Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Организация и создание условий для отдыха детей в каникулярное время (на примере программы летнего отдыха на теплоходе «Капитошка»

Аннотация: в статье акутализируется значимость организации и создания условия для отдахы детей во время каникул на примере программы «Капитошка».

Ключевые слова: детский отдых, программа путешествия, дополнительное образование.

Организация и создание условий для отдыха населения, в том числе отдыха детей в каникулярное время – на сегодняшний день является одной из важных задач муниципалитета. В последнее время в России большое внимание уделяется развитию отдыха и туризма на территории муниципалитетов. И по опросу населения большинство родителей предпочитают отправлять своих детей на отдых, который включает в себя все аспекты развития ребенка.

Во время каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, совместного творчества и общения. Традиционно каникулы рассматриваются как период рекреации и как дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей.

В настоящее время именно в каникулярный период учреждения дополнительного образования и активизируют свою деятельность, т.к. организованный летний отдых предоставляет уникальную возможность для творческого развития, воспитания, оздоровления и обогащения духовного мира ребёнка.

ГБПОУ «Борский Губернский колледж» имеет структурное подразделение дополнительного образования Детское речное пароходство «Борское речное пароходство» и собственный теплоход «Аркадий Гайдар». В 2007 г. была написана и апробирована программа «Капитошка» для детей 9–18 лет.

Целью такого путешествия детей является не только проведение времени на воде, но в первую очередь, создание условий для существенной дифференциации содержания ознакомления и обучения подростков речному делу, что включает в себя развитие знаний, умений и навыков подростков во флотском деле, развитие личности подростка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов, ориентирование подростков на сознательный выбор будущей профессии, связанный с речным флотом, создание для каждого подростка ситуации успеха, как «стартовой площадки» нового витка личностного роста, создание стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества. Такой отдых на воде очень интересен как родителям, так и детям. Это далеко не простые прогулки на теплоходе, когда каждый пассажир предоставлен сам себе. В данных путешествиях за один день возможно проведение до 9 мероприятий, включающих в себя как познавательные, развлекательные, так и экскурсии по старинным городам России.

Рассмотрим основное смысловое понятие в системе данных путешествий. Прежде всего, это развитие – ключевое понятие, определяющее содержание деятельности и способы ее организации, которые максимально способствуют самореализации подростков: физического и духовного саморазвития, развития гражданской, патриотической и профориентационной активности, творческой и эмоциональной сферы. Во-вторых, оздоровление. Не только в физическом смысле, но и оздоровление подростков через создание доброго климата в коллективе, организация творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, при условиях благоприятного экологического окружения.

Условия реализации программы

1. Материально-технические условия предусматривают:

  • частичное финансирование питания и проживания из областного бюджета, за счет родительских взносов;
  • наличие стационарной базы на теплоходе «Аркадий Гайдар» на 33 человека, в которой предусмотрен камбуз (столовая), музыкальная комната, каюты, кают-компания, помещения на палубе под открытым небом;
  • наличие телевизора, аудио-видеотехники;
  • наличие в достаточном количестве канцелярских принадлежностей;
  • наличие спортивного инвентаря.

2. Кадровые условия:

В реализации программы участвуют:

  • начальник профильной смены, руководитель программы;
  • педагоги дополнительного образования, педагог-организатор;
  • медицинский работник – организатор оздоровительной и профилактической работы профильной смены;
  • методический консультант – заместитель директора по ВР – обеспечивает выполнение программы профильной подготовки;
  • плавсостав теплохода «Аркадий Гайдар».

3. Методические условия предусматривают:

  • материалы Положения «Детского речного пароходства», Устава ГБПОУ «Борского Губернского колледжа»;
  • материалы из опыта работы молодежных организаций и объединений; программы ранее проводимых и подобных лагерей;
  • программу воспитания подрастающего поколения Нижегородской области;
  • наличие необходимой документации (Положение о профильной сиене, должностные инструкции, приказ об организации профильной смены и др.);
  • программа деятельности и план работы на смену;
  • проведение инструктивно-методического сбора с работниками лагеря до начала смены;

4. Критерии эффективности программы:

  • реальные цели и результат программы;
  • гумманизация и демократизация жизнедеятельности детей и подростков в лагере;
  • психологический климат в лагере;
  • творческое сотрудничество подростков, педагогов, плавсостава, родителей;
  • возможность выбора деятельности;
  • возможность раскрыть свои способности, проявить личную инициативу;
  • удовлетворенность подростков предложенными видами деятельности, формами работы;
  • активность и заинтересованность учащихся, родителей в реализации Программы;
  • использование возможностей теплохода «Аркадий Гайдар»;
  • применение разнообразных форм профориентации и отдыха.

5. Формы и методы отслеживания результатов:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

  • анкетирование учащихся;
  • анкетирование педагогов;
  • собеседование с педагогами;
  • бортжурнал (в котором ежедневно указывают дату, вид деятельности, представленный результат, рефлексию дня и др.);
  • наблюдения за участием подростков в деятельности;
  • медицинский осмотр подростков;
  • статьи и заметки в вестнике смены о жизнедеятельности подростков;
  • фотогазеты профильной смены и видеоматериалы;
  • «До свидания, теплоход!» (предложения и пожелания).

6. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение мотивации к изучению истории флота, знаниям и навыкам подростков во-флотском деле;
  • вовлечение новых воспитанников в творческие объединения Детского речного пароходства «Борское речное пароходство»;
  • повышение флотской культуры учащихся;
  • воспитание качеств гражданина и патриота;
  • привлечение внимания государственных и общественных организаций к реализации программы;
  • расширение социокультурных связей;
  • ориентация подростков на сознательный выбор будущей профессии, связанный с речным флотом;
  • развитие личности подростка, раскрытие его способности на основе удовлетворения интересов;
  • создание для каждого подростка ситуации успеха, как «стартовой площадки» нового витка личностного роста;
  • создание стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
  • установка на здоровый образ жизни.

Основное содержание работы по программе

Основное содержание смены реализуется через сюжетно-ролевую игру. На время смены участники путешествия делятся на два экипажа, в каждом выбираются капитаны, названия экипажей, оформляются газеты, где отмечаются мероприятия и достижения. На протяжении всего времени между экипажами организуются соревнования. Выбирают Робинзона (дежурный командир) и Пятницу (его помощника) каждый день на вечерних общих сборах лагеря, которые заботятся о путешественниках и организуют всевозможные мероприятия, устраивают соревнования и награждения. В течение всей смены ведется бортовой журнал (летопись) летописцем. Каждый вечер проводится гитара по кругу, читаются легенды флота, лучшим «мы говорим спасибо» и награждаются синими ленточками с надписью. Во время движения теплохода рассказывается о достопримечательностях и истории края. Путешественникам предстоит познать радость многообразия, непохожести и неповторимости жизни на теплоходе.

Программа профессиональной смены «Капитошка» основана на игре, т.к. использование игры позволяет избегать прямого воздействия педагогов на воспитанников, определяя рамки дозволенного через легенды, приключения, игровые ритуалы. Эмблемой смены является мягкая игрушка, при помощи которой проводится ряд игр. В последний день путешествия ребята пишут «Послание» другой смене (которое хранится у руководителя и передается другим детям).

Основные направления деятельности профильной смены:

  • профориентационный;
  • спортивно-оздоровительный;
  • патриотический;
  • этико-нравственный;
  • культурно-экологический.

В течение смены запланированы:

  • конкурсы («Мисс очарования», «рыцарский турнир», мини-конкурсы на каждый день);
  • интеллектуальные игровые программы, способствующие расширению кругозора и общему развитию;
  • игры и мероприятия, способствующие развитию толерантности на базе теплохода (музыкальная игра «Звездный небосвод», «Увлекательное путешествие», «Сладкое дерево»), «Крестики-нолики», «Полигон психологических действий»;
  • экскурсии (в музей ДДТ им. Чкалова, Макарьевский Желтоводский женский монастырь, музей – сказка, обзорная экскурсия по Костроме, Лосиная ферма, посещение клуба юный речников, экскурсия по Ярославлю, музей юных моряков);
  • спортивные мероприятия, соревнования (День Здоровья, Веселые старты, троеборье, «Веревочный курс» и т.д.);
  • зеленые стоянки (остров «Телячий», «Мочальный»).

В смене предполагается работа следующих служб:

– медицинская служба: осуществление медицинской помощи, организация профилактической работы по предупреждению заболеваний, пропаганда здорового образа жизни через минутки здоровья, которые проходят каждый день на линейках, участие в мероприятиях, предполагающих возможность травматизма;

  • методическая служба: руководители кружков оказывают методическую помощь в разработке сценариев, в разработке и организации общелагерных мероприятий;
  • психологическая служба: диагностирование психологического состояния через ежедневную цветопись, исследование влияние данной программы на воспитанников;
  • спортивная служба: организация утренней зарядки, обеспечение участников смены спортивным инвентарем, организация спортивных мероприятий и соревнований.

В итоговый период смены – проводится сбор-итог в игровой форме, где отмечаются наиболее удачные мероприятия, запомнившиеся экскурсии, конкурсы.

На закрытии смены – Прощальном Празднике – воспитанники демонстрируют приобретенные за смену навыки, умения и знания. Заключительный праздник и становится итогом смены.

Механизм реализации программы

На время смены участники превращаются в путешественников по Волге. Начальник смены и воспитатели становятся старейшинами, помощники воспитателей Добрыми Помощниками. Символическое изображение – карта движения теплохода по реке (точная копия акватории следования), в ходе сюжетно-ролевой игры, на корабле появятся разноцветные флажки, а на газетах экипажей появляются мероприятия, победители. Кроме того, ежедневно заполняется цветопись настроения – флажки. Ежедневно проводится утренний сбор путешественников, проводится минутка здоровья и решаются текущие вопросы; а также

«десятиминутка» после ужина, где происходит подведение по итогам дня.

Рейтинг личностного роста

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

После проведения мероприятия пишутся победители, им на вечернем сборе все говорят «Спасибо» и вручают синюю ленточку. В конце смены определяется участие каждого ребенка в мероприятиях. Подводятся итоги, и оформляется рейтинг личностного роста в диаграммах. Воспитателями ежедневно ведется карта-мониторинг для дополнительного учета участия детей в мероприятиях. В картах-мониторингах также отмечается настроение детей, что удалось сделать, а что нет.

В настоящее время, проведя анализ потребностей населения, в программу вносятся изменения. Предлагаются более короткие, но не менее насыщение рейсы, как для детей, так и для всей семьи.

Студенты Борского Губернского колледжа ежегодно проходят плавательную практику на теплоходе и принимают непосредственное участие в реализации данной программы. «Капитошка» получила массу положительных отзывов от участников разных городов и областей Российской Федерации.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют детям широкие возможности для выбора будущего вида деятельности во взрослой жизни. Возможность «примерить» на себя будущие социальные роли, попробовать свои силы в тех или иных видах деятельности, осознать свою индивидуальность и ценность, развить свои познавательные интересы и личностные качества – это то, что возможно сделать за смену – интенсивную, краткосрочную, имитационную модель проживания, которую можно рассматривать как важнейший фактор социально-личностного развития детей и подростков.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ (действ. ред., 2016), ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
3. Положение о деятельности структурного подразделения дополнительного об- разования ГБПОУ БГК Детское речное пароходство «Борское речное пароходство».
4. Устав ГБПОУ Борского Губернского колледжа.
5. Книга вожатого: лучшие сценарии для летнего лагеря/ авт.-сост. В. И. Руденко. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 216 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1255

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке