Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовые аспекты экономической интеграции»

Аннотация. В статье рассматривается проблема правовых аспектов экономической интеграции в странах СНГ, прежде всего, выгодное и безопасное участие стран СНГ в процессах международной региональной интеграции. В статье выделены проблемы правового характера, которые тормозят интеграционные процессы в СНГ

Ключевые слова: интеграция, экономика стран СНГ, право, гармонизация законодательства, Евразийский экономический союз, мигранты.

В современной международной экономической жизни заметным явлением стала экономическая интеграция. Очевидно, что участие в процессах интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Именно поэтому экономическая интеграция стран СНГ, как предмет правового регулирования, должна стать важной задачей для Евразийского экономического союза. Межгосударственное взаимодействие стран СНГ является инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает интересам государств Содружества.

Экономическая интеграция в рамках СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивного законодательства международного уровня.

18 ноября 2011 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Это соглашение выявило новую тенденцию в эволюции евразийской интеграции. На данный момент есть полное взаимопонимание с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по поводу важности унификации, то есть установления идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, и гармонизации законодательства – сближения законодательства государств-членов, направленного на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования. Странам, участвующим в Договоре о ЕАЭС, необходимо договориться о принятии национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к партнерам по Евразийскому экономическому союзу.

В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на особую важность необходимости создания качественного единого правового пространства на территории Таможенного Союза и ЕЭП. В интересах всех государств — членов начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП таким образом, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через многочисленные абзацы, статьи, подстатьи и отсылочные нормы. Особенно важной проблемой становится, по нашему мнению, трудовая миграция, являющаяся неотъемлемой частью экономической интеграции. В специальных международных актах, конвенциях и договорах закреплены специальные нормы, регулирующие непосредственно права мигрантов, в первую очередь, в актах Международной организации труда. К ним относятся: Конвенция МОТ № 97 о правах мигрантов 1949 г., Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., в которой обобщен опыт регулирования прав мигрантов.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда – Россия. Из выше сказанного и возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться (в некоторых странах оно вообще отсутствовало).

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации в сфере миграции диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений. Поэтому в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям. Например, приятной новостью для граждан Армении и Кыргызстана стало то, что 2 января 2015 года вступила в Евразийский экономический союз Армения, а 6 августа 2015 года — Кыргызстан. Теперь для работы в России гражданам Армении и Кыргызстана больше не нужен патент 2. Согласно статье 97 договора о Евразийском экономическом союзе граждане стран ЕАЭС могут работать в РФ без патентов и разрешений на работу, срок постановки на миграционный учёт увеличивается до 30 суток, дипломы, аттестаты, и прочие документы об образовании, выданные в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане без проблем признаются в России без дополнительных процедур признания (если устраиваться работать в сфере педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности, дипломы нужно признавать).

Иностранные граждане, прибывшие из стран с безвизовым режимом, с 1 января 2015 г. для работы у юридических лиц будут получать патенты. Будет устранена действовавшая несколько лет квотная система. Таким образом, уже сейчас просматриваются тенденции к улучшению прав трудящихся мигрантов из стран СНГ.

Возможно, основным толчком для этого послужило намерение в будущем создать единое развитое экономическое пространство, которое будет независимое от влияния как Запада, так и ее политики в отношении стран Азии. В связи с этим возникает необходимость в честном и беспристрастном правосудии при возникновении негативных ситуаций. Таковое правосудие предназначен осуществлять Суд ЕврАзЭС, который был создан Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества как один из органов Сообщества.

Наряду с рассмотрением межгосударственных споров экономического характера, возникающих при применении международных договоров и решений в рамках ЕврАзЭС, Суд ЕврАзЭС обладает компетенцией, связанной с рассмотрением дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза2 [4].

Однако, кроме этого есть необходимость усовершенствовать данный орган, создав на базе Экономического суда СНГ (соответствующим решением глав государств) суд с надгосударственными полномочиями. Этот суд мог бы рассматривать дела по определенным категориям. Для этого целесообразно образовать в нем следующие подразделения:

— по рассмотрению дел о соответствии конституций и законов государств — участников Содружества межгосударственным соглашениям и иным актам СНГ;
— по делам о соблюдении прав человека в Содружестве;
— по разрешению трудовых споров между органами, институтами Содружества и работниками этих органов, институтов, обладающими иммунитетом от национальной юрисдикции.

Подводя итог, очевидно, что дальнейшее совершенствование сотрудничества и развитие экономической интеграции стран — членов СНГ должно происходить по двум организационно-правовым направлениям: многостороннему (прежде всего в рамках СНГ, ЕврАзЭС) и двустороннему. Двусторонние и многосторонние формы связей в современной международно-правовой практике находятся в единстве, развиваются в одном направлении и выполняют общие стратегические задачи интеграции, дополняя друг друга.

Список использованных источников

1. Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества (с изменениями от 23 июня 2006 г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.evrazes.com/docs/view/5
2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (с изменениями и дополнениями от 25 января 2006 года и от 6 октября 2007 года) [Электронный ресурс] URL:http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Dogovor_EvrAzES.aspx
3. Высший Евразийский Экономический Совет, Решение от 23 декабря 2014 года N 101 Об утверждении Регламента Суда Евразийского экономического союза
4. Мясникович М.В. Проблемы интеграции: политические, правовые, экономические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95).
5. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

942

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке