Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Появления института медиации в России и проблемы, связанные с его развитием»

Аннотация: в данной статье исследуется институт медиации, приводятся причины и хронологические рамки появления института медиации в России, как альтернативного способа разрешения споров, направления деятельности данного института в целом и российских медиаторов в частности, а также проблемы, возникающие в связи с его развитием и пути их решения.

Ключевые слова: медиация, АРС, программа подготовки медиаторов, досудебный способ урегулирования споров.

Как альтернативный метод разрешения споров, медиация впервые появляется и успешно себя зарекомендовывает во вторую половину двадцатого века в США, а спустя некоторое время начинает функционировать и в Европе.

В России данный институт появился позднее и имел ряд трудностей. Так в период с 1990 по 1993 гг. в нашей стране появляется ряд общественных организаций, которые заинтересовали американских коллег: «Международная ассоциация конфликтологов, Партнеры за демократию (всего около десяти)» [1, C. 33] и др., которые пытались разработать медиативные технологии. Западные медиаторы поде-лились своим опытом: технологиями и методами американской модели медиации. Но убедились в том, что такая модель совершенно не отвечает запросам российской действительности.

В 1993 г. в рамках экспериментального проекта по освоению медиативных технологий в Санкт-Петербурге появился «первый в России Центр разрешения конфликтов (ЦРК)» [1, C.33]. Это позволило подготовить первых российских медиаторов в составе семи человек и стало отправной точкой развития медиации в нашей стране.

В 1994 г. специалисты, прошедшие курс обучения в ЦРК, начинают заниматься практикой по разрешению межличностных конфликтов, в процессе которой происходит разработка собственной программы подготовки медиаторов, которая спустя два года, получила заслуженное признание со стороны американских коллег.

Прошедшие в разное время подготовку в Центре разрешения конфликтов медиаторы сейчас успешно занимаются своей деятельностью во многих городах нашей страны. Высокий стандарт подготовки медиаторов в Центре был подтвержден на «I Международной конференции посредников Восточной Европы и постсоветского пространства (Санкт-Петербург 1999 г.) и на международной конференции «Практика ненасильственного разрешения конфликтов и споров в постсоветском пространстве» (Одесса 2005 г.)» [1, C. 33]. Наряду с программой подготовки медиаторов в ЦРК, на базе факультета философии и политологии СПбГУ в период с 1993 по 1999 гг. действовал пилотный проект — экспериментальная подготовка конфликтологов, что впоследствии перешло в государственную программу под-готовки конфликтологов. А в 2001 г. начала функционировать магистерская программа подготовки конфликтологов.

Немаловажным остается и тот факт, что появление медиации в России связано с попытками разгрузить судебную систему, соответственно, институт АРС, а как его часть медиация, получил поддержку со стороны государства.

После вступления в силу закона о медиации началось ее активное внедрение в практику разрешения споров сверху, от власти. Это направление нашло поддержку и среди юристов, и представителей государственной власти. Медиация единодушно была принята как наиболее практичная и гуманная альтернатива.

Таким образов, в истории появления и развития медиации можно выделить два направления: социальное и социально-правовое. Под социальным направлением появления института медиации в России следует понимать деятельность первых российских медиаторов, которые и стояли у истоков ее появления, перенимая опыт западных медиаторов, адаптируя их методы и разрабатывая собственные программы. Деятельность медиаторов в рамках данного направления все более совершенствуется, по всей стране появляются и начинают функционировать центры по подготовке медиаторов, выработан профессиональный стандарт.

Под социально-правым направлением – деятельность государства по законодательному закреплению функционирования института медиации, которая началась, прежде всего, через присвоение государственного стандарта программе подготовки конфликтологов в рамках Санкт-Петербургского Государственного Университета, а также через законопроекты, федеральные программы, внесение изменений в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы РФ. Но наибольшей правовой победой российских медиаторов, все же стал вступивший в законную силу с 1 января 2011г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2], за которым последовала череда внесения поправок в ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации.

При этом, несмотря на оптимистические тенденции в развитии данного института, остается еще множество проблем и трудностей, которые предстоит решить в ближайшем будущем. Связано это с отраслевой специализацией деятельности медиаторов (юристы, педагоги, психологи, конфликтологи), с проблемами, возникающими в процессе обучения медиаторов (недостатки федеральной программы подготовки медиаторов), непрофессиональной деятельностью некоторых организаций и медиаторов – отсутствие соответствующих документов на право заниматься данным видом деятельности.

