Ключевые слова: интеграция, экономика стран СНГ, право, гармонизация законодательства, Евразийский экономический союз, мигранты.
В современной международной экономической жизни заметным явлением стала экономическая интеграция. Очевидно, что участие в процессах интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Именно поэтому экономическая интеграция стран СНГ, как предмет правового регулирования, должна стать важной задачей для Евразийского экономического союза. Межгосударственное взаимодействие стран СНГ является инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает интересам государств Содружества.
Экономическая интеграция в рамках СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивного законодательства международного уровня.
18 ноября 2011 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Это соглашение выявило новую тенденцию в эволюции евразийской интеграции. На данный момент есть полное взаимопонимание с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по поводу важности унификации, то есть установления идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, и гармонизации законодательства – сближения законодательства государств-членов, направленного на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования. Странам, участвующим в Договоре о ЕАЭС, необходимо договориться о принятии национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к партнерам по Евразийскому экономическому союзу.
В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на особую важность необходимости создания качественного единого правового пространства на территории Таможенного Союза и ЕЭП. В интересах всех государств — членов начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП таким образом, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через многочисленные абзацы, статьи, подстатьи и отсылочные нормы. Особенно важной проблемой становится, по нашему мнению, трудовая миграция, являющаяся неотъемлемой частью экономической интеграции. В специальных международных актах, конвенциях и договорах закреплены специальные нормы, регулирующие непосредственно права мигрантов, в первую очередь, в актах Международной организации труда. К ним относятся: Конвенция МОТ № 97 о правах мигрантов 1949 г., Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., в которой обобщен опыт регулирования прав мигрантов.
Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда – Россия. Из выше сказанного и возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться (в некоторых странах оно вообще отсутствовало).
Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации в сфере миграции диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений. Поэтому в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям. Например, приятной новостью для граждан Армении и Кыргызстана стало то, что 2 января 2015 года вступила в Евразийский экономический союз Армения, а 6 августа 2015 года — Кыргызстан. Теперь для работы в России гражданам Армении и Кыргызстана больше не нужен патент 2. Согласно статье 97 договора о Евразийском экономическом союзе граждане стран ЕАЭС могут работать в РФ без патентов и разрешений на работу, срок постановки на миграционный учёт увеличивается до 30 суток, дипломы, аттестаты, и прочие документы об образовании, выданные в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане без проблем признаются в России без дополнительных процедур признания (если устраиваться работать в сфере педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности, дипломы нужно признавать).
Иностранные граждане, прибывшие из стран с безвизовым режимом, с 1 января 2015 г. для работы у юридических лиц будут получать патенты. Будет устранена действовавшая несколько лет квотная система. Таким образом, уже сейчас просматриваются тенденции к улучшению прав трудящихся мигрантов из стран СНГ.
Возможно, основным толчком для этого послужило намерение в будущем создать единое развитое экономическое пространство, которое будет независимое от влияния как Запада, так и ее политики в отношении стран Азии. В связи с этим возникает необходимость в честном и беспристрастном правосудии при возникновении негативных ситуаций. Таковое правосудие предназначен осуществлять Суд ЕврАзЭС, который был создан Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества как один из органов Сообщества.
Наряду с рассмотрением межгосударственных споров экономического характера, возникающих при применении международных договоров и решений в рамках ЕврАзЭС, Суд ЕврАзЭС обладает компетенцией, связанной с рассмотрением дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза2 [4].
Однако, кроме этого есть необходимость усовершенствовать данный орган, создав на базе Экономического суда СНГ (соответствующим решением глав государств) суд с надгосударственными полномочиями. Этот суд мог бы рассматривать дела по определенным категориям. Для этого целесообразно образовать в нем следующие подразделения:
— по рассмотрению дел о соответствии конституций и законов государств — участников Содружества межгосударственным соглашениям и иным актам СНГ;
— по делам о соблюдении прав человека в Содружестве;
— по разрешению трудовых споров между органами, институтами Содружества и работниками этих органов, институтов, обладающими иммунитетом от национальной юрисдикции.
Подводя итог, очевидно, что дальнейшее совершенствование сотрудничества и развитие экономической интеграции стран — членов СНГ должно происходить по двум организационно-правовым направлениям: многостороннему (прежде всего в рамках СНГ, ЕврАзЭС) и двустороннему. Двусторонние и многосторонние формы связей в современной международно-правовой практике находятся в единстве, развиваются в одном направлении и выполняют общие стратегические задачи интеграции, дополняя друг друга.
Список использованных источников
1. Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества (с изменениями от 23 июня 2006 г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.evrazes.com/docs/view/5
2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (с изменениями и дополнениями от 25 января 2006 года и от 6 октября 2007 года) [Электронный ресурс] URL:http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Dogovor_EvrAzES.aspx
3. Высший Евразийский Экономический Совет, Решение от 23 декабря 2014 года N 101 Об утверждении Регламента Суда Евразийского экономического союза
4. Мясникович М.В. Проблемы интеграции: политические, правовые, экономические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95).
5. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.