, позволяющий понять мотивационные, целевые, содержательные и процессуальные аспекты поступков, поведенческих актов, действий защитников Отечества в суровые дни войны.

Изучение образа Победителя представляет собой одно из важнейших направлений педагогического исследования, необходимого для понимания духовного мира современной молодежи. Содержание образа победителя в сознании молодых может служить основой понимания патриотически ориентированных знаний, патриотической позиции и убеждений молодёжи, явиться основой выявления проблем патриотического воспитания и определение актуальных направлений деятельности органов и учреждений образования, культуры и иных институтов социализации.

Почти семь десятилетий прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, свершения Великой Победы и вполне закономерно, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как главное событие, выдающийся символ героической истории Отечества, а Великую Победу – как выдающееся событие в истории нашей страны и всего мира. По данным социологических опросов, 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрёл символическую значимость и для последующих поколений.

ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Этот «духовный стержень» и сам характер фашистской агрессии, нацеленной на порабощение и истребление целых народов, придали особую ожесточенность советско-германскому противоборству. В те годы действительно можно было говорить о морально-психологическом единстве советского общества. Да, фашистскому рейху с его человеконенавистнической идеологией противостоял жестокий и репрессивный сталинский режим. Но в этом столкновении патриотические, национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими» [2].

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Воин-защитник всегда был в почёте на Руси, как в прочем и самоотверженный труженик и духовный наставник. Этот исторический российский триумвират: защитник — труженик — духовный наставник являлись и являются основой гармонии российского общества и необходимым условием его стабильности, свободы и независимости.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Ключевым для понимания образа Победителя является ценностно-смысловой мир участников боёв Великой Отечественной войны, включающий в себя: ценностные установки на Родину (любовь, долг, ответственность, преданность, самоотверженность), морально-политические представления (представления о справедливом характере войны, жизнеутверждающие представления о целях войны, убежденность в правоте и силе своей армии и политического руководства), социально-психологические установки (ненависть к врагу, чувство войскового товарищества, стремление к преодолению опасностей и тягот войны).

Е.С. Сенявская, описывая портрет фронтовика, отмечает: «Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью, максимализмом. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых людей 1940-х годов. Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе «героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее — они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту» [3].

В Великой Отечественной войне с обеих сторон были задействованы самые различные факторы: социально-политические, экономические, военно-технические, стратегические, геополитические, но главным среди них был человеческий фактор.

Нападая на СССР, фашистская Германия рассчитывала на молниеносную войну, уповая на военно-техническое и экономическое превосходство. Вкупе с фактором неожиданности нападения расчет сработал на начальном этапе войны. Однако в достижении полной победы решающую и определяющую роль сыграл человеческий фактор.

Человеческий фактор — понятие довольно емкое, содержательное, но на войне его вкратце можно свести к качествам таких субъектов, как руководители, лидеры воюющих сторон, полководческая когорта, солдаты, армия в целом. Отечественную войну вел весь советский народ, и определяющую роль сыграли ненависть к фашизму, решимость отстоять свою землю, страну, высокий морально-политический дух, талант полководцев и военачальников, другие качества, которые вызывают законную гордость у ныне живущих поколений. Однако самыми действенными факторами Победы по общему представлению явились патриотизм — 62,7% и героизм — 63,0%. Примечательно, что показатели у всех групп отличаются незначительно: в «полюсных» группах патриотизм назвали 63,6% 18-24-летних и 64,0% 60-летних и старше; героизм 60,2 и 60,8% соответственно. Именно эти качества защитников Родины сыграли определяющую роль в победе над врагом.

В основе такого восприятия образа победителя лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения, здесь и генетически присущий каждому российскому человеку патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.

Победа в Великой Отечественной войне в системе ценностей российских граждан начала ХХI века не теряет своего значения: ее назвали центральным событием ХХ столетия 87% из числа опрошенных Аналитическим центром Юрия Левады. Большинство граждан нашей страны считают, что мы не просто победили, а победили такого врага, перед которым не устояли более благополучные страны, что является в действительности реальным историческим фактом.

Изучение образа Победителя представляет собой одно из важнейших направлений педагогического исследования, необходимого для понимания духовного мира современной молодежи. Содержание образа победителя в сознании молодых может служить основой понимания патриотически ориентированных знаний, патриотической позиции и убеждений молодёжи, явиться основой выявления проблем патриотического воспитания и определение актуальных направлений деятельности органов и учреждений образования, культуры и иных институтов социализации.

Более семи десятилетий прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, свершения Великой Победы и вполне закономерно, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как главное событие, выдающийся символ героической истории Отечества, а Великую Победу – как выдающееся событие в истории нашей страны и всего мира. По данным социологических опросов, 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрёл символическую значимость и для последующих поколений.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

«Огромное моральное и физическое напряжение почти четырех лет этой войны – пишет Е.С. Сенявская, — советский народ выдержал только благодаря «духовному стержню», позволившему ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Этот «духовный стержень» и сам характер фашистской агрессии, нацеленной на порабощение и истребление целых народов, придали особую ожесточенность советско-германскому противоборству. В те годы действительно можно было говорить о морально-психологическом единстве советского общества. Да, фашистскому рейху с его человеконенавистнической идеологией противостоял жестокий и репрессивный сталинский режим. Но в этом столкновении патриотические, национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими» [4].

Ключевым для понимания образа Победителя является ценностно-смысловой мир участников боёв Великой Отечественной войны, включающий в себя: ценностные установки на Родину (любовь, долг, ответственность, преданность, самоотверженность), морально-политические представления (представления о справедливом характере войны, жизнеутверждающие представления о целях войны, убежденность в правоте и силе своей армии и политического руководства), социально-психологические установки (ненависть к врагу, чувство войскового товарищества, стремление к преодолению опасностей и тягот войны).

Е.С. Сенявская, описывая портрет фронтовика, отмечает: «Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью, максимализмом.

Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых людей 1940-х годов. Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе «героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее — они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту» [5].

В основе восприятия образа победителя лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения, здесь и генетически присущий каждому российскому человеку патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.

Победа в Великой Отечественной войне в системе ценностей российских граждан начала ХХI века не теряет своего значения: ее назвали центральным событием ХХ столетия 87% из числа опрошенных Аналитическим центром Юрия Левады. Большинство граждан нашей страны считают, что мы не просто победили, а победили такого врага, перед которым не устояли более благополучные страны, что является в действительности реальным историческим фактом.

В современной России на фоне развала экономики и социальной политики государства, обращение к духовному наследию Великой Победы особенно актуально в связи с ростом вседозволенности в освещении и интерпретации исторических фактов, манипулировании общественным сознанием. Благодатной почвой является сложившийся в течение двух десятилетий духовный вакуум, образовавшегося в сознании целого поколения о событиях Великой Отечественной войне. Сложившийся вакуум привёл к духовному нигилизму многих поколений российских граждан, особенно молодежи, детерминируется.

Нeoбхoдимocть обращения к духовному наследию Великой Победы oбуcлoвлeна активизацией внeдpeния пpактик дeгepoизации в oблаcть общественного бытия и общественного сознания молодёжи в coвpeмeннoм российском oбщecтвe. Этo пpивoдит к pазpушeнию coциальнoгo cмыcла российского патриотизма и его системных доминант: любви к Родине, долга и социальной ответственности, идеи служения Отечеству и замeщeниeм их в coциальнoм бытии эрзацами рациональности потребления, выгоды, эгоцентризма. Прагматизм в coзнании подрастающих поколений становится основным фактором, определяющим пoдмeну бытия сиюминутной дeйcтвитeльнocтью, кoнcтpуиpуeмoй идеологией общества потребления и обслуживающей его интересы властью. Прагматизация социального бытия не нуждается в высоких смыслах героизма, подвижничества, самопожертвования. Она ведёт к наpушeнию coциальнoй цeлocтнocти общества, атoмизации личности в пространстве ролей и идентичностей, формированию «частичности» человека в окружающем мире. Частичному человеку не нужна историческая память. Его поведение, отношения и деятельность носят фрагментарный характер, направленный на сиюминутный результат. Естественно, нет необходимости в формировании образа будущего и стратегий его достижения в практиках саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

Историческая память, это зафиксированные сознанием человека образы событий, их последовательность и логика, ценностные основы и духовные императивы, которые выражают личностную и социальную значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. В этой ситуации историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных исторических личностей формируются впечатления, суждения, мнения о том, что же представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период времени.

Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие по ряду оснований. Во-первых, потому, что эта память связана с историей каждой семьи, ибо это событие затронуло самые существенные и сокровенные стороны в личной жизни людей. Во-вторых, это событие определило не только будущее нашей страны, но и всего мира и поэтому его оценка базируется не только на осознаваемом, но и на интуитивном признании роли этой войны в истории всего человечества. В-третьих, Великая Отечественная война сформировала собственную символику, выступающую основой национальной и социально-политической идентификации многих поколений граждан СССР и современной России. О том, что это событие стало символом для всего народа, всех его слоев и групп, свидетельствует тот факт, что значимость этой войны для истории народа отметили 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82% людей старше 50 лет. А это означает, что опыт защиты Родины военного поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений.

Этот показатель усиливается тем обстоятельством, что в условиях современной идеологической и политической невнятицы победа в Великой Отечественной войне стала фактически единственной позитивной опорной точкой национального самосознания нынешнего российского общества. И хотя в 90-е годы были предприняты многочисленные попытки дезавуирования итогов и событий этой войны, они были отвергнуты исторической памятью. Попытки пересмотра значения битвы под Москвой, Сталинградом, попытки дегероизации подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других были не только не приняты в научной среде, но и отвергнуты массовым историческим сознанием.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Общественная наука в настоящее время обращает внимание на тот факт, что процессы консолидации общества значительно тормозятся в условиях количественного роста социального слоя населения, подменяющего идеи долга и служения Отечеству ориентацией на достижение индивидуального блага. Основной характеристикой ценностных ориентаций современного поколения молодых людей, по мнению И.А. Липского, является эклектичность, «… что характеризует ограниченность социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности» [6,С.8]. Бытие данного социального слоя не укладывается в границы Отечества, оно лишь пересекается с ним внешне территориально и ситуативно. Оно скорее определяется пространством рынка и пространством космополитической массовой культуры.

Чрезвычайно трудным для молодого человека оказывается выбор между личной жизненной позицией (образами будущего, ожиданиями, стремлениями) и социальными тенденциями, определяющими включённость индивида в систему социальных связей и отношений. При этом, всё чаще акценты смещаются в пользу индивидуального (как естественной реакции на вызовы рынка), что проявляется в формах скептицизма, нигилизма по отношению к общественным интересам. Именно эти акценты, выступающие в качестве объективных детерминант воспитания патриотизма у обучающейся молодёжи не достаточно отражаются в педагогических исследованиях.

Общеобразовательная школа, как важнейший социальный институт, не только отражает состояние данного общества, но и определяет тенденции его развития. Изменения, происходящие в обществе в условиях социальных перемен, определяют направленность стратегии патриотического воспитания в общем образовании на становление российской гражданской идентичности, имеющей корневую основу в духовно-нравственных императивах поколений победителей в Великой Отечественной войны. Основное содержание воспитательного потенциала Великой Победы выражает глубинные истоки формирования фундаментальных качеств гражданина и воина, без которых немыслимо экономическое и социально-политическое функционирование и развитие общества, российского государства.

Вот почему стратегия расширения пространства патриотического воспитания за счёт интеграции ресурсов образования и институтов социализации является заботой о становлении духовного мира нынешней российской молодежи, включения в него смыслов и мотивов служения Отечеству, героизме и подвижничестве ради России и должна стать центральной в общем образовании, духовном и нравственном воспитании. Иначе страна наша не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.

Список использованных источников

1. Подберезкин А.И. и Карпенко М.П., Духовное наследие России и образование: содержание, проблемы и перспективы.- http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N05_99/5_18.HTM, дата обращения к эл.ресурсу: 05.05.2017г.;
2. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 05.05.2017г.;
3. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.06.2017г.;
4. Сенявская Е.С., Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.06.2017г.;
5. Сенявская Е.С. Фронтовое поколение Великой Отечественной: социально психологический феномен http://www.perspektivy.info/history/frontovoje_pokolenije_velikoj_otechestvennoj_socialno_psihologicheskij_fenomen_2009-05-07.htm, дата обращения к эл.ресурсу: 01.04.2017г.;
6. Липский И. А., Основные парадигмы воспитания // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 5. — С. 4-10.