Сейчас медиация становится популярной и востребованной в рамках судебных заседаний (организация комнат примирения при судах), в бизнес-структурах (привлечение специалистов в крупные компании) и прибегание к услугам медиаторов рядовых граждан. Но одинакова ли картина на всей территории страны? Безусловно, нет. Это связано и с разной степенью информированности населения разных регионов России, и с наличием специалистов, способных осуществить качественное оказание медиативных услуг. А также с объективной причиной недостатка финансирования. Необходима поддержка медиации в области социальной сферы, но для этого придется сокращать бюджетные статьи в других областях. Таким образом, работа института медиации зафиксирована в 58 [3, C.283] из 85 субъектов РФ.

Еще с момента зарождения медиативной практики в России насущной проблемой была кооперированность медиаторов: либо заниматься индивидуальной практикой, либо объединиться. В пользу второго варианта свидетельствует опыт, подтвержденный временем и практикой и Закон «О медиации» в статьях 17-19 [2], что позволяет осуществлять контроль за соблюдением медиаторами соответствующих стандартов, вести реестр, способствующий упорядоченности и доступности к информации о медиаторах, а также определить круг лиц, несущих ответственность за причиненный сторонам вред в ходе проведения процедуры медиации в соответствии с гражданским законодательством РФ.

На ранних этапах развития медиация, да и вся система АРС воспринимались со стороны судейского сообщества как своего рода конкурент, а во много и малоэффективный метод урегулирования конфликтов по сравнении с судом. Впоследствии ситуация оказалась в точности противоположной. Утверждается, что медиативные технологии, взятые судьями на вооружения, увеличивают показатели количества и качества договоренностей сторон в рамках судебного заседания. Или если взять в расчет зарубежный опыт, то судьи в отставке успешно занимаются проведением процедуры медиации. Что касается Российской Федерации, то решение данной проблемы находится в ст. 15 Закона «О медиации», в которой говорится, «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы не могут быть медиаторами» [2]. Также данный запрет помогает предотвратить проблему коррупционной составляющей деятельности медиаторов.

Проблема, связанная с программой подготовки медиаторов, долгое время оставалась острой. Утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации она была трехуровневой, несистематизированной, поэтому сложно подвергалась реализации. Но были в ней и положительные моменты — 120 часов базового курса, освоив который было разрешено привлекать прошедших обучение в практике медиации [3, C. 284]. Но по своему характеру он был не совсем последовательным, что привело чисто субъективному пониманию медиации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На втором уровне (300 ч.) проходило преподавание различных специфических направлений деятельности медиаторов, что усложняло и делало обучение более дорогим. Третий уровень предполагал освоение медиатором специальности тренера.

Таким образом, это делало обучение медиаторов сложным, дорогим и не гарантировавшим по-лучение компенсаций своим затратам. В связи с этим на рынке образовательных услуг появились более доступные и быстрые (30-40 ч.) программы, что отразилось как на качестве оказания услуг, так и привело к более тяжелым последствиям – незаконной продаже свидетельств [3, C. 284].

Во многом преодоление трудностей, связанных с развитием института медиации, может быть связано с разработкой профессионального стандарта подготовки медиаторов. А так как деятельность медиаторов была внесена в профессиональный реестр, как было отмечено ранее, то профессиональный стандарт позволит четко определить квалификационные характеристики медиации как профессии, сведения, о чем в данный момент ограничены, а также будет способствовать развитию института медиации в РФ.

Процедура медиации может применяться как во внесудебном, так и в досудебном порядке, в за-коне «О медиации» не говорится, что медиация является обязательной досудебной процедурой, не принимая во внимание пункта, посвященного медиативной оговорке.

Таким образом, на пути развития института медиации еще остается ряд трудностей, которые необходимо решить в ближайшее время как с помощью государственной поддержки, проявляющейся в строительстве и совершенствовании нормативной базы института медиации, так и через деятельность профессионального сообщества медиаторов.

Имея определенный опыт в этом направлении, связанный с появлением данной отрасли в стране и последующим реформированием и дополнением российского законодательства, способствующим развитию института медиации и системы АРС, можно говорить, несмотря на все трудности и несовершенства, об успешном развитии альтернативных методов урегулирования споров в российском государстве.

Список использованных источников

1. Аллахвердова О. В. «Медиация – новая коммуникация»// Журнал социологии и социальной антропологии.- Спб., 2002, Том IX №4.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулиро-вания споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями) ст. 2.
3. Карпенко А.Д, Меренкова Е.А. Современное состояние развития медиации в Рос-сии//Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. – СПб, 2014.
4. Шамликашвили Ц. А. Медиация в России. Современное состояние. – М.: ООО «Межрегио-нальный центр управленческого и политического консультирования», 2011.
5. Шамликашвили Ц. А. Бюллетень Федерального института медиации 2013 г. – М: ООО «Mежрегиональный центр управленческого и политического консультирования»,2014.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1195

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке